Бронетанковая промышленность и разведка очень тесно связаны между собой. То, что часто нововведения появляются благодаря хорошей работе разведки, не является большой новостью. В случае с советским танкостроением хватает случаев, когда полученные сведения повлияли на развитие боевых машин. Например, так на советских танках появилась торсионная подвеска. В полной мере это касалось и зарубежных коллег. Впрочем, полученная информация не всегда отличалась точностью, особенно когда ее сбором занимались люди, весьма далекие от техники.
Разведывательная информация, которая порой поступала из третьих, а то и четвертых рук, часто оказывалась очень вольным пересказом. Подобные информационные сводки приносили разведывательные службы всех стран. Порой они приводили к резкой смене программы танкостроения, как это произошло с советским танкостроением весной 1941 года. Но чаще это приводило к различным курьёзам, которые позже оседали в ведомственных архивах. Хватало подобных курьёзов и у английской разведки.
Надо сказать, что тяжелым танкам английская разведка нередко доносила странную информацию. Например, именно англичане являются источниками индекса Mammuth в случае с Pz.Kpfw.Maus. Именно так нередко именуют самые ранние варианты танка, хотя в реальности такого обозначения не существовало. Нет, это не англичане придумывали, обычно такое стало результатом допроса военнопленных или подброшенная дезинформация. На последнее намекает то, что иногда показания разных людей более-менее совпадали.
Впрочем, чаще всего речь шла не о дезинформации, а том, что разведка получала данные из третьих-четвертых рук. Именно такое случилось осенью 1943 года, когда англичане впервые узнали о существовании о новом немецком танке — Tiger II. 16 ноября 1943 года появилась разведывательная свода, в которой фигурировала данная машина, наряду с Pz.Kpfw.Panhter. Но с некоторыми нюансами. По «Пантере» англичане получили информацию от советской стороны, причем не только более-менее достоверную (после Курской Дуги трофейных танков данного типа хватало), но и разведывательные сводки. А вот там был допрос некоего капитана Науэра Гейнца, который якобы что-то слышал от своего знакомого, который работал в фирме «Порше». Судя по тому, каким Tiger II нарисовала английская разведка, показания этого самого бравого немецкого капитана легли в основу полученного эскиза.
Итак, согласно показаниям немецкого военнопленного из состава 1-й дивизии СС, на замену Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E построили новый танк. Боевая масса не конкретизировалась, впрочем, судя по тем материалам, которые англичане присылали к нам летом 1943 года, она составляла не менее 60 тонн. Также не конкретизировалась толщина брони. Опять же, по английским данным, она возросла на 25-50 мм. Можно сказать, что угадали: лоб корпуса настоящего Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B имел толщину 150 мм, что на те самые 50 мм больше, чем у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
А вот дальше начиналось самое веселое. А именно как Tiger II увидела британская военная разведка. То, что броневые листы находятся под большими углами наклона, они поняли. Другой вопрос, каким образом. Также англичане нарисовали танку свечную подвеску, как это сделал для «Пантеры» капитан Науэр Гейнц. Очень похожей оказалась башня, включая и смотровые щели.
В итоге получилось следующее: английская разведка взяла свои данные, потом наложила на них то, что прислала советская сторона. В итоге получилась неведома зверушка. Единственной правдивой информацией было то, что Tiger II существовал. Но он мало был похож (точнее, вообще не похож) на то, что получилось у англичан. Впрочем, смеяться не стоит: немецкая разведка, примерно в это же самое время, рисовала ничуть не менее хтоничные объекты, которые якобы выпускались в СССР.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- British Army War Diary Copying Service
-
источник: https://dzen.ru/b/ZeRn1L_cPGANW6dr