Процесс перемещения артиллерии в Музее отечественной военной истории
Большие перемещения музейных экспозиций, особенно когда идет речь о военно-технических музеях — это особенное зрелище. Зрителей обычно на таких активностях либо нет совсем, либо немного. Между тем, нередко перемещение экспонатов оказывается интереснее иных парадов. Многое из того, что приходит в движение, крайне редко можно видеть в таком состоянии. Касается это далеко не одной военной техники. Артиллерия, особенно тяжелая, смотрится ничуть не менее интересно.
Почти сразу после Дня Победы в Музее отечественной военной истории прошла крайне интересная активность. После того, как экспонаты Танкового корпуса заняли свои места, в движение пришла артиллерия. В музее ее немало, есть и редкие экспонаты. Их увидеть-то вживую можно нечасто, а уж в движении тем более. Вашему вниманию предлагается репортаж, посвященный перемещению музейной артиллерии.
Сам по себе Музей отечественной военной истории часто ассоциируется с танками, но на самом деле это отнюдь не танковый музей. Одних только манекенов в военной форме здесь уже более полутора сотен, и их число растет. Постоянно идет пополнение по стрелковому оружию, автомобильной техники. Естественно, без артиллерии никак не обойтись. Это одно из приоритетных направлений музея, но от этого он музеем артиллерии не становится. Главный упор делается на наиболее массовые образцы, хотя и уникальные образцы тоже попадаются.
Площадка, посвященная артиллерии, появилась одновременно с открытием музея. Создавалась она по классическому канону подобных площадок. С той разницей, что у посетителей есть доступ к экспонатам. И если в большинстве музеев это означает, что артиллерию будут крушить, то в Падиково подобного практически не происходит. Большинство посетителей ведет себя адекватно, есть с чем сравнивать. Обычно такой доступ приводит к тому, что люди начинают доказывать правоту теории Дарвина о происхождении видов.
Вместе с тем, постепенно взгляд на то, какой должна быть экспозиция артиллерии, меняется. Примерно так же менялся взгляд и на то, как должна экспонироваться бронетанковая техника. Исходно считалось, что навеса хватит, но далее стало понятно, что нужен полноценный музейный корпус. Так что теперь есть два корпуса — Танковый, а также для самоходной артиллерии. Теперь дошла очередь и до буксируемой артиллерии.
Помимо того, что орудия на улице внезапно тоже гниют, есть и другая причина для реэкспозиции. Музейная мастерская занимается реставрацией не только военной техники, но и артиллерии. На улицу она уже не возвращается, поскольку отсутствует смысл. Размещение такого экспоната в помещении позволяет поставить всё то, что обычно с него снято. Например, прицелы и орудийный ЗИП.
Одним словом, вопрос нового дома для артиллерии назрел. Впрочем, чтобы дело перешло в практическую сторону, сначала надо переместить всю экспозицию на другую площадку. На всякий случай, речь шла о нескольких десятках единицах артиллерии. Из них легкими можно считать где-то с десяток. В бытности сотрудником Центрального Музея Великой Отечественной войны как-то пришлось принять участие в подобном. Запомнилось хорошо, особенно когда начались орудия массой больше двух тонн. Ту же 100-мм полевую пушку БС-3 разворачивали силами восьми человек.
В Падиково теми же самыми вопросами занимается группа из трех сотрудников музейной мастерской. Работа упрощается за счет того, что используется механизация — погрузчик и трактор. Вместе с тем, главным фактором успеха и оперативности работ является не механизация, а слаженность действий. Тут у мастерской есть чему поучиться. Причем ровно такой же подход у ее сотрудников практически к любым экспонатам, у них и перемещение военной техники выглядит процессом, работающим как часы.
Первым делом на резервную площадку отправилась противотанковая, дивизионная и полковая артиллерия. С ними ситуация наиболее простая. Ту же 45-ку вполне может таскать один человек, если речь идет о перемещении по ровной поверхности. В случае с пушками вроде ЗИС-3 уже ситуация посложнее, поскольку орудие имеет массу более тонны. Тем не менее, и эти орудия вполне спокойно перевозятся при помощи погрузчика.
Трактор понадобился после того, как дело дошло до артиллерии, имеющей массу более двух тонн. Собственно говоря, и расчет у них обычно больше, чем у дивизионных пушек. У той же 122-мм гаубицы М-30 он составляет 8 человек. Зачем столько нужно, становится понятно, когда надо это орудие просто развернуть. Погрузчику такое таскать уже тяжело, впрочем, и тут он без дела не оставался. Два человека, используя погрузчик, оперативно складывали станины.
Настоящее испытания началось в тот момент, когда дело дошло до 152-мм гаубицы М-10. Дело в том, что данная система без передка не перевозится. Его устройство чем-то похоже на «седло» тягача, то есть на него опираются станины. Такая схема весьма распространена в тяжелой артиллерии. Вот только есть один нюанс. Мало того, что требуется «подкатной» передок, еще и его установка превращается в нетривиальный процесс.
Результатом стало то, что даже при наличии механизации перевод гаубицы М-10 в походное положение занимает 7-10 минут. А сама она имеет боевую массу больше 4 тонн (4,5 тонны в походном положении). Схожая конструкция лафета была и у 107-мм пушки М-60. С учетом того, что среди задач данных орудий был и огонь прямой наводкой, такая конструкция лафета вызывает массу вопросов. Неслучайно М-60 в переписке за 1941 год не именуется как «дивизионная».
На этом фоне не стоит удивляться, что вскоре после начала Великой Отечественной войны М-60 и М-10 перестали выпускать. Отчасти преемником М-60 стала уже упомянутая БС-3, которая тоже нелегкая, но в боевое положение (а заодно и походное) переводится куда быстрее. А на замену М-10 в 1943 году пришла 152-мм гаубица Д-1, которая 8 августа отметит 80-летие. С ней всё просто — сложил станины, зацепил и поехал.
Непростым процессом является и перевод в походное положение корпусных орудий. Про пару МЛ-20/А-19 говорилось ранее, но тут подобная система вполне оправдана. Вместе с тем, послевоенное развитие артиллерии данного класса привело к схожим решениям. То есть подкатной передок заменили на систему, когда орудие возится без него. Например, так перевозится 152-мм гаубица 2А36 Гиацинт-Б, которая также представлена в музее.
Отдельная песня — это зенитная артиллерия. Каждая из стран данный вопрос решала по-своему. В полной мере касается это и отечественной зенитной артиллерии. В межвоенный период прорабатывались разные решения по лафетам. Основная масса идей имела зарубежное происхождение, как и сами орудия. Например, 76-мм зенитная пушка 3-К, лицензионная версия немецкого орудия. О ней есть смысл рассказать отдельно, но вообще ее «сборка» — зрелище не для слабонервных.
На этом фоне становится понятно, почему к концу 30-х годов советская зенитная артиллерия стала иметь ярко выраженные «шведские» корни. Речь идет, прежде всего, про лафеты. Как показала практика, концепция лафета с несъемным колесным ходом, быстро переводящимся в боевое/походное положение, является наиболее удачной. Это отлично видно в сравнении с тем, как «складывается» 85-мм зенитное орудие 52-К. По сравнению с 3-К небо и земля.
Следует отметить, что схожая «шведская» система активно использовалась на основной массе советской зенитной артиллерии военного и послевоенного периода. Она позволяла не только быстро переходить из походного в боевое положение, но и вести огонь прямо «с колес». Немцы же использовали систему со съемными одноосными тележками. У нее есть свои плюсы, но и минусов хватало. У шведов всё же получилось лучше.
В настоящее время артиллерийская экспозиция Музея отечественной военной истории разместилась на территории парковки. Здесь она будет находиться до момента, пока идет строительство нового корпуса. Впрочем, постепенно артиллерия будет парковку покидать. Постепенно идет процесс реставрации, готовые образцы будут занимать временные места в других корпусах.
источник: https://dzen.ru/a/ZJ1IqS3zshWZkzAm