Юрий Пашолок. Башня на троих

1

Первый проект лёгкого пехотного танка, позже превратившегося в Infantry Tank Mk.III, был представлен Военному министерству Великобритании 10 февраля 1938 года. Машина, разработкой которой руководил Лесли Литтл, как минимум один раз была отвергнута английскими военными. Одна из причин такого решения — двухместная башня танка, тогда как военные хотели разместить в ней трёх членов экипажа. Лесли Литтл победил, и в апреле 1939 года проект Infantry Tank Mk.III был утверждён с двухместной башней. Но к вопросу увеличения экипажа этой машины Военное министерство возвращалось неоднократно, что привело к появлению модификаций Valentine III и Valentine V с трёхместными башнями.

 

Результат компромисса

 

Основная причина, по которой Лесли Литтл, главный конструктор танков фирмы Vickers-Armstrongs, настаивал на двухместной башне, заключалась в ограничениях боевой массы машины. У Литтла уже имелся печальный опыт создания Cruiser Tank A10. Желание сделать «тяжёлый крейсер» привело к тому, что вместо 12,5 т танк стал весить почти 14, а его скорость по сравнению с A9 упала с 40 до 26 км/ч. Разумеется, выросла нагрузка на двигатель и ходовую. Аукнулось это английским военным уже позже. A10, он же Cruiser Tank Mk.II, стал самым аварийным английским танком из тех, что использовались в боевых действиях. Например, во Франции из 14 потерянных 1-й бронетанковой дивизией A10 только 2 оказались подбитыми. Весной 1941 года то же самое происходило в Греции, где излюбленным фоном для фотографирования немецких солдат были брошенные на дороге Cruiser Tank Mk.II.

А Infantry Tank Mk.III проектировался как раз на базе A10. Разумеется, его ходовая часть подверглась переделке, но общий принцип построения шасси остался тем же, что и у A9 с A10. При этом любые «благие» пожелания Военного министерства вроде увеличения толщины брони до 75 мм или трёхместной башни однозначно увеличивали боевую массу машины. Вот почему Литтл яростно защищал своё детище от всяких изменений, в итоге отстояв его постройку в исходном виде.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Схема трёхместной башни для Valentine

Дальнейшие события доказали правоту Литтла. Единственной крупной проблемой Infantry Tank Mk.III оказался бензиновый двигатель AEC A189, который навязали сами же английские военные. Главный конструктор Vickers с самого начала настаивал на использовании дизельного двигателя. Также не очень хорошо вели себя траки, конструктивно представлявшие собой продукт эволюции траков A9/A10. После того как на танк поставили дизельный двигатель AEC A190, проблемы с силовой установкой прекратились. Примерно в это же время были решены и проблемы с траками.

После постройки первых 308-ми Infantry Tank Mk.III (или Valentine I) в серию пошла улучшенная версия, более известная как Valentine II. Выпущенная тиражом в

1493 экземпляра, эта модификация стала самым массовым английским танком своего времени. По совокупности характеристик на тот момент это был едва ли не лучший английский танк. Crusader превосходил его только по скорости, значительно уступая в броне и, что более важно, в надёжности.

Впрочем, английские военные о своём желании иметь третьего человека в башне не забыли. И их можно понять: командир танка должен иметь возможность заниматься своими основными обязанностями, не отвлекаясь на выполнение работы заряжающего.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Продольный разрез башни Valentine III/V. Её всё же удалось сделать трёхместной

Впервые Infantry Tank Mk.III получил трёхместную башню ещё на стадии проектирования,

в апреле 1939 года. В тот раз английские военные от предложенной конструкции отказались. Два года спустя к вопросу трёхместной башни решили вернуться. К тому моменту ситуация несколько изменилась: серийное производство машины уже велось и сильно изменять её конструкцию уже никто не решился бы. Каждый танк в воюющей с нацистами Великобритании был на счету, а поставки американской техники ещё не начались. В таких условиях Литтл в обмен на согласие сделать трёхместную башню смог выторговать сохранение штатного погона и ослабление брони в некоторых местах.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Переделанная носовая часть с вынесенной вперёд орудийной установкой

При проектировании за основу взяли штатную башню. Единственным способом впихнуть внутрь третьего члена экипажа было растягивание её в длину. У башни появилась развитая кормовая ниша, в которую полностью «уехала» радиостанция, ранее стоявшая на специальной подставке. В результате появилась возможность разместить место для командира в задней части башни. Проблема с занимавшей значительный объём башни орудийной установкой решилась за счёт удлинения на 140 мм носовой части башни. Благодаря этому удалось на то же расстояние «вытянуть» вперёд и орудийную установку. При этом, правда, пришлось менять бронировку. Так командир поместился в башню с прежним погоном.

Кроме вышеупомянутых трансформаций в башне изменилась конструкция пистолетных портов. Они стали одинаковыми по форме и в целом более удачными. Переделана была и крыша башни. Большой люк по центру из-за перекомпоновки стал неудобным, вместо него появилась командирская башенка с трёхстворчатым люком. В передней створке был установлен смотровой прибор Mk.IV, благодаря чему командир получил вполне сносный обзор.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Одна из немногих фотографий Valentine III. На большинстве архивных снимков запечатлены Valentine V

Условия работы командира в трёхместной башне Valentine сложно назвать чересчур комфортными. Места у него было, что называется, впритык. Кроме того, сразу за ограждением орудия открывался живописный вид на ходящую туда-сюда перед головой командира казённую часть пушки. Впрочем, в боевом отделении той же «Матильды» тоже было отнюдь не купе, выигрыш там был только по высоте.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Схема Valentine V. Стоит отметить, что Valentine III поздних выпусков выглядел точно так же

Танк с новой башней получил индекс Valentine III. Из-за того, что размеры башни и её вес увеличились, пришлось уменьшить до 50 мм толщину бортов корпуса. Масса танка в целом всё равно выросла, но незначительно, составив около 16 т. Впрочем, в зависимости от комплектации она могла увеличиваться и до 18 т, но это было справедливо и для вариантов с двухместной башней.

26 июня 1941 года с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) был заключён контракт T2455 на выпуск 500 танков Valentine III. Стоимость каждой машины составляла 7500 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов стоил мотор с некоторыми другими агрегатами. Ещё один контракт, TM6117, был заключён с BRC&W 7 октября

1941 года, он предусматривал выпуск 435 танков. Предполагалось, что последние машины по первому контракту будут сданы к 26 мая 1942 года, но реальные сроки выпуска оказались совсем другими.

В войска машины стали поступать не раньше начала 1942 года, а в ходе производства в планы пришлось вносить коррективы. Вместо 500 танков по контракту T2455 было изготовлено 386, ещё 54 машины построили в виде мостоукладчиков, а 60 — как самоходные артиллерийские установки Bishop. WD-номера выпущенных машин, включая мостоукладчики и Bishop, располагались в интервале T.59684–T.60183. Изменения были внесены и в контракт TM6117: его сократили до 305 машин, из которых 82 построили в варианте мостоукладчиков. Эти машины получили WD-номера T.121823–T.122127. Третий контракт, TM11534 от 7 февраля 1942 года, и вовсе отменили. По нему BRC&W выпускала 440 танков с WD-номерами T122258-T123157. Таким образом, всего было выпущено

609 Valentine III.

Завод BRC&W оказался единственным предприятием, которое производило Valentine III.

Юрий Пашолок. Башня на троих

T.66591, первый Valentine V производства Elswick Works

К лету 1941 года остро встал вопрос об обеспечении двигателями большого объёма выпускавшихся британской промышленностью машин. В результате появился Valentine IV, танк с двухместной башней, на который устанавливались американские дизельные двигатели GM 6004. Аналогичная модификация для Valentine с трёхместной башней получила обозначение Valentine V. Внешне Valentine III и Valentine V были абсолютно идентичными. Понять, какой танк к какой модификации относится, можно только по WD-номеру.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Этот же танк справа, зенитная установка Parrish-Lakeman Mounting в разложенном положении

Первый контракт на выпуск Valentine V был подписан с Vickers-Armstrongs 7 мая 1941 года. По контракту T2455 изготавливалось 755 танков с WD-номерами T.66466–T.67220. Каждая машина обходилась в 5520 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов стоили мотор и некоторые другие агрегаты. Первые танки должны были выйти с завода Elswick Works 22 марта

1942 года, и на сей раз сроки удалось выдержать. Правда, в интервале T.66466–T.66590 вместо Valentine V строились Valentine IV. Трёхместную башню получили танки с WD-номерами от T.66591, при этом количество выпускаемых Valentine V сократилось до 400. Оставшиеся 230 танков изготавливались уже в модификации Valentine IX.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine V с WD-номером T.67707 выпуска Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company

Наибольшее количество танков Valentine с трёхместной башней построило предприятие Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). В рамках контракта T2454 от

26 июня 1941 года здесь предполагалось выпустить 645 Valentine II, но вскоре количество этих танков сократилось до 40, плюс 60 мостоукладчиков. 545 танков было решено построить в модификации как Valentine IV, но и эти планы пришлось изменить. Вместо них было изготовлено 545 Valentine V с WD-номерами T.67321–T.67865. Также MMCW выпустила 35 двухместных башен и 25 трёхместных для учебных целей.

7 октября был подписан контракт TM6118 на выпуск 455 танков. Он стал последним не только для Valentine с трёхместными башнями, но и для Valentine с двухфунтовыми орудиями в целом — по крайней мере, для английских производителей. И этот контракт тоже корректировался: Valentine V было изготовлено всего 127 штук, остальные 328 танков построили в модификации Valentine IX. Машины обоих вариантов получили регистрационные номера в интервале T.82163–T.82617.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine V DD. Водоходное оборудование сложено

Среди выпущенных MCCW танков 160 получили необычное дополнительное оборудование. Ещё с начала 1941 года венгерский изобретатель Николас Штраусслер работал над системой, превращавшей обычный танк в амфибию. Она известна как Duplex Drive, сокращённо DD. Рецепт превращения был прост: на корпусе танка крепилась металлическая конструкция, сверху которой устанавливался раскладной прорезиненный брезентовый экран с рамами. С помощью резиновых трубок, наполняемых сжатым воздухом, экран поднимался, чем обеспечивалась плавучесть танка. Для движения в воде использовались гребные винты, устанавливаемые в кормовой части корпуса.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Эта же машина с разложенным водоходным оборудованием. Внизу видны гребные винты

Первым комплектом DD оснастили лёгкий танк Tetrarch, испытания прошли успешно.

В сентябре 1941 года наиболее подходящим для такого оборудования был признан Valentine. В отличие от Tetrarch с сомнительными перспективами, эта достаточно лёгкая машина была серийной. Испытания Valentine II с комплектом DD показали, что конструкция Николаса Штраусслера вполне подходит для установки на него. Впрочем, более подходящими были признаны Valentine, оснащённые моторами GMC. В июне 1942 года было принято решение о комплектовании танками Valentine DD двух бронетанковых дивизий. Всего было заказано 450 танков, из них 225 ожидалось получить к 1 января 1943 года. Основной модификацией для переделки в плавающий танк считался Valentine IX. Тем не менее 85 Valentine V по контракту T2454 и 75 танков по контракту TM6118 тоже было построено в таком исполнении. Часть Valentine V DD получила более тонкие борта толщиной 43 мм для компенсации выросшей боевой массы.

Столь большое количество заказанных Valentine DD объяснялось просто: англичане вполне серьёзно готовились летом 1943 года к высадке во Франции. Впрочем, тогда высадка так и не состоялась, да и планы по выпуску этих танков оказались сорваны. Массовый выпуск Valentine V DD начался только в марте 1943 года. К тому моменту англичане в Valentine разочаровались, с весны 1943 года британская армия перевооружалась на Medium Tank M4. К тому же выяснилось, что систему Duplex Drive можно ставить и на Medium Tank M4. Именно эти машины летом 1944 года пошли в бой. Единственное, на что сгодилась армада амфибийных танков с двухфунтовыми пушками, — тренировка.

 

От Северной Африки до Тихого океана

 

Первые поставки Valentine с трёхместной башней начались весной 1942 года. В Северной Африке эти машины появились ещё позже — летом 1942 года. Первыми на фронте оказались Valentine III. Дело в том, что основой парка лёгких пехотных танков на тот момент были Valentine II с двигателями AEC A190. Понятно, что моторы GM 6004 у Valentine V были мощнее, но иметь в частях очень похожие по характеристикам танки с двумя типами моторов было не очень удобно. По этой причине прибытие Valentine V в Африку несколько задержалось, хотя первые танки были построены ещё в марте 1942 года.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine III в бою, лето 1942 года

Летом 1942 года, когда Valentine с трёхместными башнями дебютировали на фронте, над танками этого типа уже появился большой знак вопроса. Несмотря на то что такие машины превосходили танки Matilda по подвижности, для действий в условиях пустыни они не очень подходили. Скорости им всё равно не хватало. С точки зрения боевой эффективности танки с трёхместными башнями оказались лучше Valentine II, поскольку командир здесь занимался своим делом, а не совмещал две должности. Самые первые Valentine III, прибывшие в Северную Африку, ещё не имели дополнительного топливного бака, но уже вскоре их стали ставить. Запас хода вырос.

Но двухфунтовая пушка английского танка могла бороться с немецкими и новыми итальянскими танками только на ближних дистанциях. В это же время немецкий Африканский корпус получал Pz.Kpfw.III Ausf.L с длинноствольными 50-мм орудиями, для которых броня Valentine не была проблемой и на средних дистанциях.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Эта машина была захвачена немцами и оказалась в 10-й танковой дивизии вермахта. Провоевала она в её составе совсем недолго

23-я бронетанковая бригада, в составе которой дебютировали Valentine III, за 22 июля

1942 года потеряла от 87 до 93 Valentine из 104 имевшихся. Несколько танков оказалось захвачено в исправном состоянии и использовалось немцами. Надо ли говорить, что после таких «успехов» Valentine стали постепенно заменять американскими Lee, Grant и Sherman. Тем не менее в составе 23-й бронетанковой бригады по состоянию на 14 сентября 1942 года всё еще было 135 Valentine.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Одни из первых Valentine V в Северной Африке, конец 1942 года. Противопылевые экраны у танков уже есть, но окраска «континентальная»

К концу 1942 года в английскую армию стали наконец поступать Valentine V. Эти машины оказались и в составе гарнизона Мальты. В бой Valentine V впервые пошли в декабре

1942 года, а продолжали применяться вплоть до мая 1943 года, когда немецко-итальянская группировка в Тунисе капитулировала. К этому времени было очевидно, что продолжать использовать эти машины против немцев чревато. В мае 1943 года части на Valentine стали срочно перевооружать танками Sherman. На какое-то время часть Valentine передали 2-й польской танковой бригаде, которая продолжала их использовать на Ближнем Востоке до получения танков Sherman.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Тунис стал последним местом, в котором англичане применяли Valentine V против немцев

В 1943 году Valentine III и Valentine V стали поступать в 146-й королевский танковый корпус, сражавшийся в Бирме. Несмотря на то что там имелись Grant и Lee, эти лёгкие пехотные танки оказались долгожителями. К маю 1944 года в составе соединения всё ещё числилось 319 танков, из них 72 — в 50-й индийской танковой бригаде. Окончательно из состава войск в Бирме Valentine были выведены в июле 1944 года.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine IV и V польского контингента в Ираке, лето 1943 года

От английских лёгких пехотных танков не отказалась Новая Зеландия. Всего в армию этой страны прибыло 80 Valentine III и 77 Valentine V. Поставки Valentine с трёхместными башнями осуществлялись с конца 1942 до начала 1944 года. Новозеландские военные заказали и

34 танка Matilda IV, все в модификации CS, но они продержались у новозеландцев недолго: в мае 1944 года эти танки отправились в Австралию.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine III CS высаживается на атолле Ниссан, февраль 1944 года

Новозеландская армия тоже столкнулась с проблемой, которая стала одной из главных причин критики в адрес английских танков. Речь идёт об отсутствии в боекомплекте двухфунтовых пушек осколочно-фугасных снарядов. Австралийцы решили проблему установкой в гильзы двухфунтовых пушек осколочно-фугасных снарядов от зенитных автоматов Bofors. Новозеландцы пошли иным путём. Дело в том, что орудийная установка Valentine позволяла установить и 76-мм гаубицу. В феврале 1943 года один Valentine III переделали в танковой школе Уэйауру, поставив вместо двухфунтовой пушки гаубицу с Matilda IV CS. Гаубица получила и соответствующий прицел. Также были переделаны снарядные укладки, боекомплект танка составил 35 патронов, из них 32 осколочно-фугасных и 3 дымовых. Подобным образом было переделано 18 танков, получивших обозначение Valentine III CS.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Новозеландским танкам пришлось поработать и в качестве тягачей

Поступившие на вооружение новозеландской армии танки получили местные регистрационные номера. Их распределили по трём танковым полкам, в которых они служили совместно со Stuart III. Повоевать довелось всего 19 новозеландским Valentine III (в том числе двум Valentine III CS), входившим в состав 3-го танкового экскадрона

3-й новозеландской дивизии. В начале 1944 года эти машины использовались в операции по освобождению островов Грин, располагающихся к востоку от Новой Гвинеи. 11 февраля танки высадились на атолле Ниссан. Это стало единственной боевой операцией с участием новозеландских танков.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Новозеландский Valentine V, 1950-е годы

Новозеландские Valentine оказались долгожителями. Последние машины этого типа были сняты с вооружения только в 1960 году. Это объясняется тем, что машины, во-первых, были весьма надёжными, а во-вторых, особой потребности в более современных танках у Новой Зеландии не было: воевать островной стране было особо не с кем. Часть из этих танков позже оказалась в Австралии, где они переделывались в тягачи и инженерные машины. Примерно половина сохранившихся до наших дней Valentine имеет новозеландские корни.

 

Первые и последние получатели

 

Вторым после английской армии по числу полученных Valentine III и Valentine V оказался Советский Союз. Немного странно, но машины с трёхместными башнями в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) как будто и не заметили.

В отличие от канадских Valentine, которые проходили в СССР всесторонние испытания, Valentine III и Valentine V здесь практически не фигурировали в переписке. В значительной степени это связано с тем, что по боевой эффективности эти машины мало отличались от Valentine II и Valentine IV.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Приёмный акт на первые прибывшие в СССР Valentine V. Как можно заметить, поставки были неоднородными

В отличие от английской армии, в которую поначалу поставлялись только Valentine III, в СССР первыми попали Valentine V. Эти машины впервые прибыли конвоем PQ-16 в июне 1942 года. А Valentine III в 1942 году вообще в Красную армию не поставлялись. Впрочем, и поток Valentine V иссяк довольно быстро. Дело в том, что вторая крупная поставка пришлась на печально известный конвой PQ-17. Довольно большое число танков оказалось потеряно, и после этого поставки прервала долгая пауза. Всего из 340 отправленных в СССР Valentine V 113 было потеряно в пути.

Тем не менее в небольших количествах танки прибывали северным путём и в декабре

1942 года. В январе 1943 года с конвоем WJ-51B прибыли первые Valentine III. Последний раз северным путём новые танки этого типа прибыли в Советский Союз в феврале

1943 года, причём в это время одновременно доставлялись Valentine III, Valentine V и Valentine IX.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Подбитый в августе 1942 года Valentine V. В фронтовых альбомах эти машины хоть и изредка, но попадаются

В следующий раз английские лёгкие пехотные танки прибыли в СССР только в июле

1943 года. Это были Valentine III, и пришли они через Иран. И вот здесь начинается самое интересное. Как уже упоминалось, в мае 1943 года началось перевооружение английских частей с Valentine на Sherman. После этого в Советский Союз хлынул поток б/у танков. Это хорошо было видно по состоянию машин: все они прибывали не полностью комплектными и с погнутыми крыльями. К Valentine VII тоже имелись претензии, но эти машины приходили в лучшем состоянии и более укомплектованными. Также стоит отметить, что в 1943 году Valentine III и Valentine V приходили небольшими партиями (всего 51 и 16 штук соответственно).

Апрелем 1944 года датировано сообщение, согласно которому СССР передавались

90 танков, которые до того служили в Ираке. В их числе были Valentine V. Скорее всего, это были те самые машины, которые ранее использовались поляками. В таком случае эти Valentine использовались теми самыми бывшими польскими военнопленными, которых в своё время, после начала Великой Отечественной войны, переправили из СССР на Ближний Восток. Состояние этих танков оказалось таким, что в Баку пришлось их ремонтировать.

Прибывали подержанные Valentine III/V и северными конвоями. Например, караваном JW-54 в декабре 1943 года прибыло 37 Valentine III и 42 Valentine V. За 1944 год северным путём прибыло 50 Valentine V и 61 Valentine III. Что же касается южного пути, то по нему за 1944 год прибыло 54 таких танка. Последние 11 машин были приняты 30 сентября 1944 года вместе с 10 Valentine IX, также подержанными. Это были последние Valentine, прибывшие в СССР. Согласно английским данным, в СССР прибыло 346 Valentine III, ни один из них не был потерян в пути.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Самые последние прибывшие в СССР Valentine. Машины, бывшие в употреблении, по прибытии сначала отправлялись на ремонт

Впервые в бой Valentine на советско-германском фронте пошли летом 1942 года. На тот момент в РККА различий между танками, имевшими двуместную и трёхместную башни, не делали. Это не позволяет точно определить боевой путь машин различных модификаций. Подбитые Valentine V, а затем и Valentine III изредка попадаются на фронтовых фотографиях немецких солдат и офицеров, которыми ныне торгуют на интернет-аукционах. Различать между собой эти танки начинают уже с начала 1944 года. Если в случае с Valentine III сложно определить, какая эта модификация, то с Valentine V ситуация иная. Дело в том, что в переписке эти танки очень часто обозначаются как Mk.5, либо Mk.V. В переписке за 1944 год и позже эти машины тоже выделяют отдельно, так же как Valentine VII (Mk.7 или Mk.VII) и Valentine IX (Mk.9 или Mk.XIX).

Юрий Пашолок. Башня на троих

Valentine V на фронте, Беларусь, весна 1944 года

К лету 1944 года западные союзники перестали использовать Valentine с трёхместными башнями. Между тем на советско-германском фронте у них словно открылось второе дыхание. Некоторое количество этих танков использовалось в отдельных танковых полках при кавалерийских дивизиях. Например, 87-й ОТП получил 26 ноября 1944 года 5 Valentine V. В составе 3-го гвардейского кавалерийского корпуса по состоянию на 22 июня 1944 года находилось 30 Valentine III. 151-й отдельный танковый полк в феврале 1945 года получил

6 Valentine III и 4 Valentine IX. Часть этих машин воевала до самого конца войны.

Юрий Пашолок. Башня на троих

Некоторые танки этого типа умудрились послужить сначала в Ираке, потом на советско-германском фронте, а закончили воевать уже на Дальнем Востоке, действуя против японцев

О том, что пушка «Валентайнов» очень слабая, говорилось неоднократно. Больше того, в адрес Центрального артиллерийского конструкторского бюро поступали утопические указания о перевооружении английских машин 76-мм пушками Ф-34 и даже 85-мм пушками С-53. Тем не менее машины эти умудрились повоевать даже против японцев. Например, Valentine III имелись в составе воевавшего на Дальнем Востоке 267-го танкового полка, который также взаимодействовал с кавалеристами.

Источник — http://warspot.ru/10446-bashnya-na-troih  

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account