Австралийский крейсер из Бовингтона. AC I Sentinel

13

Австралийский крейсер из Бовингтона. AC I Sentinel

Рассказ об австралийском танке AC I Sentinel, экспонате Танкового музея в Бовингтоне

История сложилась таким образом, что во многих музеях существует сравнительно короткий список экспонатов, которые обычно привлекают большинство посетителей. В танковых музеях ситуация обстоит аналогично, как в России, так и за её пределами. Это вызывает как грусть, так и усмешку, особенно, когда речь идет о действительно обширных коллекциях. Однако это трудно изменить. Остается лишь надеяться, что однажды люди сумеют заметить не только самые популярные экспонаты, но и остальные. Тем более, что они этого достойны.

AC I в Бовингтоне. Расстояние от левого борта до стены, вместо тысячи слов

AC I в Бовингтоне. Расстояние от левого борта до стены, вместо тысячи слов

Музей танков в Бовингтоне сталкивается с теми же трудностями, что и другие подобные музеи. Его коллекция бронетехники – одна из самых впечатляющих в мире, но основное внимание посетителей привлекают «Зверинец» и другие немецкие машины. Это происходит несмотря на богатое наследие британской бронетехники. В Бовингтоне представлены не только английские экземпляры, но и техника, производившаяся в странах Содружества. Здесь, например, находится австралийский танк AC I Sentinel, причем это самый полный из сохранившихся образцов.

На сегодняшний момент это самый комплектный AC I из сохранившихся

На сегодняшний момент это самый комплектный AC I из сохранившихся

Австралийцев вынудила острая необходимость начать разработку собственного танка. До этого они не занимались производством танков, хотя в Австралии были все условия для создания собственной бронетехники. В отношении недостающих деталей, особенно двигателей, действовал принцип «заграница нам поможет». И помощь приходила скорее от США, так как до Англии было далеко. В Австралии присутствовали дочерние компании Ford и General Motors (Holden, ныне обанкротившаяся).

Впрочем, с трех сторон машина вполне доступна, хотя тут и тесновато

Впрочем, с трех сторон машина вполне доступна, хотя тут и тесновато

В отличие от Новой Зеландии, которая завершила свои попытки с такими странными изобретениями, как танк Боба Семпла, австралийцы приняли самое разумное решение. Вместо того чтобы создавать замысловатое и независимое танкостроение, что привело бы к долгому и сложному процессу, они обратились за поддержкой к метрополии. В результате появились местные бронированные автомобили и бронетранспортёры, основанные на адаптации английских моделей. В отношении танков, Англия прислала опытного специалиста — полковника Уотсона, руководителя отдела механизации Министерства Снабжения.

Танк относится к основной серии, если бы ее не ограничили 65 машинами, остальные выглядели аналогичным образом

Танк относится к основной серии, если бы ее не ограничили 65 машинами, остальные выглядели аналогичным образом

Будучи умелым организатором, Уотсон сначала отправился в длительную поездку по США, где тщательно изучил местные наработки. Когда он прибыл в Австралию в декабре 1940 года, он уже знал, как действовать и где искать необходимые ресурсы. Прямое применение английского опыта в танкостроении здесь было невозможным — требовался интегрированный подход от нескольких школ танкостроения. Неожиданно оказались полезными не только американский и английский, но и французский опыт. Некоторые французские инженеры, оказавшиеся в США, прославились умением собирать корпуса из крупных литых элементов, что стало их фирменным стилем.

Серийный номер танка нарисован на корме

Серийный номер танка нарисован на корме

Австралийские инженеры под руководством английского эксперта создали уникальную модель танка с элементами, почерпнутыми из разных танковых школ. Несмотря на заметное влияние американских традиций в танкостроении, австралийский крейсер AC I, ставший позже известным как Sentinel, оказался значительно ниже американских аналогов средней категории. Основное внимание уделялось высокой маневренности, надежной броневой защите и, что особенно важно, возможности обеспечить массовое производство танка на австралийских заводах. Это играло ключевую роль, так как заказ предусматривал выпуск 660 машин.

У механика-водителя и его помощника имелись перископические смотровые приборы, а также передние смотровые приборы

У механика-водителя и его помощника имелись перископические смотровые приборы, а также передние смотровые приборы

Особого внимания заслуживает двигатель, созданный для AC I. Поскольку собственного мотора у австралийских инженеров под руководством Уотсона не было, они пошли по пути, уже исследованному англичанами. Они выбрали американский двигатель, превратив его в спаренную установку. Было принято решение использовать автомобильные двигатели Cadillac объемом 5,7 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Однако в конечном итоге остановились на тройной установке таких моторов — два разместили спереди, а третий — сзади.

Самый узнаваемый элемент танка

Самый узнаваемый элемент танка

Хотя такое решение на первый взгляд казалось технически безумным, на практике оно оказалось не столь страшным, как могло показаться. Во-первых, моторный отсек был максимально передвинут вперед, так что передние двигатели оказались почти под башней. Обслуживать их было не очень удобно, но все вместилось в корпус со вполне разумными размерами. Во-вторых, под башней находился блок передачи, соединённый с валами от трех двигателей, а за ним — характерная для американских конструкций система с трансмиссионным блоком. Важно было то, что все это работало, и двигатели не являлись дефицитом.

На AC 3 от курсового пулемета отказались, австралийские военные быстро поняли, что он больше ослабляет броню

На AC 3 от курсового пулемета отказались, австралийские военные быстро поняли, что он больше ослабляет броню

Как это часто происходит, изначальная концепция танка значительно отличалась от того, что вышло в итоге. Создание австралийского «крейсера» планировалось с боевой массой в 10 тонн, однако уже к весне 1941 года масса увеличилась до 25 тонн. Правда, одновременно с этим возросла и броня (до 60 мм), и в целом танк оказался очень интересной боевой машиной. Это была весьма современная техника, которая, даже если бы участвовала в боевых действиях в исходной конфигурации, была бы актуальна до завершения войны. Речь идет, конечно, о местном театре военных действий, где была необходима не высокая подвижность, а крепкая защита.

Ящики ЗИП на бортах корпуса. Сетки прикрывали воздухозаборники, совсем не лишняя вещь

Ящики ЗИП на бортах корпуса. Сетки прикрывали воздухозаборники, совсем не лишняя вещь

Первый прототип AC I был завершен в январе 1942 года, при этом его боевая масса увеличилась до 28 тонн. Однако он оказался достаточно маневренным. Серийное производство танков началось лишь в ноябре 1942 года, значительно позже запланированного срока. Конечно, возникли некоторые проблемы, но в целом танк вышел весьма успешным. Главная сложность в использовании AC I заключалась в том, что к началу 1943 года австралийская армия уже была обеспечена импортными танками. Поэтому необходимость в большом количестве австралийских танков отпала.

Дополнительный топливный бак, признак поздних AC I

Дополнительный топливный бак, признак поздних AC I

В итоге, заказ уменьшили до 65 танков. Кроме того, AC I использовались в качестве учебных машин и на фронт не попали. По справедливости, именно такая же участь постигла и австралийские Lee и Grant. На фронт пошли лишь Stuart и Matilda, остальные остались в резерве. Австралийские инженеры имели реальные возможности усовершенствовать конструкцию танка. К тому же, взамен AC I были разработаны более продвинутые модели. Тем не менее, вмешались экономические факторы и разумные соображения. При наличии американских и британских танков необходимость в собственных отпала.

Бак был унифицирован с тем, что ставился на Matilda III/Matilda IV

Бак был унифицирован с тем, что ставился на Matilda III/Matilda IV

На сегодняшний день известно о трёх танках AC I. Два из них считаются относительно полными: один находится в Пакапуняле, Австралия, а другой — в Бовингтоне. Третий экземпляр, который можно увидеть в Австралийском музее танков и артиллерии, требует значительной модернизации внутренних механизмов. Самым интересным из представленных танков является тот, что находится в Бовингтоне. Этот экземпляр, имеющий серийный номер 8049, показывает, каким бы мог быть танк, произведённый в большом количестве. Его отличительной чертой является дополнительный топливный бак, размещённый на надмоторной плите.

Выхлоп и крепления запасных траков

Выхлоп и крепления запасных траков

Танк установлен в не самом удачном месте (с его левого борта обзор вообще отсутствует), но изменить это невозможно. Музей не резиновый, и дополнительного пространства у него нет. Главное, что ничто не мешает рассмотреть ключевую особенность AC I — наличие курсового пулемета Vickers Mk.I. Из-за водяного охлаждения пулемету требовался крупный кожух. В итоге, кто-то из конструкторов (или заказчиков) проявил немалую фантазию. Одним словом, получился танк-самец.

С точки зрения защиты воздухозаборников Sentinel был проработан на высшем уровне

С точки зрения защиты воздухозаборников Sentinel был проработан на высшем уровне

Если же обратить внимание за пределы пулемётной установки, можно заметить весьма любопытную боевую машину. Даже в 1943 году она выглядела впечатляюще, особенно на фоне японской бронетанковой техники того времени. Учитывая, что Япония не смогла выставить на фронт ничего более значительного, чем Тип 97 Шинхото Чи-Ха, AC I выглядел вполне достойно. Тем более что планировалось производство более продвинутой версии AC 3, оснащённой более мощным орудием и с другими усовершенствованиями.

Башня получилась,с одной стороны, оригинальной, а с другой, повторяла концепцию Cruiser Tank Mk.IV

Башня получилась,с одной стороны, оригинальной, а с другой, повторяла концепцию Cruiser Tank Mk.IV

Если мы обратимся к 1941 году, когда окончательно сформировался дизайн AC I, получается более успешная боевая машина по сравнению с английскими крейсерскими танками. Причем, эта машина была очень технологичной. AC I собирался из крупных литых деталей, которые скреплялись с помощью болтов. Это избавляло австралийцев от проблем, связанных с сварочными работами. К тому же болтовые крепления находились внутри, что снижало вероятность их повреждения. Интересное решение было и с надмоторной плитой. Она была максимально защищена от пехотных противотанковых средств, включая бутылки с зажигательной смесью.

Основание орудийной установки крепилось на болтах изнутри

Основание орудийной установки крепилось на болтах изнутри

Проблема с ходовой частью была решена весьма нестандартно. С одной стороны, очевидно, что прототипом послужил Medium Tank M3. С другой стороны, в конструкции подвески заметны черты Hotchkiss H 39. Полученная ходовая часть имела потенциал для дальнейшего развития и, что важнее, обеспечивала плавный ход и высокую скорость движения. В плане манёвренности AC I полностью соответствовал идее крейсерского танка. Хотя, местные условия эксплуатации скорее требовали не столько манёвренности, сколько проходимости.

От английских "крейсеров" взяли характерную кормовую нишу

От английских «крейсеров» взяли характерную кормовую нишу

Башня тоже оказалась весьма уникальной. Идея её была вдохновлена британскими «крейсерами», с просторной задней нишей и командой из трёх человек. Однако отличие в том, что башня была выполнена из литья, а носовую часть прикрепили с помощью болтов. Внутри пространство слегка ограничено, но во всяком случае, тем, кто выше метра девяносто и жалуется на тесноту, стоило бы сначала посетить Cruiser Tank Mk.III, прежде чем судить. Ведь в британских крейсерских танках того времени пространство ещё более ограничено.

Кормовой ящик ЗИП. Также видны антенные порты радиостанции №19

Кормовой ящик ЗИП. Также видны антенные порты радиостанции №19

В общем и целом AC I можно рассматривать как удачный пример танка, созданного с нуля при отсутствии опыта аналогичных разработок. Причины, по которым Sentinel не пошел дальше службы в метрополии, чисто экономические. В целом же австралийских инженеров, а также полковника Уотсона, можно похвалить. Вместо бесполезной «коробочки» получилась вполне адекватная боевая машина. Особенно если сравнивать с теми же Crusader, которые являлись прямыми аналогами.

источник: https://dzen.ru/a/Z0wOOkDyb1ZXBz0L

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account