История английского крейсерского танка Cruiser Tank A13 Mk.II, он же Cruiser Tank Mk.IV
Так исторически сложилось, что к концу 30-х годов наименее готовыми к боевым действиям бронетанковым войсками оказались английские. На фоне того, что именно англичане были создателями танков, а также успехов в 20-е годы, такая ситуация выглядела неожиданно, но всё довольно легко объяснялось. У англичан случился глубочайший кризис со средними танками. Замены Medium Tank MK.II, который по факту был легким по ряду параметров, так и не случилось. Целая череда опытных танков 16-тонного класса, которая выпускалась с конца 20-х по середину 30-х годов, получилась неудачной. Особенно не получалась ходовая часть. Лишь после того, как Vickers дали задание стоить танк 12-тонного класса, что-то стало получаться. Ну а пока англичане оперировали большой кучей легких танков, чья боевая эффективность оказалась сомнительной. Плюс несколько сотен устаревших танков, некоторые из которых продержались аж до начала 40-х годов. Далее случилось разделение на два класса танков — пехотные (появились в 1934 году) и крейсерские (появились в 1936 году). Это разделение стало правильным, но еще сильнее затянуло появление новых типов танков.
Уже упомянутый танк 12-тонного класса превратился в Cruiser Tank A9 Mk.I, первый английский крейсерский танк. Правда, был один маленький нюанс: дело в том, что Жиффор Мартель, главный идеолог крейсерских танков, рисовал их аккурат с БТ. На самом-то деле всё было непросто, достаточно сказать, что общая идеология «крейсеров» ничем не отличалась от хотелок по 16-тонным танкам. Задача у них была похожей, а именно действия по коммуникациям противника. Но 16-тонники не получились, а единственным подходящим танком оказался A9. Вот его и назначили «крейсером». Во всё том же 1936 году Мартель инициировал работы по «настоящему» крейсерскому танку. Таковым был танк Кристи. Американский изобретатель получил предложение от английской стороны, от которого не стал отказываться. В результате англичане получили свой БТ, с более совершенной ходовой частью и чисто гусеничный.
В конце 1938 года силами Nuffield Mechanization & Aero был изготовлен первый серийный образец Cruiser Tank A13 Mk.I. Он стал первым полноценным английским крейсерским танком. В серию он пошел с апреля 1939 года, и к тому моменту уже имелся ряд вопросов. По большому счету, англичане опоздали с A13 Mk.I примерно на пару лет. Особенно это касалось броневой защиты. Запускать весной 1939 года в серию танк с толщиной брони 14 мм, уже зная, что в Испании противопульная броня показала себя явно недостаточной — решение крайне странное. Тем не менее, вплоть до декабря 1939 года выпускались танки, которые пробивались всем, что крупнее винтовочного калибра. Лишь в январе 1940 года начался выпуск более защищенной версии танка, изначально получившей индекс Cruiser Tank A13 Mk.II.
По большому счету, называть Cruiser Tank A13 Mk.II новой версией было чересчур смело. Дело в том, что какой-то существенной разницы между этим танком и Cruiser Tank A13 Mk.I не имелось. Началось всё с того, что A13E2, первый опытный образец танка, дополнительно нагрузили балластом (собственно говоря, все известные фотографии этой машины сделаны как раз с этим самым балластом). Разместили его на башне, которую и предполагали защитить в первую очередь. Испытания, которые провели в 1938 году, показали, что дополнительные полтонны брони шасси особо не навредят. Это стало отмашкой для дальнейших работ.
Меньше всего изменился корпус. Створка люка механика-водителя получила дополнительные 14 мм брони. Гораздо сильнее изменилась башня. По периметру ее защитили дополнительными листами брони. При этом с боков и кормы броня стала разнесенной, такая же разнесенная броня прикрывала спаренную орудийную установку No.1. Такой подход считался англичанами более разумным. По их мнению, часть энергии пули или снаряда терялась, когда пробивался внешний лист, после чего внутренняя броня либо не получала повреждений, либо ущерб сводился к минимуму. На самом деле это было несколько наивно, поскольку для 3,7 cm Pak суммарные 28 мм брони не представляли проблем. Кроме того, восьмигранную командирскую башенку заменили на круглую. Вот и все изначальные изменения.
То, что такая конфигурация будет более массовой, чем A13 Mk.I, говорил объем контракта T6552. Всего Nuffield Mechanization & Aero должна была по нему сдать 95 танков с регистрационными номерами T.9096-T.9190. Но по факту контракт разделился на 2 части Производство, начавшееся в январе 1940 года, шло относительно быстро. При этом часть танков не получила дополнительную защиту орудийной установки. Первая часть контракта составила 64 танка (номера T.9096-T.9159). В июне 1940 года эту версию переименовали в Cruiser Tank Mk.IV.
Начиная с мая 1940 года начался выпуск новой версии, изначально именовавшейся как Cruiser Tank A13 Mk.IIA. Позже она получила обозначение Cruiser Tank Mk.IVA. Отличить ее от предшествующего варианта несложно. Дело в том, что пулемет Vickers Mk.VI уже довольно давно вызывал вопросы. Вместо него было решено ставить танковый пулемёт BESA, доработанный силами BSA (Birmingham Small Arms Company) чехословацкий ZB.53. Он использовал патроны Mauser калибра 7,92 мм, при этом получился компактнее Vickers Mk.VI. В связи с установкой нового пулемета орудийную установку переделали. Она получила индекс No.3 Mk.I. Также переделали и броневую защиту лба башни.
Всего был изготовлен 31 танк данной версии по контракту T6552 (номера в пределах T.9160-T.9190). Часть этих танков, наравне с предшествующими машинами, стали теми Cruiser Tank Mk.IV, которые оказались во Франции. Там и состоялось первое боевое применение этих танков, наглядно показавшее степень готовности английских бронетанковых сил. На тот момент A13 Mk.II считались основными крейсерскими танками, но объем выпуска был таким, что в 1-ю бронетанковую дивизию пихали всё, что имелось в наличии. Всего туда попало 65 танков данного типа, которые распределили по 6 танковым полкам в 2 бронетанковых бригадах. Во 2-й бронетанковой бригаде A13 Mk.II попали во 2-й гвардейский драгунский полк, 9-й Её Величества королевский уланский полк и 10-й королевский гусарский полк. Получили их и 2-й, 3-й, а также 5-й королевские танковые полки, входившие в 3-ю бронетанковую бригаду. Достаточно просто поделить на 6, и можно прикинуть, сколько таких машин в среднем попало. Даже если забыть о боевом качестве машин, уже их количество как-то не внушало (не говоря уже о том, что всех «крейсеров» имелось 150 штук при штате 340). А уж как их применяли, вообще отдельный вопрос.
10 мая 1940 года наступило не менее внезапно, чем 22 июня 1941 года. Особенно это касалось англичан, чей Британский Экспедиционный Корпус частично находился в Англии. 1-я бронетанковая дивизия была вынуждена спешно перебираться во Францию. В результате боевой дебют «крейсеров» состоялся в конце мая, причем совсем не так, как предполагалось до войны. Вместо прорыва и стремительных атак вражеских коммуникаций пришлось поддерживать пехоту. В результате успехи оказались крайне локальными, а несогласованность действий с французами привела к тому, что воевать пришлось часто в одиночку. По итогам боев в районе Соммы танки понесли тяжелые потери. На 30 мая 1940 года, спустя 3 дня после первого боя, в составе дивизии имелось всего 65 крейсерских и 64 легких танков.
Далее шли оборонительные бои, которые закончились эвакуацией остатков дивизии. В ее ходе удалось вернуть всего 7 Cruiser Tank A13 Mk.II, остальное оказалось либо уничтоженным, либо захваченным противником. В целом танк оказался лучшим из имевшихся в наличии «крейсеров», но по итогам боёв прямо указывалось на крайне слабую броню. Имелись претензии к траку, имевшему низкие сцепные свойства, бортовым передачам и плохо организованному доступу к основным механизмам танка. Уже потом возникли вопросы к мотору Nuffield-Liberty, хотя он являлся одним из ключевых недостатков. По уровню капризности он был близок даже не к советскому М-17Т, а к его прямому аналогу — М-5. Вместе с тем, деваться англичанам особо было некуда. Чудовищные потери во Франции требовалось срочно восполнить, а потенциальные сменщики A13 только проходили испытания.
С июня 1940 года Nuffield Mechanization & Aero начала исполнять второй контракт по выпуску Cruiser Tank Mk.IV. Эти машины уже выпускались в версии Cruiser Tank Mk.IVA. Всего по контракту T.7854 сдавалось 80 танков, имевших регистрационные номера T.15215-T.15294. Последние машины сдали в сентябре 1940 года, причем они отличались разнообразием. Дело в том, что часть из них получила орудийные установки No.4 Mk.I, имевшие бронировку штампованно-клепаной конструкции. Судя по тому, что далее выпуск продолжился с установками No.3 Mk.I, установка получилась не очень. В августе 1940 года к выпуску Cruiser Tank Mk.IVA подключилась London, Midland & Scottish Railway (LMS). Контракт T.6551 был небольшим, всего 31 машина (регистрационные номера T.7030-T.7060), объяснялось это тем, что LMS также выпускала Infantry Tank Mk.II. В сентябре-октябре Nuiffield сдал 31 танк по контракту T9590 (регистрационные номера T.18131-T.18160). Наконец, в октябре 1940 года начался выпуск последней партии из 34 Cruiser Tank Mk.IVA по контракту T.9714 (регистрационные номера T.18096-T.18130). Последние танки данного типа Nuffield и LMS сдали в январе 1941 года. Итого 271 танк. Эта цифра, к слову, отлично бьется с данными, которые советская сторона получила осенью 1941 года. Разница всего в 1 машину.
По идее, именно Cruiser Tank Mk.IVA, к началу 1941 года, должен был стать самым массовым английским танком. А по факту уже нет. К тому моменту пальме первенства захватил Infantry Tank Mk.III, как более технологичный и выпускавшийся несколькими заводами. Кроме того, в самом конце 1940 года начался выпуск сразу двух потенциальных сменщиков — Cruiser Tank Mk.V (будущий Covenanter) и Cruiser Tank Mk.VI (будущий Crusader). Правда, всем этим машинам понадобилось время для освоения в войсках, а Covenanter и вовсе на фронт не попал. Поэтому Cruiser Tank Mk.IVA пришлось отдуваться всю первую половину 1941 года в Северной Африке, где он был самым массовым из английских танков, имеющих боевую ценность. Туда отправились 2-й, 5-й и 3-й королевские танковые полки, которые пополнили после Франции.
Поначалу Cruiser Tank Mk.IVA везло, поскольку бои с итальянцами носили весьма специфичный характер. Особенно с учетом того, что операция «Компас» выглядела избиением итальянской армии. Тут Cruiser Tank Mk.IV под командованием лейтенанта Нормана Плау из 2-го танкового полка, можно сказать, изобразил Виттмана. 7 февраля 1941 года, на самом излете операции «Компас», экипаж Плау записал 17 танков. Результат феноменальный, если только не знать, что фактически он расстрелял брошенные итальянские машины.
Что же из себя представляли английские крейсерские танки на самом деле, отлично показала печальная история 2-й бронетанковой дивизии. Как раз ей принадлежали 3-й и 5-й королевские танковые полки, направленные в Египет еще осенью 1940 года. К 1940 году появился еще и 6-й танковый полк. Из 5-го и 3-го полков часть танков изъяли для отправки в Грецию, о чем будет чуть ниже. Ну а 2-я бронетанковая дивизия, которой командовал генерал-майор Майкл Гамбьер‑Парри, ждала крайне сомнительная слава первого английского бронетанкового соединения, которое во время Второй мировой войны полностью «обнулили». В начале апреля 1941 года дивизию разгромил немецкий 5-й танковый полк, который прибыл в Триполи менее чем за месяц до того. Поддерживала его итальянская 132-я танковая дивизия Ariete. Проиграли англичане не всухую, но от этого не легче. 8 апреля 1941 года генерал Гамбьер‑Парри попал в плен, а его дивизия прекратила существование.
Примерно в то же время, как 2-я бронетанковая дивизия гибла в Северной Африке, не менее драматичные события происходили в Греции. Туда направили 3-й и 4-й танковые полки, вооруженные Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IVA. И если в Африке главными врагами стали вражеские танки, то в Греции английские «крейсера» воевали сами с собой. Техническое состояние было попросту отвратительным. Брошенные танки обоих типов были любимым местом для фотосессий немецких солдат. Английские танкисты эвакуировались из Греции, почти ничего не добившись.
Несмотря на такой провал, Cruiser Tank Mk.IVA оставались самыми массовыми крейсерскими танками вплоть до осени 1941 года. По состоянию на 7 сентября 1941 года их числилось 87 штук, из них 67 в рабочем состоянии. По факту жалобы на техническое состояние шли с завидной периодичностью. Тем не менее, пока части не заполнились проблемным, но хотя бы не столь устаревшим Crusader, более ранние машины продолжали оставаться в строю. Были даже идеи присвоить танку новый индекс — Adder, но этого так и не случилось. Более старые машины так и не стали переименовывать.
Окончательно из частей первой линии Cruiser Tank Mk.IVA вывели в начале 1942 года. Некоторое время их еще можно было видеть на Кипре, а также в учебных подразделениях. Тем не менее, судьба машины оказалась предопределена. Увы, до наших дней ни один из самых массовых английских крейсерских танков начала войны не дожил. Даже тут ему не повезло.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Tank, Cruiser, Mark III, IV & IVA, Instruction Book, 1941
- The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
- British Cruiser Tank A13 Mk.I & Mk.II, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2015
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/angliiskii-otprysk-tanka-kristi-61cc2a52e5f5e40e33d36a24?&