История легкого танка Т-80, последнего советского легкого танка военного периода
Содержание:
Легкие танки в Красной Армии имели крайне непростую судьбу. С одной стороны, Т-26 являлся самым массовым танком межвоенного периода, их построили больше, чем всех остальных зарубежных довоенной танков вместе взятых. С другой стороны, сменщик Т-26 всё никак не получался, что и являлось главной причиной его массовости. Лишь в апреле 1941 года на вооружение Красной Армии приняли Т-50, который и должен был сменить Т-26. Но дальше началась война, которая заставила создать Т-60, упрощенную неплавающую версию танка-разведчика Т-40. Предполагалось, что Т-60 будет временным решением, но Т-50 так и не удалось запустить в крупную серию. Что же касается Т-60, то он эволюционировал в Т-70, двухместный легкий танк с пушечным вооружением.
Дебют легкого танка Т-70 пришелся на конец июня-начало июля 1942 года. Выяснилось, что танк требует улучшений, в их числе значилась и двухместная башня. СКБ КЭО ГАЗ (Специальное Конструкторское Бюро Конструкторского Экспериментального Отдела) начало работу по двум направлением. Первоочередной задачей стала малая модернизация Т-70, результатом которой стал легкий танк Т-70Б. Параллельно запустили работу по более сложной задаче — модернизированному Т-70 с двухместной башней. Первый такой танк появился в конце сентября 1942 года. Позже его переименовали в Т-80. Впрочем, тот танк, который приняли на вооружение, весьма существенно отличался от первого образца. 27 декабря 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2661сс «Об организации производства танков Т-80 на бывшем Мытищинском вагоностроительном заводе». В юбилей последнего серийного советского легкого танка военного периода стоит рассказать о нем поподробнее.
Не только по наземным целям
Осенью 1942 года, когда шли работы по Т-80, параллельно развивалась эпопея с зенитными танками. Сразу несколько конструкторских бюро занимались боевыми машинами, создававшимися на базе Т-60 и Т-70. Из них минимум 2 (ЗУТ-37 и Т-70 с автоматической пушкой 11-П) имели вооружение, сравнимое по огневой мощи с 45-мм танковой пушкой. При этом, правда, обе разработки страдали массой недостатков. ОКБ-15, возглавляемой Б.Г. Шпитальным, вырвалось вперед, но их ЗУТ-37 никак не мог добиться необходимой скорострельности. Проект зенитной башни 72-П с пушкой 11-П разработки ОКБ-16 и вовсе остался на бумаге. Видимо, этот факт не остался для ГАБТУ КА без внимания.
Куда больше повлиял на дальнейшее развитие конструкции легкого танка Т-80 опыт боевого применения американских средних танков М3С. Дело в том, что его 37-мм пушка М5/М6 ставилась в орудийной установке M24, имевший большой угол вертикальной наводки – до 60 градусов. Благодаря этому М3С (Medium Tank M3) мог, в теории, вести зенитный огонь. Кроме того, столь большие углы наводки пригодились в городских боях. Неудивительно, что появилась идея вооружить пушкой с высоким максимальным углом возвышения и новый танк. Некоторые идеи ходят кругами: в 1937 году АБТУ КА требовало высокие углы возвышения танковых орудий по опыту боёв в Испании. Спустя 5 лет идея возникла снова.
Новые требования привели к тому, что от исходной двухместной башни мало что осталось. Теперь лобовой лист башни располагался под довольно большим углом, чтобы обеспечить необходимый угол возвышения. Конструкцию орудийной маски разработали заново. Благодаря всем этим переделкам максимальный угол возвышения достиг 60 градусов, то есть как у М3С. Вслед за орудием пришлось существенно менять и прицельные приспособления. Прежние прицелы мало подходили для ведения зенитного огня, поэтому к телескопическому прицелу добавился коллиматорный К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям. Для наведения коллиматорного прицела была разработана конструкция из системы рычагов. Также вместо штатного телескопического прицела появилась укороченная конструкция, получившая обозначение ТП-80.
Немало изменений пришлось внести в другие детали башни. Как выяснилась, концепция c одним большим люком на двух человек оказалась неудачной. Обзорность с места наводчика и заряжающего была недостаточной, поэтом новая башня, проектирование которой началось в конце октября 1942 года, получила два люка. Один из них вполне можно именовать командирской башенкой, поскольку командир теперь сидел справа, выполняя также роль заряжающего. Верхняя часть люка была вращающейся, впереди поставили перископический смотровой прибор кругового вращения. Перепроектировали и кормовую часть башни. С учётом недостатков, выявленных при испытаниях первой башни, изменилась конструкция сидений и полика. Вместо двух укладок по 10 унитаров была сделана одна, на 14 штук. В отличие от предыдущей конструкции, заряжающей мог пользоваться укладкой без проблем. Одновременно была изменена конструкция крепления боекомплекта в укладке, чтобы избежать вылета унитаров во время движения.
Новую башню поставили на новое шасси. Оно, как и в случае с первым образцом Т-80, не строилось с нуля. В переделку пошел один из Т-70Б октябрьского выпуска, который использовался заводом для опытных работ. К моменту начала переделки данный танк прошел больше 950 километров. Помимо измененной крыши боевого отделения, машина получила утолщенные до 25 мм борта. В результате боевая масса машины, также именовавшейся как ГАЗ-80, достигла 11,2 тонн. В такой ситуации форсирование двигателя ГАЗ-203 стало насущной необходимостью. Степень сжатия увеличилась с 5,6:1 до 6,5:1, благодаря чему мощность каждого из моторов в спарке выросла с 70 до 85 л.с. Суммарно мощность силовой установки, обозначавшейся как «80» или М-80, составила 170 л.с. В результате удельная мощность выросла до почти 15,2 л.с. на тонну, то есть превысила данный показатель серийного Т-70.
Переделка во второй опытный образец Т-80 закончилась к началу декабря 1942 года. По ее итогам боекомплект вырос до 100 унитаров, превысив показатели Т-70Б. Первым делом Т-80 прошел заводские испытания, за это время машина преодолела 50 километров. Далее, 4 декабря 1942 года, был издан по НКСМ и ГАБТУ КА №6135 о проведении полигонных испытаний. На НИБТ Полигон танк, а вместе с ним и Н.В. Астров, прибыли 5 декабря. На следующий день начались совместные испытания с Т-70Б. За это время Т-80 преодолел 215 километров, из них по шоссе 42, по проселку 60 и по лесной дороге 93. При езде по лесной дороге, имевшей крутые повороты, а а также глубокую колею, Т-80 шел со средней скоростью 12,1 км/ч, расходуя при этом 183,8 литра бензина на 100 километров пути. На проселку машина шла значительно быстрее, развивая среднюю скорость 23,8 км/ч и расходуя 167 литров на 100 километров пути. Также танк испытывали ездой по косогорам и подъемам. По итогам испытаний были сделаны выводы, что по ходовым качествам Т-80 как минимум не уступает Т-70Б. Максимальная скорость оказалась выше изначальных требований, составив 48 км/ч.
Не менее важным этапом стали испытания стрельбой. Они также были совместными, их проводили силами танкистов из строевых частей, дабы исключить вероятность «эталонной» скорострельности. Для испытаний выделили один экипаж 223-го танкового полка, уже имевший опыт эксплуатации Т-70, а также два экипажа из 30-го гвардейского танкового полка, которые имели на вооружении тяжёлые танки КВ-1с. Стрельба из танкового вооружения велась как с места, так и с хода. Экипаж 223-го танкового полка делал по 10 выстрелов сначала из Т-80, а затем из Т-70. При стрельбе с места 10 выстрелов из орудия Т-80 были произведены за 2 минуты 45 секунд, при этом удалось добиться 6 попаданий. На Т-70 то же самое удалось сделать за 4 минуты 42 секунды, причём число попаданий сократилось до 3. При стрельбе с коротких остановок каждый танк сделал 10 выстрелов за 4 минуты 15 секунд, при этом из орудия Т-80 удалось добиться 3-х попаданий, из Т-70 – 4. Это оказалось единственной победой Т-70, в дальнейшем он заметно проигрывал. Экипажи 30-го гвардейского танкового полка показали ещё более высокие результаты. Например, второй экипаж смог с места выпустить 10 снарядов за 1 минуту 20 секунд при 10 попаданиях. С коротких остановок те же 10 выстрелов при 7 попаданиях были произведены за 2 минуты 17 секунд. Кроме того, эти экипажи вели заградительный огонь, отрабатывая стрельбу по самолётам. Первый экипаж сделал 10 выстрелов за 31 секунду, второй — за 37 секунд.
Естественно, полноценной ЗСУ Т-80 не являлся. Тем не менее, сконцентрированный огонь нескольких танков вполне мог создать проблемы для атакующих самолётов. Впрочем, нашлись у танка и недостатки. Отмечались дефекты , а также недоработки подъемного и поворотного механизмов. Особенно это ощущалось при наведении орудия на вертикальные углы больше 30 градусов. Также к недостаткам танка отнесли невозможность демонтажа двигателя без снятия башни и подбашенного погона. Кроме того, в виду того, что двигатель форсировали, по ряду деталей он был не взаимозаменяем с обычным ГАЗ-203. Несмотря на все эти недостатки, общее заключение комиссии было положительным. Она рекомендовала, после устранения недостатков, принять Т-80 на вооружение. Соответствующее письмо было направлено Сталину, который 27 декабря 1942 года подписал постановление ГКО №2661сс. Т-80 получил путевку в жизнь, но как оказалось, путь в серию получился совсем не простым.
Легкий танк невезения
Еще до подписания постановления ГКО №2661сс КЭО ГАЗ им. Молотова начал работу по доводке Т-80. Первые изменения внесли 11 декабря, шли они параллельно с работами по Т-70Б. В ходе испытаний обнаружилась неуравновешенность башни, этот дефект перекочевал с первого опытного образца. К 15 декабря была подготовлена дорабтанная башня. Наиболее заметно изменилась ее крыша. Переделке подверглись люк командира, антенный порт, лючок под коллиматорный прицел, а задняя часть крыши получила скос. Доработке подверглась конструкция подвижной бронировки орудийной маски. По итогам доработки угол возвышения вырос до 65 градусов, но на определенных углах поворота башни поднять ствол выше 60 градусов было невозможно. Что же касается корпуса, то в целом он серьезной переделке не подвергался. По крайней мере, с точки зрения конструкторской документации. В финальной редакции боекомплект оказался немного меньше опытных машин: 94 унитара к 45-мм пушке (14 в башне, 17 в укладке первой очереди в корме, плюс 63 в основной кормовой укладке), а также 1008 патронов к ДТ (16 магазинов). Для проверки чертежей в январе 1943 года была построена башня из неброневой стали. В финальной редакции башня Т-80 имела массу 1250 кг без погона и 1340 кг с погоном. Для сравнения, башня Т-70 имела массу 1000 и 1070 кг соответственно.
Первоначально предполагалось, что Т-80 будут осваивать в Мытищах, а в Горьком помогать с документацией. Но архивные документы говорят совсем о другом. В январе 1943 года началась подготовка выпуска Т-80 на ГАЗ им. Молотова. Инициаторами данного решения выступали заводское руководство и Наркомат Среднего Машиностроения. Причиной тому являлись более высокие характеристики, к тому же ситуация, когда два завода выпускают два разных танка, выглядела ненормальной. В течение февраля 1943 года на заводе шли подготовительные работы, предполагалось, что первые танки сдадут к 23 февраля. В виду загруженности завода выдержать эту дату не удалось: первый серийный (эталонный) Т-80 собрали в начале марта 1943 года. Для его сборки использовались корпус и башня, которые изготовили на заводе №176. Этот завод также являлся поставщиком корпусов и башен для завода №40, так что никаких существенных отличий машины двух заводов не имели. Это касается и люка механика-водителя, который у опытного Т-80 был литой, а у эталонного штампованный. В результате первый же серийный танк отличался от исходной документации.
Согласно отчету военной приёмки ГАЗ, в марте 1943 года завод собрал 8 танков. Еще 9 танков было заложено, на них установили подвеску, моторы и трансмиссию. Из 17 танков только 7 машин получили полностью форсированные моторы. Остальные получили «полуфорсированные» моторы, то есть имели старую степень сжатия и чугунную головку блока цилиндров. Особо стоит сделать акцент на слово «собрал». Ибо «собрал» и «сдал» — это две большие разницы. Помимо моторов, узким местом стали пушки. В ходе испытаний первого серийного Т-80, после 11-го выстрела, разорвало кронштейн реактивной тяги подъёмного механизма. Выяснилось, что главной проблемой стали пружины дополнительных накатников, которые выпускал завод «Красная Этна». Выпущенная заводом партия из 100 пружин была забракована в виду низкого качества. Военные представители на ГАЗ потребовали изготовления пружин по утвержденным техническим условиям, чего руководство «Красной Этны» делать отказалось. Пытаясь решить проблему, на ГАЗ стали делать пружины сами, но изготовлялись они кустарным способом, в результате чего их качество оказалось низким. Без этих пружин вести огонь на больших углах возвышения было невозможным.
Параллельно с постройкой продолжались доводочные работы. Например, были разработаны люки в днище, которые позволяли снять нижние картеры моторов без их демонтажа. Также заводское КБ разработало подвижную бронировку орудийной маски сварной конструкции. Правда, многие позиции по модернизации так и не были внедрены в серийное производство. Уже в апреле работы по Т-80 на ГАЗ им. Молотова постепенно стали затухать. Не в последнюю очередь это было связано с ситуацией вокруг орудий. У завода и так имелись огромные проблемы с траками и блоками двигателей, в случае с Т-80 к ним добавлялись форсированные моторы, у которых брак был еще выше, а также орудия, которые не могли принять. Воспользовавшись тем, что официально Т-80 в планах не стоял, руководство ГАЗ стало постепенно сворачивать по ним работу. Последние активности заводского КБ по теме Т-80 датированы маем-июнем 1943 года. Позже, в том числе по причине бомбардировки завода, никаких опытных работ не проводилось.
В сводном отчете о деятельности завода за годы войны указывается, что таких танков сдали 4 штуки. Другие источники говорят о 5 танках. Но при этом в марте заложили и собрали 17. Куда же делись остальные? Ответ на этот вопрос находится в заводской переписке. Поначалу в плане на Т-80 значилось 50 машин, но проблемы с пушками привели к тому, что руководство ГАЗ предложило принять танки с уменьшенным до 25 градусов углом возвышения орудий. Ответ ГАБТУ КА оказался следующий — принять 20, все как учебные. Дальше случилась бомбежка завода, а осенью 1943 года 2 танка всплыло в составе 1-й отдельной учебной танковой бригады. Еще один танк использовался для испытаний пушки ВТ-43. По нему понятно, как выглядели горьковские Т-80 — почти как у завода №40, но без поручней. Судьба четвертого танка неизвестна. В любом случае, 4 танка в сводом отчете выглядят как правда.
Сложнее оказалось заводу №40, которому предстояла, для начала, реконструкция. На практике завод построили почти с нуля, в сжатые сроки. Для этого с заводов №183, №174, УЗТМ и ЧКЗ выслали специалистов, которые в течение нескольких месяцев проводили консультации на месте. Вместе с тем, организация завода шла медленно. По состоянию на 1 февраля 1943 года вместо 319 станков имелось всего 19 штук, одного цеха завод не имел, а упомянутых выше специалистов прибыло всего 18 человек. Правда, из документов следовало, что и руководство завода №40 не сильно напрягалось. К 1 марта вместо 5000 рабочих прибыло 1360 человек, из которых 297 отослали обратно как физически непригодных. Имелись проблемы и с персоналом организованного на заводе конструкторского бюро. К 1 марта 1943 года вместо 70 человек в отделе главного конструктора имелось 58, а в техническом бюро вместо 254 человек имелось 107. Еще более плачевным было состояние производства. Ни одного из 13000 инструментов и 750 штампов не было изготовлено, прибыло 193 станка, из которых работало 37, причем на старых площадях завода. В зачаточном состоянии продолжало находиться строительство новых корпусов.
Первые чертежи Т-80 стали поступать на завод к 10 марта, при этом они еще не были утверждены военными представителями. Лед тронулся в апреле — в цехах началась сборка танков. На 5 машинах собиралась ходовая часть, разметили 9 корпусов. При этом, правда, имелись существенные проблемы с поставками комплектующих с ГАЗ. На 1 апреля еще не имелось ни одного мотора М-80, типичная для ГАЗ проблема. За весну 1943 года ГАЗ построил 22 моторов, из которых сдали 20. Из этого числа 8 моторов ушло на Т-80 выпуска ГАЗ, а заводу №40 передали всего 12 штук. При таких темпах ждать 75 Т-80 в апреле-мае 1943 года было бы наивно. В апреле сдали 5 танков, из них 2 радийных, в мае еще 7, сколько моторов, столько и танков. Машины доделывали, далее все они получили радиостанции.
Как и в случае с горьковскими Т-80, у мытищенских имелась масса нареканий по орудиям. Хватало и других проблем. С мая по июнь 1943 года отмечено 4 случая выхода из строя бортовых передач и 2 случая поломки главных передач. Приёмка высказала мнение, что все машины весеннего выпуска требуют доводки. Это касалось и танка, который в июне 1943 года ушел на НИБТ Полигон для проведения гарантийных испытаний. Он их не прошел, так и оставшись на полигоне. Сам завод, как и смежники, времени не терял. К концу июня он получил 150 корпусов и башен, которые хранились под открытым небом. Прибывшая на завод комиссия обнаружила массовые случаи прогиба листов, поскольку стояли корпуса не на подставках. Указывалось на низкий уровень качества как деталей, так и танков в целом. Это исключало возможность отправки продукции завода №40 в армию. По итогам комиссия предложила временно прекратить выпуск Т-80 на заводе №40, бросив силы на доводку уже имеющихся машин, а также на перестройку производства в нормальное состояние. В результате из 25 принятых за июль 1943 года танков с нуля было построено всего 3. 11 танков было машинами, которые построили ранее, но не приняли, оставшиеся 11 – существенно переработанные Т-80 выпуска апреля-мая 1943 года. В связи с этим возник некоторый казус с подсчетом выпущенных Т-80 на заводе №40. Считается, что за апрель-июль сдали 37 танков, на самом же деле их было существенно меньше — 26 штук. То есть 25, плюс танк, уже уехавший в Кубинку.
Фактически «боевыми» стали Т-80, изготовленные летом 1943 года, прежде всего августовские. За этот месяц завод №40 сдал 40 Т-80, из них 14 радийных. Вполне возможно, что дальше бы выпуск пошел в гору, но 21 августа 1943 года было подписано постановление ГКО №3964сс. Согласно ему, с 1 сентября производство Т-80 на заводе №40 прекращалось, в Мытищах осваивали СУ-15М (СУ-76М). Решение правильное, поскольку летом 1943 года что Т-70Б, что Т-80 не соответствовали реалиям современного поля боя. Итого в Мытищах сдали 66 танков, а общее число сданных висит в воздухе. То ли 69 (2 учебных + 1 с ВТ-43), то ли 70 (4 по отчету ГАЗ), то ли вообще 74. Отчасти Т-80 повторил судьбу Т-50, так и не став по-настоящему массовым. Но при этом, как и предшественник-неудачник, он вполне повоевал. А создатели Т-80, во главе с Н.А. Астровым, вполне заслуженно получили Сталинскую премию второй степени за 1943 год. Танк-то они создали хороший, что было дальше, не их вина.
Легкий танк поддержки кавалерии
Как и в случае с ГАЗ-овскими танками, мытищенские Т-80 выпуска апреля-мая 1943 года отправлять в боевые части не решились. В июле 6 танков ушло в Горьковское танковое училище, ещё 5 машин — в Сызранское танковое училище. Еще 1 танк, как уже говорилось выше, отправили на НИБТ Полигон. Оставшиеся 54 танка распределили по 2 полкам. Первым их получил 54-й танковый полк сформированный в июне 1943 года на базе 59-й танковой бригады. 27 августа в Тулу, где формировался полк, ушел эшелон с 27 танками. Далее, 7 сентября 1943 года, в Тулу ушел еще один эшелон, также с 27 Т-80. Он предназначался для 230-го танкового полка. В Тулу он прибыл для переформирования.
Так исторически сложилось, что оба танковых полка на Т-80 оказались приданы кавалерийским частям. 54-й танковый полк оказался в составе 12-й гвардейской кавалерийской дивизии, а 230-й ТП — в составе 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Качество танков поначалу сильно сказывалось на подготовке танкистов. Машины страдали от поломок торсионов, выпадали шарики из башенных погонов, имелись дефекты бортовых передач. Тем не менее, уже 7 сентября 1943 года 54-й ТП уже отправился на погрузку, а 19 числа полностью выгрузился в Волновахе. Помимо 27 Т-80, каждый полк имел в составе 10 Т-34, которые использовались как средство усиления. Несмотря на то, что время Т-80 явно ушло, эти машины вполне годились для поддержки кавалерийских частей. Еще одним моментом было то, что танковые полки при кавалерийских дивизиях часто комплектовали по остаточному принципу. То, что им спихнули Т-80, вообще не должно удивлять.
Боевая деятельность 54-го танкового полка оказалась не особо впечатляющей. Действуя в составе 5-го гвардейского кавалерийского корпуса, 12-я Гв.КД и приданный ей 54-й танковый полк занимались тем, что преследовали отступающего противника. Наконец, 29 октября 1943 года состоялся крупный бой. 12-я Гв.КД, действуя во втором эшелоне, 28 числа сосредоточилась на окраине Корнеевки Херсонской области, где вел бой. Следующим утром туда прибыл 54-й ТП, который настигнул отходящий арьергард противника и захватил несколько населенных пунктов. Противник организовал несколько засад, но поначалу не смог дать отпор. Далее состоялся бой за Пояркин, где немцы смогли организовать более существенную оборону. Здесь 54-й танковый полк потерял подбитыми и сгоревшими 5 Т-34 и 2 Т-80, погибло 19 танкистов и ранено 9. Ответным огнем в Пояркин были уничтожены 2 танка, 2 САУ, а также около 150 немецких солдат и офицеров. В ЖБД отмечалось, что десант, ехавший вместе с танками, действовал решительно, даже для 1943 года ситуация нечастая. А вот 150-й ИПТАП, который поддерживал танкистов, действовал нерешительно.
В последующие дни полк действовал в направлении Каховки, проводя лихие рейды. 2 ноября состоялся бой в районе населенного пункта Голая Пристань. Было уничтожено около 300 немецких солдат и офицеров, 2 катера и понтонная лодка, а также освобождено 6000 мирных жителей, которых немцы собирались угонять в Германию. Местные жители осыпали наши танки цветами. Далее дефекты Т-80 дали о себе знать. 7 ноября из 8 Т-80, отправленных в распоряжение гвардии генерал-майора С.И. Горшкова, доехал только 1, остальные сломались. Тем не менее, по состоянию на 1 января 1944 года, в 54-м ТП числилось 6 Т-34, 25 Т-80 и 2 БА-64. Далее полк несколько раз проводил длинные марши, в ходе которых всё больше машин «отставало». На 19 января в полку значилось 3 Т-34 и 5 Т-80. К 25 марта 1944 года, когда было решено сдать танки на ремзаводы, в полку числилось 5 Т-34 и 9 Т-80, все требовали капитального ремонта. Далее полк получил 20 Valentine IX.
Более бурной оказалась боевая деятельность 230-го танкового полка. Для него боевые действия начались 8 октября 1943 года. На тот момент часть Т-80 «отстало» в виду технических проблем. В его составе имелось всего 18 Т-80, 1 Т-70Б и 10 Т-34. Этими силами полк, действуя совестно со 2-й гвардейской кавалерийской дивизией, штурмовал Затонск. Главная роль отводилась Т-34, а легкие танки действовали на подхвате. За 10 октября полк потерял 2 Т-80 подбитыми и 1 сгоревшим. Бои за Затонск шли несколько дней, 230-й ТП действовал совместно с 7-м гвардейским кавалерийским полком. За 12 октября полк потерял еще 3 Т-80 сгоревшими и 2 Т-34 подбитыми. В свою очередь полк отчитался об уничтожении 6 Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, 3 «Фердинандов» (на самом деле либо Marder, либо StuG), 2 БТР и 1 броневик.
В ночь с 25 на 26 октября 1943 года полк, вместе со 2-й Гв.КД., переправился через Днепр. Далее последовала передышка, которая продолжалась до 3 ноября. К тому моменту полк имел в своем составе 4 Т-34, 12 Т-80 и 1 Т-70. Далее, 5 ноября, полк пошел в атаку на Раковку, постепенно двигаясь в сторону Житомира. В городе они оказались 14 ноября, а на следующий день началась немецкая контратака на Житомир. На 16 число в 230-м ТП имелся 1 Т-34, 5 Т-80 и 1 Т-70, полк действовал совместно с 4-м гвардейским кавалерийским полком. 19 ноября последовал приказ оставить Житомир, при отходе был убит (по другим данным тяжело ранен) командир полка подполковник Д.А. Щербаков. Полк прикрывал отход дивизии, на следующий день в его составе было всего 3 Т-80. Далее они использовались как неподвижные огневые точки, находясь в резерве. В таком состоянии полк находился до середины декабря 1943 года, далее его направили на переформирование.
На этом боевые действия для Т-80 не закончились. Ремонтом этих танков занимался БТРЗ №8 (Дарница), где за июль 1944 года отремонтировали 4 танка, еще 12 в августе. В июле 1944 года 4 Т-80 находилось в составе 61-й танковой бригады, еще 2 в 58-м танковом полку, столько же в 150-й танковой бригаде. Эти танки использовались в ходе Львовско-Сандомирской операции. Примерно половина Т-80 войну пережила, в 1946 году они использовались в Харьковском танковом училище. Увы, все они оказались списаны, до наших дней дожил только танк с НИБТ Полигона. Ныне он находится в музейном секторе парка «Патриот». Как можно заметить, 80-ки вполне себе неплохо повоевали. Другой вопрос, что они были нужны в 1942 году, а не осенью 1943 года. Уже летом 1943 года стало окончательно ясно, что лучше выпускать СУ-76М. Ну а время советских «классических» легких танков прошло. Попытки создать новый легких танк были, но все они закончились ничем. Т-80 оказалась уготована роль того танка, который закрыл эту станицу истории отечественного танкостроения. Послевоенные советские легкие танки оказались совсем другими.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- eBay
- Фотоархив автора
- Документы Советской Эпохи
- Память Народа
- Образы Войны
-
источник: https://dzen.ru/a/Y6Xri8AvXGuzEUHN