26 сентября 1942 года на испытания вышел первый опытный образец тяжёлого танка КВ-13. Машина получилась крайне необычной: при защите тяжёлого танка она имела размеры и массу среднего. Это позже стало причиной появления у исследователей целого ряда гипотез и даже обозначения «средний танк тяжёлого бронирования». В реальности средним КВ-13 никогда не был — он разрабатывался именно как тяжёлый, а его относительно небольшие размеры и масса стали прямым следствием полученного из Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) технического задания. По ряду причин дальше второго опытного экземпляра работы над КВ-13, получившим в ходе создания альтернативное название ИС-1, не пошли. Но он стал важной вехой на пути к советскому тяжёлому танку нового поколения.
Содержание:
Тенденция к утяжелению
Тактико-техническим требованиям КВ-13 не соответствовал уже в момент постройки. Ещё в начале июня 1942 года наверху было принято решение о том, что танк должен получить трёхместную башню. Был разработан её эскизный проект, отчасти эта башня позже повлияла и на башню КВ-1с. Однако в условиях, когда для конструкторов Челябинского тракторного завода больший приоритет имела разработка КВ-1с, а позже появилось и срочное задание на освоение производства Т-34, проект КВ-13 с трёхместной башней оказался не у дел.
Можно с полной уверенностью утверждать, что опытный образец КВ-13 появился во многом вопреки обстоятельствам. На ЧКЗ было совсем не до КВ-13, а после смерти Н. В. Цейца, старшего инженера машины, танк и вовсе «осиротел». Принявший дела Н. Ф. Шашмурин был настроен скорее против этой машины, концепция подобного тяжёлого танка ему решительно не нравилась. Тем не менее опытный завод № 100 танк не бросил. Тем самым предприятие отчасти проигнорировало телефонограмму от народного комиссара танковой промышленности И. М. Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. В том числе и поэтому нелепо смотрятся обвинения в адрес Зальцмана, который якобы хотел сделать из КВ-13 «свой» Т-34. Исаак Моисеевич в тот момент все силы ЧКЗ бросил как раз на освоение производства Т-34, поставив интересы родного ему завода ниже срочного задания Сталина. Даже создание КВ-1с в тот момент имело меньший приоритет, чем организация производства Т-34.Несмотря на массу технических проблем, которые преследовали КВ-13 в ходе испытаний, бесполезным его создание назвать никак нельзя. Безусловно, танк оказался «сырым», а доведение текущей машины до ума при изменившихся требованиях не имело смысла. Но при этом сама возможность создания скоростного тяжёлого танка была подтверждена. Методом проб и ошибок удалось создать наиболее оптимальную ходовую часть, при этом использование наработок по теме КВ-1с оказалось правильным решением.

Этот же макет на виде спереди. Заметно, что на нем используются гусеничные ленты от КВ-1с с шириной трака 650 мм
Ещё одним существенным отличием была установка орудия. Вместо ЗИС-5 на втором варианте КВ-13 поставили Ф-34. Благодаря тому что систему вынесли на 180 мм вперед, в башне стало заметно просторнее. Также переделке подверглись сидения, это позволило дополнительно улучшить условия работы. Укладки брались как от КВ-1с, так и от Т-34.
Заметное влияние КВ-1с наблюдалось и по отношению к ходовой части. Стоит отметить, что она разрабатывалась в расчёте на два варианта гусеничной ленты — от Т-34 и от КВ-1с. В ходе совещания 12 декабря 1942 горда Ж. Я. Котин, который осуществлял общее руководство проектом, от идеи использования элементов Т-34 отказался. Неудачный опыт первого образца КВ-13 показал, что лучше использовать гусеничные ленты и ведущие колёса от КВ-1с. На втором образце предусматривалось применение траков шириной 650 мм, которые использовали на КВ-1с с 1 ноября 1942 года.Опорные катки (чертеж 33–69), введённые на КВ-1с со 2 декабря, тоже оказали заметное влияние на аналогичные детали КВ-13. Диаметр его опорных катков был меньше (550 мм), но в целом сходство было заметным. Кстати, технологи ЧКЗ предлагали использовать катки КВ-1с и на КВ-13, но до этого не дошло. В целях упрощения производства опорные катки для КВ-13 получили шариковые подшипники, в то время как на КВ-1с использовались конические.
Несколько преобразилась и форма корпуса КВ-13. Характерный «горб» стал значительно ниже, сильно изменилось моторное отделение. По итогам переделок масса корпуса выросла до 14 600 килограмм, что уже было близко к массе корпуса КВ-1с (15 700 килограмм). Общие габариты корпуса по сравнению с первым вариантом КВ-13 почти не изменились, но толщина брони выросла. Заметно увеличилась и боевая масса: даже по предварительным расчётам она составляла 37,5 тонн. Ни о каком «среднем танке тяжёлого бронирования» теперь даже теоретически говорить не приходилось — это уже был тяжёлый танк безо всяких оговорок.При этом высокая подвижность машины оставалась одним из важных параметров. Расчётная максимальная скорость составляла 53,5 км/ч. Для сравнения: Т-34 в тот момент разгонялся не более чем до 49,6 км/ч. Одной из важных особенностей нового танка стало то, что трудоёмкость при его производстве была более чем в два раза ниже. Также с самого начала продумывалась перспектива усиления его защиты, и здесь КВ-13 заметно превосходил КВ-1с, который резервов для усиления не имел.
Промежуточный вариант
В целом проект второго варианта КВ-13 утвердили ещё в декабре 1942 года, но вплоть до конца января 1943 года работы практически не велись. Это было связано с тем, что и ЧКЗ, и завод № 100 с конца декабря плотно работали по более важному заданию — самоходной установке КВ-14 (СУ-152). Примерно в это же время появился проект установки на шасси КВ-13 башни от КВ-9 со 122-мм гаубицей У-11. Машина получила чертёжный индекс 234. В документах завода № 100 она получила обозначение ИС-2. Более подробно о ней будет рассказываться в отдельной статье, посвящённой «гаубичным» танкам 1943 года. Стоит лишь отметить, что информация об установке на ИС-2 башни от опытного образца КВ-9 не соответствует действительности. Это была новая башня, имеющая массу внешних отличий.
По состоянию на 1 февраля 1943 года завод № 100 отчитался о том, что все узлы и агрегаты для КВ-13 второго варианта были готовы. Основным тормозящим фактором стало отсутствие корпуса и башни. В качестве поставщика выступал Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ), где на тот момент существовали свои проблемы, связанные с производством Т-34 и СУ-35 (СУ-122). Между тем работы не стояли на месте — и в конструкцию КВ-13 внесли некоторые изменения. Для начала в работу взяли второй вариант КПП, который практически не отличался от коробки передач КВ-1с. Тем самым была проведена унификация, что упрощало (в случае успешных испытаний) запуск танка в серию.Не менее важным изменением стала новая конструкция командирской башенки, и она также оказалась напрямую связана с КВ-1с. Недовольство командирской башенкой привело к тому, что подготовили аж три варианта её замены. Первый представлял собой улучшенную башенку по эскизному проекту КВ-13 второго варианта. В качестве альтернативы СКБ-2 ЧКЗ разработало командирскую башенку со смотровыми приборами по типу Т-34 и без верхнего люка.
Наконец, по настоянию помощника начальника 6-го отдела инженера-майора Пестова разработали третью башенку. Родилась она из эскизного наброска, где была изображена башенка с пятью смотровыми приборами и двухстворчатым люком. Люк сделали вращающимся, причём в одной из створок установили перископический прибор MK-IV. В данном случае это название означало не «смотровой прибор Vickers MK-IV», а «перископический смотровой прибор с английского танка MK-IV», то есть с Churchill. Именно этот вариант и выбрали как основной. К концу января 1943 года были утверждены рабочие чертежи башенки. Испытывать опытный её образец решили на КВ-13. К тому моменту строилось две машины — базовая (233) и гаубичная (234).

Текст постановления ГКО № 2943 «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”». С его появлением индекс КВ-13, наконец, канул в Лету

Сбоку хорошо видно, насколько большими получились расстояния между опорными катками. Это сыграло свою роль при испытаниях на мягком грунте
По итогам первого этапа испытаний 5 апреля было подготовлено предварительное заключение государственной комиссии. В числе предложений, которые составила комиссия, фигурировало улучшение обзорности с места механика-водителя. Вместо смотровых приборов по периметру рубки предлагалось установить два перископа MK-IV. Ещё один перископ надлежало установить в крыше башни, для заряжающего. Также комиссия отметила удовлетворительную надёжность большинства элементов трансмиссии и, наоборот, низкое качество изготовления двигателей. Всего за время испытаний на ИС-1 двигатели меняли три раза.
Вновь на испытания ИС-1 вышел 6 апреля, пройдя 24,5 км до Копейского полигона. Средняя скорость движения составила 30 км/ч. В ходе испытаний удалось достигнуть максимальной скорости 55 км/ч. Испытания продолжались до 19 апреля, в общей сложности танк прошёл 536 км по шоссе, 390 км по просёлку и 80 км по целине. Замена радиатора явно пошла на пользу: при движении на 8-й передаче и температуре окружающего воздуха +15 °С температура воды достигала 50 °С.
Изучение боевого отделения. На люке, спиной к фотографу, сидит Ж. Я. Котин, крайний слева человек из группы стоящих на надмоторной плите — Н. Л. Духов
Первая жертва «Тигра»
18 января 1943 года в районе Рабочего посёлка № 5 было захвачено два немецких тяжёлых танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E из состава 502-го тяжёлого танкового батальона. Машины с башенными номерами 100 и 121 доставили в Кубинку, где началось их всестороннее изучение. В апреле танк с башенным номером 121 подвергли испытанию обстрелом. Результаты оказались неутешительными: выяснилось, что 76-мм танковые орудия Ф-34 и ЗИС-5 не пробивают немецкий танк ни в лоб, ни в борт, причём с любых дистанций. Наиболее эффективными орудиями оказались 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 и 85-мм зенитное орудие 52-К. При этом ЗИС-2 уверенно пробивала немецкий танк в борт на дистанции 800 м, а в лоб не брала «Тигр» даже с 500 м. 52-К же уверенно пробивала лоб «Тигра» с дистанции в километр.
5 мая 1943 года было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно первому пункту постановления, на двух образцах танка ИС-1 предполагалось установить 85-мм орудия с баллистикой 52-К. Исполнителем выступал завод № 9, где под руководством Ф. Ф. Петрова началась работа по созданию 85-мм орудия Д-5Т. В середине мая появился неожиданный конкурент — ЦАКБ под руководством В. Г. Грабина. Взяв за основу проект 85-мм танковой пушки ЗИС-25, разработанный для КВ-1, группа конструкторов под руководством П. Ф. Муравьева и Е. В. Синильщикова разработала систему, получившую обозначение С-31. На заводе № 92, где позже строили эти системы, её обозначали как Ф-85. Проект, который вёлся в основном Синильщиковым, представили 17 мая, то есть меньше чем через две недели после подписания постановления ГКО № 3289.По традиции, унаследованной ЦАКБ от КБ завода № 92, пушку максимального калибра попытались вставить в штатную башню ИС. В конструкции С-31 использовалось 85% деталей от ЗИС-5. Башню, впрочем, всё же пришлось увеличивать в размерах, чтобы обеспечить заряжание орудия. Для этого крыша в районе места заряжающего была поднята. Боекомплект должен был составить 71 патрон. Боевая масса ИС-1 с орудием С-31, согласно расчётам, поднималась до 39,5–40 тонн.
Дальше эскизного проекта эта идея не продвинулась. 6 июня 1943 года в адрес Молотова ушла докладная записка за подписью начальника ГБТУ КА генерал-полковника Федоренко. В ней он сообщал, что исследования вопроса установки 85-мм пушки в штатную башню ИС-1 выявили массу проблем. Башня оказалась слишком маленькой для такой системы, работать в ней было бы крайне неудобно. В результате Котин дал команду начать разработку новой башни с диаметром погона 1800 мм. Это означало, что придется переделывать и корпус, удлиняя его на 420 мм. Так родился тот ИС, который мы все хорошо знаем, сборка первой такой машины началась в начале 20-х чисел июня.Что же касается ИС-1, то июнь стал последним месяцем, когда этот танк проходил испытания. Он проехал 724 км, в ходе которых наблюдались все те же проблемы с попаданием грязи и пыли в воздухозаборники. Пройдя в общей сложности 2294 км, танк занял место на заводской площадке рядом с КВ-13. Наступало время другого танка с именем Сталина.
Источник — http://warspot.ru/9483-predposledniy-shag