Юрий Пашолок. Valentine IX-XI серий или длинный ствол для пехотного танка
На момент своего появления в 1940 году Infantry Tank Mk.III, он же Valentine, был, пожалуй, самой сбалансированной боевой машиной английской армии. Его невысокая максимальная скорость компенсировалась вполне пристойной средней скоростью, что особенно ощущалось на бездорожье. Броня толщиной 60 мм вполне соответствовала реалиям поля боя даже в 1942 году, когда далеко не каждая пушка могла её пробить.
Разумеется, к 1942 году машина стала устаревать. И если с повышением подвижности ситуация выглядела безрадостно, то для усиления вооружения возможности имелись. Героическими усилиями конструкторов Vickers-Armstrongs удалось заметно повысить огневую мощь танка, сохранив шасси танка почти в неизменном виде. В результате Valentine воевали до самого конца войны: отдельные машины встретили победу на территории Германии.
Содержание:
Больше пушки при той же массе
На начало Второй мировой войны 2-фунтовая (40 мм) пушка была вполне приличным орудием. По характеристикам она оказалась примерно равной немецкой 3,7 cm Pak и советской 45-мм противотанковой пушке. Существенным минусом британской пушки являлось отсутствие в её боекомплекте осколочно-фугасного снаряда. По английской концепции, появившейся ещё в начале 20-х годов, для борьбы с пехотой танковые подразделения должны были использовать либо пулемёты, либо гаубичные танки.
Как бы то ни было, именно противотанковые функции 2-фунтовая пушка исполняла вполне прилично. Ситуация начала меняться весной 1941 года, когда на полях сражений появились Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, получившие экранирование лобовой части корпуса. Экраны не сделали немецкие танки неуязвимыми для противотанковых пушек союзников, после нескольких удачных попаданий начинали разрушаться их крепления, да и лоб башни оставался без дополнительной защиты. Но это было лишь начало.
Весной 1941 года начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.J и Pz.Kpfw.IV Ausf.F, у которых лобовое бронирование 2-фунтовая пушка могла пробить только практически в упор. Впервые английские танкисты столкнулись с подобными танками ближе к концу 1941 года, но ещё до того был поднят вопрос об усилении танкового вооружения.
Впрочем, и до этого английские конструкторы не сидели сложа руки, как и немцы, которые ещё весной 1938 года инициировали работы по танковой пушке калибра 50 мм. Англичане в том же году начали работы над заменой для 2-фунтовой пушки. Работа велась как по противотанковой, так и по танковой версии 6-фунтового (57-мм) орудия. К слову, этот калибр можно назвать своеобразной танковой классикой — орудия именно такого калибра ставились на знаменитые «ромбы», да и крепостные орудия Максима-Норденфельдта на немецких A7V также имели калибр 57 мм.
Это была весьма прогрессивная для своего времени система. Она отличалась высокой начальной скоростью снаряда и бронепробитием, сравнимым с советской противотанковой пушкой ЗИС-2, имевшей более длинный ствол. Весьма прогрессивным оказался и лафет орудия, отличавшийся низким силуэтом. Правда, доводочные работы затянулись, а первоначальная, 50-калиберная версия орудия, так в серию и не пошла. На запуск в серию повлияла и ситуация с производством 2-фунтовых орудий, из-за которой более мощное орудие немного придержали. Производство OQF 6-pdr Mk.II, имевшей длину ствола 43 калибра, началось только в ноябре 1941 года. Примерно в это же время появилась и танковая версия орудия — OQF 6-pdr Mk.III.
Новое танковое орудие было не только мощнее, но и больше старого. Для некоторых танков это оказалось фатальным. Например, трёхместная башня танка Matilda, по мнению английских конструкторов, не подходила для новой пушки. Жаль, об их изысканиях не знало КБ завода №92, которое умудрилось в ту же башню вставить 76-мм орудие ЗИС-5. У Crusader под новую пушку пришлось переделывать носовую часть башни, так получился Crusader III. Для Churchill и вовсе была создана новая башня. Именно танк Churchill III первым из получивших 6-фунтовую пушку пошёл в серию.
Для Valentine необходимость разработки новой башни означала бы смерть танка, как и для Matilda. Поэтому коллектив конструкторов во главе с Лесли Литтлом во второй раз занялся переделкой башни.
За основу была взята трёхместная башня для Valentine III. Более крупное по габаритам орудие не оставило места для командира, так что башня вновь стала двухместной. Существенно пришлось менять и носовую часть, поскольку потребовалось вынести вперёд ось вращения орудийной установки по вертикали. Конструкторам удалось справиться с задачей, но ценой некоторых потерь: переделанная орудийная установка не оставила места ни для спаренного пулемёта, ни для спаренного миномёта. Проблему с миномётом удалось частично решить путём установки спарки 4-дюймовых мортирок No.2 Mk.I на специальном кронштейне с правой стороны башни. Для доступа в башню командир/заряжающий и наводчик получили отдельные двухстворчатые люки.
Изменения конструкции корпуса оказались минимальными. Поскольку башня получилась немного тяжелее предыдущей, было решено пожертвовать бронёй: толщина бортовых листов корпуса сократилась до 50 мм. Боевая масса танка в новой модификации составила 17 тонн, то есть осталась на уровне Valentine III и Valentine VII.
В октябре 1941 года было принято решение запускать танк с 6-фунтовым орудием в серийное производство. К тому времени машина не существовала в металле, танк сразу, без постройки опытного образца, запускался в серию. Новая модификация получила обозначение Valentine VIII. Предполагалось, что базироваться танк будет на шасси Valentine II с двигателем AEC 190. По контракту TM6771 от 7 октября 1941 года планировалось выпустить 435 Valentine VIII, но вскоре он был переделан. Компания Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W), которая должна была строить Valentine VIII, стала выпускать Valentine III.
Но ни одного танка Valentine VIII так и не было построено. Дело в том, что осенью 1941 года начался выпуск Valentine IV с дизельным двигателем GM 6004. Эти двигатели оказались более мощными, а главное — не дефицитными. Танк с более мощным вооружением решено было оснащать именно таким мотором.
Модификация с двигателем GM 6004 получила обозначение Valentine IX. Машине пришлось подождать в очереди: поначалу место на конвейере занимал Valentine V, который, кстати, также был запущен в серию без постройки опытного образца. При переходе к производству Valentine IX шасси танка немного модернизировали. Американский мотор был форсирован путём установки инжектора с большей производительностью, благодаря чему мощность выросла до 165 лошадиных сил при 1900 об/мин. Небольшая прибавка к мощности оказалась совсем не лишней: благодаря ей удалось немного улучшить динамические характеристики, наиболее ощутимым их рост оказался на бездорожье.
В связи с появлением новой модификации Valentine пришлось вносить изменения в старые контракты. Уже менявшийся один раз контракт T2243 от 7 мая 1941 года теперь предусматривал выпуск 125 Valentine IV, 400 Valentine V и 230 Valentine IX. WD-номера танков выпуска Elswick Works находились в диапазоне T.66591 – T.67220, причём туда попадали как Valentine IX, так и Valentine V. Стоимость танка с новой башней и вооружением увеличилась не сильно — до 5710 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов за двигатель и другие агрегаты.
Пришлось корректировать и контракт TM6618 от 7 октября 1941 года на выпуск 455 Valentine V силами Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). В изменённом виде на долю Valentine IX теперь приходилось 328 танков с WD-номерами в интервале T.82163 – T.82617.
Первый новый контракт — TM6116 — был подписан с Elswick Works 7 октября 1941 года. Согласно ему, выпускалось 460 Valentine IX с WD-номерами T.122698 – T.123157. К слову, первоначально по этому контракту планировалось заказать Valentine V. 6 февраля 1942 года с Elswick Works был подписан третий контракт — TM11533. По нему выпускалось ещё 475 танков с WD-номерами T.123158 – T.123632. Наконец, последний контракт под номером TM11532 был подписан с MCCW в мае 1942 года. Он предполагал выпуск 460 Valentine IX. Затем, правда, контракт сильно урезали — до 260 танков с WD-номерами T.120690 – T.121149.
Выпуск Valentine IX начался осенью 1942 года. Valentine оказался последним из танков, которые англичане перевооружили 6-фунтовыми пушками. Из-за этого 43-калиберную пушку Mk.III получили немногие машины, так как вскоре началось производство машин с 50-калиберной танковой пушкой OQF 6-pdr Mk.V, обладавшей лучшими характеристиками бронепробития. Уже в январе 1943 года Elswick Works смогла закончить работы по контракту TM6618.
Возвращение спаренного пулемёта
Уже после первых случаев боевого применения Valentine IX танк был раскритикован танкистами, в первую очередь из-за вооружения. Отсутствие спаренного пулемёта превратило Valentine IX из пехотного танка в танк-истребитель. Осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте машины не было, а бороться с вражеской пехотой бронебойными болванками — не самая удачная идея. Танкисты потребовали спаренный пулемёт вернуть на место.
Для того, чтобы выполнить требование, башню снова пришлось немного переделывать. С правой стороны от орудия появился специальный прилив, где, собственно, и разместили пулемёт BESA. Танк снова смог эффективно бороться с пехотой, но установка пулемёта ослабила защиту башни: спереди амбразуру пулемёта прикрывал лист толщиной всего 14 мм. Пулемётная установка оказалась уязвимой даже для огня крупнокалиберных пулемётов.
Некоторые изменения были внесены и в конструкцию шасси. Помимо 4-дюймовых дымовых мортирок в корме корпуса появились два контейнера для дымовых шашек. Такие же контейнеры ставились и на другие английские танки, включая Cromwell и Comet. Переделке подверглись и фары. Изменения не особо масштабные, но по ним новую модификацию, получившую обозначение Valentine X, можно определить довольно легко.
Новые контракты на производство Valentine X не заключались, изменения вносились в уже подписанные документы. По контракту TM11532 с MCCW число выпускаемых Valentine IX сократилось до 30 штук. Впрочем, и Valentine X здесь строилось совсем немного — всего 35 штук. Был переписан и контракт с Elswick Works. Теперь по контракту M11533 изготовлялось 275 Valentine IX, а новая версия производилась тиражом в 100 штук. Таким образом, всего было изготовлено 135 Valentine X.
Опыт боёв в Северной Африке, а главное — сравнение с американскими танками наглядно продемонстрировали англичанам ущербность идеи производства танков только с бронебойными снарядами в боекомплектах пушек. При этом английские генералы продолжали считать, что даже 57-мм осколочно-фугасные снаряды будут недостаточно эффективными. В результате появилось орудие OQF 75 mm. Эта танковая пушка была очень похожа на американскую M3, которая применялась на танках Lee, Grant и Sherman. Больше того, даже боеприпасы для неё оказались теми же. Орудие было хорошо тем, что влезало в те же башни, что и OQF 6-pdr. Идея перевооружить Valentine такой пушкой лежала на поверхности.
Новую версию танка обозначили как Valentine XI. Благодаря тому, что новая пушка легко встала в ту же самую башню, менять её не пришлось. Отличалась у нового танка лишь лобовая часть корпуса. Ближе к осени 1943 года англичане наконец вспомнили, что собирать танки можно не только на рейках, болтах, заклёпках и гужонах. Лобовая часть корпуса Valentine XI, по крайней мере, выпускавшихся Elswick Works, стала собираться с помощью сварки. А вот машины MCCW, судя по фотографиям, продолжали изготовлять с лобовой частью старой конструкции.
Выпуск Valentine XI тоже был оформлен в счёт старых контрактов. Elswick Works выпустила 100 танков данного типа, последнюю машину там сдали 29 сентября 1943 года. На MCCW выпуск был скромнее — 16 машин по первому контракту и 20 по второму, всего 36 машин. Ещё 175 Valentine XI было выпущено в несколько ином исполнении.
Подобно Valentine V, танки с 6-фунтовыми, а затем и 75-мм пушками, изготовлялись в специальной модификации. Её история началась в 1941 году, когда венгерский инженер-конструктор Николас (Миклош) Штраусслер предложил систему, превращающую танк в амфибию. Похожие работы велись и в Германии по лёгким танкам, в частности, серийно таким образом переделывались Pz.Kpfw.II Ausf.C (Schwimm-P.Kpfw.II). Также у немцев использовались средние танки Tauchpanzer III Ausf.G-H и Tauchpanzer IV Ausf.D-E, которые передвигались по дну. Немецкие конструкции получились весьма сложными и дорогостоящими, кроме того, водоходное оборудование для них требовалось возить отдельно.
Совершенно иная ситуация оказалась с системой Duplex Drive (DD). Во-первых, она позволяла переделывать в амфибии как лёгкие, так и средние танки. Во-вторых, система Duplex Drive приводилась в рабочее положение минут за 20, а сдувалась (в буквальном смысле — экран держался на системе резиновых трубок, заполняемых воздухом) за считанные минуты. Это позволяло очень быстро приводить танк, высадившийся на берег, в боевое положение. В-третьих, Duplex Drive не требовала сложного демонтажа после использования. Наконец, разработка Штраусслера оказалась не в пример дешевле, что предопределило её массовость.
После успешных испытаний опытного образца Tetrarch DD было решено переделать аналогичным способом и Valentine, на тот момент самый массовый английский танк. После испытаний Valentine II с комплектом Duplex Drive, состоявшихся в июне 1942 года, последовал заказ на 450 комплектов DD для переоборудования танков, оснащённых дизельными двигателями GM 6004. Приоритет отдавался Valentine IX, но серийное производство машин этой модификации ещё не было налажено. Поэтому заключённый 6 июля заказ предусматривал постройку 214 Valentine V и 236 Valentine IX. Начало выпуска Valentine DD задерживалось, а процент заказанных танков с 6-фунтовыми пушками рос. Под конец 1942 года было решено строить уже 135 Valentine V DD и 315 Valentine IX DD.
Фактически же было построено 160 Valentine V DD и 312 Valentine IX. Все они были сделаны на MCCW. Ещё 175 машин MCCW изготовила в варианте Valentine XI DD.
Всего было выпущено 1753 Valentine с длинноствольными пушками.
Хуже, чем Sherman
Различные производственные и технические проблемы привели к тому, что запуск Valentine IX в серию постоянно откладывался. Когда же он начался, производство преследовали различные технические проблемы. В английских источниках эта тема не упоминается, но из переписки, которая находится в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), можно сделать вывод, что первое время новое орудие доставляло немало хлопот. Проблемным узлом оказался не очень надёжный подъёмный механизм. Судя по спискам изменений, эти проблемы были актуальны для всех английских танков, вооружавшихся 6-фунтовой пушкой. Преодолеть трудности удалось ближе к началу 1943 года.
Боевой дебют Valentine IX состоялся только в начале 1943 года. К тому моменту в Северной Африке произошёл перелом: проиграв битву за Эль-Аламейн, итало-немецкая группировка стала откатываться на запад. Стремительно отступая, она оказалась в Тунисе. Именно здесь Valentine IX и повоевали. Наступление в Тунисе совпало с массовым насыщением английских танковых частей американскими средними танками Sherman II и Sherman III (Medium Tank M4A1 и M4A2 в английской комплектации). Впервые их применили в боях за Эль-Аламейн, и английские танкисты испытали чувство, близкое к восторгу. Они получили если и не танк своей мечты, то уж точно машину, на фоне которой детища английского танкопрома выглядели как антиквариат. Только Churchill III и Churchill IV выглядели на их фоне достойными машинами.
В боях за Тунис судьба Valentine решилась окончательно. После капитуляции итало-немецкой группировки в Северной Африке Valentine стали выводить из частей первой линии. Вновь выпускающиеся танки отправлялись в Советский Союз. Из 1011 Valentine IX в СССР отправили 836 машин, то есть больше 80%. Туда же отослали и больше половины Valentine X. На конец декабря 1943 года на территории Англии осталось 71 Valentine IX/X и 220 Valentine IX DD. Ещё 88 Valentine IX находилось на территории Ирака, где они использовались польскими частями.
Valentine IX DD хоть и устарел, но как танк-амфибия представлял боевую ценность даже в конце войны. В результате к июню 1944 года в Италию было переброшено больше сотни танков этой модификации. По состоянию на 7 апреля 1945 года, в 15-й армии находилось 128 Valentine IX всех типов, правда, непосредственно на фронте пребывало всего 4 штуки. Тем не менее они хотя бы повоевали.
Гораздо более бурной оказалась судьба Valentine XI. В отличие от предыдущих версий, в СССР их отправлять не стали. Совместно с Valentine X эти танки было решено использовать в качестве командирских машин в частях, получавших на вооружение самоходные установки Archer. Руководствовались английские военные той же логикой, что и советские, решившие использовать танки Т-70Б как командирские в частях, вооружённых СУ-76М. База у машин была одинаковой, а на роль командирской машины Valentine вполне подходил. В британской армии командирские машины чаще всего лишались пушек, вместо которых получали муляжи, но у командирских Valentine орудия сохранили. Боезапас машины состоял всего из 39 патронов к орудию.
Valentine X и Valentine XI благодаря роли командирских танков оказались долгожителями. По состоянию на июнь 1945 года, на вооружении 21-й армии находилось 16 Valentine X и 14 Valentine XI. Ими пользовались части, приданные 3-й, 5-й, 51-й и 2-й Канадской пехотным дивизиям. Эти танки дошли до Германии: до наших дней сохранились кадры кинохроники, где один Valentine XI стоит рядом с шасси сверхтяжёлого танка E-100. Valentine стал чемпионом по долгожительству среди английских танков военного времени.
До наших дней дожило всего 4 Valentine с новыми орудиями, все они относятся к версии Valentine IX. Один танк, воевавший в составе Красной армии, находится на реставрации в Польше. Ещё одна машина ждёт своей очереди в бельгийской Бастони. Наконец, в Англии находятся ещё два Valentine IX, оба на ходу. Первый является частью коллекции танкового музея в Бовингтоне. Вторая машина — это единственный доживший до наших дней Valentine IX DD. Когда Джон Пирсон нашёл эту машину, она трудилась на ферме как бульдозер, башни у неё не было. Реставрация заняла более 20 лет, но её результатом стал полностью комплектный танк, регулярно участвующий в различных военно-исторических мероприятиях.
Источник – https://warspot.ru/11212-dlinnyy-stvol-dlya-pehotnogo-tanka