Юрий Пашолок. Длинный шмель или немецкая САУ Geschützwagen III/IV Hummel

11

Немецкие инженеры изобрели такой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые практические наработки в этой области появились ещё в годы Первой мировой войны, но по-настоящему массовым явлением подобные машины стали спустя два с половиной десятилетия после её окончания. Рецепт оказался прост: за основу бралась база лёгкого или среднего танка, из агрегатов которого создавалось самоходное шасси с противопульной бронёй. На такое шасси устанавливалось слегка модифицированное буксируемое орудие. Благодаря этому мобильность артиллерии резко возрастала. Наиболее мощно вооружённым из массовых немецких «самоходных лафетов» стал Hummel. Эта САУ вполне справедливо считается одним из символов немецкой самоходной артиллерии.

Содержание:

Объединяя двух конкурентов

В начале 1942 года центром разработки «самоходных лафетов» средней весовой категории был концерн Krupp. Работы по таким машинам в Эссене начали ещё до начала Второй мировой войны. Итоги проектирования оказались неоднозначными. САУ 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, создававшаяся как истребитель дотов, превратилась в Pz.Sfl.IVa, более известную под фронтовым прозвищем Dicker Max («Толстый Макс»). Прозвище появилось неслучайно: при боевой массе в 22 тонны внутрь самоходной установки удалось поместить мотор мощностью всего 180 лошадиных сил. С подвижностью у машины, которую переквалифицировали в истребители танков, дела обстояли не лучшим образом. По ряду причин от серийного производства ста машин, которые получили окончательное обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), в конце 1941 года пришлось отказаться.

Несколько лучше сложилась ситуация с другой САУ, ставшей ответвлением от проекта 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Первоначально она получила обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18), но позже его изменили на Pz.Sfl.IVb. В ней использовалась концепция 6-каткового шасси на рессорной подвеске, при этом двигатель применялся тот же, что и на Pz.Sfl.IVa. Боевую массу этой машины удалось снизить до 18 тонн, что заметно улучшило её подвижность.

Два опытных образца самоходной установки, которая 13 августа 1941 год сменила имя на leFH 18 (Sfl.), были готовы к началу января 1942 года. В целом получилась неплохая машина, которая вполне подходила на роль средства поддержки танков. Правда, уже к весне 1942 года стали появляться сомнения в целесообразности её выпуска. Дело в том, что при таком большом и дорогом шасси машина вооружалась системой сравнительно небольшого калибра, да и её боевое отделение оказалось не слишком просторным. Двигатель у этой САУ был свой, отсутствовала унификация с более массовыми образцами техники по каткам и ряду других элементов.

Неудивительно, что OKH (Oberkommando des Heeres, Верховное командование сухопутных войск) весной 1942 года озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета» для более солидного орудия. Таковым была выбрана 149-мм гаубица 15 cm sFH 18. Эта артиллерийская система оказалась весьма удачной, но при этом её боевая масса, превышавшая 5 тонн, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя.

Как можно заметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А теперь представим, что её надо переместить силами расчёта по полю…

Как можно заметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А теперь представим, что её надо переместить силами расчёта по полю…

В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig. Главный конкурент Krupp в программе танка поддержки B.W., оружейный гигант из Дюссельдорфа довольно быстро нашёл альтернативу конкурсу, в котором проиграл. В 1938 году в пригороде Берлина Шпандау концерн открыл завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik). Его основным профилем стала сборка танков и самоходных установок, именно там начали проектировать и новую САУ.

Первыми построенными здесь боевыми машинами были тридцать два Pz.Kpfw.II Ausf.B, позже здесь строили средние танки Pz.Kpfw.III. Впрочем, уже с 1940 года основной продукцией стали самоходные установки StuG III. Начиная с модификации StuG III Ausf.B и до Ausf.F/8 завод Alkett был единственным сборщиком этих машин. Да и StuG 40 Ausf.G, самый массовый образец немецкой бронетанковой техники, по большей части производился в Шпандау. Поэтому выбору производителя, сделанному OKH, удивляться не стоит.

Опытный образец Geschützwagen für sFH 18/1, конец 1942 года. Машину легко определить по большому дульному тормозу

Опытный образец Geschützwagen für sFH 18/1, конец 1942 года. Машину легко определить по большому дульному тормозу

Поскольку основным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, вполне ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. На деле всё оказалось не так просто. Ещё в декабре 1941 года возникла идея дальнейшего развития Pz.Kpfw.III. Предполагалось установить на него башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой Kw.K. 40 L/43. Получившийся танк должен был обозначаться как Pz.Kpfw.III Ausf.K. Даже до опытного образца реализация этого проекта не дошла: выяснилось, что для установки башни с более мощным вооружением понадобится полностью переделывать ходовую часть. Это, собственно, и стало началом конца Pz.Kpfw.III.

Что же касается шасси Pz.Kpfw.IV, то у него верхняя весовая планка оказалась выше и составляла 25 тонн. При этом от базы Pz.Kpfw.III немецкие танкостроители полностью не отказывались, поскольку на ней стали производить StuG 40 с более мощной пушкой 7.5 cm StuK 40. Тем не менее на Alkett понимали, что разумной альтернативы для шасси Pz.Kpfw.IV у них нет.

В результате работы пошли в направлении создания своеобразного гибрида, в котором объединились компоненты Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen III (орудийная машина III), по ходовой части полностью повторяло Pz.Kpfw.IV. От этого танка также был позаимствован двигатель Maybach HL 120 TRM вместе с системой охлаждения. Похожей оказалась и «ванна» корпуса. Коробку передач ZF SSG 77 конструкторы позаимствовали у Pz.Kpfw.III.

Ещё одним характерным признаком опытного образца Geschützwagen für sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя

Ещё одним характерным признаком опытного образца Geschützwagen für sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя

Поскольку в боевое отделение предстояло установить весьма немаленькую по габаритам и массе 149-мм гаубицу, пришлось серьёзно поработать над компоновкой машины. В результате получилась неординарная конструкция, которая стала плодом нескольких компромиссных решений. Иного пути, кроме как спрятать двигатель под установку гаубицы, у инженеров не было. Можно только посочувствовать ремонтникам, которые имели дело с этими машинами. Чтобы демонтировать двигатель, здесь требовалось сначала снять орудие, а затем частично разобрать саму машину.

С обслуживанием трансмиссии дело обстояло проще, но без крана и тут всё равно делать было нечего. Требовалось снять большую лобовую плиту, в которую интегрировали рубку механика-водителя. Кстати, вместе с ним в отделении управления сидел радист, для которого конструкторы никаких приборов наблюдения вообще не предусмотрели.

Компоновочная схема Geschützwagen III/IV

Компоновочная схема Geschützwagen III/IV

На подобные ухищрения инженеры Alkett пошли не просто так. Благодаря перекомпоновке агрегатов Geschützwagen III получила просторное боевое отделение, где поместилась не только сама гаубица, но и четыре номера её расчёта. Правда, больше 18 выстрелов в возимом боекомплекте разместить не удалось.

Грамотно сконструированная система охлаждения позволила обойтись без «ушей», как на Pz.Sfl.IVa. Не менее важно и то, что боевая масса САУ составила 22 тонны: столько же, сколько у Dicker Max, но при гораздо более мощном моторе. К тому же и в плане унификации с крупносерийными машинами детище Alkett выглядело куда интереснее, чем продукция Krupp.

Самоходка от сталеваров

Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение Geschützwagen für sFH 18/1, был изготовлен Alkett ближе к концу 1942 года. Опытная машина максимально использовала компоненты от Pz.Kpfw.IV. Ещё одной её отличительной особенностью стал массивный дульный тормоз, установленный на гаубице. Достаточно быстро выяснилось, что он лишний: устойчивость шасси Geschützwagen III/IV оказалась достаточной, чтобы от этой детали отказаться. Тем более что при стрельбе дульный тормоз создавал большое облако пыли.

Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург

Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург

По итогам испытаний в конструкцию машины внесли ряд усовершенствований. Гаубица лишилась дульного тормоза, некоторые изменения были внесены и в конструкцию ходовой части. Вместо ведущих колёс и бортовых передач от Pz.Kpfw.IV было решено позаимствовать их у Pz.Kpfw.III. Учитывая тот факт, что основной продукцией Alkett были САУ StuG III/StuG 40 на базе Pz.Kpfw.III, решение вполне логичное, тем более что коробка передач все равно бралась от этих самоходных установок. Машина «обросла» дополнительными элементами, такими как крючки для установки тента. Кроме того, рубка механика-водителя получила откидывающийся вверх лючок, что заметно улучшило обзор в походном положении.

На этой фотографии видно, что двигатель с системой охлаждения «живёт» непосредственно под орудием

На этой фотографии видно, что двигатель с системой охлаждения «живёт» непосредственно под орудием

Примерно в это же время была отчасти решена проблема маленького боекомплекта. Изобретать велосипед на Alkett не стали и разработали на базе Geschützwagen für sFH 18/1 подвозчик боеприпасов. Позже он получил обозначение Geschützwagen III für Munition и сквозной индекс Sd.Kfz.165 (его же получил и Geschützwagen III).

Фактически это была та же самая самоходная установка, но без гаубицы и с «зашитой» орудийной амбразурой. Внутри боевого отделения находились укладки для боезапаса. При этом путём нехитрых операций подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition можно было оперативно переделать в САУ Geschützwagen für sFH 18/1. Благодаря этому решению цифра выпущенных самоходных установок в различных источниках «плавает». Вопрос о том, сколько подвозчиков боеприпасов позже переделали в САУ, остаётся открытым.

Geschützwagen III выпуска весны 1943 года

Geschützwagen III выпуска весны 1943 года

Между тем на Alkett к концу 1942 года стало не до новой САУ. Ежемесячный выпуск StuG 40 вырос: уже в ноябре он составил 100 машин, а в декабре увеличился до 129 штук, причём в последний месяц 1942 года началось производство StuG 40 Ausf.G. Насколько важным оказался выпуск этих машин, говорит тот факт, что с февраля 1943 года её производство освоили и на заводе MIAG. На сам же Alkett с марта 1943 года дополнительно «свалился» ещё и выпуск StuH 42 со 105-мм гаубицей.

Неудивительно, что для производства Geschützwagen für sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, примерно такое же, как и до Дюссельдорфа. Это можно считать довольно символичным, поскольку в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall.

Поставщиком бронелистов для новой САУ выступила компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Крефельда, что к юго-западу от Дуйсбурга. С марта 1943 года производство брони переместилось в Deutsche Röhrenwerke AG Werk Thyssen в Мюльхайме-на-Руре.

Изготовленный на той же базе подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition

Изготовленный на той же базе подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition

Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschützwagen III. Уже в марте объём их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 машин. С мая начался выпуск Geschützwagen III für Munition, что снизило объёмы производства самих самоходных установок. Всего за 1943 год было построено 368 САУ и 96 подвозчиков боеприпасов.

Захваченный в ходе боёв лета 1943 года Geschützwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год

Захваченный в ходе боёв лета 1943 года Geschützwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год

Отдельно стоит упомянуть непростую историю названия этой самоходной установки. К 1 июля 1943 года её обозначение сменилось на schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV, то есть «тяжёлая гаубица 18/1 на орудийной машине IV». Продержалось оно месяц: в начале августа его изменили на G.W.III/IV Hummel für s.FH 18/1 (Sd.Kfz.165). Именно в это время в названии машины появилось слово, под которым её широко знают, — Hummel, то есть «шмель». Но продержалось оно всего пару месяцев. В вышедшем 15 октября 1943 года руководстве D-653/42 машина снова получила обозначение schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf GW IV. Впрочем, и оно было закреплено на САУ недолго: с 1 ноября её стали обозначать как Geschützwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Больше официально обозначение Hummel по отношению к этой машине не применялось, но на практике оно никуда не делось. Всего же САУ переименовывали восемь раз. В последний раз это случилось в октябре 1944 года — назвали её тогда s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165).

Стоит ли после такого «простого» индекса удивляться, что в войсках продолжали использовать обозначение Hummel? Следует отметить, в докладах Гудериана впервые обозначение Hummel появилось гораздо раньше, чем оказалось в официальном названии, — ещё 3 мая 1943 года. Использовалось оно и позже. Как Hummel самоходная установка обозначена, например, в докладе от 3 мая 1944 года. Таким образом, это «неформальное» обозначение, как наиболее удобное, продолжало применяться и на высшем уровне.

Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из многочисленных полевых переделок

Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из многочисленных полевых переделок

Менялись у САУ, впрочем, не только обозначения. Первое серьёзное изменение конструкции произошло летом 1943 года. Установка глушителя в корме оказалась далеко не лучшей идеей, и от него отказались. Выхлопные трубы укоротили и их концы развернули немного вбок, чтобы выхлопные газы не летели в боевое отделение. На освободившееся место были установлены крепления для запасных опорных катков.

Более существенные изменения конструкторы стали прорабатывать в начале декабря 1943 года. На Alkett наконец догадались, что совсем без обзора радисту ездить немного скучно. В результате была спроектирована новая рубка, которая теперь включала в себя и место радиста. Он, как и механик-водитель, получил откидывающийся вверх лючок со смотровым прибором, ещё один смотровой прибор появился справа. Обзорность с места механика-водителя вправо немного ухудшилась, но с учётом того, что и до того она была далека от идеальной, с этим смирились. Новая рубка пошла в производство с февраля 1944 года.

Весной 1944 года претерпела небольшое изменение и ходовая часть. В серию пошёл танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с изменённой конструкцией ленивцев, они же перекочевали и на САУ. Последним изменением стала переделка воздухозаборников в бортах корпуса. Боевое применение машины показало, что воздухозаборники уязвимы, поэтому воздухоприток был перенесён наверх. Это усовершенствование внедрили в производство с августа 1944 года.

Наличие глушителя на корме говорит о том, что машина выпущена до августа 1943 года

Наличие глушителя на корме говорит о том, что машина выпущена до августа 1943 года

За 1944 год было изготовлено 289 самоходных установок и 61 подвозчик боеприпасов. Ещё 48 машин удалось выпустить в 1945 году. Последний s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165) покинул завод в марте. Таким образом, общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов. Машины получили серийные номера 320001–320813. 50 машин из указанного числа подвозчиков боеприпасов были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001–325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV.

Длинная рука танковых дивизий вермахта

С мая 1943 года стали формироваться батареи тяжёлых самоходных гаубиц, которые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. Согласно штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи такого дивизиона входило шесть Geschützwagen III/IV. Кроме того, штатно в состав батареи входило два подвозчика боеприпасов. Получателями самоходных установок выступали танковые дивизии. Получали их и батареи при артиллерийских дивизионах в танковых дивизиях СС. Также машины попали в состав 845-го и 536-го тяжёлых артиллерийских дивизионов, действовавших самостоятельно.

Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года

Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года

Поскольку обычно в состав батареи входило по шесть машин плюс два подвозчика боеприпасов, «заполнение» частей машинами шло довольно быстро. За всё время производства самоходные установки этого типа поступили на вооружении 40 соединений — цифра весьма впечатляющая. Неудивительно, что боевое применение машины, начавшееся в июле 1943 года на Курской дуге, было широким, а сама САУ оказалась одним из символов немецкого танкостроения. Уже к началу операции «Цитатель» schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV находились в составе десяти соединений.

Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП находились две такие САУ, но известны машины с бортовыми номерами 41, 52 и 53

Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП находились две такие САУ, но известны машины с бортовыми номерами 41, 52 и 53

Отзывы из войск, которые пошли в августе 1943 года, оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, сама по себе концепция артиллерийского дивизиона, куда входила батарея из шести САУ Wespe и батарея с шестью САУ Hummel, оказалась верной. Сочетание орудий калибра 105 и 149 мм позволяло решать широкий спектр задач, как при поддержке наступления дивизий, так и в обороне. Механизация артиллерии заметно ускоряла процесс приведения орудий в боевое положение и позволила существенно повысить их мобильность.

С другой стороны, как раз к мобильности и самоходному шасси возникла масса вопросов. Отчасти проблема заключалась в слабо обученных механиках-водителях, но и к самой установке за первые месяцы службы набралось нареканий. В основном претензии предъявлялись к ходовой части. Указывали на частые поломки главной передачи и креплений ленивцев. Несмотря на то что боевая масса машины составила 22 тонны, отмечалась повышенная нагрузка на подвеску. Кроме того, наблюдались всевозможные «детские болезни», усугублявшиеся недостатком запчастей.

Процесс заряжания. С правого борта находилась укладка зарядов, а снаряды лежали в укладках на полу боевого отделения. Как можно заметить, теснотой боевое отделение явно не страдало

Процесс заряжания. С правого борта находилась укладка зарядов, а снаряды лежали в укладках на полу боевого отделения. Как можно заметить, теснотой боевое отделение явно не страдало

Справедливости ради, зарубежный аналог Hummel был как минимум не лучше. Американская Gun Motor Carriage вообще боевого отделения толком не имела, так что часть расчёта при стрельбе находилась позади машины. Кроме того, американская машина оказалась тяжелее и медленнее, а боекомплект для неё составлял всего 10 выстрелов. По сравнению с GMC M12 детище Alkett было несомненным лидером с точки зрения удобства работы и комфорта для расчёта.

Жалобы на Hummel продолжали поступать и позже. Проблемы с главной передачей не исчезли, кроме того, многие части жаловались на слабые моторы, причём это касалось и САУ Wespe. Тут, правда, надо иметь в виду, что гаубичная САУ — всё-таки не танк, а об этом танкисты часто забывали. Никуда не делись и проблемы с запасными частями, что нередко приводило к потерям машин по техническим причинам. Несмотря на эти жалобы, само по себе существование «самоходных лафетов» признавалось правильной идеей.

Правда, в Италии были случаи, когда самоходчики требовали вернуть им буксируемые гаубицы. Связано это было со сложным рельефом местности, к которому Hummel оказались мало приспособлены. Для примера, после трёх недель боёв в батарее 26-й танковой дивизии из шести машин в строю осталась одна.

Наиболее серьёзно переделывали свои САУ в 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен». Обратите внимание на сетчатую защиту от закидывания гранат в боевое отделение

Наиболее серьёзно переделывали свои САУ в 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен». Обратите внимание на сетчатую защиту от закидывания гранат в боевое отделение

Нередко причиной потери самоходных установок оказывалось их нецелевое использование. На это намекают некоторые фронтовые переделки, часть из которых характерна для отдельных частей. Например, 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен» все свои САУ усовершенствовала весьма специфическим образом. На крыше боевого отделения появилась специальная сетчатая конструкция, которая предотвращала закидывание туда вражеских гранат. С учётом того что официальной задачей «самоходных лафетов» была в основном стрельба с закрытых позиций вдали от линии непосредственного соприкосновения с противником, подобные переделки наводят на вполне определённые мысли. Да и нередкие жалобы на повреждения пулями и осколками снарядов откатных механизмов гаубиц явно говорят об использовании Hummel для стрельбы прямой наводкой.

Разумеется, для этих целей машина была не предназначена. При больших габаритах она выступала хорошей мишенью, а противопульная броня оставляла экипажу мало шансов на выживание. Находящийся частично по бортам боекомплект тоже не сулил ничего хорошего — взрывались Hummel весьма живописно.

Единственная известная на сегодняшний день фотография Hummel-Wespe

Единственная известная на сегодняшний день фотография Hummel-Wespe

Последней версией самоходной установки стала машина, известная как Hummel-Wespe. Её появление стало результатом прекращения производства САУ Wespe, что произошло в июне 1944 года. Обсуждение перспектив создания Hummel-Wespe началось в октябре 1944 года. Машина, первоначально обозначавшаяся как le.Pz.Haub, то есть «лёгкая гаубица на танковой базе», представляла собой шасси GW III/IV, на которое устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18/40. В связи с этим была переделана конструкция листов рубки в лобовой части, а также разработана бронировка гаубицы. Для защиты от вражеских гранат на крыше боевого отделения была установлена сетчатая конструкция.

Согласно планам, в феврале 1945 года ожидалось выпустить 40 таких САУ, 50 в марте, 80 в апреле, а до конца июня планировали получить в общей сложности 250 штук. Реальность оказалась иной: один опытный образец Hummel-Wespe был изготовлен Alkett в декабре 1944 года, имеются сведения о выпуске ещё девяти машин в январе 1945 года. Серийно производить Hummel-Wespe предполагалось на заводе в Теплице, поскольку Дуйсбург подвергся массированной бомбардировке.

Машина, уничтоженная в уличном бою, Берлин, май 1945 года

Машина, уничтоженная в уличном бою, Берлин, май 1945 года

САУ Hummel активно использовались до самого конца Второй мировой войны. Немецкие войска применяли их в ходе уличных боёв в Берлине. Надо сказать, что ближе к концу войны они использовались не только немцами. Например, в 4-й гвардейской армии на вооружении 366-го САП имелись две такие машины. На этом список трофеев явно не исчерпывается. Больше того, с окончанием войны служба немецких машин не закончилась. Одну машину передали Румынии, а в конце 50-х годов французы продали пять Hummel в Сирию. Эти машины поучаствовали в арабо-израильской войне 1967 года.

Несмотря на ряд недостатков, в целом идея создания Hummel была правильной. Благодаря наличию подобных машин в составе танковых дивизий последние получали куда более манёвренные артиллерийские подразделения. После войны концепция самоходной артиллерии крупного калибра как средства усиления танковых частей была взята на вооружение рядом стран, в том числе и в СССР. Удачной оказалась и идея среднего «самоходного лафета». Её развитием стали Waffenträger, максимально дешёвые САУ, резко повышавшие мобильность буксируемой артиллерии.

С детальным фотообзором одной из сохранившихся до нашего времени САУ Hummel можно познакомиться в материале «“Хуммель” из Сомюра».

Источник — https://warspot.ru/7996-dlinnyy-shmel

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account