Юлия Лиморенко. Загадочный Орфей и несложная Эвридика
Сегодня, идя навстречу пожеланиям читателей, поглядим, из чего состоит миф (точнее, мифы) об Орфее. Эвридику тоже затронем, но, как будет видно дальше, она не главная в этой пьесе.
Орфей — наверно, самый популярный персонаж античной мифологии. Его рисуют, высекает в камне, отливают из бронзы, пишут на фресках, про него есть книги, фильмы, мультики… А особенно он популярен как герой оперы. Опер на сюжет поисков Эвридики несколько десятков! Сюжет и в самом деле обаятельный, что скрывать.
Как это часто бывает, в комплекс рассказов об Орфее склеились несколько самостоятельных историй. ПОпробуем сперва собрать всё, что нам известно.
Итак, по многим версиям Орфей родился во Фракии. Это важно: Фракия для греков была изрядным краем географии, страной колдуний и мрачноватых тайн. Однако три самых знаменитых мифических певца: Орфей, Лин и Фамирид (Фамир, Фамира), — были, согласно мифам, фракийцами. Часто мифы связывают Орфея и Лина родством: они то ли братья, то ли дядя и племянник — версии разнятся.
Родителей Орфея называют по-разному, но в целом по происхождению он восходит к музам или к самому Аполлону (иногда его называют сыном Аполлона и музы Каллиопы). Орфею приписывают реформу китары: он довёл число её струн до девяти, что резко обогащает звуковые возможности. Рассказывают, что Орфей учился в Египте, откуда привёз знания по религии, поэзии и музыке. Это ценное упоминание: греки в самом деле многому научились у египтян, в том числе заимствовали (возможно, не напрямую) из Египта некоторые музыкальные инструменты, например, авлос.
Орфей участвовал в походе аргонавтов, его музыкальные способности сыграли важную роль в истории похода (об этом будет в другой раз).
Орфею приписывают волшебную силу музыки и пения; Софокл упоминает, что он вселял радость в души всех, кто его слышал. Вместе с тем, фракиец Орфей связывается с буйным, экстатическим культом Диониса. Здесь мы встречаемся с первым серьёзным расхождением. По одним версиям, Орфей не просто глубоко почитал Диониса, но и ввёл обряды его почитания на горе Киферон (чьё название будто бы происходит от слова «кифара»). К обрядам Диониса мы ещё вернёмся позже. По другим версиям, однако, Орфей почитал Аполлона, а Диониса не чтил, за что и был растерзан менадами. Скорее всего, эти версии — более поздние, в архаике противопоставления Аполлона и Диониса ещё не было.
Каким-то образом (не очень понятно, как именно) Орфей оказался связан с Деметрой: в Элевсине в её святилище была его статуя, которой оказывали большое почтение. К тому же он был посвящён в Самофракийские мистерии — это важно. Орфею приписывают отвращение к кровопролитию (якобы привезённое из Египта), а мистагоги Самофракийских мистерий имели право очищать убийц от пролитой крови, если те искренне раскаивались в содеянном.
В целом вырисовывается картина довольно архаичного божества, связанного с вином, урожаем, экстатическими культами и тайными обрядами, а также с музыкой. В архаические времена музыка ещё не жила сама по себе, отдельно от всего: музыка+пение (синкретический вид исполнения) всегда была частью большего действа — обрядового, праздничного.
Переходим к самому знаменитому сюжету орфеева цикла. Орфей женился на красавице Эвридике, и оба были совершенно счастливы. Но прожили вместе недолго: Эвридику укусила ядовитая змея, и она умерла.
Берём лупу и рассматриваем этот эпизод 🙂 Греческая пословица «боги завистливы» здесь в полной мере справедлива: беспредельное счастье смертных не может длиться долго. Змея — символ подземного мира, напоминание, что даже лучших смертных ждёт мрачное царство теней.
Орфей безутешен. Он выражает своё горе такими трагичными песнями, что природа вянет вокруг, а люди впадают в отчаяние. А помните, кто ещё так делал? Деметра! Слёзы богини по дочери, попавшей в Аид, производили примерно такой же эффект. Вот вам и связь Орфея с культом Деметры и с Элевсином.
Но Орфей, натура творческая, потерял берега до такой степени, что отправился в подземный мир: не спасти жену, так хоть там с ней остаться. Своими песнями он утихомирил Кербера, умолил Харона перевезти его через реку, Кора разрыдалась от жалости, услышав его пение, даже Аид его пожалел. Но просто так отпустить душу на покаяние обратно к живым не может даже Аид, это против законов. Нужна жертва, и эту жертву должен принести Орфей.
По сути, от него требуют безоговорочной веры: просто иди и не оборачивайся, что бы ни случилось. Это качество — безоговорочная, безусловная вера, — одно из достоинств настоящего миста, посвящённого в тайны культа. И Орфей не выдерживает испытания. Он оборачивается, потому что не слышит шагов Эвридики за спиной, — но он и не может их слышать, она всё ещё бесплотная тень, пока не ступит на землю. И тень отправляется назад в Аид, а Орфея туда больше не пускают: его время ещё не пришло.
Дальше версии снова расходятся. Орфей сходит с ума/ продолжает служить Дионису как жрец и вызывает гнев менад/ отказывается участвовать в вакханалии и за это убит / основывает орфическое учение… Поскольку мы имеем дело с мифом, в рамках одного рассказа эти версии вполне могут сочетаться. Существует точка зрения, что орфическое учение (строго закрытое, доступное только посвящённым) оформило представления о Дионисе как об умирающем и воскресающем боге.
Так или иначе, в тех версиям мифа, где говорится об убийстве Орфея, упоминается, что он убит менадами, т.е погиб как жертва в обряде умирающего и воскресающего бога. Т.е. он не то чтобы отказался участвовал в празднике, но роль его оказалась совсем неожиданной… Поэтому есть основания предполагать, что Орфей может восприниматься как воплощение или ипостась Загрея — орфического божества, переродившегося в Диониса. Бог-жертва самому себе — идея известная в мифологиях мира. А тогда (сюрприз!) нисхождение Орфея в Аид и возвращение обратно — тоже метафора смерти-воскресения бога, связанного с плодородием, вином и песнями.
Вот такие пирожки с менадами. Не оборачивайтесь!
В следующем выпуске — история Медузы Горгоны (по желанию читателей). Дальнейшие запланированные статьи — поход аргонавтов (здесь явно больше одной статьи), странствия Одиссея, а дальше поглядим!
источник: https://author.today/post/393398