Юлия Лиморенко. Тесей и Ипполит: вечный сюжет
Последняя главка о Тесее: расскажем, что там за история с Федрой и чем кончилось.
Как мы помним, Ипполит был сыном Тесея от амазонки. В какой-то момент (возможно, перед свадьбой) Тесей отправил сына воспитываться в Трезен к родственникам. По ряду версий, пацана взяли на воспитание братья Эфры, дядья Тесея.
Видимо, парень был склонен к некоторому мистицизму, потому что с юности посвятил себя Артемиде. Он построил её храм в Трезене и стал, по сути, её девственным жрецом.
Это важный момент: мужчина-служитель Артемиды нам ещё встретится позже, в истории семьи Агамемнона. Пока запомним эту деталь.
При такой постановке вопроса, понятно, Ипполит девушками не интересовался, а сам был, видимо, им очень интересен. Игнорировать девушек опасно — Афродита рассердится! Она и рассердилась. Раз нельзя пробудить в этом холодном упрямце никаких чувств, будет ему другая «вечная любовь». И Афродита внушила Федре, мачехе Ипполита, любовь к пасынку.
Выглядело это как любовь с первого взгляда, потому что Федра с ним раньше не встречалась. Есть разные версии их встречи: то ли во время мистерий в Элевсине, то ли в Трезене, куда Федру занесла нелёгкая. В общем, Федра пропала.
Одержимая женщина начала преследовать Ипполита, но безо всякого успеха. Тогда страсть понятным образом перешла в ненависть, и Федра решает отомстить. Она кончает с собой, оставив записку: дорогой муж, твой сын меня изнасиловал, у меня нет другого выхода. И в таком виде (мёртвая жена и письмецо с клеветой) всё это попадает к Тесею.
Тесей сына проклял. Тоже, видимо, в порыве страсти. Больше того, он призвал на него гнев Посейдона, который ему вроде бы как отец. Ипполит уезжает из Трезен на колеснице, едет вдоль моря, и морской бык/огромная волна (версии, как вы понимаете) смывает коней. Колесница разбивается, Ипполит умер/при смерти.
Есть версия, что кони, напуганные волной, разрывают Ипполита на части, но как это возможно, если он на колеснице, не совсем понятно. Зато понятно, что вообще значит вся эта сцена: и бык, и кони — символы Посейдона, поэтому и сам Ипполит (имя означает «распрягающий коней») — это жертва морю.
Тесей обнаруживает, что жена его обманула, или найдя умирающего сына, или просто проверив факты. Или же (версия) выслушав саму Артемиду.
Ещё про Ипполита
Любопытно, что у истории Ипполита есть продолжение.
Версия 1: Асклепий по просьбе Артемиды воскрешает Ипполита, но тот не хочет примиряться с отцом и жить в Аттике, поэтому отправляется в Италию, становится царём города Ариции и строит святилище Арметиде… ой, нет, в Италии — это святилище Дианы Арицийской. А это, граждане, совершенно особый персонаж! Про неё можно рассказывать долго и со вкусом, но главное в том, что это не совсем та Диана, к которой мы привыкли: Диана Арицийская — это богиня земли, жена бога и царя лесов.
Версия 2, продолжает первую: в Италии Ипполит получает новое имя — Вирбий… и это снова совсем другая история. Вирбий, связанный с дубами и явно имеющий функцию владыки лесов, — это муж Дианы Арицийской. Да, у Дианы в этой версии есть муж. И это история уже даже не латинская: римляне прихватили большой пласт верований каких-то очень древних италийских народов. В этих хитростях сатир ногу сломит, мы туда не полезем.
Надо ещё упомянуть, что Ипполит, как и его отец, почитался как божественный герой. В Трезене девушки перед свадьбой приносили ему в жертву свой локон. Характерно, что у Ипполита две гробницы: в Трезене и в Афинах. Как возничего его почитали в Спарте (спартанцы понимали толк в колесницах). В Афинах его считали помощником Асклепия и тоже приносили жертвы. Странная, в общем, фигура.
Далее дела у Тесея идут совсем плохо. Пока он занят военным походом (версия: походом в царство Аида), трон Афин отжимает некто Менестей (Менесфей), родич Эгея. Бороться с ним у Тесея уже нет ни сил, ни ресурсов, поэтому он отправляет детей Федры: Демофонта и Акаманта — на остров Эвбея к своего союзнику. Сам он теперь частное лицо, да ещё и бездомный. Однако на острове Скирос его отцу когда-то принадлежала какая-то земля… надо поехать и проверить!
Царь Скироса ужасно обрадовался появлению претендента на его владения. Улучил момент и гостеприимно сбросил Тесея со скалы в море, точно так, как сам Тесей когда-то сбросил разбойника Скирона. Скирос — Скирон, вам ничего не кажется?..
Помимо прямо названных женщин, которых Тесей имел привычку увозить без спросу, ему приписывают ещё кучу связей с другими женщинами, перечислять их всех нет никакой возможности. Есть даже версия, что Ариадна успела зачать от него и родила двух сыновей. В общем, семя Тесея раскидано по Греции с неслыханной щедростью 🙂 Это давало поводы многим самым разным личностям возводить свой род к афинскому царю через его внебрачные связи.
Сын Тесея Демофонт всё-таки стал царём Афин, а Акамант участвовал в Троянской войне (версия: участвовали оба). С его/их помощью мать Тесея вернулась на родину. У Акаманта за морем тоже были какие-то приключения, но в основном того же полового свойства, что и у отца 🙂
Вот такие пироги с конями. И снова берегите родственников!
источник: https://author.today/post/469429