Юлия Лиморенко. Дедал: полёт нормальный!
Мифологическая библиотека снова с вами, и в качестве отдыха от многосерийного кино про аргонавтов (и в преддверии нового сериала) сегодня будет история самого знаменитого мастера всея мифологии.
Прежде всего — странный вопрос: Дедал герой или не герой? В античном смысле, конечно. С одной стороны, он не совершал боевых подвигов, с другой, прославился почти божественными деяниями. Например, он изобрёл столярные инструменты. Вообще-то это деяние уровня демиурга, не меньше! И вообще Дедал много сделал впервые, причём лабиринт, его самое знаменитое творение, к этому «впервые» не относится.
Имя Дедал (Δαίδαλος) означает «искусный». Есть слово δαίδαλλω «искусно украшать, отделывать», так что имя у мастера реально говорящее. Но впридачу к талантам имелся вздорный и резкий характерец. Происходил Дедал из Афин и был учеником самой Афины. Не кого попало богиня выбрала в ученики! Дедал был потомком Эрехтея — царя-змея. Заметим этот факт!
Неприятности с характером начались тогда, когда ученик Дедала (иногда называемый племянником) Талос достиг такого мастерства, что учитель начал ему завидовать. Дедал заманил его на акрополь (помним, что афинский акрополь стоит на громадной скале) и столкнул вниз. Афиняне были, конечно, в восторге! Приговор ареопага был очевиден, и Дедал, не дожидаясь, пока его закроют, бежал на Крит.
Почему на Крит? А потому что отношеньки у Афин с Критом были так себе (почему — об этом в другой раз). С Крита выдачи нет 🙂 А принять знаменитого мастера, пусть и клятого афинянина, — плюс сто к славе царя Миноса. Мы же помним, что все цари Крита в мифологии — Миносы 🙂
Дедал прижился на Крите, женился, родился сын Икар. Видимо, мастер пользовался полным доверием царя, потому что получил крайне деликатный заказ. Царице Пасифае нужно было как-то… совокупиться с быком. Ну вот так получилось (почему — про это в другой раз). Дедал построил деревянную корову, полую внутри, царица забралась внутрь, и… в общем, бык был не против. В итоге родился Минотавр — быкоголовый парень (про него тоже отдельно, но потом). Нрава он был хтонического, и чтобы не выпускать хтонь из-под контроля, Минос повелел Дедалу построить изолятор.
Дедал нашёл образец: египетский лабиринт. Что это за штука и его Дедал его взял, непонятно. Но образцом он вдохновился и создал критский Лабиринт. Туда и отправили деточку-Минотавра: расти большой, не будь лапшой. А кушать Минотавр предпочитал людей. Особые потребности, ну чё вы сразу.
Выбраться из Лабиринта, не зная логики его построения, было нереально. Будущий обед Минотавра просто запускали внутрь и закрывали двери. А едой служили люди, которых присылали покорённые Критом народы. И однажды на Крит прибыла очередная партия афинян…
Тут, видимо, сошлось всё: и то, что парни и девушки были из родных Афин, и то, что царевна Ариадна упросила Дедала помочь одному из них уцелеть в Лабиринте… Короче, Дедал научил Ариадну, как войти и выйти, а она научила Тесея. Чем кончилось — мы знаем: Минотавр мёртв, Тесей бежал и Ариадну прихватил. Все в шоке, Минос в ярости, он приказывает заточить Дедала и Икара… в Лабиринте.
Дальше идут версии. По одной именно из Лабиринта Дедал и Икар улетели на крыльях. По другой Пасифая как-то уговорила царя выпустить мастера, но он всё равно решил бежать с Крита. Остаётся только вопрос, почему строитель Лабиринта сам не мог найти нормальный путь наружу? Загадка… Миф нам её не раскрывает.
Так или иначе, побег Дедала и Икара — ключевой момент всей истории. Дедал строить две пары крыльев из перьев и воска. Ограничения на высоту полёта очевидны: слишком низко над морем — перья намокнут, слишком высоко в небе — воск растает. Но Икар воспарил, наплевав на технику безопасности, и с ним случились две беды разом. Сперва на высоте расплавился воск, потом лётчик начал падать, и остатки крыльев намокли. Икар погиб, и его тело потом нашёл и похоронил Геракл.
Дедал, понятно, остановится не мог: сесть-то некуда! Он добрался до Сицилии (!) и нашё приют у тамошнего царя. Ничего себе полёт, надо заметить! Там и сейчас-то довольно длинный авиарейс получается. Причём между Критом и Сицилией островов нет, на этом маршруте море пустынно.
На Сицилии Дедал снова занялся творчеством, царь его очень ценил. И тут Минос, который разыскивал беглеца, решил поймать его на трудную задачу. По разным версиям, он или знал, что Дедал на Сицилии, или решил сделать широкий поиск. Он объявил, что даст большую награду тому, кто проденет нитку в завитую морскую раковину.
Расчёт оправдался: царь города, где жил Дедал, соблазнился наградой. Дедал догадался, как выполнить задачу: он взял муравья, привязал к нему нитку, и муравей прошёл все завитки и вылез из дырочки на конце раковины. Тут-то Минос и пожаловал самолично — забирать сбежавшее имущество.
Царь оказался в опасном положении: Дедал — его гость, выдать его — преступление перед богами и людьми! Но Минос — царь Крита, а с Критом шутки плохи. Причём технически Минос тоже его гость: приехал, пришлось принять… Так и эдак совершишь преступление. И царь выбирает Дедала. Он приглашает Миноса в баню, а там царевны, которые ему прислуживают, обливают его кипятком, и Минос умирает.
Дедал прожил остаток дней на Сицилии в почёте и уважении. По ряду версий, даже опять завёл семью. А вот что интересно — это сколько разнообразных творений по всей Греции приписывали Дедалу. Помимо Лабиринта, Дедал якобы создал множество знаменитых статуй, особенно часто изображая Геракла (возможно, в благодарность за сына). Также ему приписывают создание механических устройств и архитектурных сооружений.
Такова канва событий. А о чём это всё нам говорит?
Здесь — только версии.
1. Есть намёки на то, что Дедала почитали на Крите как младшее божество. По крайней мере, ему могли приносить жертвы. Но Крит — это вам не Афины, там культы весьма архаичные, и искусный мастер не мог бы удостоиться жертв. Значит, если там почитали Дедала, то как демиурга, божество, причём не творческих процессий (это не к критянам), а чего-то более древнего. Но точно установить это сейчас (пока?) невозможно. Есть только сведения о том, что греки почитали Лабиринт творением божественных рук — человек же не может звтяь и построить такое вот. Понятно, это были очень древние греки — не те, что ваяли статуи высотой в пятиэтажный дом.
2. Икар, образ крайне любимый и в древнем, и в новом искусстве, сам по себе как мифологический герой ничего не даёт. Аллегория дерзости (не летай на Солнце — сгоришь) — это позднее. Что же такое Икар? Наиболее вероятно, что это жертва. Скорее всего, жертва морю. Ведь если моряки перед отплытием приносили жертвы морским божествам, разве при перелёте через море не положено что-то такое же. Разумеется, это не значит, что Дедал сознательно пожертвовал сыном. Это всего лишь указание на то, что без жертвы, добровольной или недобровольной, такое путешествие не совершить.
Вот такая история. Летайте проверенными авиакомпаниями.
А в следующей серии, чтобы не уезжать далеко от Крита, — история Тесея.
источник: https://author.today/post/411083