Небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Полстолетия назад впервые в воздух поднялся Як-38 – первый наш истребитель вертикального взлета и посадки. Чрезвычайно противоречивый самолет: сомнительная концепция, хорошая техническая реализация, увы, история, закончившаяся практически, когда самолет был уже доведен до приемлемого уровня…
Чисто провал флотской «технической» (пардон) «мысли». Казалось бы в начале 70-х был проект нормального авианосца, был проект нормального палубного истребителя на базе МиГ-23 (и на его же базе ударный самолет).
Но флот захотел «своего, уникального пути развития авианесущих кораблей» (с) – британский «Харриер» сбил с понталыги. Типа, очень заманчиво иметь боевой самолет, способный действовать со взлетных площадок, сравнимых с вертолетными – практически с любого более менее крупного корабля, и даже, не побоюсь этого слова, «судна» [почему-то военные моряки не любят, когда так называют их «корабли», когда в свое время вполне были такие сочетания, как «сторсудно» – сторожевое судно, это которые «дивизион плохой погоды», ага]. Встать на позиции авиаторов флот никак не хотел: ведь «Харриер» имел радиус действия 100 км — повод задуматься. Дело даже не в малом радиусе, а в продолжительности полета. Як-38 реально мог держаться в воздухе при вертикальном взлете и посадке чуть более 20 минут. Но авиаторы одним самолетом не воюют, ну, минимум звеном, желательно эскадрильей. Вот, скажите, если нужно поднять эскадрилью в воздух, сколько времени уйдет на ее «сбор» в воздухе и сколько время на ожидание «на кругу» при посадке? Что там останется от 20 минут полета? Да, потом появился короткий взлет, но у ТАВКР «Киев», знаете ли вы, имелся перед взлетной палубой спонсон под пару автоматов АК-630.
Этот спонсон давал такой вихрь над палубой, что взлет с короткого разбега при идущем полным ходом корабле был невозможен – самолет переворачивало. Потом на ТАВКР «Горшков» спонсон таки ликвидировали, но одновременно моряки решили избавиться от головной боли с Як-38 и с самими ТАВКР… И с этими, как их там? …летчиками — флот так и не понял, что подходить к морским летчикам нужно с другой меркой, чем к «сухопутным»…
Накреативили, едреныть…
А «огурец» был неплох…