Сегодня — восьмидесятая годовщина прибытия в Архангельск конвоя «Дервиш», первого Арктического конвоя. По такому случаю в Архангельске и Санкт-Петербурге намечены торжественные мероприятия. «Российская газета» опубликовала заметку. Словом, о событии у нас помнят.
Основной темой торжественных мероприятий, посвящённых Арктическим конвоям, всегда была тема «боевого содружества». Это понятно и здорово. И — в этом есть не только позитивные эмоции. Арктические конвои — отличный пример политической роли морской силы.
«Невозможный союз» СССР, Великобритании и США стал одним из самых примечательных политических событий Второй мировой. Речь шла не просто о трёх странах, находящихся в состоянии войны с Германией. Это был именно союз, участники которого активно взаимодействовали и вырабатывали единую стратегию. «Невозможным» его иногда называют потому, что перед войной отношения участников были непростыми. А удивительным было то, что союз этот, казавшийся почти «естественным» для СССР и Великобритании в тяжёлом 1941 г., просуществовал до самого конца войны.
Арктические конвои с самого начала были не только важным стратегическим решением, но и политическим актом. На заседании британского кабинета 10 июля 1941 г. Черчилль заявил, что советские люди «доказали, что заслуживают поддержки, и мы должны пойти на риск и жертвы, даже при тех затруднениях, которые я предвижу, чтобы поддержать их дух».
Лучшим инструментом для воплощения идей Черчилля в жизнь был, разумеется, Королевский флот. И то, что слова о риске и жертвах не были фигурой речи, было доказано буквально через три недели, во время авианосного рейда на Киркенес и Петсамо, 30 июля 1941 г. Командующий Флотом метрополии возражал против этой идеи: длинные полярные дни делали обнаружение авианосцев почти неизбежным, а без внезапности атака палубной авиации на береговой объект грозит потерями. Адмиралтейство заставило Тови пойти на риск, и в Арктику ушли «Фьюриес», «Викториес», два крейсера, шесть эсминцев и быстроходный танкер под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера.
Предсказание Тови сбылось отчасти: погода была достаточно хороша для того, чтобы командующий мог надеяться на скрытный подход к цели, но авианосцы всё же были обнаружены во время подъёма ударных групп. Группа «Викториеса» (20 «альбакоров», 9 «фулмаров»), атаковавшая Киркенес, понесла тяжёлые потери от истребителей и зенитного огня: из атаки не вернулись 12 «альбакоров» и 2 «фулмара», при этом британцам удалось потопить лишь один транспорт в порту. Группа «Фьюриеса» сильного противодействия над Петсамо не встретила, был потерян только один торпедоносец, но и успехов особых не было.
Этот экскурс в сторону от темы арктических конвоев нужен по двум причинам. Во-первых, ещё раз — «риск и жертвы». Дюжина бипланов-торпедоносцев может показаться песчинкой, но «альбакоры» в то время были главным «асимметричным» аргументом Королевского флота в борьбе с немецкими и итальянскими линкорами. И для RN это была тяжёлая потеря. Во-вторых, конвой «Дервиш» был лишь частью мини-кампании, организованной британцами в Арктике в августе-сентябре 1941 г. В программе было сразу пять пунктов:
1. Рейд на Петсамо и Киркенес (операция EF, 22 июля — 7 августа 1941 г.).
2. Отправка подводных лодок «Тигрис» и «Трайдент» в Полярное (прибыли 8 и 10 августа).
3. Конвой «Дервиш» (основная часть операции — 21 августа-31 августа 1941 г.)
4. Эвакуация советских и норвежских граждан со Шпицбергена (операция Gauntlet, 25 августа — 3 сентября 1941 г.).
5. Переброска в Мурманск 24 «харрикейнов» авианосцем «Аргус» (операция Strength, 30 августа — 14 сентября 1941 г.).
Собственно конвой дошёл до Архангельска без приключений. И если о «риске и жертвах» мы сказали выше, то здесь скажем о британских успехах. «Трайдент» и «Тигрис» вышли в свои первые боевые походы буквально через несколько дней после прибытия в СССР. Им удалось потопить несколько немецких судов. Главным стал успех «Трайдента», который 30 августа отправил на дно сразу два войсковых транспорта. При этом погибло — как пишет Ровер — 700 солдат.
Ещё одна атака на войсковой конвой состоялась в ночь с 6 на 7 сентября 1941 г. Контр-адмирал Вайен, руководивший эвакуацией Шпицбергена, в море получил сведения об идущем вдоль берегов Норвегии конвое и решил «по дороге» атаковать его с крейсерами «Нигерия» и «Аврора». В составе конвоя было два транспорта (1500 солдат 6-й горнострелковой дивизи) под охраной учебного корабля «Бремзе», двух сторожевых кораблей и раумбота. Британцам удалось утопить «Бремзе». Транспорты укрылись под берегом. Тем не менее, эта атака, равно как и действия «Трайдента» и «Тигриса», существенно задержали переброску 6-й горнострелковой дивизии на помощь Дитлю.
Словом, Черчилль попытался послать СССР и всему миру важное сообщение, и это ему удалось. Великобритания показала, что она считает СССР полноценным союзником, и готова ему помогать. В дальнейшем, на протяжении всей войны, Арктические конвои служили доказательством этой готовности — равно как и демонстрацией поддержки США, поскольку американские корабли активно включились в арктическую работу весной 1942 г. Острота дискуссии между Сталиным и Черчиллем, возникавшей каждый раз, когда в графике движения конвоев возникало «окно», только доказывает общую политическую значимость вопроса.
Наш Северный флот в этой истории играл важную роль. Хотя на большей части маршрута Арктические конвои сопровождали британские (и американские) корабли, конвои прибывали в зону оперативного контроля Северного флота. Наличие собственно этой зоны, равно как и защищённых баз, существенно упрощало задачу наших союзников. Без Северного флота такие операции были бы гораздо менее масштабными, а то и попросту невозможными.
Для нас политическое значение Арктических конвоев так же было велико. Они позволяли укрепить уверенность Сталина в том, что коалиция действует сообща. Они демонстрировали единство коалиции врагам и нейтралам. И — да, они демонстрировали единство коалиции простым советским людям. Всё это было важно и ценно. И остаётся важным и ценным сегодня.
источник: https://www.facebook.com/dilandu.albato/posts/6230940443646528