Японский легкий линейный крейсер проекта «Х» от Юдзуру Хирага
Содержание:
В середине 1910-ых развитие классов крейсеров во флотах мира столкнулось с определенным… концептуальным кризисом. Между легким (броненосным) крейсером в 5.000 тонн, и линейным крейсером в 28.000 тонн не существовало никакого «переходного звена». И этот разрыв создавал значительные затруднения как тактического, так и стратегического характера.
Легкие крейсера с артиллерией калибром 120-150-мм были дешевы и быстроходны, хорошо подходили для разведки и патрулирования — но не могли сражаться с чем-либо крупнее другого легкого крейсера. Против старомодного броненосного крейсера, или паче чаяния, линкора, их боевая эффективность была близка к нулю. В свою очередь, линейные крейсера с тяжелыми 305-343-мм орудиями были слишком дороги, чтобы строить их в больших количествах — и слишком ценны для линии баталии, чтобы применяться в традиционно «крейсерской» роли защитников коммуникаций или охотников за неприятельскими рейдерами.
Пытаясь разрешить это противоречие, многие флоты исследовали концепцию «легкого линейного крейсера»; корабля, с одной стороны, достаточно дешевого, чтобы строиться массово и использоваться для патрулирования — а с другой, все-таки достаточно хорошо вооруженного, чтобы иметь хоть какую-то ценность для линии баталии. Наиболее известны в этом плане «белые слоны» Джеки Фишера, легкие линейные крейсера типов «Корейджес» и «Фьюриес». Но хотя до реализации концепции дошли только в Великобритании, другие флоты тоже ей живо интересовались…
Не стала исключением, по всей видимости, и Япония.
Два проекта, озаглавленных как «легкий крейсер типа X» были обнаружены в архивах университета Токио, в материалах знаменитого японского военно-морского инженера Юдзуру Хирага. Точная датировка их не известна. Но судя по составу вспомогательного вооружения — 76-мм зенитные орудия, 533-мм торпедные аппараты — оба дизайна относятся к периоду Первой Мировой Войны (с 1920-ых, стандартом для японских проектов стали 120-мм зенитки и 610-мм торпеды).
ЛЕГКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР X-1
Первый проект — условно обозначенный мной как «X-1» (в документах Хираги нет различия между проектами) — представляет собой очень длинный и узкий корабль с гладкой палубой и минимальными надстройками:
Длина корабля по ватерлинии составляла 201,2 метров,наибольшая ширина — 18,9 метров, осадка — 6,09 метра. То есть соотношение длины к ширине было практически 10:1. Такое отношение было нормальным для легких крейсеров и эсминцев, но не для корабля водоизмещением около 11.000 тонн!
Основное вооружение «X-1», тем не менее, вполне уверенно ставит его в «тяжелую» категорию. Легкий линейный крейсер должен был нести три 30-см (305-мм)/45-калиберных орудия в трех одноорудийных башнях, распределенных по всей длине корпуса. Одна башня размещалась на носу, одна — в центре корпуса, позади котельных отделений, и одна на корме. Такое линейно-рассредоточенное расположение башен, вкупе с минимального размера надстройками, позволяло башням иметь максимальные углы горизонтального обстрела.
Представляется интересным, что на проекте не представлено сколь-нибудь развитой системы управления артиллерийским огнем. По всей видимости, Хирага прекрасно понимал, что узкие, сравнительно легкие кораблики, просто не смогут быть устойчивой артиллерийской платформой — и будут вести бой только на малых и средних дистанциях. Где было вполне достаточно и башенных дальномеров.
Вспомогательное вооружение состояло из восьми 14-см (140-мм)/50-калиберных орудий. Шесть располагались побортно в казематах на главной палубе: еще два орудия стояли на верхней палубе в щитовых установках. Таким образом, бортовой залп составлял пять 14-см орудий. Зенитное вооружение состояло из двух 8-см (на деле 76-мм) скорострельных орудий Тип 3, установленных на крыше носовой и кормовой башни главного калибра.
Помимо артиллерийского, крейсер нес также и торпедное вооружение. На главной палубе «Х-1», позади центральной башни главного калибра, размещались неподвижные 533-мм торпедные аппараты — по два на каждый борт. Наведение торпед осуществлялось только предварительной установкой прибора Обри (курсового гироскопа) на заданный угол отклонения, чтобы торпеда довернула сразу же после входа в воду.
Интересно отметить, что аналогичное расположение торпедных аппаратов — неподвижные трубы на главной палубе — было применено на послевоенных тяжелых крейсерах типа «Фурутака». Правда, на них количество аппаратов составляло не два, а шесть на борт.
Броневая защита крейсера проекта «Х-1» была весьма умеренной и соответствовала, скорее, легкому крейсеру. От носовой до кормовой башни главного калибра, борт легкого линейного крейсера защищался 75 миллиметровым поясом, доходившим до главной палубы. С торцов пояс замыкали траверсные переборки, также толщиной 75 миллиметров.
Сверху на края пояса опиралась броневая палуба, толщиной от 20 мм до 25 мм (наибольшей толщины над погребами боезапаса). Рулевое отделение прикрывалось карапасной палубой толщиной около 30 мм, плавно загибавшейся ниже ватерлинии.
Башни главного калибра защищались 102 мм лобовыми плитами, и 76 мм плитами с боков и сверху. Барбеты главного калибра защищались 76 мм бронированием. Аналогичное бронирование имела и боевая рубка. Вспомогательная и зенитная артиллерия защищалась только противоосколочными щитами.
Силовая установка «Х-1» включала семь котельных отделений, выводивших дым в две трубы. В шести передних отделениях, стояло по два котла Кампон с нефтяным питанием. Седьмое отделение, достаточно необычно, оснащалось тремя котлами малого диаметра со смешаным угольно-нефтяным питанием. Все эти пятнадцать котлов обеспечивали пар для четырех турбозубчатых агрегатов, работавших на четыре винта. Полная мощность достигала 135.000 л.с. — вдвое больше, чем у линейных крейсеров типа «Конго» — чего, в комбинации с очень узкими обводами, должно было хватить до 36-узлового хода.
ЛЕГКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР X-2
Второй проект Хираги (который я условно обозначил как «Х-2» — в оригинале, он просто «легкий крейсер с 12-дюймовыми пушками») был еще более… радикальным. Судя по всему, это была несколько более поздняя итерация — вероятно, 1918-1919 года — с усиленным основным и вспомогательным вооружением. Но помимо этого, Хирага также пересмотрел обводы корпуса корабля:
Длину корпуса крейсера уменьшили до 199 метров по ватерлинии ровно. Но это компенсировали уменьшением и ширины до 18 метров. То есть став меньше по линейным размерам, крейсер теперь имел умопомрачительное (для крупных кораблей) отношение длины к ширине, равное 11:1. Результатом был настоящий корабль-лезвие, водоизмещением около 11.000 тонн.
Основное вооружение крейсера «X-2» усилилось на треть. Теперь оно состояло из четырех 30-см (305-мм)/45-калиберных орудий в четырех одноорудийных башнях. Дополнительную башню, судя по всему, предполагали впихнуть между передней и задней трубами, шире разнеся котельные отделения.
Вспомогательное вооружение сократили на одну 14-см пушку; теперь оно состояло только из шести 14-см орудий в казематах на главной палубе, и одной палубной 14-см пушки в щитовой установке. Зато удвоили зенитное вооружение. Теперь оно состояло из четырех 8-см (на деле 76-мм) зенитных орудий, размещенных на крышах башен ГК. Усилилось и торпедное вооружение. Теперь оно состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов. Четыре по-прежнему размещались двумя парами побортно на главной палубе, еще два, вероятно, находились ниже ватерлинии в носу и на корме.
Бронирование, по всей видимости, не отличалось от предыдущей итерации. Некоторые изменения наблюдаются в силовой установке: мощность снизили до 127.500 л.с. Вероятно, это было связано с необходимостью убрать одно котельное отделение, чтобы разместить еще одну башню ГК. По всей видимости, снижение мощности и было главной причиной, почему Хирага пошел на изменение обводов корабля, чтобы сохранить 36-узловую скорость. Запас топлива определялся в 560 тонн. Так как различие на нефть и уголь не упоминается, по всей видимости, «X-2» должен был иметь полностью нефтяное питание.
Интересно, что в сопроводительной документации, Хирага сравнивает «X-2» с крейсером типа «Кума». Учитывая что первые легкие крейсера этого типа были заложены в 1918, а вошли они в строй в 1920-1921, мы, таким образом, можем датировать проект «Х-2» периодом 1918-1920 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проекты «Х» крейсеров за авторством Хираги представляют собой весьма интересную попытку установить очень тяжелое вооружение — практически «линкорное» — на минимальных размеров, чрезвычайно скоростной корпус. Собственно, по обводам и планируемой скорости, эти корабли даже не были легкими линейными крейсерами; скорее, они были тяжелыми линейными лидерами эсминцев). Интересно отметить, что заданная в проектах 36-узловая скорость соответствовала максимальному ходу наиболее массовых на тот момент в японском флоте эсминцев «второго класса» типов «Моми» и «Вакатаке»…
По всей видимости, основной задачей этих кораблей была роль «бэттлскаутов» (англ. «battlescout») — быстроходных тяжеловооруженных разведчиков, способных «продавить экран» из легких крейсеров и эсминцев неприятеля, прикрывающий его основной флот. На это указывает и очень высокая скорость (36 узлов), и ограниченная мореходность (отсутствие полубака). Японский флот в 1910-ых уделял все большее внимание идее решающего оборонительного сражения — встретить наступающего неприятеля в обороне на заранее подготовленной позиции и нанести ему решительное поражение — и от Х-крейсеров, по всей видимости, ожидалось, что они будут поддерживать действия японских легких сил.
Обладая высокой скоростью и мощным вооружением, Х-крейсера могли лидировать атаку японских легких крейсеров и эсминцев, используя свои 305-мм орудия, чтобы вывести из строя пытающиеся помешать им легкие крейсера противника. Не были они беззащитны и против «полноценных» линейных крейсеров. 305-мм орудия в ближнем бою были бы вполне себе опасны и для британских «Ринаунов» и для американских «Лексингтонов». Конечно, тонкая броня легких линейных крейсеров не могла адекватно защитить их от огня 381-мм — 406-мм орудий, но их низкий силуэт, сравнительно небольшие размеры и высокая скорость, как минимум делали их не самыми легкими мишенями.
Анализируя проект в целом, можно сказать, что Хирага подошел к решению проблемы «промежуточного крейсера» удачнее Фишера. Ему удалось спроектировать корабль, не производивший впечатление ни «перевооруженного для легкого крейсера», ни «недовооруженного для линейного крейсера» — от чего страдали британские аналоги. Будь эти крейсера построены в 1918-1920-ых, и вполне вероятно, что именно «не более 11.000 тонн стандартного, не более 305-мм калибр» могло бы стать стандартом для тяжелых крейсеров на конференции по ограничению морских вооружений в Вашингтоне.