1

В материале (а особенно в комментариях) уважаемого коллеги Ansar02 о 600-тонных миноносцах затрагивался вопрос о вооружении таких кораблей 130-мм орудиями. В реальной истории это было сделано японскими судостроителями, о чем и пойдет речь в данной статье.

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Согласно условиям морского соглашения, подписанного 22 апреля 1930 года в Лондоне разрешалось строительство кораблей водоизмещением менее 610 тонн без каких-либо ограничений. В связи с этим уже в 1931 году Императорский флот Японии заказал 20 единиц таких «торпедных катеров» (они так и числились по документам!).

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Особенностью конструкции этих кораблей было экстремально мощное артиллерийское и торпедное вооружение для таких размеров (спаренная и одиночная установки орудий 127-мм/50, два сдвоенных 533-мм торпедных аппарата) — в частности, оно было более мощным, чем установленное на эсминцы II класса типа "Вакатакэ" вдвое большего водоизмещения. Если же сравнивать с аналогичными кораблями того времени других стран, то они по огневой мощи могли конкурировать с в 2-3 раза большими эскадренными миноносцами. Казалось, японским кораблестроителям удалось совершить очередное кораблестроительное чудо.

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Водоизмещение стандартное 535 т, полное 737 т. Длина наибольшая 82 м, ширина 7,4 м, осадка 2,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 11000 л.с., скорость 30 узлов.

Вооружение: три 127-мм орудия, один 40-мм автомат, два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата.

Всего в 1933-1934 годах построено четыре единицы. Остальные 16 после инцидента с «Томодзуру» перезаказали как тип «Отори».

 

Оборотной стороной стала плохая остойчивость. Доля веса орудий и торпедных аппаратов в водоизмещении достигла 23 %(!), то есть величины, характерной для линейных кораблей, при несравненно меньшей метацентрической высоте и гораздо более худшей мореходности. Несмотря на то, что проблемы с остойчивостью были у абсолютно всех японских эсминцев того времени и ряда кораблей крупнее (что и показала гибель 5 декабря 1932 года эсминца «Савараби» типа «Вакатакэ»), но именно на этой серии они перешли ту черту, за которой вообще возможно безопасно выходить в море. Расплата за такой кораблестроительный волюнтаризм наступила очень быстро…

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Тидори после вступления в строй

 

Через 3 недели после вступления в строй, в ночь на 12 марта 1934 года «Томодзуру» во время учебной атаки на лёгкий крейсер «Тацута» перевернулся в море, погибло 97 из 113 членов экипажа.

«Утопленника» отбуксировали килем вверх в порт, поставили в док и приступили к коренной переделке. Все амбициозное артиллерийское и торпедное вооружение отправили на склад, а вместо него установили старые одиночные 120-мм/45 Тип 3 с ручным управлением. Мостик и надстройки срезали, заменив их более низкой конструкцией. В трюмы добавили около 100 т балласта — почти пятую часть исходного веса корабля! Аналогичной операции подверглись и остальные миноносцы, часть из которых, к счастью, еще находилась на стапелях. В общем, вместо блестящей, но малообоснованной задумки получился 800-тонный миноносец с посредственной скоростью (28 узлов) и устаревшим вооружением, близкий по своим параметрам к аналогичным боевым судам времен Первой мировой войны.

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Тидори после переделки

Японские суперминоносцы типа «Томодзуру» («Тидори»)

Парадоксально, но катастрофа с «Томодзуру», даже с учетом людской трагедии, оказалась очень своевременной. Трудно представить, сколько японских моряков могло бы погибнуть впоследствии, если бы проектирование и постройка аналогичных кораблей продолжались. Теперь же пришлось принимать экстренные меры. Существенной перестройке подверглись не только малые миноносцы, но и эсминцы.

 

Ну и в завершение шутливое замечание от меня. Всем коллегам по форуму, любящим устанавливать на свои АИ корабли излишнее вооружение, так и хочется сказать — "Помни о Тидори!" wink

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account