XV-5 Vertifan — необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)
История создания самолёта XV-5A Vertifan началась с получения компанией General Electric контракта на его строительство в 1961 году. Субподрядчиком являлась компания Ryan.
Первоначальный вариант названия экспериментального самолёта — VZ-11
XV-5A представлял собой среднеплан с убирающимся трехопорным шасси и двухместной кабиной, которая оснащалась катапультируемыми креслами.
Главной особенностью самолёта являлись вентиляторы в крыле. Они были установлены горизонтально между лонжеронами консолей крыла. Также в носовой части находился вентилятор меньшего размера для управления тангажом во время осуществления вертикального полёта.
XV-5 Vertifan оснащался двумя турбореактивными двигателями General Electric J85-GE-5. Особенностью двигателей являлась передача энергии для вращения вентиляторов вертикального взлета. Также эти двигатели использовались и для горизонтального полета при переходе от вертикального взлёта. Контроль осуществлялся с помощью отражательных лопаток над вентиляторами.
Было создано всего два таких самолёта. Первый самолёт имел регистрационные номера 62-4505/4506. В небо поднялся в мае 1964 года (им управлял пилот Ron Gerdes). Висение было опробовано в июне 1964 года. Переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту осуществили в ноябре этого же года.
К октябрю 1966 года общий налёт двух образцов составлял 338 часов. В апреле 1965 года один из экспериментальных самолётов был потерян. Второй XV-5A ждала схожая судьба — он был поврежден в октябре 1966 года.
Лишь к 1968 году его отремонтировали и доработали. Обновленный самолёт получил обозначение XV-5B и использовался в исследовательской программе NASA.
В NASA самолёт получил гражданский регистрационный номер — N705NA
Что вы думаете о данном самолёте? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!