В межвоенное двадцатилетие мало у кого из военных руководителей европейских держав были сомнения, что в будущей войне решающую роль будут играть танки.
Понимали это и в Варшаве, поэтому польское военное руководство делало ставку на развитие собственного танкостроения.
В 1932 году британская фирма «Виккерс Армстронг» поставила в Польшу 50 новейших на то время танков «Vickers E». Этот танк стал своеобразным образцом для конструкторов многих стран.
Двухбашенный танк 7ТР
Приняв на вооружение британские машины, поляки, однако, не успокоились и предприняли попытку не просто модернизировать «британца», но и создать на его основе свой танк.
В 1934 году появился прототип новой польской бронированной машины, а в 1935 году началось его серийное производство. Вооружили новый танк пушкой обр. 1937 года и крупнокалиберным пулемётом 1930 года.
Всего в период с 1935 по 1939 гг. было произведено 132 таких танка, из них 24 с двумя башнями, вооруженные пулемётами (впоследствии были модернизированы с установкой одной, доработанной башни – И.М.) и 108 «однобашенных» — с орудием калибра 37-мм шведской фирмы Бофорс.
Танк 7ТР. Современная реконструкция
Интересный факт: узнав о намерении поляков разместить орудие фирмы «Бофорс» вместе с польским пулемётом, представители шведской фирмы предложили бесплатную помощь в разработке спаренной конструкции башенного вооружения танка 7ТР. Более того, шведы оснастили польский танк прицелами фирмы «Zeiss».
Польский танкист, 1930-е годы
Первые боевые стрельбы нового танка прошли в 1937 году в Центре баллистических исследований в местечке Зеленка под Варшавой. Цена производства одного танка 7 ТР с вооружением была около 231 тысячи злотых. Основным местом производства этой техники был завод в Чеховицах.
Первое боевое применение этих танков (2 роты, 32 танка) случилось в 1938 году во время присоединения Тешинской Силезии к Польше. К моменту начала Второй Мировой войны большинство произведенных экземпляров 7ТР направлялись в 3-й танковый батальон в Варшаве. Кроме этого такие танки были во 2-м танковом батальоне в Журавице и в 11-м танковом батальоне в Модлине.
Сентябрьская кампания
Во время войны с Германией танки 7 ТР воевали в составе двух батальонов: 1-й батальон лёгких танков из Варшавы, и 2-й из Журавицы. 4-5 сентября 1939 года под городом Пётрков-Трибунальский танки 2-го батальона сошлись с наступавшими немецкими танковыми частями и уничтожили…15 машин противника.
Подбитый танк 7ТР под Пётрковым-Трибунальским
6-10 сентября оба батальона сражались в районе Вислы. С началом боевых действий против нацистской Германии в Варшаве было сформировано еще два отряда танков 7 ТР (по 11 машин в каждом). Причем в первом из них были танки с одной башней, а во втором «двухбашенные» машины. Два этих отряда участвовали в боях на Окенте, в ходе которых понесли тяжелые потери.
Рота танков 7 ТР на учениях
11 сентября 1939 года 2-й батальон лёгких танков отступил к Бресту, где был переформирован в отдельную роту и придан Штабу Главнокомандующего Войском Польским. 14 сентября 1939 года эта часть была переброшена в Ковель, где танки были уничтожены а их экипажи эвакуировались в Румынию. 1-й батальон лёгких танков сражался под Томашовым Лубельским и понес большие потери.
Немцы позируют у трофейного 7 ТР
Часть трофейных польских танков 7 ТР немцы использовали до конца войны. К примеру, в составе 4-й роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии вермахта польские «семёрки» участвовали в боевых действиях во Франции в 1940 году. Небольшая часть танков этой модификации использовалась немцами во время начальной фазы операции «Барбаросса», при этом на борта и башни «поляков» немцы наносили большие белые кресты, чтобы в бою отличать свои танки от очень похожих советских Т-26.
Большевисткие трофеи
После присоединения Западной Беларуси и Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года трофеями Красной Армии стало большое количество разнообразной польской военной техники. Старые образцы танков, пушек, самолетов не вызывали интереса у руководства РККА.
Однако особое внимание советские инженеры уделили польским танкам 7 ТР и тягачам С7Р. Все, захваченные Красной Армией машины были повреждены, поэтому их первоначально отремонтировали на Ремонтной базе №7 в Киеве и на Научно-испытательном бронетанковом полигоне в Кубинке.
Осмотр трофейного 7 ТР на выставке в Киеве
Под Москвой оказались танки 7 ТР с номерами 5091, 7223/5097, 5117 и тягач С7Р (1153). В советских документах «поляк» именовался как «Виккерс польский». Из нескольких неисправных машин советские конструкторы собрали один танк, который в период с 7 по 11 октября 1940 года подвергли глубокому исследованию.
По результатам испытаний советские конструкторы отмечали, что для советской танковой промышленности представляют интерес следующие агрегаты «Виккерса польского»: дизельный двигатель фирмы «Заурер», броневая защита маски орудийно-пулемётной установки в башне танка, смотровые приборы. В последнем случае речь шла о приборе кругового обзора образца 1934 года, разработанном инженером Рудольфом Гундлахом.
Клон британского "Виккерса", советский танк Т-26
С 1936 года такие устройства делали во Львове и снабжали ими танки 7 ТР и танкетки TKS. Патент на производство данного танкового перископа был продан английской фирме «Виккерс Армстронг».
Во время Второй Мировой войны такими приборами оснащались все британские танки. Советские инженеры также скопировали этот перископ и использовали в своих танках.
Тягач С2Р
Тягач С7Р
Подводя итоги, стоит отметить, что в конце войны небольшое количество этих танков было обнаружено американскими войсками во Франции. К тому времени ветераны сентябрьской кампании 1939 года окончательно устарели и использовались немецкими оккупационными войсками в качестве вспомогательной техники.
Такова история лучшего предвоенного польского танка, который так и не сумел сыграть ту роль, которую ему отводило военное руководство Второй Речи Посполитой.