Взгляд запада 1970-80-х годов на советскую авиационную технику. Часть 2 Ударный вертолет Ми-24Д
Продолжение цикла интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Air International» (выпуск за февраль 1979 года) и которые, думаю, заинтересует коллег. В круглых скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.
НА ВООРУЖЕНИИ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ • IN SOVIET SERVICE — 2. MIL HIND-D
Одним из нескольких тревожных аспектов роста возможностей советской тактической авиации за последние три года стало быстрое распространение вдоль центральноевропейской периферии НАТО новой угрозы. Этой угрозой является Hind-D – высокоэффективный многоцелевой вертолет с электронно-оптическими средствами наведения вооружения, оптимизированный для борьбы с бронетехникой и в настоящее время развернутый в очень значительных количествах в составе советской фронтовой авиации [в статье Soviet Frontal Aviation, or Frontovaya Aviatsiya (FA) (AV-MF) – byakin]. Данный вертолет является детищем конструкторского бюро, созданного покойным Михаилом Леонтьевичем Милем [Mikhail L Mil] – самым плодовитым из советских конструкторских бюро, специализирующихся на создании вертолетов. В 1975 году Hind-D начал поступать на вооружение подразделений фронтовой авиации Группы советских войск в Германии (ГСВГ) – впечатляюще мощной 16-й воздушной армии – в качестве более специализированного боевого вертолета, созданного на базе штурмового вертолета Mi-24 (Ми-24). Сегодня, три года спустя, вертолеты Hind-D составляют почти половину из нескольких сотен вертолетов типа Hind (оленуха; лань; самка оленя), которые в настоящее время находятся в составе Северной и Центральной групп войск, ГСВГ, что значительно повышает боевой потенциал Советского Союза.
По всей видимости Hind-D, выгодно отличается по большинству характеристик и оснащению от Hughes AH-64, который не будет доступен армии США в больших количествах до начала восьмидесятых годов. Hind-D является самой последней версией обнаруженной западными наблюдателями версией вертолета Mi-24 – первого советского вертолета, специально разработанного и принятого на вооружение для выполнения боевых задач. В качестве транспортно-десантного вертолета, обладающего некоторыми возможностями по оказанию наземным войскам непосредственной поддержки и по борьбе с бронетехникой Mi-24 начал поступать на вооружение советских ВВС в конце 1972 года, что позволяет предположить, что испытания прототипов начались в 1970 году или несколько ранее. Почти одновременно на вооружение начали поступать варианта, которым координационным комитетом НАТО по стандартизации авиационного оборудования были присвоены обозначения Hind-A (Ми-24) и Hind-B (Ми-24А). В отношении этих двух модификаций было установлено, что варианту Hind-B предшествовал вариант Hind-A, который был выпущен в небольшом количестве и который отличался конфигурацией вспомогательного крыла, которое не имело ярко выраженного отрицательного угла поперечного V и узлов подвески вооружения на законцовках крыла, которые стали обязательными для всех последующих модификаций. Кроме того, если изначально считалось, что Mi-24 был создан на базе транспортного вертолета Mi-8 Hip (Ми-8; плод; ягода шиповника; плод шиповника) с общей силовой установкой, коробками передач, приводными валами и органами управления, то вскоре стало очевидно, что это более легкая и имеющая меньшие размеры машина
Hind-A и, по сути, аналогичный ему учебный вариант Hind-C (Ми-24У) – с Hind-C, принятого на вооружение в 1976 году, были сняты подвижный 12,7-мм пулемет, установленная под фюзеляжем система прицеливая размещенные на законцовках крыла направляющие для ракет – имеют просторную и обширно остекленную кабину, вмещающую экипаж из четырех человек, и десантный отсек, рассчитанной на отделение из восьми полностью экипированных военнослужащих. Однако Hind-D, сохранив базовый планер, силовую установку и трансмиссию предыдущих вариантов, имеет полностью переработанную переднюю часть фюзеляжа, которая подходит для его основной задачи – боевого вертолета. В то же самое время наличие десантного отсека остается неизменным, что обеспечивает значительную гибкость при выполнении боевых заданий.
Hind-D – вряд ли можно себе представить, что обозначение Mi-24 будет сохранено для этой модели после всех внесенных в конструкцию изменений и с учетом изменившегося характера выполняемых задач, – имеет экипаж из двух человек, размещенных в тандемных, вертикально-разнесенных кабинах с индивидуальными фонарями с размещением оператора вооружения в крайней носовой части фюзеляжа. Фонари обеих кабин оснащены козырьками из бронестекла, а фонарь кабины оператора вооружения также имеет изогнутые боковые панели из бронестекла. Пилот попадает в свою кабину через откидную дверцу в правом борту фюзеляжа, в то время как оператор вооружения через откидную створку фонаря в правом борту. На ветровом стекле оператора по правому борту высоко установлена штанга с датчиками определения точных значений скорости на малых скоростях полета (для определения оптимальных условий минимального рассеивания неуправляемых ракетных снарядов [НУРС]), а непосредственно перед передней кабиной находится турель с четырехствольным крупнокалиберным пулеметом типа Гатлинга (вероятно, 12,7-мм) со значительными диапазонами перемещения по азимуту и высоте. Непосредственно за пулеметной турелью как по левому, так и по правому борту, находятся обтекатели датчиков, в которых, как полагают, размещается антенна радара переднего обзора, который подключен к многоствольному пулемету, и телевизионная система для низких уровней освещённости. У большинства вертолетов Hind-D лазерный дальномер встроен в бортовой пилон левого борта, но на некоторых машинах он перенесен на законцовку крыла.
Вооружение, установленное на консолях крыла вертолета Hind-D, похоже на вооружение Hind-A. Типичная боевая нагрузка для каждого из четырех подкрыльевых пилонов представляет собой блока из 32 НУРС калибра 57 мм, в то время как на законовках крыла на каждом из пилонов имеются по две направляющих для радиоуправляемых противотанковых ракет с AT-2 Swatter (9М17 «Фаланга»), хотя можно предположить, что также могут быть установлены управляемые по проводам противотанковые ракеты AT-3 Sagger (9М14 «Малютка»). В течение двух лет приходили сообщения о существовании запускаемых с вертолета противотанковых ракет типа «выстрелил и забыл» AS-8 (9М112 «Кобра») с оптически контрастной и телевизионной головкой самонаведения; предположительно Hind-D также вооружен ракетами AS-8.
Hind-D имеет традиционную цельнометаллическую полумонококовую конструкцию, с толстой титановой броневой обшивкой под областью кабин экипажа и дополнительной броней, защищающей различные жизненно важные компоненты. Пятилопастный несущий винт диаметром около 55,75 футов (17,00 м) оснащен лопастями из стекловолокна со стальными лонжеронами, а втулка воздушного винта, как сообщается, изготовлена из литого титана. Каждая лопасть оснащена современной электрической системой защиты от обледенения передней кромки и сервокомпенсатора. Трехлопастной рулевой винт установлен с левой стороны стреловидного и смещенного под углом киля – первоначально у Hind-A рулевой винт был установлен на правой стороне киля – и имеет диаметр около 13 футов (4,0 м). Горизонтальное оперение с изменяемым углом атаки установлено у основания киля.
Вспомогательное крыло, которое служит для размещения вооружения и разгрузки несущего винта на высоких скоростях полета, имеет угол поперечного V примерно минус 15 градусов и угол атаки примерно 20 градусов, выбранные для облегчения взаимодействия крыла и несущего винта. Вертолет оснащен убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Основные стойки убираются назад и внутрь, поворачиваясь на 90 градусов, чтобы разместиться почти вертикально в задней части фюзеляжа. Носовая двухколесная управляемая стойка шасси убирается назад в переднюю часть фюзеляжа, но остается полуоткрытой. В случае взлета или посадки с опущенной хвостовой частью рулевой винт защищен треногой-полозом.
Как и у более крупного Mi-8 силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей КБ Изотова, которые, предположительно, имеют много общего с двигателями TV2-117A (ТВ2-117А) более ранних моделей. Двигатели установлены бок о бок над десантным отсеком и каждый из них развивают мощность на валу по 1500 л.с., которая передается на винты через комбинированный редуктор. Топливо размещается в бронированном отсеке в задней части фюзеляжа, но под полом десантного отсека предусмотрено размещение дополнительного непротектированного бака.
Летные характеристики вертолета Hind-D является являются предметом некоторых предположений. Однако если рекордный вертолет A-10 (А-10), который летом 1975 года установил ряд рекордов в классе E1 для вертолетов, на самом деле является Mi-24, то можно получить некоторое представление о возможностях вертолета Hind-D. Рекордный вертолет A-10, оснащенный двумя 1500-сильными турбовальными двигателями Isotov TV2-117A, установил в общей сложности семь рекордов с женским экипажем под командованием Галины Расторгуевой, к которым относятся средняя скорость 207,8 миль в час (334,5 км/ч) на трассе протяженностью 100 километров, средняя скорость 205,7 миль в час (331 км/ч) на трассе протяженностью 500 километров и средняя скорость 206,7 миль в час (333 км/ч) на дистанции 1000 километров. Кроме того, за 2,56 минуты была достигнута высота 9840 футов (3000 м) и за 7,72 минуты – высота 19685 футов (6000 м). Очевидно, что невозможно перечитать такие рекордные показатели на принятый на вооружение противотанковый вертолет Hind-D. Тем не менее, можно предположить, что при нормальной взлетной массе порядка 22000 фунтов (10000 кг) этот вертолет со штатной боевой нагрузкой способен развивать скорость в районе 170-180 миль в час (273-290 км/ч) и максимальную скорость набора высоты в поступательном движении около 3000 футов в минуту (15,24 м/с). Это впечатляющие показатели, которые ненамного уступают тем значениям, достигаемым вертолетом Hughes AH-64, который при заметно меньших размерах и массе имеет мощную силовую установку.
Несмотря на то, что Hind-D является экстраполяцией более ранних конструкций КБ Миля и с технической точки зрения является вполне обычным вертолетом, он, тем не менее, представляет собой грозную систему вооружения, представляющую собой значительную угрозу для бронетехники стран НАТО. Хотя Hind-D в первую очередь является противотанковым оружием, сохранение возможности перевозки десанта, которой обладают более ранние модели вертолетов семейства Hind, наделяет его большей оперативной гибкостью, чем чистые боевые вертолеты, такие как AH-64 армии США. Это соответствует предложению маршала А.А. Гречко о
«…мощном боевом самолете, который может выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов по живой силе и технике противника на поле боя и в тылу противника».
Hind-D представляет собой, насколько это касается советских разработок, решающий шаг от вертолета, который получил вооружение в качестве запоздалой меры, к настоящему боевому вертолету.
источник: «НА ВООРУЖЕНИИ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ — IN SOVIET SERVICE — 2. MIL HIND-D» «Air International» 1979-02, pages 70-72
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-in-soviet-service-02