Взгляд из Великобритании 1940 года на французские боевые самолеты. Часть 7 Истребители Bloch MB 150, MB 151, MB 152
Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.
ИСТРЕБИТЕЛИ МАРСЕЛЯ БЛОХА
Прочные одноместные истребители с радиальными двигателями
Содержание:
Истребители конструкции Марселя Блоха уже более года серийно выпускаются в Деоль-Шатору (Déols-Chateauroux) на заводе Национальным обществом самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautique du Sud-Ouest – SNCASO). В основном эти машины относятся к серии 152 (с двигателями Gnôme-Rhône 14N 21). За исключением двигателя эти самолеты аналогичны истребителям Bloch 151 (с двигателями Gnôme-Rhône 14N 11). Оба типа являются прямым развитием созданного в 1937 году истребителя Bloch 150, оснащенного безредукторным двигателем компании Gnôme-Rhône. Редукторнный двигатель Gnôme-Rhône 14N был впервые установлен в начале 1938 года, а в следующем месяце прототип, оснащенный двумя 20-мм пушками и все еще принадлежавший Марселю Блоху, прошел первые огневые испытания в Казо.
В консолях крыла были установлены малокалиберные автоматические пушки Hispano-Suiza, и согласно ряду утверждений благодаря конструкции креплений и жесткости конструкции крыла были получены исключительно хорошие результаты.
В апреле 1938 года опытный образец был продемонстрирован комиссии и заказана серия из двадцати пяти машин. Одновременно был размещен предварительный заказ на 475 дополнительных машин. В то время официальное обозначение машины было Bloch 150-C.A.1 (chasse et d’assaut, monoplace – одноместный истребитель-штурмовик), т.е. самолет предназначался для использования как в качестве истребителя, так и в качестве штурмовика. Затем на одном самолете в качестве эксперимента был установлен двигатель Pratt and Whitney Twin Wasp. Вскоре после этого пилот покинул с парашютом прототип MB 150 после того как у самолета заклинило убирающееся шасси.
Перед началом войны было заявлено, что истребители Bloch
«скоро будут поступать с завода в количестве 100 экземпляров в месяц».
Безусловно, в настоящее время на вооружении находится достаточное количество истребителей, и недавно упоминался Bloch 155, который может быть усовершенствованным типом.
Низкорасположенное свободнонесущее крыло самолетов 151 и 152 состоит из двух основных частей, которые крепятся болтами к фюзеляжу. Каждая консоль крыла состоит из шести основных частей. К коробчатому лонжерону прикреплены нервюры и диагонали, и силовой набор покрыт работающей обшивкой. Передняя кромка состоит из двух частей: фиксированной центральной части и съемной законцовке. Остальная часть крыла дополнена щелевыми закрылками с гидравлическим приводом управления и элеронами, занимающими примерно половину размаха консолей.
Массивный на вид фюзеляж представляет собой монококовую конструкцию со шпангоутами, стрингерами и работающей обшивкой. Самыми тяжелыми шпангоутами являются те, которые поддерживают двигатель и консоли крыла; они относятся к усиленному коробчатому типу, в то время как остальные имеют U-образное поперечное сечение. Задняя часть фюзеляжа состоит из двух половин, соединенных по осевой линии.
Необычный капот
Двигатель установлен на сварной конструкции из стальных труб, снабженной амортизирующими устройствами; двигатель вращает трехлопастный воздушный винт переменного шага диаметром 10 футов (3,05 м). Как уже говорилось, истребитель Bloch 152 оснащен Gnôme-Rhône 14N 21. Это 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель, развивающий на высоте 13000 футов (3960 м) мощность 1030 л.с.. Закрывающий двигатель капот рельефного типа имеет большую длину хорды, а его отверстие для впуска охлаждающего воздуха имеет необычно малый диаметр. Известно, что на некоторых машинах его размеры были значительно увеличены, что может указывать на трудности с охлаждением. На задней кромке капота расположена серия плоских выхлопных патрубков по типу пистолета «пеппербокс» (pepper box). Такие выхлопные патрубки являются одной из особенностей двигателей компании Gnôme-Rhône. В фюзеляже под сиденьем пилота установлен самогерметизирующийся топливный бак. Масляный бак находится в центральной части крыла, масляный радиатор – под крылом.
Основные стойки шасси производства компании Messier убираются колесами к фюзеляжу. В убранном положении ниши стоек закрыты металлическими створками.
Вооружение, как и у большинства типов современных истребителей, может быть разнообразным. Предусматривается установка четырех (или, возможно, шести) крыльевых пулеметов M.A.C. с боезапасом по 300 патронов на ствол; двух 20-мм автоматических пушек Hispano Suiza 404 с боезапасом по 60 снарядов на ствол или совмещение обоих вариантов. Длинноствольная пушка Hispano 404 обладает высокой скоростью снаряда и при установке в истребителях компании Bloch и, будучи снабженной крупными обтекателями, выступает на некотором расстоянии от передней кромки крыла. За пилотом находится лист броневой плиты. В кабине пилота за сиденьем установлена бронеплита, а также обычные коллиматорный прицел и кольцевой прицел.
BLOCH 152 C.1
Двигатель Gnôme-Rhône 14N 21
Размеры
Размах крыла 34 фута 7 дюймов (10,54 м)
Длина 29 футов 8½ дюймов (9,06 м)
Высота 13 футов (3,96 м)
Площадь крыла 186,5 кв. футов (17,3 м²)
Массы и удельные нагрузки
Масса пустого (приблизительно) 4375 фунтов (1985 кг)
Масса с полной нагрузкой (приблизительно) 5843 фунта. (2650 кг)
Удельная нагрузка на крыло 31,4 фунта на кв. фут (153,3 кг/м²)
Летные характеристики
Максимальная скорость 323 миль в час (520 км/ч)
Приблизительная дальность полета 465 миль (750 км)
Посадочная скорость 63 мили в час (100 км/ч)
источник: «The Bloch Fighters» «Flight» May 23, 1940, pages e, f
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-francuzskie-samolety-07