Взгляд из Великобритании 1940 года на французские боевые самолеты. Часть 4 Истребители Curtiss H75-C1
Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересует коллег.
ИСТРЕБИТЕЛЬ КОМПАНИИ CURTISS ИЗ СОСТАВА ВВС ФРАНЦИИ
Маневренный истребитель H75-C1, вооруженный шестью пулеметами
Наиболее популярным из одноместных истребителей, которые на начато войны состоят на вооружении французских ВВС, является истребитель компании Curtiss, изготовленный в Америке и носящий официальное обозначение H75-C1. В компании Curtiss он известен как Hawk 75A или просто «Французский ястреб» (French Hawk). Первоначально название Hawk применялось к серии истребителей-бипланов, но было сохранено для экспортных версий истребителя P-36, состоящего на вооружении авиационного корпуса армии США (U.S. Army Air Corps; USAAC).
Hawk 75A не отличается выдающейся скоростью, но он очень прочный и очень манёвренный. Во Франции пилот компании Curtiss сказал автору статьи, что H75-C1 обладает несколько худшей маневренностью по сравнению с британским Hurricane, но большей управляемостью по сравнению с Morane M.S.406. Американцы говорят, что этот тип превратил Me 109 в набор ножей [1].
В декабре 1938 года в Буффало сотрудник CEMA капитан Винье (Captain Vignier) был свидетелем испытаний двух истребителей H75-C1. Эти самолеты были первыми двумя экземплярами из серии из ста машин, которым приписывалась максимальная скорость 298 миль в час (479 км/ч). Благодаря последующим усовершенствованиям значения летных характеристик возросли, и впоследствии первоначальный заказ был увеличен. Первые две машины выдержали испытания хорошо, однако было обнаружено, что лафеты пулеметов нуждаются в укреплении.
В феврале 1939 года первые машины были испытаны в Бурже во Франции, где они и были собраны. Облетывал самолеты Мишель Детруа. Испытания стрельбой с четырьмя пулеметами были проведены в Казо – французском центре авиационного вооружения.
Некоторые из первых машин столкнулись с проблемами, возможно, связанными с плохой сборкой. Одна вынужденная посадка – результат неисправности воздушного винта, приведшей к перегреву двигателя, – получила огласку. Кроме того, в Бурже во время выполнения фигур высшего пилотажа машина с полными баками вошла в плоский штопор, приведший к аварии со смертельным исходом. Однако сегодня машина пользуется исключительной популярностью среди летчиков-истребителей военно-воздушных сил Франции (Armee de l’Air).
Самое серьезное испытание истребителя H75 было проведено в январе 1939 года, когда летчик-испытатель компании Curtiss Чайлд (Child) выполнил пикирование с разницей высот входа в пике и выхода в горизонтальный полет 18000 футов (5486 м). На борту самолета находились официальные французские автоматические записывающие устройства, и была зарегистрирована скорость 575 миль в час (925 км/ч). Фактически диапазон записывающего устройства был превышен, и при выходе машины из пикирования записывающая игла возвратилась в барабан. Американцы считают, что была достигнута скорость чуть более 600 миль в час (965 км/ч). Они не замедлили указать, что это значительно быстрее, чем пуля автоматического пистолета 45-го калибра, которая вылетает из ствола со скоростью 547 миль в час (880 км/ч).
Это жесткое испытание потребовалось отчасти потому, что французы считали, что им придется атаковать пикирующие бомбардировщики после того, как они войдут в режим пикирования.
Истребитель H75-C1 представляет собой компактный моноплан с низкорасположенным крылом и радиальным двигателем. Он имеет фюзеляж монококовой конструкции с гладкой обшивкой из алькледа. Хвостовое оперение имеет полностью свободнонесущую конструкцию с цельнометаллическими килем и стабилизатором. Рули высоты и направления имеют полотняную обшивку, и в руль направления встроен регулируемый триммер.
Крыло самолета имеет умеренное сужение и закругленные законцовки. Конструктивно крыло состоит из продольных стрингеров, продольных стенок и нервюр из алюминиевого сплава; в качестве обшивки крыла использовались листы алькледа. Установленные на задней кромке щелевые закрылки размещены между фюзеляжем и получившими полотняную обшивку элеронами.
В ходовой части убирающимися являются не только основные стойки шасси, но и хвостовая стойка. Управление осуществляется с помощью ручного насоса, который также выпускает и убирает закрылки. Основные стойки шасси шарнирно закреплены на основном переднем лонжероне крыла и во время уборки поворачиваются вокруг своей оси примерно на девяносто градусов, как на учебном самолете Miles M.9 Master. Колеса убираются заподлицо с крылом, но над самими стойками имеются внешние обтекатели. После уборки ниша хвостовой стойки шасси закрывается двумя небольшими створками.
Стандартной силовой установкой является 14-цилиндровый радиальный двигатель Pratt and Whitney Twin Wasp, размещенный в длиннохордном капоте эллиптического поперечного сечения и снабженный регулируемыми створками охлаждения. Предполагается, что первые производственные партии истребителей H75-C1 были оснащены двигателями Twin Wasp SC3-G, которые при частоте вращения вала 2550 л.с. на высоте 12000 футов (3658 м) развивали мощность 900 л.с.. В том виде, в котором самолеты поставляются сейчас, они имеют более свежую модификацию двигателя с более высокой расчетной высотой. Используя с октановым числом 100 двигатель Twin Wasp на взлете развивает мощность 1200 л.с..
Указывается, что в силовой установке используется трехлопастный воздушный винт Curtiss постоянной скорости с электрическим управлением шагом винта. Воздушный винт имеет как ручное, так и автоматическое управление шагом винта и любой постоянный шаг с помощью ручного управления или для поддержания постоянного числа оборотов в минуту с помощью автоматического управления. Французские пилоты говорят, что воздушный винт и двигатель практически безотказные.
Кабина пилота находится прямо перед задней кромкой и имеет остекление фонаря из плексигласа. Подвижная часть фонаря кабины является сдвижной, и ее перемещение осуществляется с помощью кривошипной рукоятки. Для быстрого сброса в чрезвычайной ситуации подвижная часть фонаря снабжена быстросъемным устройством. Две длинные панели из оргстекла, повторяющие контур фюзеляжа, проходят за кабиной пилота, обеспечивая обзор назад и пропуская больше света. За сиденьем (у пилота наспинный парашют) находится лист броневой защиты, за которым расположен багажный отсек. Пилот «Кёртисса», который упоминался выше, сказал, что в этом отсеке достаточно места для запаса шампанского, когда кто-то из соседней эскадрильи прилетает, чтобы отпраздновать успех.
Первоначально принятые на вооружение USAAC истребители P-36 были вооружены одним 0,5-дюймовым (12,7 мм) и одним 0,3-дюймовым (7,62 мм) пулеметами, размещенными в верхней части капота и выпускавшими пули через характерные пулепроводы в верхней части капота двигателя. В настоящий момент вооружение этих машин усилено парой пулеметов винтовочного калибра, установленных в крыле вне зоны ометания винта. Экспериментальные модели оснащены шестью пулеметами Browning винтовочного калибра или двумя 23-мм автоматическими пушками и двумя пулеметами.
Первые поставленные во Францию истребители Curtiss H75-C1 оснащались четырьмя пулеметами Browning винтовочного калибра (два в фюзеляже и два в консолях крыла), но теперь была добавлена еще одна пара крыльевых пулеметов Browning винтовочного калибра, что дало превосходство в огневой мощи над четырехпулеметным истребителем Messerschmitt Me 109. Каждый из французских «Кёртиссов» получил обычные коллиматорный прицел и кольцевой прицел со сферической мушкой, а также держатели для легких бомб.
CURTISS HAWK H75-C1
Двигатель Pratt and Whitney Twin Wasp
Размеры
Размах крыла 37 футов 4 дюйма (11,38 м)
Длина 28 футов 10 дюймов (8,79 м)
Высота 9 футов 3 дюйма (2,82 м)
Площадь крыла 150 кв. футов (26,38 м²)
Массы и удельные нагрузки
Масса пустого 4520 фунтов (2050 кг)
Масса с полной нагрузкой 5865 фунтов (2660 кг)
Удельная нагрузка на крыло 25,06 фунтов на кв. фут (122,36 кг/м²)
Летные характеристики
Максимальная скорость на высоте 14000 футов (4267 м) 309 миль в час (497 км/ч)
Практический потолок 29500 футов (8991 м)
[1] игра слов Me (обозначение самолетов компании Messerschmitt в Великобритании) и Messeratz
источник: «France’s Curtiss Fighter» «Flight» April 18, 1940, pages a, b, c
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-francuzskie-samolety-04