Взгляд из США 1948 года на развитие ВВС СССР

18

Взгляд из США 1948 года на развитие ВВС СССР

Винтажная статья из выпуска журнала «Naval Aviation News» (один из выпусков 1948 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В скобках приведены реальные обозначения советских самолетов.

Русский Воéнно Воздýшные Си́лы or Russian Air Force

Содержание:

22 июня 1941 года якобы непобедимые люфтваффе возглавили атаку немецких бронетанковых частей, положив тем самым начало вторжению Третьего рейха на советскую территорию. Четыре года спустя, когда конец войны был уже близок, немецкие ВВС понесли чудовищное возмездие от непрекращающихся атак Красной Воздушной Армии (Red Air Arm), которая превратилась из, как считалось, второразрядных военно-воздушных сил в мощное оружие, равное другим могучим силам, созданным, чтобы способствовать падению Германии. Если и есть какая-то причина неожиданного разворота, то она кроется в прочном военном фундаменте, на котором базируется деятельность русской авиации.

В начале 1930-х годов научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области авиации были централизованы в рамках знаменитых пятилетних планов. Первоначальные усилия были сосредоточены на адаптации зарубежных конструкций и технологий к русским требованиям, но почти сразу стала проявляться тенденция к собственным разработкам. Принципами, на которых создавалась русская авиация и которые были опубликованы в 1935 году, являются: самостоятельные военно-воздушные силы, тесное взаимодействие воздушных и сухопутных сил и скоординированное командование авиационными и наземными подразделениями.

Такая ранняя концентрация на тесном взаимодействии с наземными силами и концентрация усилий на разработке ударных самолетов непосредственной поддержки убедительно свидетельствуют о том, что русские правильно определили своего потенциального противника на столь раннем этапе. Немедленно были начаты тщательные исследования наилучших способов, с помощью которых можно было бы свести на нет мощь наступательных вооружений Германии.

Полученные из первых рук знания о немецкой технике в сочетании с очевидным фактом, что Германии пришлось бы покорить огромную территорию, чтобы завоевать Россию, послужило свидетельством того, что усилия немецких сухопутных сил будут сосредоточены на ведении боевых действий бронетанковыми войсками. Для того, чтобы реализовать доктрину взаимодействия воздушных и наземных сил и, таким образом, отразить ожидаемое наступление советские инженеры решили адаптировать всю имеющуюся авиацию к нанесению штурмовых ударов.

Истребители были оснащены бомбодержателями, а на одномоторных самолетах устанавливались пушки. Усилия по преодолению проблем отдачи и массы, связанные с установкой тяжелых пушек на легкие самолеты, привели к исчерпывающим исследованиям тактического использования ракетного оружия.

Среди всех самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу, наиболее популярными у русских были истребители P-39, P-40, P-51, ударные самолёты A-20 и бомбардировщики B-25. Все они хорошо зарекомендовали себя на малых высотах. Чтобы соответствовать насущным потребностям военно-воздушных сил в современной боевой технике темпы технологического развития были резко увеличены. Конструкции русских самолетов были стандартизированы, и было начато массовое производство ограниченного числа типов машин. Как и в Соединенных Штатах сегодня упор делается на реактивную авиацию. Представленные в данной статье фотографии максимально подробно показывают то, что в настоящее время известно о новых русских самолетах, которые были представлены общественности.

Советские ВВС включают в свой состав два рода войск: армейские ВВС и, состоящих из нескольких воздушных армий, и очень небольшие ВВС военно-морского флота. Каждый из родов контролируется армией и флотом соответственно и использует одни и те же типы самолетов с соответствующими модификациями. Воздушные армии составляют основную часть советских военно-воздушных сил и полностью используются для поддержки сухопутных войск, причем их деятельность ограничивается только районами боевых действий.

Также существуют советские (бомбардировочные) силы дальнего действия, которые создавались не как стратегические бомбардировочные силы в нашем понимании. Несмотря на то, что дальнебомбардировочные силы находятся под отдельным от воздушных армий командованием, они редко действовали в качестве стратегических и используются в основном для поддержки сухопутных сил. Однако есть основания полагать, что будет уделяться повышенное внимание использованию бомбардировщиков дальнего действия в качестве стратегического оружия.

Как уже говорилось ранее, советские самолеты, за редким исключением, предназначались для непосредственной поддержки сухопутных сил. В истребителях упор делается на достижение максимальных характеристик на малых высотах и легкость конструкции. Броня и состав оборудования сведены к минимуму, за исключением особых случаев, когда самолеты проектировались для выполнения определенных задач. В целом русские истребители обладают хорошей маневренностью. В последнее время было замечено несколько типов реактивных истребителей, и очевидно, что в массовом производстве находится ряд усовершенствованных типов. Также считается, что русские использовали ряд немецких самолетов, включая новейшие реактивные самолеты бывших люфтваффе.

надежный истребитель YAK-9 с максимальной скоростью 370 миль в час (595 км/ч). Снимок grafiq.ru

надежный истребитель YAK-9 с максимальной скоростью 370 миль в час (595 км/ч). Снимок grafiq.ru

истребитель LA-5 (Ла-5ФН) был создан для борьбы с FW-190. Снимок cdn.fishki.net

истребитель LA-5 (Ла-5ФН) был создан для борьбы с FW-190. Снимок cdn.fishki.net

В конце войны трофеями Советского Союза стала большая часть немецкой авиационной промышленности, в том числе значительная часть ее самых известных конструкторских кадров. Концерны Arado, Blohm and Voss, Dornier, Focke-Wulf, Heinkel и Junkers были среди тех, кто предоставил заводы, научные и технические кадры и множество чертежей проектируемых военных самолетов с реактивными и ракетными двигателями.

ME 262. Этот истребитель был одним из лучших реактивных самолетов Германии военного времени. Снимок i.pinimg.com

ME 262. Этот истребитель был одним из лучших реактивных самолетов Германии военного времени. Снимок i.pinimg.com

HE 162. В реактивном истребителе Хейнкеля двигатель располагался в странном месте на верхней части фюзеляжа. Снимок mavink.com

HE 162. В реактивном истребителе Хейнкеля двигатель располагался в странном месте на верхней части фюзеляжа. Снимок mavink.com

ME 163. Этот одномоторный самолет Мессершмитта был скопирован японцами. Снимок i.pinimg.com

ME 163. Этот одномоторный самолет Мессершмитта был скопирован японцами. Снимок i.pinimg.com

Сообщения, поступающие из-за «железного занавеса», также указывают на то, что Советский Союз скопировал наш бомбардировщик B-29 Superfortress. Количество самолетов данного типа, состоящих у них на вооружении, остается неизвестным, но разумно предположить, что они находятся в серийном производстве. Другие сообщения указывают на то, что в настоящее время летает как минимум один тип четырехмоторного реактивного бомбардировщика и один тип двухмоторного реактивного бомбардировщика. Единственным заслуживающим внимания бомбардировщиком, серийно выпускавшимся Россией во время войны, был двухмоторный TU-2 (Ту-2). Другие бомбардировщики были просто модификациями более ранних конструкций.

согласно предположениям, этот транспортный самолет TU-70 (Ту-70) скопирован с BOEING B-29. Снимок aviadejavu.ru

согласно предположениям, этот транспортный самолет TU-70 (Ту-70) скопирован с BOEING B-29. Снимок aviadejavu.ru

летящий TU-70 (Ту-70) показывает сходство с B-29 SUPERFORT. Снимок aviadejavu.ru

летящий TU-70 (Ту-70) показывает сходство с B-29 SUPERFORT. Снимок aviadejavu.ru

Первоначально обозначение русских самолетов представляло собой аббревиатуру задачи, для решения которой они были разработаны, сейчас же они обозначаются сокращением фамилии конструктора, за которой следует номер, обозначающий модель. Числа не всегда следуют в порядке возрастания. Так, например, YAK-9 (Як-9) появился раньше, чем YAK-3 (Як-3). Наиболее перспективными российскими конструкторами являются Яковлев (YAK; Як), Лавочкин (LA; Ла), Петляков (PE; Пе), Ильюшин (IL; Ил), Туполев (TU; Ту) и Ермолаев (ER; Ер).

РАСПОЗНАВАНИЕ

Если рассматривать в целом, то большинство самолетов, состоящих сейчас на вооружении Советских ВВС обладают определенными характерными чертами, которые являются достаточно очевидными и примечательными, чтобы определить самолет русской конструкции. Отчасти это связано с национальным колоритом, который накладывает свой отпечаток на все творения рук человеческих. Британскую машину от американской можно отличить с первого взгляда; русские самолеты имеют особое сходство между собой, поскольку их проектирует всего лишь горстка инженеров, возможно их возглавляют три или четыре главных конструктора, которые тесно сотрудничают между собой и иногда разрабатывают новый проект в составе комитета.

Также известно, что многие немецкие авиационные заводы находятся на оккупированной советской армией территории, и в сочетании с тем фактом, что некоторые из лучших немецких авиаконструкторов теперь работают на Советский Союз, разумно предположить, что многие из будущих русских самолетов, которые появятся в ближайшие пять лет, будут демонстрировать сильное немецкое влияние.

четырехмоторный реактивный бомбардировщик Ильюшина. Двигатели самолета расположены в гондолах, подвешенных на пилонах под тонким крылом. Размещение двигателей в чем-то напоминает Boeing XB-47, а хвостовая турель – B-17

четырехмоторный реактивный бомбардировщик Ильюшина. Двигатели самолета расположены в гондолах, подвешенных на пилонах под тонким крылом. Размещение двигателей в чем-то напоминает Boeing XB-47, а хвостовая турель – B-17

русская версия немецкого реактивного экспериментального истребителя DFS 346. Обратите внимание на стреловидное крыло и высокорасположенное горизонтальное оперение

русская версия немецкого реактивного экспериментального истребителя DFS 346. Обратите внимание на стреловидное крыло и высокорасположенное горизонтальное оперение

сообщается, что одноместный реактивный истребитель Микояна (фактически это Ла-150) является одним из новейших российских реактивных самолетов; его носовая часть напоминает носовую часть палубного истребителя FJ-1

сообщается, что одноместный реактивный истребитель Микояна (фактически это Ла-150) является одним из новейших российских реактивных самолетов; его носовая часть напоминает носовую часть палубного истребителя FJ-1

выходные сопла моторных гондол помогают распознать двухмоторный реактивный бомбардировщик Туполева (Ту-12), созданный на базе поршневого бомбардировщика TU-2 и являющийся еще одним новым русским самолетом. В больших гондолах, по-видимому, размещены двигатели с центробежными нагнетателями

выходные сопла моторных гондол помогают распознать двухмоторный реактивный бомбардировщик Туполева (Ту-12), созданный на базе поршневого бомбардировщика TU-2 и являющийся еще одним новым русским самолетом. В больших гондолах, по-видимому, размещены двигатели с центробежными нагнетателями

Советские авиаконструкторы, по-видимому, не отличаются плодовитостью в разработке или радикальностью проектов, но ими проводится значительная модификация уже существующих типов. В некоторых случаях они следовали хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным образцам.

Камуфляжная схема боевых самолетов советских ВВС следующая: серые верхние поверхности и голубые нижние поверхности. Пятиконечные желтые звезды с белой каймой заменяют красную звезду на самолетах без камуфляжа. Эмблемы эскадрилий могут быть нанесены на фюзеляж и хвостовое оперение.

Реактивный истребитель MIG-7 (МиГ-9) является результатом совместных усилий конструкторов Микояна и Гуревича. Вероятно, он оснащен двумя немецкими турбореактивными двигателями BMW 003 с тягой по 1750 фунтов каждый (800 кгс). Некоторые элементы конструкции MIG-7 отчасти напоминают реактивный истребитель Messerschmitt Me 262, в частности конфигурация хвостового оперения, особенно в виде сбоку, и поперечное сечение фюзеляжа. Однако это не может служить свидетельством помощи Германии в проектировании. Наиболее узнаваемой особенностью этого реактивного самолета является редан в фюзеляже, похожем на корпус летающей лодки. Считается, что максимальная скорость составляет около 600 миль в час (965 км/ч).

истребитель MIG-7 (МиГ-9), вероятно, оснащенный двумя немецкими турбореактивными двигателями BMW 003, напоминает ME 262

истребитель MIG-7 (МиГ-9), вероятно, оснащенный двумя немецкими турбореактивными двигателями BMW 003, напоминает ME 262

Реактивный истребитель YAK-15 (Як-15) также имеет редан в нижней части фюзеляжа. Его консоли крыла и рули высоты, а также «наклоненные вперед» киль и руль направления очень напоминают соответствующие элементы поршневых истребителей YAK-3 и YAK-9. Фактически, он выглядит как один из тех самолетов с турбореактивным двигателем, расположенным в передней части фюзеляжа и под ней. Размах крыла составляет около 32 футов (9,75 м), что меньше, чем у американских истребителей. Летные характеристики YAK-15 остаются неизвестными, но его элегантный внешний вид указывает на то, что он вместе с другими действующими самолетами может в классе самолетов со скоростью 500 миль в час (805 км/ч).

реактивный истребитель Яковлева (Як-15) внешне похож на MIG-7, но с более плавными линиями

реактивный истребитель Яковлева (Як-15) внешне похож на MIG-7, но с более плавными линиями

TU-2 был завоевавшей награду конструкцией, за которую Туполев получил медаль. Это был единственный русский бомбардировщик, разработанный во время войны. Максимальная скорость составляла 340 миль в час (550 км/ч).

TU-2 был лучшим советским поршневым бомбардировщиком. Снимок war-book.ru

TU-2 был лучшим советским поршневым бомбардировщиком. Снимок war-book.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская авиация, равно как и Советская Армия в целом, зарекомендовала себя как мощное оружие, находящееся в постоянном развитии. Разумно предположить, что в течение следующих пяти лет в советских ВВС будут по-прежнему наблюдаться значительные улучшения – вероятно, по следующим направлениям:

    1. Увеличение мощности малых силовых установок и отказ от более тяжелых и старых типов.
    2. Дальнейшее развитие самолетов смешанной конструкции в поисках более низкого отношения массы к прочности.
    3. Появление новых тяжелых бомбардировщиков для действий на больших высотах и дальних дистанциях.
    4. Разработка реактивных и ракетных самолетов как собственной конструкции, так и на основе конструкций немецких типов.
    5. Повышенное внимание к стратегическим бомбардировщикам.

источник: «Русский Воéнно Воздýшные Сúлы or Russian Air Force» «Naval Aviation News» 1948

перевод впервые опубликован – *

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account