Взгляд из США 1940 года на гражданский наземный транспорт будущего

13

Взгляд из США 1940 года на гражданский наземный транспорт будущего

Интересная винтажная статья из декабрьского выпуска 1940 года журнала «Popular Mechanics», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Планирование мира будущего

Промышленный дизайнер и автор книги «Дизайн сегодня: техника порядка в эпоху машин» (Design This Day; The Technique of Order in the Machine Age), опубликованной издательством Harcourt Brace.

Автор: Уолтер Дорвин Тиг

Лучший мир, чем мы когда-либо знали, может быть построен и будет построен. Однако должны чувствовать будущее, осторожно пробираясь наощупь, будучи готовыми в любо момент адаптировать свой план к новым истинам и непредвиденным условиям, которые могут обнаружиться по мере их продвижения.

Можно ожидать, что наш лучший мир сделает одинаково доступными для всех такие редкие вещи, как интересная, стимулирующая работа, освобождение от тяжелой монотонной работы и благоприятная обстановка для повседневной жизни, свобода передвижения, свободный обмен идеями, физическое здоровье и душевное равновесие. Но поскольку даже такие простые удобства, как современные кухни и ванные комнаты, еще не стали в Америке всеобщим явлением, то достижение этих более сложных целей большинством нашего народа является делом далекого будущего.

Реформа наших железных дорог, безусловно, является одной из самых насущных проблем, стоящих перед нами сегодня, потому что наша социальная и экономическая система, если она сохранится, будет по-прежнему основываться на свободном перемещении товаров и людей. Железные дороги сохраняют широкие полосы отчуждения и являются кратчайшими транспортными линиями, проходящими через места с самой большой плотностью населения. По сравнению с автомобильными магистралями эти полосы отчуждения почти не имеют уклонов, у них нет резких поворотов и освобождаются от препятствий в виде пересекающихся потоков движения. Предположим, что эти полосы отчуждения от края до края будут вымощены бетоном. Предположим, что они будут разделены на полосы движения для различных сфер деятельности. Все пассажиры и грузы будут перевозиться в легких мощных транспортных средствах относительно небольших размеров и низкой стоимости, которые приводились в движение двигателями внутреннего сгорания и оснащались резиновыми шинами. Эти специализированные автомагистрали, находящиеся в частном ведении, смогут затем оказывать услуги, которые не могут оказывать автомобильные дороги общего пользования, и избавят автомобильные дороги общего пользования от огромной загрузки коммерческим транспортом.

Центральные полосы этих возрожденных «железных дорог» будут представлять собой каналы с бетонным покрытием и со стальными стенами; по этим каналам будет осуществляться очень высокоскоростное движение. Автоматически управляемые сигарообразные транспортные средства будут мчаться по этим каналам на скоростях, которые сейчас достигают только самолеты, возможно они будут превышать 200 миль в час (322 км/ч), поскольку необходимость в управлении и контроле со стороны человека будет устранена. Вместо того, чтобы один раз в сутки в ночную поездку из Нью-Йорка в Чикаго отправлять фирменный люксовый экспресс Twentieth Century Limited у нас будут автоматически управляемые капсулы приемлемых размеров, отправляющиеся в свои четырехчасовые рейсы с интервалом в час или чаще.

Эти транспортные средства будут иметь каплевидную форму. Движущей силой могут стать установленные в носу авиационный двигатель и воздушный винт. Данное транспортное средство будут устанавливаться на колеса, расположенные в один ряд под кузовом и по мере увеличения скорости воспринимаемая нижними колесами нагрузка значительно уменьшится. Кили и автоматически управляемые элероны в хвостовой части будут помогать поддерживать равновесие. Короткие крылоообразные выступы с каждой стороны корпуса будут завершаться колесами с резиновыми шинами и соприкасаться со стальными боковинами, устраняя необходимость в путевом управлении. Выдерживание интервалов, старты и остановки будут автоматическими.

схема предложенной автором транспортной системы. Выше показан силуэт шестиполосной системы. Обратите внимание, что в нижней части железнодорожного вагона будет размещен один ряд колес и с обеих сторон будут расположены крылообразные выступы, завершающиеся колесами с шинами. На вставке показан силуэт железнодорожного вагона. Обратите внимание, что на высокой скорости хвостовой киль будет обеспечивать устойчивость

схема предложенной автором транспортной системы. Выше показан силуэт шестиполосной системы. Обратите внимание, что в нижней части железнодорожного вагона будет размещен один ряд колес и с обеих сторон будут расположены крылообразные выступы, завершающиеся колесами с шинами. На вставке показан силуэт железнодорожного вагона. Обратите внимание, что на высокой скорости хвостовой киль будет обеспечивать устойчивость

обложка номера журнала «Popular Mechanics» с рисунком железнодорожного вагона будущего

обложка номера журнала «Popular Mechanics» с рисунком железнодорожного вагона будущего

К центральным полосам скоростного движения будут примыкать полосы для дальнемагистральных интенсивных перевозок, выполняемых автопоездами –тяжелыми грузовиками с одним или несколькими прицепами; однако их длина будет значительно меньше длины нынешних товарных поездов. Эти прицепные автопоезда будут разделяться в пунктах погрузки и назначения для удобной транспортировки по улицам и дорогам общего пользования. Таким образом, движение в этой новой системе будет осуществляться до места назначения за исключением сверхскоростных капсул. Внешние полосы будут предназначены для быстрой перевозки на небольшие расстояния как пассажиров, так и грузов. На этих полосах крейсерская скорость 100 миль в час (161 км/ч) и более будет нормальной. Доступ к автомагистралям общего пользования будет обеспечиваться через удобные интервалы с помощью надземных или подземных переходов без пересечения полос движения.

На этих дорогах автомобили, находящиеся на одной полосе, будут удерживаться на безопасном расстоянии друг от друга с помощью системы автоматического управления. Вся система будет эксплуатироваться под строгим контролем с целью поддержания максимальных скорости и безопасности.

Шаг в направлении этой возрожденной «железнодорожной» системы уже сделан при строительстве высокоскоростной магистрали на участке железной дороги между Гаррисбергом и Питтсбургом, штат Пенсильвания. Эта широкая полоса дорожного покрытия будет проходить через ряд туннелей по довольно ровному маршруту, отмеченному отсутствием крутых поворотов, и обеспечивает «всепогодный» маршрут, поскольку транспортные средства могут двигаться по нему во время зимних бурь.

Наша система автомобильных дорог общего пользования неизбежно будет развиваться по направлениям, обозначенным передовыми технологиями строительства. Многочисленные полосы движения и сложные перекрестки в виде листьев клевера не являются редкостью и в будущем будут значительно расширены. Весь план заключается в том, чтобы упорядочить движение в соответствии со скоростями и устранить помехи, трение и пересекающиеся потоки движения. В городах несколько уровней улиц на бумаге существуют уже в течение многих лет, и были предприняты предварительные шаги по их строительству.

Невозможно предсказать развитие наших транспортных средств, потому что любое радикальное развитие зависит от еще не сделанных открытий и изобретений. Они могут быть либо в форме новой движущей силы, либо в топливе, либо в конструкции двигателя. Может быть достигнут контроль над атомной энергией, или мы можем обнаружить «холодную силу», поскольку сейчас мы приближаемся к реализации «холодного света». Новые металлические сплавы со значительно увеличенной прочностью на растяжение, вероятно, повлияют на дизайн автомобиля. Автомобили, несомненно, будут более обтекаемыми, менее подвержены повреждениям при столкновении и будут иметь более высокую удельную мощность на единицу массы. Поезда, какими мы их знаем, перестанут существовать. Коммерческий водный транспорт будет иметь более простые формы с улучшением скорости и снижением эксплуатационных расходов. В свою очередь самолеты, возможно, вытеснят роскошные лайнеры в качестве средства быстрого передвижения.

Дальнейший прогресс авиации зависит от некоторых фундаментальных открытий и изобретений, которые еще предстоит сделать. Одним из них может быть открытие какого-то способа контролировать силу гравитации или противодействовать ей. На данный момент мы знаем только действие этой силы. Авиационные двигатели будут разработаны таким образом, что части этой силы будет нейтрализована косвенно за счет использования подъемной силы воздуха. Возможно, может быть изобретено какое-нибудь радиомагнитное устройство для непосредственного устранения силы тяжести. Это устройство избавит двигатели от великой задачи отрыва самолетов от земли за счет существующего косвенного применения их мощности. Долгосрочная исследовательская программа, направленная на поиск средств уменьшения или устранения силы тяжести, может принести результаты раньше, чем ожидается.

В то же время пластмассы могут использоваться в конструкции самолетов, заменяя металлические сплавы и приводя к созданию более легких, прочных, дешевых и скоростных летательных аппаратов. Несомненно, за счет использования радиолучей и других автоматических средств будет достигнут большой прогресс в системах управления полетом.

Можно ожидать, что наши усовершенствованные системы железных и шоссейных дорог завершат децентрализацию промышленности. Заводам не нужно будет находиться на железных дорогах, рабочим не нужно будет жить рядом с заводами. Таким образом, большое количество рабочих может получить возможность вырваться из городских трущоб. Свет, чистота, порядок, благоприятные для здоровья условия уже являются общепринятыми целями промышленного планирования. Современные заводы приобретают яркий, металлический, упорядоченный вид, который восхищает нас во многих наших современных продуктах, но они являются лишь предвестниками заводов будущего. Из этих заводов исчезнут монотонный труд и тяжкое бремя. Лаборатории, конструкторские отделы и чертежные комнаты будут пропорционально больше, чем сегодня; в мире промышленности работы по созданию, выявлению, планированию и проектированию затмит все другие виды деятельности. Работа будет творческой.

Бегство из городов уже стало чем-то вроде массового исхода. В нашем лучшем мире город станет местом бизнеса, товарообмена, интеллектуального и художественного обмена, социального наслаждения и развлечений, а не местом проживания. Город будет иметь редкую застройку и будет представлять собой набор высоких башен, разделенных садами и зелеными лужайками; эти башни будут пересекаться транспортными системами, движущимися на разных уровнях. Воздух в городах будет чистым, поскольку в его пределах не будет сжигаться уголь. Наши двигатели внутреннего сгорания будут завершать процесс сгорания топлива фактически внутри своей конструкции, и воздух в городах будет свободен от выхлопных газов и паров. Страна станет урбанизированной – то есть население будет более равномерно распределено по ее поверхности. Жилища будут двух типов: один будет представлять собой развитие нынешнего многоквартирного дома, а другой – тип отдельно стоящего дома. Многоквартирный дом, или жилая башня, будет построен в тех районах, где есть причина скопления населения, возможно, от пятнадцати до двадцати семей на акр (0,4 га), что сегодня считается поселением с низкой плотностью. Не более десяти процентов площади земельного участка будет занято зданиями. Пространство между жилыми башнями будет использовано для детских площадок, парков и садов.

мегаполис будущего, спроектированный г-ном Тигом для стенда компании U.S. Steel на Всемирной выставке в Нью-Йорке

мегаполис будущего, спроектированный г-ном Тигом для стенда компании U.S. Steel на Всемирной выставке в Нью-Йорке

еще один снимок мегаполиса будущего с многоуровневыми транспортными системами и многоэтажными зданиями

еще один снимок мегаполиса будущего с многоуровневыми транспортными системами и многоэтажными зданиями

радиомачта в диораме «Ферма будущего» стенда компании U.S. Steel на Всемирной выставке в Нью-Йорке

радиомачта в диораме «Ферма будущего» стенда компании U.S. Steel на Всемирной выставке в Нью-Йорке

В тех районах, где земля пользуется меньшим спросом, будут строиться отдельные дома, двухквартирные дома и дома ленточной застройки. Разумеется, состоятельные люди будут строить свои дома так, как им заблагорассудится, но большие улучшения будут в домах людей со средним или малым достатком. Они будут построены из крупногабаритных сборных элементов, и их стоимость будет значительно ниже стоимости домов, изготовленных любыми современными методами строительства. Возможно участок для дома будет не куплен, а арендован, и сам дом будет легко как построить, так и снести. Может быть разработана какая-то система финансирования таких недорогих домов, подобная той, которая сейчас существует для продажи автомобилей. Может даже появиться возможность обменять старый дом на новый, который будет оборудован по последнему слову техники.

автор показывает своему сыну, дипломированному инженеру, детали бытовой техники в современном стиле

автор показывает своему сыну, дипломированному инженеру, детали бытовой техники в современном стиле

Можно ожидать, что люди, живущие в нашем лучшем мире, будут образовывать соседские группы, которые объединятся в деревни или городки численностью 4500-10000 человек и которые будут содержать школы, магазины и места отдыха и развлечений, но которые будут достаточно малы для взаимного знакомства и слаженной социальной жизни.

источник: Walter Dorwin Teague «Planning the World of tomorrow» «Popular Mechanics» December, 1940, pages 1, 808-810, 158A, 159A, 161A, 163A

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-ssha-1940-goda-na-grazhdanskii-nazemnyi-transport

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account