Взгляд из Британии 1943 года на пикирующие бомбардировщики. Часть 3
Интересная винтажная статья «Пикирующий бомбардировщик» (The Dive Bomber) из выпуска журнала «Flight» за 24 июня 1943 года, которая, думаю, заинтересует коллег. Перу автора статьи, скрывшегося под псевдонимом Helldiver, принадлежит статья «Бомбардировщики», перевод которой был выложен на сайт «Альтернативная история».
Пикирующий бомбардировщик
Разработка и новаторские работы в США; британские дневные бомбардировщики, предназначенные для пикирования: итальянские и французские типы пикирующих бомбардировщиков
Содержание:
США
Новаторские работа ВМС США по разработке конструкции пикирующих бомбардировщиков и разработке тактики их применения являются наиболее заметным вкладом в развитие данного класса бомбардировщиков до последующего периода интенсивных исследований в Германии.
В первой части уже было сказано, что первоначально бомбометание в пикировании было предложено в Америке в качестве расширения принципа стационарной артиллерийской стрельбы, т.е. свободно маневрирующий самолет легче навести, чем «навести» подвижную пушку. Вероятно, это правда, поскольку первые пикирующие бомбардировщики, испытанные ВМС США, были модификациями истребителей-бипланов того периода – машин компаний Curtisses и Boeings образца 1926 года, приспособленных для подвески небольших бомб под крылом.
Во многом благодаря отличным летным качествам, которыми американские истребители отличались и по-прежнему отличаются, эти экспериментальные самолеты продемонстрировали многообещающие результаты. В свете вышеизложенного важно, что первый самолет ВМС США, разработанный специально для бомбометания с пикирования, официально классифицировался как истребитель; это был Curtiss Helldiver (обозначение ВМС США XF8C-2).
Приятно, что название Helldiver было широко распространено в США задолго до того, как слово Stuka появилось в немецких наставлениях по вопросам боевого применения, и поэтому неудивительно, что концерн Curtiss сохранил это название для обозначения последующих типов пикирующих бомбардировщиков, которые по конструкции значительно отличались от своих предшественников.
Первый Helldiver получил широкую известность благодаря фильму «Адские ныряльщики» (Hell Divers), в котором была продемонстрирована тактика бомбометания с пикирования по военным кораблям. Это был компактный двухместный одностоечный биплан с ярко выраженной стреловидностью верхнего крыла. Силовая установка состоит из одного безредукторного двигателя Wasp, а вооружение – из двух стреляющих вперед фиксированных пулеметов (стандартное вооружение истребителей того времени) и подвижного пулемета в задней кабине. Одиночная бомба массой до 500 фунтов (227 кг) находилась под фюзеляжем на перемещающем механизме, который имел форму двух шарнирных рычагов, соединявшихся с выступами на бомбе. Вследствие низкого аэродинамического качества планера самолета в аэродинамических тормозах не было необходимости.
Базовая конструкция постепенно развивалась, и к 1933 году машина получила двухрядный радиальный двигатель, и в ее конструкцию внесены другие усовершенствования того времени. К тому времени пикирующие бомбардировщики Helldiver эксплуатировались не только в составе ВМС, но и в морской пехоте.
В последующие три года конструкция пикирующего бомбардировщика Helldiver, официальное обозначение которого стало XSBC-3, была полностью изменена. Новая модель имела заметно более чистую конструкцию крыла (по одной межкрыльевой стойке с каждой стороны фюзеляжа), двойные расщепляющиеся закрылки для аэродинамического тормозного эффекта в пикировании, убирающиеся основные стойки шасси (уборка осуществлялась внутрь фюзеляжа по методу компании Grumman), двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Twin Wasp Junior и воздушный винт постоянного числа оборотов Hamilton. Последний является наиболее важным нововведением, поскольку скорость пикирования, которая ранее имела тенденцию подниматься до нежелательно высоких величин, теперь могла контролироваться.
Расщепляющиеся тормоза задней кромки крыла
Интересно отметить, что установка аэродинамических тормозов была непосредственным результатом усовершенствования аэродинамики самолета, хотя размещение бомбы по-прежнему было внешним. При использовании аэродинамических тормозов двойного расщепляющегося типа задняя кромка крыла, расположенная между элеронами, разделена таким образом, что обе половинки раскрываются подобно страницам книги. Для посадки использовался только нижний «лист», действуя как обычные щелевые закрылки, но во время пикирования раскрывались обе секции – верхняя и нижняя, – чтобы поверхность торможения была максимальной.
Пикирующие бомбардировщики SBC-3 действовали в составе авиагрупп авианосцев ВМС США около трех лет, но в 1939 году были заменены на SBC-4, которые от своих предшественников отличались силовой установкой: двигатели Twin Wasp Junior были заменены на Wright Cyclone. Пикирующие бомбардировщики SBC-4 поставлялись Королевским ВВС под обозначением Cleveland и, отличаясь от базового варианта уменьшенным размахом крыла (34 фута [10,36 м]), несли около 1700 фунтов (770 кг) полезной нагрузки и имели взлетную массу 6250 фунтов (2835 кг). Заявленная максимальная скорость самолета 245 миль в час (394 км/ч); хотя военная нагрузка состоит из одной 500-фунтовой (227 кг) или одной 1000-фунтовой (454 кг) бомбы, подвешиваемой под фюзеляжем к перемещающему механизму, под крылом расположены держатели для подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб. В качестве альтернативы вместо подфюзеляжной бомбы мог быть установлен топливный бак.
Что касается других американских авиаконструкторов и авиастроительных компаний, то следует отметить, что на начальном этапе разработки пикирующих бомбардировщиков в США не были полностью в руках концерна Curtiss. Компания Martin при поддержке и содействии ВМС США создала самолет-биплан, способный нести 1000-фунтовую (454 кг) бомбу и выходить из пикирования с предельной скоростью, когда эта бомба все еще находилась на своем месте под фюзеляжем. Это было сделано около десяти лет назад, когда такое достижение было гораздо более похвальным, чем сегодня.
Концерны Great Lakes и Vought также построили пикирующие бомбардировщики с хорошими характеристиками и большой прочностью конструкции. Та, например, пикирующие бомбардировщики Vought SB2U-3 Vindicator поставлялись не только военно-морским силам США, но и Королевским ВВС, в которых он известен под обозначением Chesapeake. Заявленная бомбовая нагрузка этого самолета состоит из одной 1000-фунтовой (454 кг) бомбы, или двух-трех 500-фунтовых (227 кг) бомб, или восьми 116-фунтовых (53 кг) бомб.
Современный Helldiver
Самым новейшим примером американского пути развития пикирующих бомбардировщиков является созданный для ВМС США двухместный моноплан Curtiss SB2C-1. Самолет получил традиционное для пикировщиков концерна Curtiss наименование Helldiver и в связи с этим интересно сравнить его с бипланами, созданными концерном ранее. Это сравнительно тяжелая машина со свободнонесущим крылом, массой около 11000 фунтов (4990 кг) и с высокой удельной нагрузкой на крыло (учитывая, что она была разработана для эксплуатации с авианосцев) 26 фунтов на кв. фут (127 кг/м²).
Curtiss SB2C-1 получил аэродинамические тормоза двойного расщепляющегося типа, расположенные на задней кромке крыла, убирающиеся основные стойки шасси и внутрифюзеляжный бомбоотсек. Вооружение у SB2C-1 намного более мощное, чем у более ранних пикирующих бомбардировщиков компании Curtiss (на опубликованном американском чертеже показаны четыре стреляющих вперед пулемета), а консоли крыла скомпонованы таким образом, чтобы складываться вверх для размещения в ангаре авианосца. Силовая установка состоит из одного 14-цилиндрового двухрядного двигателя, развивающего на взлете мощность 1700 л.с.; когда после бомбометания Helldiver выполняет маневры уклонения, его двигатель способен развивать большую часть этой мощности.
Подробная информация о характеристиках SB2C-1 не разглашается, но очевидно, что они будут высокими. Командование ВМС США рискнуло заявить, что самолет
«на 100 миль в час (161 км/ч) быстрее современных типов».
К счастью, имеется больше информации о конструкции этого современного пикирующего бомбардировщика. Учитывая массу и назначение самолета, его конструкция должна обладать исключительной прочностью. Крыло имеет удивительно низкое удлинение и, как утверждается, его силовой набор состоит из продольных стенок, нервюр и стрингеров из алюминиевого сплава, покрытых гладкой обшивкой из «алькледа»; обшивка крепятся к силовому набору заклепками с плоскими головками. В объемистом монококовом фюзеляже также используются заклепки с плоскими головками.
Несмотря на усовершенствования конструкции и оборудования, SB2C-1 был разработан для массового производства и изготавливается в Америке на новом заводе площадью 29 акров (11,74 га) и на канадских авиазаводах.
Очевидно, что Brewster SB2A-1, созданный по той же спецификации ВМС США что и SB2C-1 и широко известный в Америке под наименованием Buccaneer, является еще одним блестящим примером конструкции современного пикирующего бомбардировщика. Внешне этот тип напоминает Brewster XSBA-1, который был создан в 1936-1937 годах и который был одним из самых совершенных прототипов пикирующих бомбардировщиков своего времени; сообщается, что масса самолета составляет 6000 фунтов (2722 кг), а максимальная скорость 285 миль в час (459 км/ч). Это был один из первых пикирующих бомбардировщиков, оснащенных перфорированными двойными расщепляющимися закрылками и аэродинамическими тормозами, при этом перфорация была сочтена желательной для уменьшения вибрации хвостового оперения – явления, которое представляло некоторые трудности при использовании закрылков со «сплошным рисунком». Перфорация неизбежно приводила к небольшому снижению эффективности торможения.
В Королевских ВВС пикирующие бомбардировщики Burmuda будут действовать с береговых баз, но, как сообщается, американские пикировщики Buccaneer будут оснащены тормозными гаками для использования с авианосцев. По компоновке этот тип похож на уже описанный моноплан компании Curtiss, но больше похож на моноплан со среднерасположенным крылом. Утверждается, что во внутрифюзеляжном отсеке может быть размещена 1000-фунтовая (454 кг) бомба, а сам самолет оснащен размещенными у задней кромки крыла двойными расщепляющимися закрылками и аэродинамическими тормозами.
В первоначальном варианте предусматривалось оснащение самолета фюзеляжной турелью с силовым приводом, бронирование и протектированные баки (критики Ju-87 должны это отметить), а двигатель у машины того же типа, что установлен на SB2C-1.
Как и в машине компании Curtiss кабина пилота SB2A смещена далеко вперед, чтобы обеспечить ему хороший обзор вперед для прицеливания во время пикирования.
Данные о характеристиках не разглашаются, но совершенно очевидно, что максимальная скорость машин компаний Curtiss и Brewster должна быть не менее 260 миль в час (418 км/ч), а их компоновка и грузоподъемность позволят использовать эти самолеты для ведения разведки. Литеры SB в обозначении этих самолетов означают, что в ВМС США машины официально классифицируются как разведчики-бомбардировщики (scout-bomber). Более того, хотя об этом факте еще не упоминалось, но вполне очевидно, что пикирующие бомбардировщики данных типов не будут иметь серьезных проблем в воздушных боях с существующими типами японских бомбардировщиков и торпедоносцев берегового и палубного базирования.
Только что описанные самолеты компаний Curtiss и Brewster представляют собой очень большой технический прогресс по сравнению с Ju 87 и следует надеяться, что задержка их появления в больших количествах не будет чрезмерной. К счастью, в производстве находится как минимум еще один современный американский пикирующий бомбардировщик с мощным 14-цилиндровым двигателем Cyclone. Этим самолетом является Vultee Vengeance (обозначение армии США A-31 или Georgia), производство которого было поручено компаниям Vultee и Northrop.
В отношении причудливого внешнего виде, но, разумеется, не летно-технических характеристик, Vengeance следует традициям Ju 87. Этот самолет со среднерасположенным крылом отличается ярко выраженной стреловидностью передних кромок центроплана и небольшой обратно стреловидностью передних кромок консолей.
Аэродинамические тормоза, отличающиеся от тех, что были установлены на машинах компании Curtiss и Brewster, размещены на верхней и нижней поверхностях крыла, а основная бомбовая нагрузка размещается (предположительно на параллелограммном механизме) в нижней части фюзеляжа. Бомбы малых калибров могут быть подвешены под консолями крыла. Крыло и хвостовое оперение имеют угловатую форму, и самолет приспособлен для крупносерийного производства. Размах крыла составляет 48 футов (14,6 м), но другие подробности не приводятся.
В то время как SB2C-1, Bermuda и Vengeance только сейчас начинают поступать на вооружении, американские армия и флот в больших количествах применяют пикирующие бомбардировщики компании Douglas – SBD Dauntless и A-24 соответственно. Эти типы, которые составляют костяк американских пикирующих бомбардировщиков, не так современны, как упомянутые модели, но доказали, что имеют надежную конструкцию и характеристики, которые по крайней мере равны характеристикам Ju 87.
Дальновидность командования ВМС
Именно дальновидность командования ВМС США (которое первоначально спонсировало разработку самолетов типа SBD) позволила армии США принять на вооружение проверенный пикирующий бомбардировщик, когда возможности Ju 87 стали, наконец, очевидны тем, кто отвечает на оснащение армейской авиации новой техникой. Осталось только поменять оборудование, удалить тормозной гак и модифицировать хвостовое колесо первоначального палубного варианта пикировщика SBD.
Тот факт, что первый специализированный пикирующий бомбардировщик армии США имеет кодовое обозначение с литерой «А», не лишен интереса. Данная литера указывает на то, что эта машина официально классифицируется как штурмовик (attack) –самолет, атакующий врага на бреющем полете и обстреливающий наземные цели. Ранее использовавшиеся американской армией типы «штурмовиков» совершенно не подходили для бомбометания в пикировании.
Пикирующие бомбардировщики типа SDB Dauntless уже проявили себя в боевых действиях против японцев. Этот самолет является дальнейшим развитием более раннего проекта компании Northrop (в настоящее время концерн Northrop контролируется компанией Douglas) и представляет собой довольно обычный низкоплан. Расщепляющиеся перфорированные закрылки-аэродинамические тормоза установлены на задней кромке, а в качестве с иловой установки используется однорядный радиальный двигатель Cyclone. Вооружение состоит из двух фиксированных 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, которыми управляет пилота, и двух подвижных пулеметов в задней кабине. Под фюзеляжем на внешней подвеске размещается одна 500-фунтовая (227 кг) бомба или бомба большего калибра; под консолями крыла предусмотрено размещение небольших бомб.
До настоящего времени не было сделано никаких заявлений о будущей политике Соединенных Штатов в отношении пикирующих бомбардировщиков. Вполне возможно, что по примеру Германии будут созданы типы более крупных многомоторных самолетов. В любом случае, учитывая ее многолетний опыт и учитывая ее нынешние обязательства, Америка вряд ли будет отставать в развитии своих одномоторных пикирующих бомбардировщиков.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Информация о британских пикирующих бомбардировщиках, предоставленная Адмиралтейством и Министерством авиации, уже опубликована в журнале «Flight», и не будет никакой пользы, если в данной статье будут повторены технические детали. Тем не менее, необходимо отдать должное британским авиаконструкторам и сделать краткий обзор вклада Великобритании в разработку пикирующих бомбардировщиков.
Как уже упоминалось, во время последней войны проводились эксперименты с одноместными бомбардировщиками. Примерно через двенадцать лет интерес возродился, и эскадрильи легких бомбардировщиков Hawker Hart были обучены действовать в качестве пикирующих бомбардировщиков. В конечном итоге легкие бомбардировщики Hart были заменены на самолеты типа Hind, который нес такой же бомбовый груз (500 фунтов), но имел лучшие летные характеристики. Подразделения непосредственной поддержки сухопутных войск, оснащенные модификациями «харта» и «лизандрами», также выполняли бомбометание в пикировании, равно как и истребители Hawker Nimrod и легкие бомбардировщики Hawker Osprey авиации Королевского флота. Торпедоносцы Viсkers Vildebeest, Fairey Swordfish и Blackburn Shark и другие тяжелые многоцелевые бипланы также выполняли атаки в пикировании, но первым специализированным пикирующим бомбардировщиком, который был принят на вооружение стал моноплан Blackburn Skua, который имел такие усовершенствования как аэродинамические тормоза и размещение бомб внутри самолета.
Skua использовался исключительно авиацией Королевского флота, а Королевские ВВС не приняли на вооружение самолет аналогичного типа, хотя Fairey Battle неоднократно демонстрировал способность совершать атаки в крутом пикировании. К сожалению, Battleне был оснащен аэродинамическими тормозами, равно как и превосходный легкий бомбардировщик Hawker Henley – более легкая и скоростная машина, значительно превосходящей по аэродинамике Ju 87.
В настоящее время на вооружение Королевских ВВС и авиации Королевского флота принимается ряд современных пикирующих бомбардировщиков, включая Vengeance, Bermuda, Helldiver и Barracuda. Превосходные технические характеристики американских типов были рассмотрены в разделе «США».
ИТАЛИЯ
Хотя в Италии был проделан большой объем отдельных исследовательских работ в области создания пикирующих бомбардировщиков (picciatelli), в настоящее время стандартной итальянской машиной этого класса являются собранные в Италии немецкие Ju 87. Они идентичны уже описанной немецкой модели (модификации B и R) и в особых комментариях не нуждаются. Вооружение итальянских Ju 87 состоит из 250-кг и 50-кг итальянских бомб.
При рассмотрении оригинальной конструкции итальянского пикирующего бомбардировщика важно различать эти самолеты и специализированные низколетящие штурмовики (assalto). Последние не имеют оборудования, позволяющего пикировать под большими углами, хотя считается, что по крайней мере один тип – Breda 65 – в качестве эксперимента был оснащен аэродинамическими тормозами.
Первым специально разработанным итальянским пикирующим бомбардировщиком, добившемся (ил вернее сказать получившим) общественное признание, был Savoia-Marchetti SM 85 – двухмоторный одноместный высокоплан цельнодеревянной конструкции. Как уже указывалось ранее, двухмоторная компоновка обеспечивает исключительно хороший обзор из кабины пилота. Фюзеляж SM 85 имел прямоугольное сечение, и для достижения требуемой прочности оказалось необходимым установить внешние продольные ребра жесткости.
Другими заслуживающими особого внимания особенностями конструкции SM 85 являются тип используемых аэродинамических тормозов (закрылок для изменения кривизны профиля крыла, который отклоняется на значительный угол для пикирования и на относительно небольшой для взлета и посадки) и внутреннее размещение бомбовой нагрузки в нижней части фюзеляжа. Вооружение состоит из одного стреляющего вперед фиксированного 12,7-мм пулемета.
Хотя пикирующие бомбардировщики SM 85 никогда не использовались в больших количествах, убедительная демонстрация их возможностей была продемонстрирована перед войной на выставке в Италии. SM 86, являющийся дальнейшим развитием SM 85, имеет более чистую с точки зрения аэродинамики, конструкцию и оснащен двумя 12-цилиндровыми рядными двигателями воздушного охлаждения Isotta-Fraschini Gamma или Delta.
С началом войны стало известно о существовании нового типа итальянского пикирующего бомбардировщика, который, возможно, получил обозначение Ba 201. Это созданный компанией Breda сравнительно небольшой одноместный низкоплан с крылом типа «обратная чайка» с прямыми законцовками и с расщепляющимися аэродинамическими тормозами, расположенными между элеронами и фюзеляжем. В качестве силовой установки скорее всего используется DB 601.
Одна бомба, вероятно массой 500 кг, может быть размещена внутри фюзеляжа или полуутопленной в подфюзеляжном отсеке. Выталкиватели, очевидно расположенные тандемно, гарантируют, что бомба преодолеет зону ометания винта. Вооружение, по-видимому, состоит из двух фиксированных стреляющих вперед пулеметов, возможно, калибра 12,7 мм. Недавно были опубликованы фотографии истребителей Reggiane Re 2001, каждый из которых под фюзеляжем нес одну бомбу. Никаких аэродинамических тормозов пока не обнаружено, но вполне возможно, что Re 2001, который, как известно, имеет прочную конструкцию, может быть адаптирован для бомбометания в пикировании.
ФРАНЦИЯ
Вероятно, самым ранним французским пикирующим бомбардировщиком был переоборудованный одноместный истребитель-парасоль Naval Gourdou-Leseurre, который нес под фюзеляжем одиночную бомбу массой более 250 фунтов (114 кг). Этот самолет должен был войти в состав авиагруппы авианосца «Беарн», но показал худшие характеристики, и заказ на серийное производство был выдан компании Loire-Nieuport, самолет которой обладал крылом типа «обратная чайка». Эта машина имела фиксированные основные стойки шасси и хотя она была двухместной, она сильно напоминала первоначальный вариант «спитфайра» (вероятно речь идет об истребителе Supermarine 224 – byakin). В ходе испытаний возникли проблемы с конструкцией, и самолет был переделан в одноместный с убирающимися основными стойками шасси.
Машину компании Loire-Nieuport достался небольшой производственный заказ, и до падения Франции её лучшим пикирующим бомбардировщиком был самолет компании Vought-Sikorsky, который по своей конструкции был похож на Vought Chesapeake Королевских ВВС.
Определенные типы разведывательных самолетов, в том числе и поплавковые, использовались французами для так называемой бомбардировки en semi piqué (бомбометание в пологом пикировании).
В последние годы французские конструкторы получили несколько патентов на оригинальные устройства для бомбометания в пикировании, особенно на аэродинамические тормоза, и эти разработки, несомненно, продолжаются под наблюдением Германии.
НИДЕРЛАНДЫ
Хотя во время немецкой оккупации конструкторские работы в Нидерландах продолжены не были, следует упомянуть двухмоторный боевой самолет Fokker G.1, специальная версия которого была одним из самых совершенных довоенных пикирующих бомбардировщиков. По компоновке Fokker G.1 напоминает истребитель P-38 Lightning и оснащается аэродинамическими тормозами по типу Ju-87, эффективность которых неоднократно демонстрировалась.
ЯПОНИЯ
Стандартным пикирующим бомбардировщиком японского военно-морского флота является моноплан палубного базирования Aichi Type 99, который по характеристикам, грузоподъемности и даже внешнему виду сопоставим со своим американским аналогом – пикирующим бомбардировщиком Douglas Dauntless.
Однако нельзя сказать, что самолет компании Aichi является «копией» американской машины, поскольку его аэродинамические тормоза аналогичны тормозам Ju-87 и, несомненно, явились результатом визитов немецких специалистов в Японию.
Сообщалось, что в Японии созданы двухмоторные пикирующие бомбардировщики палубного базирования, но, судя по всему, они не использовались боевых действиях.
Японская армия медленнее, чем военно-морской флот, принимала на вооружение специализированные пикирующие бомбардировщики, предпочитая для атак с пикирования полагаться на легкие бомбардировщики (в том же классе, что и Fairey Battle), которые не оснащены аэродинамическими тормозами. Несомненно, в скором времени будут приняты на вооружение специально оборудованные машины с аэродинамическими тормозами и другими современными устройствами, особенно после того как флотские Aichi Type 99 достигли значительных успехов.
Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что Япония вряд ли произведет что-либо выдающееся в классе пикирующих бомбардировщиков, равно как и «самоубийственные» атаки вряд ли станут преобладающими, если они вообще когда-либо применялись.
источник: «HELLDIVER» «The Dive Bommber» «Flight» June 24th, 1943, стр.661-665