Воздушный щит Америки: экстрадальний ЗРК CIM-10 «Bomarc»
Продолжая мой цикл статей о ухищрениях конструкторской мысли американских инженеров Холодной Войны, я решил обратить внимание на еще один образец — наиболее дальнобойный из когда-либо существовавших, зенитно-ракетный комплекс CIM-10 "Бомарк"
Без сомнения, в истории развития средств ПВО "Бомарк" занимает особое место. Это единственная в своем роде зенитно-ракетная система, радиус действия которой приближался к 800 километрам (модификация B)! Это также единственная в своем роде система, не имевшая собственных радаров наведения и полностью интегрированная в общую систему наведения и управления перехватчиками НОРАД.
Собственно говоря, ракетой, как таковой, "Бомарк" не являлся. Это был самолет-снаряд (имевший развитые аэродинамические плоскости), снаряженный прямоточным воздушно-реактивным двигателем, собственной системой самонаведения и боевой частью. В первоначальных проектах предполагалось даже оснастить ее вместо боевой части ракетой "воздух-воздух" и системой парашютной посадки — т.е. получить беспилотный перехватчик, способный использоваться неоднократно!
История комплекса "Бомарк" началась в 1951 году в результате напряженного спора между представителями армейского командования и представителями недавно сформированных ВВС США. Спор велся по фундаментальному поводу — как организовывать систему противовоздушной обороны страны?
Естественно, основу ПВО должны были составить пилотируемые перехватики (F-86D "Сэйбр-ДИ" и аналоги), но воздушное командование США отлично поинмало, что этого недостаточно. По сути дела, для обороны с воздуха всей огромной территории Северной Америки, в 1951 году имелось всего около 900 истребителей, приспособленных для перехвата хорошо вооруженных стратегических бомбардировщиков. Были все основания предполагать, что, в случае начала войны, остальные современные самолеты огромных ВВС США будут полностью связаны противостоянием с советскими ВВС в Европе. Это означало, что ПВО США придется рассчитывать только на те силы, которые имелись в наличии.
Поэтому решение дополнить перехватчики ПВО наземной компонентой было воспринято с энтузиазмом. Зенитные пушки уже не воспринимались как эффективное средство борьбы с современными реактивными бомбардировщиками (появление которых у СССР было вполне возможно).
Гораздо более эффективным средством виделись управляемые зенитные снаряды. США уже имели опыт в изготовлении таких ракет в 1945-1946 для нужд флота (защита от камикадзе), и хотя боевое применение не состоялось, был создан солидный опыт.
Но возникла значимая проблема — какую концепцию ПВО избрать? Специалисты армии рассматривали ЗРК как развитие обычных зениток, и настаивали на "объектовой обороне", т.е. использования ЗРК малого и среднего радиуса действия для защиты городов, аэродромов и т.д. (так4ая концепция была избрана в СССР)
Представители ВВС, напротив, настаивали на том, что "объектовая оборона" в век атомного оружия не является надежной, и предлагали концепцию ЗРК большой и сверхбольшой дальности, способных осуществлять задачу "территориальной обороны" — недопущения самолетов противника даже близко к обороняемым объектам. Принимая во внимание огромные размеры США и Канады, такая задача воспринималась как крайне важная.
ЗРК "Бомарк", начатый разработкой в 1951 году, стал результатом экономичесокго исследования. Оценка, проведенная экономистами, показала, что предложение ВВС попросту экономически целесообразнее, и выйдет примерно в 2,5 раз дешевле при той же вероятности поражения. При этом требовалось меньше персонала, и накрывалась большая территория. Тем не менее, Конгресс, желая получить максимлаьно мощную ПВО, одобрил обе концепции.
Уникальность системы "Бомарк" заключалась в том, что с самого начала она разрабатывалась как нрепосредственный элемент системы НОРАД. Система не имела ни собственных радаров ни систем управления. Их роль должна была играть Полуавтоматическая Система Наведения Перехватчиков (SAGE)
Один из множества вычислительных центров системы SAGE
Координируя действия наземных и воздушных радаров, система SAGE обрабатывала информацию, и при помощи компьютеров автоматически программировала автопилоты самолетов на выведение на противника. Под работу с этой системой создавались все серии перехватчиков США. Автоматическое наведение позволяло сэкономить драгоценное время на координацию действия на всей территории огромной страны!
CIM-10 "Bomark" с самого начала проектировался как составной элемент этой системы. Предполагалось, что ракета сразу же после запуска включит автопилот, и пойдет в район цели, автоматически координируюя полет по системе управления SAGE. Самонаведение работало только при приближении к цели.
Фактически, требовалось создать только ракету и пусковую установку: самые сложные элементы системы, наведения и управления, уже существовали!
Летные испытания начались в конце июня 1952 года, но в связи с нехваткой оборудования испытания были отложены до 10 сентября 1952 года. Вторые испытания прошли 23 января 1953 г. на полигоне "Cape Canaveral", а третьи — 10 июня 1953. В 1954 было проведено 3 пуска. При завершении испытаний, в 1958 году, было выпущено 25 ракет и программа была передана на испытания на полигон "Santa Rosa Island". В ходе испытаний 1952-1958 гг. на полигоне "Cape Canaveral" было выпущено около 70 ракет. К 1 декабря 1957 года "Air Proving Ground Command " и "Air Force Armament Center" были объединены в единый испытательный центр ПВО "Air Proving Ground Center", где в дальнейшем и испытывался "Бомарк". (c)
Технически, ракета имела классическую самолетную схему.
Компоновочная схема ЗУР "Бомарк А" (а) и "Бомарк Б" (б):
1 — головка самонаведения; 2 — электронная аппаратура; 3 — боевой отсек; 4 — боевой отсек, электронная аппаратура, электробатарея; 5 — ПВРД
Полет осуществлялся при помощи стартового ускорителя на 2 ПВРД. Управление в полете осуществлялось при помощи элеронов на крыльях.
По схеме управления, станция ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям (проложенным под землей) передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетала в этот момент ракета. Ее автопилот получал данные о изменениях курса противника, и координировал свой курс в соответсвии с этим. При приближении к цели, по команде с земли включалась головка самонаведения работающая в импульсном (модификация А) и непрерывном (модификация В) режиме. Головка самонаведения имела устойчивость к помехам и действовала на дистанции 20 километров.
"Бомарк" на стартовой позиции
Ракеты запускались из блочных железобетонных укрытий, расположенных на хорошо защищенных базах, каждая из которых была оснащена большим количеством установок. Время реакции системы составляло около 2 минут.
Летные характеристики "Бомарка" остаются уникальными до сих пор. Эффективный радиус действия модификации А составлял 320 километров на скорости 2,8 Маха. Модификация B могла разгоняться до 3 Махов, и имела радиус 780 километров.
Сравнение модификаций А и В
CIM-10 A | CIM-10B | |
Длина | 14,2 м | 13,7 м |
Размах крыльев | 5,54 м | 5,54 м |
Диаметр | 0,89 м | 0,89 м |
Масса | 7020 кг | 7250 кг |
Скорость | 2,8 | 3 |
Высота полета | 20000 | 30000 |
Дальность | 400 | 780 |
Наведение | Импульсное | Непрерывное |
Боеголовка | Ядерная, 40 кт | Ядерная или конвенционная, 150 кг |