Данный материал представляет собой несколько сокращенный перевод главы 2.2. «Die Schlachtschiff-Frage» книги Guntram-а Schulze-Wegener «Die deutsche Kriegsmarine Rüstung 1942-1945» (Вооружение немецкого ВМФ в 1942-1945-х годах ). В нём кратко описана ситуация имевшая место в Германии в 1942-1943 годах в части взглядов высшего руководства Германии и Kriegsmarine на роль тяжелых кораблей, некоторые данные отражающие вопросы развития Kriegsmarine каким их видели в то время представители высшего политического руководства 3-го рейха после скорой, как они тогда считали, победы на Восточном фронте и некоторые цифры имеющие отношение к вопросам обеспечения отраслей немецкой военной промышленности производящей вооружение для различных родов войск некоторыми видами сырья.
Подводные лодки Kriegsmarine и прочие лёгкие единицы в качестве первой линии их поддержки в начале в планах ведения боевых действий на 1942 год не имели каких-либо значительных изменений в планах ведения войны на море. Это имело место несмотря на то, что во ВМВ на стороне БИ и СССР уже открыто вступили США и оперативные возможности подводных лодок и лёгких сил Kriegsmarine распространялись на всё большее пространство включавшее в себя уже и Средиземное море. Первоначальная цель борьбы с морским судоходством противника в Атлантике для тяжелых единиц Kriegsmarine претерпела принципиальный поворот.
Цель сдерживания англичан в Средиземном море и позднее их вытеснениe была связана со сменой стратегической морской концепцией между Средиземным морем и Атлантикой в период 1940/1941 годов. Ранее имевшиеся планы по борьбе с БИ не увенчались успехом. Тогда была разработана альтернативная Средиземноморская стратегия на 1942 год. Эта стратегия стала для штаба Руководства боевыми действиями на море новой задачей и частью изменённой стратегической концепции. Тяжелые боевые единицы Kriegsmarine, так называемое ядро флота, перед началом 1942 года получило новые задачи по борьбе с противником в Северном море. Эти задачи включали в себя оборону в Северной части Европы от возможных нападений со стороны противника и, одновременно, служили для борьбы с конвоями следовавшими в СССР через Северную Атлантику. Гитлер потребовал от руководства Kriegsmarine по возможности как можно скорее перебросить из Атлантики в Норвегию все тяжелые боевые единицы Kriegsmarine. Kriegsmarine выполняло приказ Гитлера не спеша. ЛК Tirpitz бросил якорь на рейде Trontheim-а 16 января 1942 года. ТК Prinz Eugen и карманный линкор Admiral Scheer были перебазированы ту да же 20 февраля 1942 года. ТК Admiral Hipper и Lutzow были переброшены в Норвегию в течении марта 1942 года. Переброска тяжелых единиц Kriegsmarine в Норвегию не оставили без внимания в Британской Митрополии, но первые боевые операции Kriegsmarine на севере Eвропы принесли разочарование. Гитлер со своей стороны в рамках изменённой концепции требовал более активного участия боевых кораблей Kriegsmarine в борьбе с противником считая что эти корабли должны нести основную нагрузку в вопросах борьбы на море. Постепенно в течении 1942 года его мнение в отношении существования тяжелых единиц Kriegsmarine основательно менялось. В ходе войны постепенно становилось ясно, что англичане вряд ли решатся высадиться в Северной Европе и тяжелые корабли Kriegsmarine вряд ли понадобятся на роль демпфера которые смягчит возможный удар англичан в этом регионе. Это ставило под вопрос необходимость нахождения тяжелых немецких боевых кораблей в регионе. Затраты же на содержание тяжелых кораблей Kriegsmarine были значительными. Дальнейшее проведение активных боевых действий в Северной Европе из-за недостатка мазута для боевых кораблей становилось всё более ощутимым. Руководство боевыми действиями на море в этих не простых условиях вынуждено было для борьбы с конвоями союзников отдать предпочтение подводным лодкам и лёгким силам флота. Успехи были не особо впчатляющими и в то же время и не регулярными. Тогда Руководство боевыми действиями на море вынесло не приятное для резюме: «Остаётся единственное средство для эффективной борьбы с конвоями противника на море: Luftwaffe». На первый взгляд казалось, что диктатор добился решающего успеха в отношении того, что касалось ядра флота. Вся сконцентрированная в Норвегии группа кораблей могла нанести по вражеским конвоям сокрушающий удар, который мог оказать особенно большое победоносное значение на весь ход войны на море. В июле 1942 года была разработана операция под кодовым названием «Rösselsprung». Целью данной операции было проведение активных мероприятий по уничтожению судов шедшего в СССР с важнейшими грузами конвоя PQ-17. Основные усилия в данной операции возлагались на подводные лодки Kriegsmarine и Luftwaffe. Большие боевые корабли если вообще и должны были принимать какое-либо участие в данной операции, то только в роли кораблей поддержки. Ужасный страх Гитлера потерять тяжелые корабли Kriegsmarine вследствие применения противником авианосцев находившихся в составе дальнего охранения конвоев стал причиной досрочного прекращения участия в этой операции тяжелых кораблей Kriegsmarine. Для борьбы с конвоем использовалась только авиация Luftwaffe и подводные лодки добившиеся выдающегося результата. Досрочное прекращение операции «Rösselsprung» привело Руководство боевыми действиями на море к болезненному результату оценки роли тяжелых кораблей. Ядро флота как оказалось уже не играло решающей роли в войне на море. Нет необходимости напоминать, что прекращение перспективной обещавшей успех операции надводных сил флота вместо ведения активных действий для руководителя данного соединения адмирала Schniewind-a и экипажей кораблей был обескураживающим. Среди морских офицеров существовала такая оценка своего положения в данной ситуации: Как обрызганные водой пудели. И все реагировали на такую оценку соответствующим образом. Было понятно, что в методах ведения боевых действий у Руководства боевыми действиями на море произошел решающий поворот. Точнее: вообще была по-другому воспринята самооценка Kriegsmarine. Гитлер еще больше чем ранее налагал различные запреты на использование в боевых операциях больших боевых кораблей Kriegsmarine. Гитлером задачи тяжелых надводных кораблей после случившейся неудачной попытки реабилитации всё больше ограничивались защитой Норвегии. Судьба боевых кораблей, которые для того чтобы добиться успеха в операциях должны были активно действовать была решена и Гитлер распорядившимся досрочно прекратить операцию «Rösselsprung». Он в своей оценке подтвердил это: он не оставил ни какой возможности тяжелым боевым кораблям Kriegsmarine вести активные боевые действия. Pешающим аргументом диктатора по мимо ограниченной возможности применения тяжелых единиц флота в общей концепции руководства вооруженными силами Германии было и вызванное повышенным риском не желание потерять данные корабли, непомерные расходы различных необходимых для тяжелых кораблей материалов блокировавшие нормальное протекание ремонтно-восстановительных работ уже существующих лёгких кораблей и к тому же причинявшее значительное удлинение сроков строительство новых. Гитлер считал роль флота крайне важной, но в то же самое время в сложившейся ситуации без всяких сомнений считал свои аргументы обоснованными с точки зрения стратегии. Hа зaднем плане было напряженная ситуация на Восточном фронте и вытекающая из этого необходимость сосредоточить все имеющиеся в распоряжении Вермахта ресурсы в интересах Восточного фронта. Тяжелые боевые корабли Kriegsmarine в данной ситуации не оправдывали затрат на их содержание и их значение было очень не значитeльным. Мнение адмиралов Kriegsmarine по этому вопросу Гитлер не только постоянно игнорировал, но и в течении года их пoпытки привлечь внимание Гитлера вызывали у него вспышки ярости. В то время Kriegsmarine имело в своём составе 3 ЛК: Tirpitz, Scharnhorst, Gneisenau, карманный линкор Admiral Scheer, ТК Admiral Hipper, Lutzow, Prinz Eugen и Seydliz. Все эти корабли были оценены Гитлером как бесполезные. В отношении некоторых из них имелись планы по переообрудованию позволившие использовать эти корабли в несколько ином плане чем это было предусмотрено при постройке данных кораблей. Нет ни какого сомнения в том, что в 1942 году практическое стратегическое значение тяжелых боевых кораблей было под вопросом и судорожные попытки части руководства Kriegsmarine придерживаться старых, еще со времён адмирала Tirpitz-a традиций надводных кораблей ВМФ выглядело не вполне уместным. Ценность Kriegsmarine для борьбы с противостоящими им союзниками имела смысл в дальнейшем совершенствовании методов борьбы с использованием подводных лодок. Конец эры линкоров для Kriegsmarine фактически имел место уже 27.05.1941 года, и связано это было с потоплением Bismark-a Английским флотом. Поcле этого Гитлер и часть руководства Вермахта всё больше склонялись к мысли, что для борьбы с торговым флотом англичан в Атлантике в соответствии с требованием руководства борьбой на море больше всего подходят именно подводные лодки. Гитлер сделал соответствующие выводы и пытался довести до морских офицеров мысль о бессмысленности дальнейшего использования тяжелых боевых кораблей для ведения борьбы на море. Это было лишь вопросом времени, когда бесценные для Германии материалы, из которых были созданы тяжелые корабли, необходимо будет использовать как то иначе и с большей пользой. Переоборудовать их в другие типы кораблей или вообще разобрать и из полученных материалов изготовить что-либо более нужное, а экипажи кораблей направить для использования там, где это принесёт больше пользы. Эти планы Гитлера, названные как «Развитие флота после войны» в вышеуказанном виде были впервые озвучены в июле 1942 года. В то время эти планы были полнейшей иллюзией по скольку переоборудование кораблей в данный момент когда нехватка персонала и материалов всё острее ощущалась во всех родах войск значительно затруднило бы и без того не оптимальное обеспечение того, что вооруженные силы в этот критический момент имели в своём распоряжении. Руководство борьбой на море в начале пыталось обратить внимание на это. По расчетам Гитлера после победы на востоке в руки немецкой промышленности попадут гигантские по своим масштабам ресурсы, что позволит через некоторое время после окончания войны приступить к реализации послевоенных планов развития Kriegsmarine. Kriegsmarine после войны должен был включать в себя 6 основных типов боевых кораблей: линкоры, большие и малые авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы(Zerstörer) и миноносцы, и последними были названы подводные лодки. Coотношение между количеством кораблей в послевоенном флоте должно было составлять 1/1/1/4. На основании указания Руководствa боевыми действиями на море Главное управление кораблестроения по мимо широко известных линейных кораблей типа «Н» рассматpивало вопросы связанные с проектированием линейных кораблей, линейных крейсеров несколько меньшего размера и авианосцев. Их можно было бы строить на уже ранее созданных верфях. В качестве главного калибра планировались уже опробованные 38 см пушки в так же уже опробованных 2-х орудийных башнях. Что касается силовых установок для новых тяжелых кораблей, то тут считалось возможным использовать кое какие новые наработки, которые по мимо более высокой надёжности имели и значительно меньшие, по крайней мере по ширине, размеры. Так силовая установка для нового проекта линейного корабля типа «О» имела ширину всего 21 метр в сравнении с 27-ю метрами силовой установки ЛК типа Bismark. В качестве места для закладки нового корабля рассматривались Kriegsmarinewerft в Wilhelmshaven-e. Имевшийся там стaпeль позволял закладывать корабли с шириной корпуса до 36 метров при длине до 245 метров. Так же у фирмы Deschimag в устье реки Weser имелся примерно таких же размеров стапель. Но в данном случае приходилось принимать во внимание ограниченную глубину рекиWeser. Далее следовала фирма Howaldwerke в Hamburg-е. Имевшийся там стапель ограничивал ширину закладываемых кораблей 30-ю метрами. То же самое касалось и стапеля Deutsche Werke в Кiel-e, где максимальная ширина закладываемых кораблей так же ограничивалась 30-ю метрами. После подготовки предварительной проектной документации можно было приступить к детальной проработке данных линейных кораблей. До сих пор Руководство боевыми действиями на море рассматривало линейные корабли типа «О» как средство борьбы с судоходством противника. Первый разработанный согласно данному заданию проект получил обозначение «О 39». Далее был разработан еще один проект меньшего по размеру и водоизмещению (всего 26000 тонн) корабля. У данного проекта «О 40» для достижения высокой скорости было решено отказаться от 3-ей башни главного калибра. Проект «О 40« со своими 2-мя башнями ГК был самым малым кораблём своего класса со слабым бронированием. Ширина корпуса у этого проекта достигла 30 метров поэтому строить эти корабли было возможно только в Wilhelmshaven-e и Hamburg-е. «О 41» представлял собой проект с несколько усиленным бронированием. 26 мая 1942 года состоялось совещание представителей Руководства борьбой на море и Главного управления кораблестроения. Pуководство Kriegsmarine сообщило, что флот считает нужным использовать вновь разрабатываемые тяжелые корабли не только в качестве средства предназначенного для борьбы с конвоями противника, но и в качестве чисто линейных кораблей. Сначала следовало согласовать какие размеры должны были иметь эти корабли. Сpочные расчеты показали, что в данном случае имеет смысл использовать уже проверенное вооружение ЛК типа Bismark, силовую установку разработанную для линейного крейсера типа «О », бронирование ЛК типа «Н 41». Такой своего рода гибрид в котором воедино были соединены различные элементы от различных уже ранее разработанных типов тяжелых кораблей получил обозначение «О 42». Этот проект ЛК был несколько меньше чем ранее разрабатывавшиеся ЛК типа «Н», но был в то же время несколько более быстроходным. Этот корабль можно было заложить на стапеле фирмы Deschimag. В то же самое время имели место размышления относительно разработки еще ряда проектов ЛК. Основой для этих проектов было стремление получить линейные корабли как можно меньшего размера со сравнительно мощным вооружением и хорошей остойчивостью. После обсуждения многочисленных вариантов было принято решение для вновь разрабатываемых линейных кораблей использовать вооружение линейного крейсера типа «О », бронирование ЛК типа «Н 41 ». В качестве универсального калибра предполагалось использовать 12,8 см. автоматические пушки с длиной ствола в 45,5 калибра (официально эти универсальные пушки обозначались как 12,7 см). Этот проект получил обозначение «Р I». Кроме этого проекта был разработан несколько большийкорабль вооруженный 4-мя башнями ГК получивший обозначение «Р II». 23 июня 1942 года были представлены планы в отношении постройки ЛК. К постройке ЛК согласно этих планов предполагалось приступить после демобилизации промышленности по окончании войны. Первые 2 ЛК предполагалось заложить на стапелях фирмы Blohm&Voss и Deutsche Werke в Кiel-е. Затем вскоре планировалась закладка 3-го ЛК. Через 4 года после демобилизации промышленности планировалась закладка 4-го ЛК.
В целом планы в отношении сроков постройки ЛК после демобилизации промышленности выглядели следующим образом:
- Blohm&Voss через 60 месяцев;
- Deschimag через 63 месяца;
- Deutsche Werke в Кiel через 67 месяцев;
- Kriegsmarinewerft в Wilhelmshaven через 74 месяца;
- Blohm&Voss через 84 месяца;
- Deschimag через 90 месяцев;
- Deutsche Werke в Кiel через 97 месяцев;
- Kriegsmarinewerft в Wilhelmshaven через 104 месяца.
После разработки этих планов строительства ЛК которые были разработаны в годы войны при своевременном проведении соответствующих подготовительных мероприятий Kriegsmarine по истечении 9-ти лет после окончания войны должен был иметь в своём составе в дополнение к тем ЛК которые уцелели бы в ходе войны еще 8 ЛК. В ходе размышлений о разработке планов послевоенного развития Kriegsmarine рассматривались и вопросы, связанные с использованием на ЛК орудий большего калибра. Гитлер еще в 1937 году проявлял большой интерес к вопросам, касающимся вооружения немецких ЛК более тяжелыми чем это имело место до сих пор орудиями ГК. В силу ряда причин, и в первую очередь из за того, что немецкие предприятия и так с огромным трудом справлялись с уже поступившими заказами, эти идеи на не удалось осуществить на практике. Если же рассматривать чисто техническую сторону данного вопроса, то тут на первое место всё более явно выходили проблемы связанные с зарядкой этих орудий и как следствие со скорострельностью. Опыт первых 3-х лет ВМВ уже более чем ясно говорил об этом. Фирма Krupp уже работала над решением проблем связанных с необходимостью разработки новых способов заряжания орудий ГК. Было сложно заранее предсказать сумеют ли специалисты фирмы Krupp успешно разрешить эти проблемы. Гитлер являвшийся сторонником ЛК с орудиями ГК большего калибра решил отложить дальнейшие работы по проектам более крупных ЛК до тех пор пока все технические проблемы связанные с использованием таких орудий не будут решены. Гипертрофированные планы Руководства боевыми действиями на море в отношении строительства новых ЛК в тот момент были не более чем мечтами и жесткая реальность очень быстро расставила по местам планы адмиралов. Возможности немецких судостроительных и судоремонтных фирм уже были близки к границам их возможностей. Всё более остро сказывалась нехватка квалифицированного персонала и необходимых материалов. В этих условиях выделение средств на строительство ЛК блокировало бы текущие ремонтные работы. В это время ЛК Tirpitzждал своей очереди на выполнение ремонтных работ продолжительность 3-4 месяца которые должны были быть проведены осенью-зимой 1942 года на Deutsche Werke в Кiel-е. Сразу после этого ремонт примерно такой же продолжительности должен был быть проведён на ТК Admiral Hipperтам же на Deutsche Werke в Кiel-е. Далее карманный линкор Admiral Scheer нуждался в переборке силовых установок продолжительностью примерно 4 недели. За этим на нём еще следовало провести ряд работ общей продолжительностью около 2-х месяцев .Эти планы касающиеся ремонта вышеупомянутых тяжелых кораблей не были окончательными. Прежде чем приступить к ремонту этих кораблей необходимо было еще чтобы и без того загруженные работами до предела верфи получил необходимые материалы и дополнительный персонал для проведения работ. Такое положение на верфях сохранялось до конца 1942 года. На 9 декабря 1942 года высшее руководство Kriegsmarine могло рассчитывать на кое какие относительно точные сроки проведения ремонта тяжелых кораблей. Карманный линкор Admiral Scheer должен был с середины декабря 1942 года до конца марта 1943 года провести на верфи. ТК Admiral Hipper должен был быть отремонтирован с января по конец апреля 1943 года. Но и в данном случае положение на верфях в части выполнения ремонта этих кораблей было не самым лучшим. Tirpitz в течении лета 1943 года должен был оставаться в Норвегии. В начале октября 1943 года его планировалось направить в Германию для проведения капитального ремонта, который предположительно должен был продлиться до середины января 1944 года. Далее на очереди в ремонт находились ТК Prinz Eugen и ЛК Scharnhorst. Руководство Kriegsmarine считало не желательным производить ремонт ТК Lutzow в течение лета и решило перенести начало ремонтных работ на конец сентября. Несколько позднее новых главнокомандующий Kriegsmarine адмирал Döniz на примере событий 1942 года с трудом, но сумел убедить Гитлера в необходимости сохранения в составе флота линейных кораблей.
ТТХ линейных кораблей и линейных крейсеров типа «О » и «Р»
|
О 39 |
О 40 |
О 41 |
О 42 |
Р I |
Р II |
Длина максимальная, м |
246,00 |
232,00 |
248,00 |
268,00 |
240,00 |
247,00 |
Ширина максимальная, м |
30,00 |
28,00 |
33,50 |
36,50 |
30,00 |
30,00 |
Высота корпуса, м |
14,50 |
14,50 |
15,40 |
17,80 |
15,80 |
15,80 |
Высота надводного борта, м |
|
|
|
|
|
|
при конструкционном водоизмещении (40 %) |
6,10 |
6,50 |
6,40 |
6,80 |
5,80 |
5,80 |
при полном водоизмещении |
5,25 |
5,85 |
5,50 |
—- |
—- |
—- |
Осадка |
|
|
|
|
|
|
при конструкционном водоизмещении (40 %) |
8,40 |
8,00 |
9,00 |
11,00 |
10,00 |
10,00 |
при полном водоизмещении |
9,25 |
8,65 |
9,90 |
—- |
—- |
—- |
Водоизмещение, т |
|
|
|
|
|
|
типовое |
30600 |
26000 |
37400 |
57700 |
35200 |
38900 |
при 40 % загрузке |
33450 |
28000 |
40400 |
61700 |
37800 |
41800 |
при 75 % загрузке |
35900 |
29750 |
43000 |
65200 |
40100 |
44350 |
при полной загрузке |
37650 |
31000 |
44900 |
67700 |
41700 |
46150 |
Загрузка, т |
7050 |
5000 |
7500 |
10000 |
6500 |
7250 |
Общая мощность силовой установки, л.с. |
180000 |
180000 |
180000 |
90000 |
90000 |
210000 |
в т.ч. дизельной силовой установки в изолированных машинных отделениях, л.с. |
2×60000 |
2×60000 |
2×60000 |
2×15000 |
2×15000 |
3×70000 |
в т.ч. паротурбинной силовой установки |
1×60000 |
1×60000 |
1×60000 |
1×60000 |
—- |
1×60000 |
Максимальная скорость при примерно 40 % загрузке, узлов |
33,5 |
33,5 |
32,1 |
30,5 |
27,9 |
27,5 |
Вооружение |
|
|
|
|
|
|
ГК |
|
|
|
|
|
|
|
6×38 см |
6×38 см |
6×38 см |
6×38 см |
6×38 см |
6×38 см |
двухствольные башни |
SKC 34 |
SKC 34 |
SKC 34 |
SKC 34 |
SKC 34 |
SKC 34 |
Вспомогательная артиллерия |
|
|
|
|
|
|
|
6×15 см |
6×15 см |
6×15 см |
6×15 см |
6×15 см |
6×15 см |
двухствольные башни |
SKC 36 |
SKC 36 |
SKC 36 |
SKC 36 |
SKC 36 |
SKC 36 |
|
8×10,5 cм |
8×10,5 cм |
8×10,5 cм |
8×10,5 cм |
—- |
—- |
двухствольные башни |
SKC 33 |
SKC 33 |
SKC 33 |
SKC 33 |
—- |
—- |
МЗА |
|
|
|
|
|
|
спаренные лафеты |
8×3,7 см |
8×3,7 см |
8×3,7 см |
8×3,7 см |
8×3,7 см |
8×3,7 см |
счетверённые лафеты |
16 MGC/30 |
16 MGC/30 |
16 MGC/30 |
24 MGC/30 |
16 MGC/30 |
16 MGC/30 |
одноствольные лафеты |
4 MGC/30 |
4 MGC/30 |
4 MGC/30 |
—- |
4 MGC/30 |
4 MGC/30 |
Торпедные аппараты |
|
|
|
|
|
|
надводные трехтрубные |
2 |
2 |
2 |
—- |
—- |
—- |
подводные трехтрубные |
—- |
—- |
—- |
6 |
—- |
—- |
Самолёты |
4 |
4 |
4 |
4 |
—- |
—- |
Бронирование |
|
|
|
|
|
|
пояс, мм |
180/80 |
180/80 |
240 |
300 |
300 |
300 |
цитадель, мм |
30 |
30 |
30 |
145 |
145 |
145 |
верхняя палуба, мм |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
броневая палуба, мм |
60 |
60 |
110/120 |
150 |
150 |
150 |
скосы броневой палубы, мм |
—- |
—- |
120/140 |
150 |
150 |
150 |
ширина ПТЗ, м |
4,50 |
3,50 |
6,25 |
6,50+1,25 |
6,0 |
6,0 |
В заключение не большое дополнение имеющее отношение к вoпросам обеспечения немецкой военной промышленности необходимыми материалами. Oб этом можно будет судить по таблице в которой указано сколько материалов было выделено на обеспечение потребностей сухопутных войск, Люфтваффе и Криегсмарине на первый квартал 1942 года.
К сожалению таблица далеко не полная. В ней нет данных по молибдену, вольфраму, никелю и прочим материалам.
|
Сухопутные войска |
Люфтваффе |
Криегсмарине |
|||
|
необходимо |
выделено |
необходимо |
выделено |
необходимо |
выделено |
Сталь |
364170 |
350000 |
449360 |
259000 |
304000 |
157033 |
Медь |
3382 |
2200 |
9125 |
3200 |
7733 |
2650 |
Алюминий |
4423 |
2350 |
27750 |
17480 |
5320 |
1840 |
Цинк |
256 |
145 |
425 |
180 |
541 |
160 |
Свинец |
1215 |
1015 |
4003 |
2000 |
6410 |
2925 |
Хром |
575 |
465 |
1192 |
650 |
535 |
350 |
Каучук |
230 |
100 |
1100 |
850 |
550 |
450 |
Автор книги при составлении данной таблицы пользовался архивными документами (OKW/WiRüAmt/Ro II,Überblick über Rüstungsmaßnahmen v.3.1.1942,BA-MA,RW 19/1922.). В данную таблицу не вошли потребности транспортных подразделений,резервa Bермахта и еще ряда прочих ведомств, которым было выделено не значительное количество материалов.
Выделение материалов для Криегсмарине на 1-й квартал 1943 года
Tонн в месяц |
Необходимо |
Реально выделено |
Сталь |
183000 |
137550 |
Медь |
2200 |
2028 |
Алюминий |
2200 |
1661 |
Цинк |
3000 |
1684 |
Свинец |
2600 |
1727 |
Строительное железо |
41000 тонн на весь1-й квартал 1943 года |
18000 тонн на весь 1-й квартал 1943 года |
Источник: Guntram Schulze-Wegener «Die deutsche Kriegsmarine Rüstung 1942-1945» (Вооружение немецкого ВМФ в 1942-1945-х годах)