Мало кто знает, что в США, в конце 50-х годов, разрабатывался атомный автомобиль. Он попался на глаза Никите Хрущёву. И понеслось-поехало…
Содержание:
Реальные концепты атомных автомобилей
В начале эпохи атомной энергии исследователи и инженеры по всему миру были воодушевлены кажущимися безграничными возможностями применения ядерных реакторов, в то время как об опасностях мало кто беспокоился. Если реакторы можно устанавливать на ледоколах и субмаринах, то почему бы не использовать их и в другом транспорте? Именно так думали инженеры, предлагавшие концепции атомных поездов, самолетов и даже танков. Однако наиболее экстравагантной идеей был атомный автомобиль, впервые предложенный в Соединенных Штатах.
В 1958 году корпорация Ford, знаменитая своим изобретением конвейерной сборки, продемонстрировала прототип атомного автомобиля Ford Nucleon. Обычным американским потребителям предлагался автомобиль, движение которого обеспечивалось бы урановым реактором, парогенератором и двумя паровыми турбинами. Тем не менее, эффективного способа уменьшения габаритов стандартного реактора подводных лодок S2W до приемлемого размера так и не нашли. Ford Nucleon остался только музейным экспонатом.
«Волга-атом»
В 1958 году, советская изобретательская мысль уступала американской, пока сотрудник советского посольства в Вашингтоне не обратил внимание на Ford Nucleon во время промышленной выставки. По некоторым данным, именно благодаря Никите Хрущёву стартовали работы над советским аналогом атомного автомобиля. Секретное Автомобильное конструкторское бюро под руководством физика Александра Камнева занималось этой задачей. Камнев отвечал за разработку ключевого элемента – функциональной ядерной силовой установки. Изначально он планировал повторить американский подход, адаптировав существующий ядерный реактор (подобный установленному на атомоходе «Ленин») к автомобильным размерам. После неудачи этой попытки, Камнев предложил принципиально новый дизайн двигателя. В 1965 году был создан прототип «Волга-атом» с мощностью 320 л.с. Испытания в Североморске выявили проблемы с перегревом и тормозами. В связи с отсутствием интереса со стороны Брежнева, проект был закрыт.
Стоит отметить, что приведенная информация не имеет достаточного документального подтверждения. Описание «четырехцилиндрового двигателя с шайбами из обогащенного урана 235» выглядит как явная выдумка, что указывает на мифический характер истории. Советская автомобильная промышленность не была лидером, в основном копируя западные, зачастую устаревшие модели. Также известно, что многие ядерные разработки, например, ракеты с атомными двигателями, финансировались министерством обороны. В то время как атомный автомобиль не имел военного применения.
Однако, ядерный реактор на колеса в Советском Союзе все-таки был создан. Ученые разработали и испытали гусеничные АЭС ТЭС-3 и «Памир-630Д» – мобильные установки для производства электроэнергии в труднодоступных районах, например, в северных регионах. Судьба этих передвижных АЭС сложилась по-разному. От первой модели отказались в 1969 году из-за экономической нецелесообразности, а вторая потеряла актуальность после Чернобыльской катастрофы и была ликвидирована.
PS. Изначально я сам купился. Но чуть-чуть покопавшись в сети обнаружил. Что всё что написано выше это АИ, а точнее фейк. «Волги-Атом» не существовало даже в замыслах. Горьковский автозавод ничего об этом проекте не знает, хотя напрямую был связан с атомной отраслью вплоть до начала 1990‑х годов — выпускал газовые центрифуги для обогащения урана. Придумали «Волгу-Атом». Не на Горьковском автозаводе, а в павильоне № 19 «Атом» на ВДНХ в Москве. И пока в масштабе 1:2. И там её выдают за вполне реальный проект.
Источники:
https://dzen.ru/a/Xzwtd-nYnQKVLRCP
https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/atomnaya-volga-glavnyj-fejk-sovetskogo-avtoproma/