Владислав Гончаров. Первая неудача Императорского флота

14

Владислав Гончаров. Первая неудача Императорского флота

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT 24 октября 2021 года.

Содержание:

Попытка высадки на остров Уэйк 11 декабря 1941 года стала первым поражением японского флота во Второй мировой. Уже на третий день войны отлаженный механизм японского наступления дал сбой. Оборона маленького атолла в самом центре Тихого океана оказалась первым из тех «камешков», которые, в конце концов, вывели этот механизм из строя.

Необитаемый остров

Атолл Уэйк расположен в самом центре Тихого океана в 4000 км к юго-западу от Гавайских островов и примерно на таком же расстоянии от Японии, почти на середине пути между Пёрл-Харбором и Филиппинами. Он представляет собой группу из трёх плоских коралловых островов общей площадью всего 7,4 кв. км. Самый большой из них, непосредственно Уэйк, имеет форму треугольника и двумя языками окружает лагуну, где когда-то находилась вершина ушедшего под воду вулкана. Северный язык как бы продолжается небольшим островом Пиль, южный — островом Уилкс, между ними находится широкий, но очень мелководный проход в лагуну, при отливе лишь частично покрываемый водой.

Остров был открыт в 1568 году испанским мореплавателем Альваро де Меданья, отметившим его как «низкий и бесплодный». Из-за отсутствия на атолле пресной воды здесь никто не жил, хотя лагуна была богата рыбой. Острова поросли густым невысоким кустарником с редкими кокосовыми пальмами.

Командир американской канонерской лодки PG-4 «Беннингтон» Э.Д. Тауссиг поднимает американский флаг над островом Уэйк и объявляет его территорией США, 17 января 1899 года Los Angeles Herald, 14 мая 1899 года

Командир американской канонерской лодки PG-4 «Беннингтон» Э.Д. Тауссиг поднимает американский флаг над островом Уэйк и объявляет его территорией США, 17 января 1899 года Los Angeles Herald, 14 мая 1899 года

С конца XVIII века атолл периодически посещали исследователи или китобои — по имени одного из таких мореплавателей, британца Уильяма Уэйка, в 1796 году он получил своё имя. Долгое время этот клочок земли не интересовал ни одну страну. Лишь в 1899 году Соединённые Штаты Америки объявили его своей собственностью, встретив лишь вялые возражения Германии, тогда владевшей остальной грядой Маршалловых островов.

Освоение острова началось лишь в 1935 году, когда авиакомпания «Пан-Америкэн» оборудовала в укрытой от штормов лагуне Уэйк гидроаэродром, а на острове Пиль — заправочную станцию и базу для обслуживания пассажирских летающих лодок «Чайна Клиппер». Отныне эти лодки совершали регулярные рейсы из Америки в Китай и на Филиппины. Вскоре здесь вырос небольшой посёлок с роскошным отелем для отдыха пассажиров, ведь каждый этап перелёта через океан занимал порядка 8 часов.

Уэйк перед войной

Наибольший диаметр атолла составляет всего 6500 м, для базирования кораблей Уэйк был почти бесполезен. Поэтому американские военные всерьёз обратили внимание на него лишь в 1938 году, когда здесь решено было создать пункт дозаправки подводных лодок, а также построить сухопутный аэродром для связи с Филиппинами через Гуам по воздуху. Программа была рассчитана на три года и оценивалась в 7,5 млн долларов.

Работы на атолле начались только 9 января 1941 года, когда сюда прибыли первые 80 флотских сапёров. Вскоре к ним присоединились 1200 гражданских строителей, завербованных флотом. Поначалу строительство шло медленно, и лишь 18 апреля адмирал Х.Э. Киммель, только что назначенный командующим Тихоокеанским флотом, распорядился ускорить работы: в воздухе всё сильнее пахло войной.

Остров Уэйк в центре Тихого океана ibiblio.org

Остров Уэйк в центре Тихого океана ibiblio.org

Карта центральной части Тихого океана, разъясняющая значение Уэйка и Маршалловых островов The Sharlotte News, Feb. 1, 1944

Карта центральной части Тихого океана, разъясняющая значение Уэйка и Маршалловых островов The Sharlotte News, Feb. 1, 1944

На северной оконечности острова Уэйк возник военный городок с госпиталем — так называемый лагерь №2, соединённый с посёлком «Пан-Ам» на острове Пиль пешеходным мостиком. На западной оконечности Уэйка был устроен склад судового топлива и лагерь №1, занятый в основном рабочими. Узкий пролив между Уэйком и Уилксом был углублен до 3,7 м, а с внутренней стороны оборудовали гавань для небольших судов. Наконец, в восточной части острова Уэйк началось возведение военного аэродрома из трёх полос, самая длинная из которых должна была достигать 2000 м.

19 августа 1941 года на острове была высажена часть 1-го крепостного батальона морской пехоты (173 человека). К началу ноября численность батальона выросла до 373 солдат и 15 офицеров. Такие батальоны предназначались для стационарной обороны баз и представляли собой артиллерийско-пулемётные части, оснащённые береговыми и зенитными орудиями. Первоначально батальоном командовал майор Льюис А. Хон, 15 октября его сменил майор Джеймс Деверо. Помимо Уэйка 1-й крепостной батальон оборонял острова Джонстон и Пальмира, часть его оставалась в Пёрл-Харборе.

Аэрофотоснимок атолла Уэйк, сделанный в мае 1941 года с флотской «Каталины». Сам остров Уэйк — внизу слева, строительство аэродрома ещё не начато U.S. National Archives Photo 80-G-451195

Аэрофотоснимок атолла Уэйк, сделанный в мае 1941 года с флотской «Каталины». Сам остров Уэйк — внизу слева, строительство аэродрома ещё не начато U.S. National Archives Photo 80-G-451195

Тогда же началась установка береговой артиллерии — шести 127-мм орудий, снятых с линкора «Техас». Для противовоздушной обороны на остров было доставлено 12 старых 76-мм зениток, 18 крупнокалиберный зенитных пулемётов «Браунинг» М2 и 30 пулемётов винтовочного калибра «Браунинг» М1917 — правда, из последних многие оказались в нерабочем состоянии. Ещё одно 76-мм орудие без прицела было установлено на южном побережье в качестве противокатерного.

Береговая артиллерия была сгруппирована в трёх двухорудийных батареях по трём углам атолла: «А» — на мысе Пикок-пойнт на острове Уэйк, «B» — на мысе Токи-пойнт на острове Пиль и «C» — на мысу Куку-пойнт на острове Уилкс. Каждая батарея имела свой дальномер, также взятый со старых линкоров. Там же размещались и четырёхорудийные зенитные батареи — соответственно «E», «D» и «F».

Однако Уэйк так и не получил РЛС, на три зенитные батареи имелся всего один директор управления огнём (на батарее «D»), а прожекторная батарея не имела даже звукоуловителей. Тем не менее, на все орудия гарнизона не хватило: лишь половина зениток имела полный комплект расчётов.

В октябре-ноябре главная взлётная полоса была в основном готова: она достигла длины в 1500 м и могла использоваться для приёма «Летающих крепостей», срочно перебрасываемых на Филиппины. Однако остальная часть авиабазы состояла в основном из временных конструкций. Основная часть военных разместилась на Уэйке, на острове Пиль располагались строения авиакомпании «Пан-Америкэн» — пристань и слип для гидросамолётов, а также госпиталь. На Уилксе находилась лишь часть запасов горючего.

28 ноября 1941 года гидроавиатранспорт «Райт» доставил на Уэйк назначенного командующим военно-морской базой коммандера Уинфилда С. Каннингэма. Вместе с ним прибыла группа наземного персонала морской авиации. Наконец, 4 декабря со срочно высланного к Уэйку авианосца «Энтерпрайз» на остров перелетели 12 новых истребителей F4F-3 «Уайлдкэт» из базировавшейся на Гавайях эскадрильи VMF-211 корпуса морской пехоты. Всего эскадрилья насчитывала 24 самолёта и 29 пилотов, вместе с истребителями было доставлено 13 пилотов под руководством командира 211-й эскадрильи майора Пола А. Патнэма.

Вид на остров Пиль с «клипера» Боинг 314 №NC18609 фирмы «Пан-Америкэн» 25 мая 1941 года. В лагуне стоят на якорях семь патрульных гидросамолётов «Каталина» американского флота, а у причала пришвартован ещё один «клипер». Интересно, что к декабрю 1941 года «Каталин» на Уэйке уже не было U.S. Navy photo, U.S. Navy Naval History and Heritage Command

Вид на остров Пиль с «клипера» Боинг 314 №NC18609 фирмы «Пан-Америкэн» 25 мая 1941 года. В лагуне стоят на якорях семь патрульных гидросамолётов «Каталина» американского флота, а у причала пришвартован ещё один «клипер». Интересно, что к декабрю 1941 года «Каталин» на Уэйке уже не было U.S. Navy photo, U.S. Navy Naval History and Heritage Command

8 декабря: первая воздушная атака

По состоянию на 6 декабря 1941 года гарнизон Уэйка насчитывал в общей сложности 523 человека, в том числе 38 офицеров. Под началом коммандера Каннингэма находились 388 морских пехотинцев майора Деверо, 12 офицеров и 49 солдат и сержантов 211-й эскадрильи, 10 офицеров и 58 человек личного состава военно-морской базы, офицер и 4 солдата, обслуживавшие армейскую радиоретрансляционную станцию, а также моряк с подлодки «Тритон», несколькими днями ранее высаженный для лечения в госпитале. Кроме того, на острове находился 1221 рабочий и около 70 представителей авиакомпании «Пан-Америкэн» (включая 45 служащих из аборигенов Микронезии). Гарнизон имел достаточное количество боеприпасов, морские пехотинцы были снабжены продовольствием на три месяца, гражданский персонал — на полгода. Опреснительных установок тоже имелось в достатке, нехватки пресной воды не ощущалось.

Лежащий в центре океана Уэйк был не только звеном в воздушном мосте на Филиппины — его захват приближал японцев к Гавайям. Поэтому операция против Уэйка была назначена командованием Объединённого флота на первые же дни войны. Её проведение возлагалось на 4-й флот адмирала Иноуэ Сигеёси, в зону ответственности которого входили Маршалловы и Марианские острова.

О японской атаке на Пёрл-Харбор на Уэйке узнали уже около 6:50 утра 8 декабря, когда на ретрансляционной станции армейских ВВС была получена радиограмма с аэродрома Хикэм-филд на Оаху. Но острове сразу же объявили тревогу, а гигантская пассажирская летающая лодка Мартин M-130 с собственным именем «Филиппин Клиппер», только что вылетевшая по расписанию на Гуам, была немедленно возвращена назад и села в лагуне.

Оборона атолла Уэйк к декабрю 1941 года weaponsandwarfare.com

Оборона атолла Уэйк к декабрю 1941 года weaponsandwarfare.com

Коммандер Каннингэм приказал поднять в воздух самолёты для воздушной разведки. Из-за недостаточной готовности пилотов взлететь смогли лишь четыре «Уайлдкэта». Капитан Элрод и младший лейтенант Карл Р. Дэвидсон отправились на север, младший лейтенант Джон Ф. Кинни и техник-сержант Уильям Дж. Гамильтон — на юго-юго-запад, причём пилотам следовало держаться в прямой видимости острова. Ещё два самолёта были оставлены для сопровождения «Чайна Клиппера», который предполагалось выслать в дальний разведывательный рейд.

Пилоты истребителей сразу же поднялись на высоту 4000 м. Это было ошибкой: оказавшись над облаками, они не заметили приближение японских бомбардировщиков, которые подошли к острову на высоте 460 м. Японским самолётам не требовалось набирать высоту, так как они наводились на цель с подводной лодки.

Около 11:50 командир зенитной батареи «Е» на мысе Пикок-пойнт лейтенант Льюис заметил большую группу самолётов, приближавшихся с юга. Это были 34 двухмоторных бомбардировщика Мицубиси G3M2 (американское кодовое обозначение — «Нелл») из 26-го кокутая «Титосё» с авиабазы на острове Рой-Намюр в атолле Кваджалейн (Маршалловы острова), шедшие тремя группами.

В 11:57 японские бомбардировщики поднялись до 700 м и атаковали аэродром, а также посёлок «Пан-Америкэн» на острове Пиль. Открыто стоявшие «Уайлдкэты» стали лёгкими целями, а огонь зенитных орудий оказался безрезультатным — все японские машины вернулись на базу с незначительными осколочными повреждениями.

К 12:10 первый воздушный налёт на Уэйк завершился. На аэродроме было уничтожено семь «Уайлдкэтов», а восьмой незначительно повреждён. Причиной столь высоких потерь стало отсутствие индивидуальных укрытий для самолётов: они теснились на стоянке с южной стороны полосы, расстояние между машинами составляло всего 50 ярдов. Кроме того, была поражён склад авиатоплива: цистерна в 25 000 галлонов сгорела, 50-галлонные бочки взорвались, как гигантские петарды. Из полусотни солдат и офицеров 211-й эскадрильи, находившихся на аэродроме, погибло 23, в том числе 3 пилота, ещё 11 человек получили ранения. Кроме того, были убиты 25 гражданских рабочих и 9 служащих фирмы «Пан-Америкэн». Была серьёзно повреждена взлётно-посадочная полоса, разрушена радиостанция.

Японские средние бомбардировщики G3M «Нелл» wykop.pl

Японские средние бомбардировщики G3M «Нелл» wykop.pl

На острове Пиль сгорел отель компании «Пан-Америкэн», и был повреждён заправочный комплекс гидросамолётов, погибло 10 гражданских сотрудников авиакомпании. Однако стоявший у причала огромный 24-тонный «Филиппин Клипер» получил лишь несколько пулевых пробоин. В 12:50, вскоре после окончания атаки, он вылетел через Мидуэй в Гонолулу, взяв с собой 40 человек персонала «Пан-Ам».

Все четыре высланных на разведку «Уайлдкэта» не смогли сделать ничего: Элрод и Дэвидсон вовсе не увидели врага, Кинни и Гамильтон заметили бомбардировщики лишь на отходе. Вдобавок при посадке один из самолётов разбился на изрытой воронками полосе: пилот не пострадал, но машина оказалась серьёзно повреждена. Таким образом, на острове осталось всего четыре исправных истребителя.

«Филиппин Клипер» в Сан-Франциско, 1941 год panam.org

«Филиппин Клипер» в Сан-Франциско, 1941 год panam.org

Новые налёты 9 и 10 декабря

Японские самолёты вновь появились над Уэйком только на следующий день, 9 декабря, в 11:45. На этот раз японцы атаковали артиллерийские позиции на мысе Пикок-Пойнт, сооружения военно-морской базы на западной оконечности острова Уэйк, рабочий лагерь №2 и посёлок «Пан-Америкэн» на Пиле, где был поражён госпиталь. Погибло 4 морских пехотинца и 55 гражданских лиц (в основном рабочих), получило повреждения 76-мм орудие батареи «Е».

В свою очередь четыре взлетевших «Уайлдкэта» отчитались о совместной победе лейтенанта Дэвида Д. Кливера и техник-сержанта Гамильтона. Ещё один сбитый бомбардировщик был засчитан зенитчикам, а четыре самолёта учтены как подбитые: они уходили, испуская дым. Однако, по японским данным, бомбардировщики потерь не имели.

Третья атака началась в 10:45 следующего дня, в ней участвовали 26 японских бомбардировщиков. Они атаковали старую позицию зенитной батареи «E» на мысе Пикок-пойнт — но за сутки её успели переместить вглубь острова, ближе к взлётной полосе, оставив на прежнем месте макеты орудий. Безрезультатному удару подверглась также батарея «D» на острове Пиль. Хуже пришлось батареям на острове Уилкс: здесь взорвались 120 т динамита, подготовленные для работ по прокладке судоходного канала. От взрыва на 127-мм батарее «L» сдетонировал склад боеприпасов, выведя из строя дальномер и вызвав разрушения на зенитной батарее «F». Правда, жертвы оказались невелики: погиб один морской пехотинец и один гражданский, ещё четверо военных были ранены.

На этот раз «Уайлдкэты» успели подняться ещё до подхода противника. Они атаковали заходящие на цель самолёты, майор Генри Т. Элрод заявил об уничтожении двух бомбардировщиков, но на самом деле японцы потеряли только одну машину.

- Истребитель F4F-3, начало 1942 года. Вес пустой машины — 2226 кг, максимальная скорость — 533 км/ч, вооружение — четыре 12,7-мм пулемёта Браунинг» М2 (по 450 патронов на ствол) и две бомбы по 100 фунтов на держателях для подвесных баков cradleofaviation.org

— Истребитель F4F-3, начало 1942 года. Вес пустой машины — 2226 кг, максимальная скорость — 533 км/ч, вооружение — четыре 12,7-мм пулемёта Браунинг» М2 (по 450 патронов на ствол) и две бомбы по 100 фунтов на держателях для подвесных баков cradleofaviation.org

Тени в темноте

К 8 декабря в районе Уэйка находились в дежурном патрулировании подлодки «Тритон» и «Тамбор». После первого же воздушного налёта на Уэйк им было приказано подойти к острову и обеспечивать его защиту. Но у субмарины «Тамбор» тут же обнаружились неполадки в двигателе, и она ушла в Пёрл-Харбор. Возле острова осталась лишь подлодка «Тритон».

В ночь на 10 декабря лодка находилась в надводном положении к югу от Уэйка и перезаряжала батареи. В 23:15 наблюдатели с мостика заметили две вспышки, а чуть позже — тёмный силуэт на фоне низких облаков, опознанный как эсминец. Лодка немедленно погрузилась и в 00:17 выпустила в сторону противника четыре торпеды из кормовых аппаратов. Экипаж слышал два взрыва, но в действительности попаданий не было. Это была первая атака американской подводной лодки во Второй мировой войне, и её целью стало Соединение вторжения Уэйк контр-адмирала Кадзиока Садамити.

Неудачное начало

Японский 4-й флот выделил для высадки на Уэйке сравнительно небольшие силы: лёгкий крейсер «Юбари» (флагман), старые лёгкие крейсера «Тенрю» и «Тацута» (18-я дивизия крейсеров), эсминцы «Яёй», «Муцуки», «Кисараги» (30-й дивизион эсминцев), «Хаятэ», «Оитэ» и «Мотидзуки» (29-й дивизион эсминцев).

Десант из 450 морских пехотинцев Особых морских десантных частей (Kaigun Tokubetsu Rikusentai) находился на двух «патрульных судах» — старых миноносцах «Аои» и «Хаги» (типа «Моми»), переоборудованных в быстроходные десантные транспорты. Кроме того, на двух обычных транспортах «Конго-мару» и «Кинрю-мару» находился вспомогательный персонал и гарнизонные войска, предназначенные для обороны острова.

План операции предусматривал высадку 150 морских пехотинцев на острове Уилкс и ещё 300 — на южной стороне Уэйка в районе аэродрома. После трёхдневных успешных бомбардировок японцы не ожидали от гарнизона острова сильного сопротивления.

Соединение Кадзиока вышло с якорной стоянки Руотта у острова Рой-Намюр на атолле Кваджелейн 8 декабря. Ещё раньше для обеспечения операции с Кваджалейна к Уэйку был направлен 27-й дивизион подводных лодок (средние Po-65, Ro-66 и Ro-67), а с эскадрой Кадзиока находился корабль снабжения подводных лодок «Дзингей», флагман 7-й эскадры подводных лодок.

Лёгкий крейсер «Юбари» около 1932 года naval-encyclopedia.com

Лёгкий крейсер «Юбари» около 1932 года naval-encyclopedia.com

Скорость перехода надводного соединения лимитировалось скоростью обычных транспортов, поэтому Уэйка оно достигло только через два дня. Боевые корабли двигались единой кильватерной колонной: первым — «Юбари», за ним «Тенрю» и «Тацута», далее эсминцы. Транспортные миноносцы шли справа от колонны, обычные транспорты — слева. Погода была плохая, море штормило, это затрудняло спуск на воду высадочных средств и перегрузку на них солдат.

Вскоре после полуночи защитники Уэйка заметили неясные отблески света и движение на юге. На острове была объявлена тревога, все четыре уцелевших самолёта подготовили к вылету. Морские пехотинцы заняли места у своих орудий и пулемётов. Однако Каннингэм и Деверо приказали не открывать огня, пока японцы не приблизятся к берегу.

К моменту восхода солнца около 5 часов утра головной «Юбари» находился примерно в 40 каб к югу от мыса Пикок-пойнт. Пройдя ещё немного, он повернул на запад и продолжил движение параллельно южному берегу Уэйка. В 5:15 с аэродрома поднялись все четыре истребителя, а в 5:22 японские крейсера с дистанции в 30 каб открыли огонь из своих 140-мм орудий по строениям в западной оконечности острова. Береговые батареи, выполняя приказ, огня не открывали — тем более что места их размещения обстрелу не подверглись. Тем не менее, от японских снарядов загорелся склад топлива для подводных лодок возле гавани на юго-западной оконечности острова Уэйк.

Пройдя вдоль южного берега Уэйка, «Юбари» повернул на обратный галс, продолжая обстрел. С ним шли три эсминца 29-го дивизиона и оба быстроходных десантных транспорта, в то время как «Тенрю» и «Тацута» с 30-м дивизионом остались возле острова Уилкс, а оба больших транспорта держались в отдалении. С дистанции в 20 каб крейсер и эсминцы вновь обстреляли Уэйк — и опять не получили ответа. В 6:00 «Юбари» дошёл до траверза мыса Пикок-пойнт и развернулся на восток, начав третий галс. Лишь в этот момент майор Деверо приказал открыть огонь. В 6:10 два 127-мм орудия батареи «А» дали первый залп.

После падения первых снарядов противника «Юбари» пошёл зигзагом. По мнению американских артиллеристов оба снаряда второго залпа угодили ему чуть выше ватерлинии, после чего крейсер поставил дымовую завесу, отвернул влево и начал отходить на юго-запад. Американцы считали, что после этого ещё один снаряд попал ему в носовую артиллерийскую башню. Также они были уверены, что им удалось потопить один из транспортных миноносцев. В действительности ни одного попадания «Юбари» не получил, американские снаряды ложились лишь накрытиями. «Патрульные суда» также потерь не имели.

Бой за Уэйк 11 декабря 1941 года Robert J. Cressman. A Magnificent Fight: Marines in the Battle for Wake Island

Бой за Уэйк 11 декабря 1941 года Robert J. Cressman. A Magnificent Fight: Marines in the Battle for Wake Island

Несколько позднее два 127-мм орудия батареи «L» на мысе Куку-пойнт открыли огонь по японским эсминцам 29-го дивизиона, отделившимися от «Юбари», чтобы с близкой дистанции обстрелять остров Уилкс. В 6:52 третьим залпом с расстояния в 20 каб был поражён головной «Хаяте». Вероятно, снаряд угодил в первый или второй торпедный аппарат: эсминец взорвался, разломившись на две части, а затем затонул буквально в течение пары минут. Погибло 168 человек, спасти удалось только одного. «Хаяте» стал первым надводным кораблём японского флота, потопленным во время Второй мировой войны.

Затем батарея «L» перенесла огонь на следующий эсминец — «Оите». Близким разрывом на корабле было ранено 14 человек. После этого «Оите» укрылся дымовой завесой и вместе с «Мотидзуки» отошёл на юго-юго-восток, хотя американские артиллеристы были уверены, что один из кораблей также потоплен. Далее батарея дала несколько залпов в сторону судов, державшихся поодаль — это были «Конго-мару» и «Кинрю-мару».

Тем временем батарея «B» на острове Пиль с дистанции в 50 каб открыла огонь по японским кораблям, огибавшим остров Уилкс — это были эсминцы 30-го дивизиона, за которыми уступом слева двигались «Тенрю» и «Тацута». Огнём с крейсеров было уничтожено одно из 127-мм орудий, но второе добилось попадания рядом с кормовым орудием головного эсминца «Яёй» (1 человек убит и 17 ранены), после чего 30-й дивизион также укрылся дымовой завесой и отвернул обратно.

«Дикие кошки» атакуют

К началу обстрела над кораблями адмирала Кадзиока на высоте 6000 м уже висели все четыре уцелевших «Уайлдкэта» под командованием майора Патнэма. Убедившись, что вражеских бомбардировщиков не видно, Патнэм приказал атаковать корабли.

Хотя американские истребители несли лишь по две 100-фунтовых бомбы, они бесстрашно обрушились на врага. По мнению майора Патнэма, уже в первой атаке одна из бомб капитана Элрода угодила в японский эсминец, вызвав на нём пожар. Корабль почти остановился, затем вновь дал ход, но за ним тянулся шлейф дыма. Увы, на самолёте Элрода зенитным огнём был перебит бензопровод, в результате капитану пришлось идти на вынужденную посадку. Он дотянул до берега и сел на пляже, полностью разбив свой истребитель.

Капитан Генри Т. Элрод thisdayinaviation.com

Капитан Генри Т. Элрод thisdayinaviation.com

Остальные три самолёта вернулись на аэродром, быстро дозаправились и снова пошли в бой. За полтора часа каждая из машин успела сделать ещё два вылета. В общей сложности в этот день американские истребители совершили 10 самолётовылетов, израсходовано 20 бомб и 20 000 патронов.

В 7:24 истребители Фарина и Фрейлера зашли справа по носу на крейсер «Тенрю» и обстреляли его из пулемётов, ранив 5 человек и повредив торпеды в носовом аппарате. На «Тацута» пулями была повреждена радиорубка, на транспорте «Конго-мару», атакованном всеми тремя самолётами, от попадания бомбы вспыхнули бочки с бензином, погибло 5 моряков, и ещё 19 получили ранения.

После этого крейсера также поставили дымовую завесу и вслед за эсминцами развернулись на юго-запад. Но в 7:31, когда эсминцы находились уже в 30 милях от Уэйка, на корме «Кисараги» внезапно произошёл сильный взрыв. Эсминец почти мгновенно исчез под водой. Погибло 157 человек, спасённых не было.

Принято считать, что причиной гибели корабля стал пулемётный огонь с «Уайлдкэта» капитана Элрода, от которого взорвались глубинные бомбы на корме эсминца. Однако к 7:31 самолёт Элрода уже лежал разбитым на пляже. Другие американские пилоты на эту атаку не претендуют, а взрыв глубинных бомб от пулемётной очереди выглядит маловероятным. Скорее всего, его причиной стал пожар, вспыхнувший на эсминце после первой атаки полутора часами ранее, который так и не успели потушить.

Интересно, что Аллин Невитт и Энтони Талли на сайте «Нихон Кайгун», опираясь на японские источники, приводят другую версию гибели «Кисараги», вообще не связанную с глубинными бомбами. По их данным, в 5:37 (то есть в 7:37 по времени Уэйка) в центре корпуса корабля взорвалась бомба, разрушившая бóльшую часть мостика. Через пять минут эсминец внезапно перевернулся и быстро затонул.

Эсминец «Кисараги» в 1927 году, через два года после вступления в строй Kure Maritime Museum, Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers

Эсминец «Кисараги» в 1927 году, через два года после вступления в строй Kure Maritime Museum, Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers

Эти атаки стоили гарнизону Уэйка двух самолётов. Помимо разбитого самолёта капитана Элрода серьёзные повреждения двигателя получила машина капитана Фрейлера. Отремонтировать их оказалось невозможно, а запасных моторов на острове не было. Поэтому, когда около 10 часов утра над островом появились 17 японских бомбардировщиков, в воздухе их встретили только два самолёта лейтенантов Дэвидсона и Кинни, поднятые ещё в 9:15. Они сбили по самолёту, ещё один бомбардировщик записали на свой счёт зенитчики, но по японским данным, были потеряны лишь две машины. Ущерб от бомбардировки оказался незначительным, однако майор Деверо приказал вновь переместить позиции 76-мм батареи «E» в другое место, на берег лагуны.

13 декабря Соединение адмирала Кадзиока вернулось на якорную стоянку Руотта, потеряв два эсминца. На кораблях погибло 340 человек, ещё 65 моряков было ранено. Защитники Уэйка потеряли одно орудие и два истребителя, на острове погиб один морской пехотинец, было ранено ещё несколько человек. Уже на четвёртый день войны американцы одержали блестящую победу.

Литература

      1. Пол Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 2007
      2. Robert J. Cressman. A Magnificent Fight: Marines in the Battle for Wake Island. Washington, Marine Corps Historical Center, 1992
      3. Major Charles D. Melson. Condition Red: Marine Defense Battalions in World War II. Washington, Marine Corps Historical Center, 1996
      4. R.D. Heinl. The Defense of Wake. USMC Historical Monograph. Historical Section, Division of Public Information Headquarters, U.S. Marine Corps, 1947
      5. Frank O. Hough, Verle E. Ludwig, Henry I. Shaw-jr. Pearl Harbor to Guadalcanal. History of U.S. Marine Corps Operations in World War II. Volume I. Historical Branch, G-3 Division, Headquarters, U.S. Marine Corps
      6. Jim Moran Dennis. Wake Island 1941: a battle to make the gods weep. Oxford: Osprey Publishers, 2011 (Osprey Campaign 144)
      7. Greg R. Cunningham, The Life of Rear Admiral Winfield Scott Cunningham (https://www.chuckhawks.com/admiral_cunningham.htm)
      8. Chronicling Wake Island — A Brief History (https://www.panam.org/pan-am-stories/775-chronicling-wake-island)

источник: https://warspot.ru/20643-pervaya-neudacha-imperatorskogo-flota

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account