Византийский Императорский флот — дредноуты (old)
Вступление
Еще во время разработки проекта броненосцев типа "Константинополи" стало ясно, что наличие двух промежуточных калибров — не выход. После вступления в строй кораблей этого типа их вооружение "исправили", приведя к виду вполне дредноутов с 12 280-мм орудиями, но уже было ясно, что развивать эти броненосцы дальше невозможно. В результате сложилась обстановка, в которой множество конструкторов выдвигали свои проекты перспективных броненосцев, но никакому из проектов не давали зеленый свет.
Положение изменилось после обострения отношений с Великобританией в середине 1903 года — требовалось срочное создание кораблей нового типа, способных противостоять многочисленным эскадренным броненосцам вероятного противника. В этой обстановке началось экстренное рассмотрение всех наработок, накопленных за полтора года. Сроки поджимали — вот-вот должны были освободиться места под новые корабли на стапелях Имперской верфи в Константинополе. В результате выгоднее прочих оказался смелый по объему инноваций проект Константина Кириота, который после ограниченного "Константинополи" дал волю своей фантазии и аналитическим способностям. Он же был принят МКК как основной и почти без изменений воплотился в жизнь в виде 3 линейных кораблей типа "Посейдон".
Линейные корабли типа "Посейдон" — 3 единицы
«Посейдон», Имперские верфи – 1904/1906/1908
«Наварх», Имперские верфи – 1904/1906/1908
«Дромон», Имперские верфи – 1904/1906/1908
Водоизмещение: 19500 тонн
Размерения: 150,2х26,5х8,2м
Механизмы: 4 вала, 2 ПТ Парсонса, 16 котлов Нотара, 24000 л.с. = 20,5 узлов
Запас топлива: 1000/1800 тонн угля, 200 тонн нефти
Дальность: 5000/8400 миль (12 узлов)
Броня: нижний пояс 80-250 мм, верхний пояс 100 мм, траверзы 180 мм, палубы 10+50+25 мм, скосы 80 мм, барбеты 100-280 мм, башни 100-280 мм, казематы 50 мм, рубки 100-300 мм, ПТП 10+25 мм
Вооружение: 8 305/50-мм, 12 155/50-мм, 8 75/50-мм орудий (с 1913 – зенитные)
Экипаж: 879 человек
Главными чертами проекта Кириота были:
— новая ЭУ, включавшая в себя новейшие котлы Нотара со смешанным отоплением и паровые турбины, опробованные ранее на императорской яхте "Фракия";
— повышение мощности благодаря новой ЭУ позволяло повысить проектную скорость новых линейных кораблей до 21 узла, что давало однозначное превосходство над любым потенциальным противником;
— единый калибр тяжелой артиллерии — 305мм, представленный новыми 50-калиберными образцами с улучшенной баллистикой;
— орудия в подражение мониторам типа "Самофракия" размещались по линейно-возвышенной схеме, что позволяло сэкономить место на верхней палубе, уменьшало ширину корабля и повышало защищенность погребов;
— для корректировки огня на дальних дистанциях предполагалось разместить на топах мачт специальные наблюдательные посты и изначально перевести корабли на централизованную стрельбу, координируемую старшим артиллерийским офицером на одном из 5 пунктов на корабле;
— предлагалось обеспечить корабль вместо 2 стандартных дальномеров четырьмя новыми с базой в 3 метра, что должно было повысить точность определения дистанции до противника, а значит — и эффективность ведения огня;
— повышение мореходности корабля за счет общего повышения высоты борта.
Помимо этого конструкция корабля включала в себя конструктивную противоминную защиту нового поколения, крупповскую броню и высокую степень дублирования различных командных постов. Но все это давалось большой ценой — водоизмещение корабля достигало 20500 тонн, что было признано чрезмерным. Константина Кириота вынудили "ужать" проект на тысячу тонн, несколько ослабив бронепояс и уменьшив мощность ЭУ (скорость упала до 20,5 узлов), что, впрочем, не отменяло большой потенциал проекта.
В результате уже в 1904 году в Византии были заложены 3 корабля совершенно нового типа, опередив в своем появлении "Дредноут". Впрочем, из-за англо-византийской войны корабли не удалось достроить достаточно быстро, в результате британский корабль вступил в строй первым, пускай и не успев повлиять на результаты конфликта. И все же "Посейдоны", вступив в строй в 1908 году, пришлись очень кстати в начале дредноутной гонки, значительно укрепив позиции Византии в Средиземном море, однозначно оставив позади прочие флоты своих основных конкурентов за исключением той же Великобритании.
Линейные корабли типа "Афина" — 6 единиц
«Афина», Имперские верфи – 1906/1908/1910
«Ника», Имперские верфи – 1906/1908/1910
«Гестия», Имперские верфи – 1906/1908/1910
«Базилиса Кристина», Имперские верфи – 1908/1910/1912
«Базилиса Феодора», Имперские верфи – 1908/1910/1912
«Базилиса Эрини III», Имперские верфи – 1908/1910/1912
Водоизмещение: 21800 тонн
Размерения: 160,1х27,8х8,2м
Механизмы: 4 вала, 2 ПТ Парсонса, 20 котлов Нотара, 28000 л.с. = 21 узел
Запас топлива: 1000/1800 тонн угля, 200 тонн нефти
Дальность: 5000/8400 миль (12 узлов)
Броня: нижний пояс 80-300 мм, верхний пояс 100 мм, траверзы 210 мм, палубы 10+50+25 мм, скосы 80 мм, барбеты 100-280 мм, башни 100-280 мм, казематы 50 мм, рубки 100-300 мм, ПТП 10+25 мм
Вооружение: 12 305/50-мм, 12 155/50-мм, 4 75/50-мм орудий (с 1913 зенитные)
Экипаж: 1017 человек
Корабли этой серии стали действительно полноценными детищами Константина Кириота. При разработке этого проекта его ничем не ограничивали — лишь "рекомендовали" не поднимать водоизмещение выше 23 тысяч тонн, но это было и не нужным. В свой первоначальный проект Кириот добавил еще 2 башни, доведя число 305-мм орудий до 12. Увеличилась толщина пояса, мощность машин — скорость выросла до 21 узла. Были у проекта и спорные моменты — так, две новые башни расположились побортно, в результате чего их погреба находились в опасности в случае торпедного попадания, а при стрельбе на борт одна из башен оставалась незадействованной. Кроме того, возникли определенные затруднения с размещением 20 котлов Нотара — места для них в корпусе оказалось крайне мало.
И все же "богини Византийского флота" оказались достаточно удачными. У них был более слабый залп, чем у средиземноморских аналогов — "Вирибуса Унитиса" или "Джулио Чезаре", но за счет хорошей баллистики орудий и серьезной защиты, а главное — большого практического опыта византийских моряков "Афины" сохраняли превосходство над любым дредноутом вероятного противника. Удачность проекта оценили и в Адмиралштабе — вместо заказа на проектирование следующего типа кораблей было решено строить еще 3 однотипных дредноута. Если первая тройка называлась в честь богинь древности, то следующие корабли были названы в честь великих императриц Византии. Больший опыт в производстве котлов, машин и прочих механизмов позволил качественно поднять уровень у кораблей 2-й серии — так, на испытаниях все три "императрицы" при форсировке достигли скорости 23 узлов. Во время мировой войны именно эти шесть дредноутов стали основным костяком флота Византийской империи, зарекомендовав себя грозными хозяинами Средиземного моря.
Линейные корабли типа "Арес Пресвис" — 3 единицы
«Арес Пресвис», Имперские верфи – 1910/1912/1914
«Литургия», Имперские верфи – 1910/1912/1914
«Одиссей», Имперские верфи – 1910/1912/1914
Водоизмещение: 27100 тонн
Размерения: 180,2х29,5х8,5м
Механизмы: 4 вала, 2 ПТ Парсонса, 16 котлов Нотара, 40000 л.с. = 23 узла
Запас топлива: 1000/2500 тонн нефти
Дальность: 1800/4500 миль (12 узлов)
Броня: нижний пояс 80-330 мм, верхний пояс 100 мм, траверзы 300 мм, палубы 25+50+25 мм, скосы 80 мм, барбеты 100-300 мм, башни 100-330 мм, казематы 50 мм, рубки 100-400 мм, ПТП 10+25 мм
Вооружение: 8 350/50-мм, 14 155/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушек
Экипаж: 987 человек
Пока строились "Императрицы", группа инженеров во главе с Константином Кириотом не сидела сложа руки. Кириот понимал, что в интересах Византии качественное превосходство над любым противником, и его следовало лишь увеличивать, а не ждать, когда противник сделает то же самое. В этом ему помогали консультанты из "Пексен" и КМА. У конструкторов имелась информация по перспективным разработкам из обоих контор, которые проводились на их личные средства на свой страх и риск. Речь шла о полностью нефтяных ЭУ, которые не зависели бы от угля, и о крупнокалиберных 350/50-мм орудиях. Первые позволяли раз и навсегда отказаться от угля и связанных с ним неудобств, а вторые являлись качественным ростом вооружения линкоров — вооружать более чем 12 305-мм орудиями корабли считалось бессмысленным, а превосходство над противником получить так хотелось. В результате Кириотом был разработан проект очередного корабля, который в чем-то стал революционным. Несмотря на довольно сильную оппозицию в Адмиралштабе, ему удалось продавить этот проект — и в результате родились три линкора типа "Арес Пресвис" ("Посол Ареса").
Решение Кириота оказалось провидческим — одновременно с его новыми кораблями в Великобритании были заложены дредноуты типа "Орион", вооруженные 343-мм орудиями — первые в мире сверхдредноуты. И хотя до начала мировой войны в Византии было построено лишь 3 таких корабля, но их достаточно высокая скорость, солидная бронезащита и мощное артиллерийское вооружение сделало их одними из самых лучших дредноутов своего времени. Византия не отставала — по крайней мере качественно — от своего основного противника. И хотя "Арес Пресвис" отличался несколько капризной силовой установкой и многими считался недовооруженным (всего 8 орудий, пускай и большого калибра), опыт в его постройке стал основой для рождения проекта византийского быстроходного линкора.
Линейные корабли типа "Мегас Александр" — 6 единиц
«Мегас Александр», Имперские верфи – 1912/1915/1916
«Базилевс Константинос Драгаш», Имперские верфи – 1912/1915/1916
«Феникс», Имперские верфи – 1912/1915/1916
«Автократория», Имперские верфи – 1915/1917/1919
«Велигради», Имперские верфи –1915/1917/1919
«Самофракия», Имперские верфи – 1915/1917/1919
Водоизмещение: 31800 тонн
Размерения: 202,3х30,9х8,9м
Механизмы: 4 вала, 4 ПТ Парсонса, 20 котлов Нотара, 75000 л.с. = 25 узлов
Запас топлива: 1500/3000 тонн нефти
Дальность: 2700/5400 миль (12 узлов)
Броня: нижний пояс 80-350 мм, верхний пояс 100 мм, траверзы 300 мм, палубы 25+80+25 мм, скосы 80 мм, барбеты 100-330 мм, башни 100-350 мм, казематы 50 мм, рубки 100-400 мм, ПТП 10+40 мм
Вооружение: 8 410/45-мм, 14 155/50-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушек
Экипаж: 988 человек
Когда стало ясно, что 350-мм калибр — не предел гонки вооружений, концерн "Пексен" предложил приступить к разработке орудия предельного калибра. В тот же момент КМА выдвинули амбициозный проект мощной силовой установки. Конструкторам во главе с Константином Кириотом была поставлена задача — разработать проект корабля, который объединит в себе все эти новшества и станет "решающим и последним словом в морской гонке вооружений на Средиземном море". Водоизмещение фактически не ограничивалось ничем, и лишь из экономических соображений было решено не превышать отметку в 32 тысячи тонн.
В результате одновременно с британцами ромеи создали быстроходный линкор, способный развить скорость до 25 узлов, защищенный предельно мощной броней (после отметки в 300-350 мм утолщение брони практически переставало давать выгоды) и вооруженный самыми мощными из возможных пушек (теоретиками было установлено, что свыше отметки в 410-420 мм рост калибра перестанет приносить реальные выгоды, кроме непосредственно веса снаряда). Когда началась война, было решено форсировать постройку и так не самых простых и дешевых кораблей. В результате 3 сверхдредноута типа "Мегас Александр" 1-й серии остались единственным пополнением флота империи военного периода. Их быстрая постройка на фоне ведущейся мировой войны показала всю тяжесть форсированной постройки столь крупных кораблей, в результате корабли 2-й серии, заложенные в 1915 году, вступили в строй уже после конца войны. Линкоры типа "Мегас Александр" оказались одними из самых лучших кораблей ведущейся войны, и послужили основой для создания "линкоров будущего" — кораблей типа "Аэтос".
От автора
Вот собственно с дредноутами и все. Рисовались они довольно туго в силу занятости, а написание статьи (создание ТТХ) вообще заняло почти неделю — но дело сделано. Кроме того, возникли проблемы с вычислением скорости. При табличном адмиралтейском коэфициенте выходила заниженная скорость при высокой мощности, а при попытке определить тот же К по образцу немецких дредноутов византийские линкоры забегали как дурные. В результате пришлось "на глаз" определять мощность для всех четырех кораблей. Кроме того, есть определенные сомнения по поводу оценки дальности хода — почему-то какие бы расчеты я не проводил, все равно кажется, что ошибаюсь. Ну да ладно, статья уже написана. Как всегда — буду рад услышать критику. В дальнейшем думаю заняться крейсерами с 1880 по 1920 годы, либо уйти на время в бронетехнику. Как-то вот так.