3

Что-то давненько я не обновлялся! А материал между тем потихоньку накапливался. Особенно "застоялся" флот — еще в начале весны у меня уже была готовая ветка броненосцев (за исключением преддредноута) с прописанными ТТХ, но было как-то не до оформления всего этого в отдельный пост. Сейчас вот нашлось время. Что ж, начнем.

Вместо пролога

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

После поражения в Кавказской войне 1853-1856 годов Византия имела определенные ограничения в постройке броненосного флота. Водоизмещение ее броненосцев не должно было превысить 3 тысячи тонн, что представлялось достаточным ограничением для вычеркивания Византии из списка ведущих морских держав. Кроме того, запрещалось вводить в строй более 8 линейных кораблей. В результате первое десятилетие после войны Византия полностью сосредоточилась на внутренних проблемах, так и не приступив к постройке своего "эрзац-броненосного линейного флота". На то были свои причины. Еще во время Кавказской войны византийцам удалось быстро создать некое подобие батарейных броненосцев для защиты Дарданелльского пролива. Броненосцы "Феникс" и "Гоплит" (о них будет отдельный пост) сильно напоминали будущие "броненосцы военного времени", построенные в КША во время Гражданской войны, являясь низкобортными кораблями с наклонной броней. В боях они показали достаточно высокую эффективность, но появились поздно и не смогли изменить ход войны. По опыту их постройки ромейским инженерам стало понятно, что в пределах 3000 тонн водоизмещения создать корабль, способный стать противовесом флотам Великобритании и Франции, невозможно, а меньшие корабли стали бы "мертвым грузом", практически бесполезные в ходе вероятной войны.

Все изменилось после анализа сражения на Хемптонском рейде, в котором впервые показал себя корабль нового класса — монитор. В теории, концепция позволяла построить в пределах 3000 тонн достаточно мощный корабль, способный противостоять куда более крупным батарейным и казематным броненосцам европейских держав. И все же к постройке мониторов приступили не сразу — требовалось время на подготовку промышленности, кроме того, возобладала идея что "то что хорошо для Америки, может быть плохо для Европы". В результате было решено подождать испытаний мониторов, строящихся в России (башенные броненосные лодки типа "Ураган").

Мониторы типа "Апостол Петр" — 12 единиц

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

«Апостол Петр», Имперские верфи – 1865/1866/1867

«Апостол Андрей», Имперские верфи – 1865/1866/1867

«Апостол Иоанн», Имперские верфи – 1865/1866/1867

«Апостол Иаков Зеведеев», Имперские верфи – 1866/1867/1868

«Апостол Филипп», Имперские верфи – 1866/1867/1868

«Апостол Варфоломей», Имперские верфи – 1866/1867/1868

«Апостол Матфей», Имперские верфи – 1867/1868/1869

«Апостол Фома», Имперские верфи – 1867/1868/1869

«Апостол Иаков Алфеев», Имперские верфи – 1867/1868/1869

«Апостол Фаддей», Имперские верфи – 1868/1869/1870

«Апостол Симон Кананит», Имперские верфи – 1868/1869/1870

«Апостол Павел», Имперские верфи – 1868/1869/1870

Водоизмещение:         1565 тонн

Размерения:                   61,4х14,2х3,5м

Механизмы:                   1 вал, 1 ПМ ГДР, 2 котла, 500 л.с. =  9,5 узлов

Запас топлива:                200 тонн угля

Броня (железо):            борта 127 мм, башня 279 мм, рубка 203 мм, кожух дымовой трубы 152 мм

Вооружение:                   2 305/15-мм орудия

Экипаж:                              110 человек

Первые броненосцы Византийской империи стали почти полной копией русских мониторов "Ураган". Отличия были лишь в силовой установке — были установлены более производительные котлы, что позволяло развивать "Апостолам" более высокую скорость хода. Кроме того, были упрощены некоторые элементы, что позволило построить новые корабли на собственных верфях в довольно короткие сроки. Так же как и прочие мониторы первого поколения, "Апостолы" защищались многослойной броней из дюймовой стали — толстые броневые листы тогда еще мало кто умел производить, и их качество оставляло желать лучшего. Вооружались византийские мониторы отечественными 15-калиберными дульнозарядными 305-мм орудиями, разработанными специально для них. Стоит отметить, что именно к "Апостолам" впервые в Византии был применен термин "броненосец", который стал официальным лишь при постройке следующей серии кораблей. Мониторы этого типа успели поучаствовать в Восточной войне и были постепенно выведены в резерв, а затем пущены на слом до конца 1880-х годов.

Мониторы типа "Зевс" — 6 единиц

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

«Зевс», Имперские верфи – 1869/1870/1871

«Посейдон», Имперские верфи – 1869/1870/1871

«Прометей», Имперские верфи – 1869/1870/1871

«Деметра», Имперские верфи – 1870/1871/1872

«Гестия», Имперские верфи – 1870/1871/1872

«Аполлон», Имперские верфи – 1870/1871/1872

Водоизмещение:         2800 тонн

Размерения:                   64,1х15,2х4,1м

Механизмы:                   1 вал, 1 ПМ ГДР, 4 цилиндрических котла, 2200 л.с. =  13,5 узлов

Запас топлива:                250 тонн угля

Броня (железо):            пояс 178-203 мм, палуба 51 мм, башня 279 мм, кожух трубы 152 мм, рубка 279 мм

Вооружение:                   2 305/20-мм орудия

Экипаж:                              178 человек

Получив опыт постройки броненосных кораблей с "Апостолами", ромейские инженеры принялись развивать идею. Прежде всего, было увеличено водоизмещение за счет несколько больших размеров, более толстой брони (которая все еще набиралась в несколько слоев из дюймового железа). Начали развиваться надстройки, увеличена высота надводного борта. Вновь увеличили мощность силовой установки, что сделало "Зевсов" достаточно быстрыми кораблями. Артиллерия тоже изменилась — 305-мм дульнозарядные пушки стали 20-калиберными. Несмотря на явную удачу проекта, тип "Зевс" был признан переходным и "временным решением", так как дальнейшему качественному улучшению мешали ограничения Парижского договора. А "Зевсы", будучи более удачным типом по сравнению с "Апостолами", полностью повторили их судьбу — к началу 1890-х годов в строю не осталось ни одного корабля этого типа.

Башенные броненосцы типа "Базилевс Константин Мегас" — 9 единиц

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

«Базилевс Константинос Мегас», Имперские верфи – 1871/1873/1875

«Гидра», Имперские верфи – 1871/1873/1875

«Мегас Александрос», Имперские верфи – 1871/1873/1875

«Платея», Имперские верфи – 1873/1875/1876

«Константинополи», Имперские верфи – 1873/1875/1876

«Базилевс Михаил X», Имперские верфи – 1873/1875/1877

«Фемистокл», Имперские верфи – 1875/1878/1881

«Саламин», Имперские верфи – 1875/1878/1881

«Андреас», Имперские верфи – 1875/1878/1882

Водоизмещение:         5800 тонн

Размерения:                   85,1х15,5х5,7м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ГДР, 10 цилиндрических котлов, 4000 л.с. = 14,5 узлов

Запас топлива:                550 тонн угля

Броня (железо):            пояс 180-240 мм, траверзы 150-180 мм, башни 280 мм, рубка 280 мм, палуба 30 мм

Вооружение:                   4 305/20-мм орудий

Экипаж:                              256 человек

Разгром Франции во франко-прусской войне развязал византийским конструкторам руки. Новые корабли получились значительно больше — водоизмещение выросло на 3000 тонн. На нем впервые применили цельные броневые железные листы вместо "стандартных" дюймовых, крупнокалиберная казнозарядная артиллерия, вместо одной башни устанавливались две в оконечностях. Имея низкий надводный борт, броненосцы этого типа обладали достаточно крепкой для 70-х годов бронезащитой. В целом, броненосцы типа "Император Константин Великий" стали очень удачными кораблями, постройка которых растянулась на все 1870-е годы, и именно они вновь вывели Византию в число морских держав, с которыми стоит считаться. Все корабли этого типа были выведены из строя и пущены на слом в 1890-х годах.

 Башенные броненосцы типа "Офиополь" — 3 единицы

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

«Офиополь», Имперские верфи – 1878/1881/1884

«Наварх Маркович», Имперские верфи – 1878/1881/1884

«Базилевс Константинос XV», Имперские верфи – 1878/1881/1884

Водоизмещение:         9250 тонн

Размерения:                   98,4х19,5х7,5м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 6000 л.с. = 15 узлов

Запас топлива:                до 1000 тонн угля

Броня (железо):            пояс 210-350 мм, бруствер 300 мм, башни 350 мм, рубка 280 мм, палуба 50 мм

Вооружение:                   4 305/30-мм орудий, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              445 человек

"Офиополи" стали венцом развития башенных броненосцев Византии. Они являлись достойными наследниками "Императора Константина Великого", получив более высокий надводный борт, еще более мощное бронирование, новые 30-калиберные 305-мм пушки. В процессе постройки в проект внесли изменения — и "Офиополи" первыми среди ромейских кораблей обрели 8 57-мм противоминных пушек. Кроме того, впервые на кораблях этого типа были установлены торпедные аппараты. Тут стоит оговориться — если со временем все ведущие флоты стали оснащать свои линейные корабли множеством торпедных аппаратов, то ромеи ограничивались штевневыми, которые предназначались для таранного боя и боя на отходе. Главным оружием броненосцев была все же артиллерия. Первоначально к постройке планировались 6 кораблей этого типа, но вторая тройка закладывалась уже по измененному проекту.

Эскадренные броненосцы типа "Коринф" — 3 единицы

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть I (old)

«Коринф», Имперские верфи – 1881/1884/1887

«Ген Грамматик», Имперские верфи – 1881/1884/1887

«Спарта», Имперские верфи – 1871/1884/1887

Водоизмещение:         9800 тонн

Размерения:                   98,4х19,8х7,9м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 7000 л.с. = 15 узлов

Запас топлива:                до 1000 тонн угля

Броня (сталежел.):      пояс 210-350 мм, бруствер 300 мм, башни 350 мм, рубка 280 мм, палуба 50 мм

Вооружение:                   4 305/30-мм орудий, 6 155/30-мм, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              535 человек

Крупнокалиберная артиллерия того времени не отличалась высокой скорострельностью, а противников у броненосцев было много — среди них были и небронированные корветы, крейсера, для которых мощность 305-мм пушек была избыточной, и куда более важным параметром была большая скорострельность. Идея оснастить броненосцы батареей среднего калибра возникала и раньше, но консерватизм и отсутствие нужных отечественных орудий мешал реализации идеи. Лишь с созданием новой 30-калиберной 155-мм пушки появилась возможность оснастить корабль батареей среднего калибра. Переработки изначального проекта "Офиополя" были минимальными. Это вызвало определенные недостатки будущих броненосцев — тесный каземат, стесненное размещение экипажа, который и на "Офиополях" испытывал затруднения в размещении. Среди прочих недостатков указывалась перегрузка и ненадежные машины (которые не вызывали нареканий на предыдуших броненосцах). В результате "Коринфы" считались не очень удачными кораблями, которые, тем не менее, дали новый опыт для ромейских конструкторов и заложили основу будущих удачных проектов.

От автора:

Пять броненосцев тут, и пять броненосцев во второй части — и с собственно броненосцами будет покончено. Отдельная благодарность коллегам которые помогли привести в нужный вид корабли в посте про битву у мыса Андреас — без них многие корабли были бы "гостями из будушего". А вообще, у меня довольно много наработок уже накопилось и по флоту, и по истории Phoenix purpura, но не хватает времени и/или вдохновения все это оформлять для публикации. Хотя надеюсь что в дальнейшем посты будут выходить все же чаще, чем раз в 3 месяца. И да, ТТХ кораблей могут отличаться от тех, что публиковались в предыдуших постах. Это просто результат финальной шлифовки. Правильнее информация тут.

И еще один момент. Возможно, прозвучит странно, но у меня вообще не складывается преддредноут. Идей нет. Коллеги, а каким видете преддредноуты вы?

arturpraetor
Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account