Вертолетостроительная «Стратегия-2020». РФ
0
В продолжение серии материалов уважаемого коллеги Бороды о современных российских вертолетах, привожу статью об официальной стратегии развития вертолетостроения в России до 2020 года опубликованную в 2009 году в журнале “Взлет” №12. В статью добавлены картинки и немного официальной статистики. Самое время оценить как за 4 года с 2009, выполняется этот план….( Извините за качество картинок, каков РR таков и план.
Озвучена вертолетостроительная «Стратегия-2020»
В преддверии широко отмечавшегося в ноябре столетия со дня рождения выдающегося российского авиаконструктора, создателя знаменитых вертолетов «Ми» Михаила Леонтьевича Миля на предприятиях ОАО «Вертолеты России» прошел ряд торжественных мероприятий и конференций. В ходе состоявшейся 19 ноября на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» научно-практической конференции вниманию специалистов и общественности была представлена концепция развития модельного ряда ОАО «Вертолеты России» на период до 2020 г., получившая условное название «Стратегия-2020».
Прошло ровно пять лет с момента выхода Указа Президента Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. «Об открытом акционерном обществе «ОПК «Оборонпром», под эгидой которого к настоящему времени сформирована интегрированная структура предприятий вертолетостроения, объединяемых управляющей компанией ОАО «Вертолеты России». Основные задачи и направления развития вертолетостроительной отрасли были обозначены в апреле 2008 г. в «Стратегии развития вертолетостроительного направления деятельности ОПК «Оборонпром» на период до 2015 г.». Соответственно, был определен модельный ряд вертолетов различного назначения и грузоподъемности. Однако кризисные явления в экономике, смещение спроса в сторону вертолетов относительно легкого класса и продление до 2020 г. периода проектирования изделий по основным федеральным целевым программам — Программе вооружений, ФЦП «Гражданская авиационная техника» и ФЦП «Развитие ОПК» — потребовали провести изменения в существующей стратегии. Ее доработка к настоящему времени завершается, и на конференции в общих чертах были обнародованы обновленные планы отрасли до 2020 г. в гражданской и военной сферах, условно разделенные на три временных этапа.
Первый этап реализации стратегии рассчитан на 2009-2011 гг. и в основном связан с наращиванием объемов выпуска вертолетов, которые уже освоены в серии. В гражданском секторе это сегодняшний тяжелый Ми-26Т, средние Ми-8 (Ми-17/171/172) и Ка-32, а также легкие «Ансат» и Ка-226. Военный сегмент составляют тяжелый Ми-26, средние МИ-8МТВ/АМТШ, Ка-27 (Ка-29, Ка-31), Ми-35М, Ми-28Н и легкий «Ансат-У».
К моменту начала реализации второго этапа (2012-2015 гг.) рыночный потенциал нынешних серийных моделей в основном иссякнет, и на рынке гражданской техники планируется предлагать вертолеты так называемого «переходного периода» -средние Ми-8М, Ми-38, Ка-62, легкие Ми-34С2 и Ка-226Т. Среди моделей, находящихся в стадии разработки на среднесрочную перспективу по линии военного ведомства, фигурируют вертолеты среднего весового диапазона — новые Ка-60, Ка-52 и модернизированныйМи-28НМ. До сих пор сдерживающим фактором в развитии ряда из них (например, Ка-60/62 и Ми-38) являлось отсутствие современного серийного отечественного двигателя необходимого класса мощности. Сегодня намечены реальные пути решения этой проблемы, и в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации, также являющейся дочерним предприятием «Оборонпрома», сформирована программа освоения серийного производства двигателей нужного класса, в частности РД-600В (для Ка-60/62) и ТВ7-117В (для Ми-38). В то же время некоторые модели вертолетов (например, Ми-34С2 и Ка-226Т) будут оснащаться двигателями зарубежного производства.
На третьем этапе (долгосрочная перспектива), реализация которого рассчитана на период 2016- 2020 гг., будет разрабатываться несколько перспективных и весьма амбициозных новых гражданских и военных проектов. В гражданском секторе тяжелых вертолетов предлагается реализовать программу российско-китайского вертолета 30-тонного класса — AHL. В среднем классе ставка сделана на «перспективный скоростной вертолет» (сейчас в этом направлении развиваются две темы — Ми-Х1 и Ка-92, однако в ближайшее время планируется сделать выбор и продолжить развитие только одной из них).
Легкие вертолеты будут создаваться в двух классах — 2,5 и 4,5 т — возможно, в сотрудничестве с зарубежными партнерами, но учитывая при этом и имеющийся задел по таким отечественным проектам, как, например, Ми-44 и Ми-54.
Военный сегмент (см. схему) будет включать модернизированный тяжелый транспортный Ми-26М, транспортно-десантный Ми-383 (развитие линии Ми-38), скоростной средний многоцелевой Ка-65 и так называемый перспективный «ударный вертолетный комплекс». Работы по специальному легкому пилотируемому вертолету*** для военных заказчиков не предусмотрены, и, согласно представленному на конференции плану, «легкую» нишу займут только беспилотные летательные аппараты.
***- как видите места для легкого ударного Ансат РЦ в этих планах нет.
Немного статистики:
Таблица 1. В 2008 году произошло увеличение объемов производ- ства российских вертолетов
Завод
|
Тип вертолета
|
2007 г.
|
2008 г.*
|
КВЗ | Ми-8МТВ, Ми-17В-5, Ми-172 | 83 | 58 |
УУАЗ | Ми-8 АМТ, Ми-171 | 83 | 59 |
«Роствертол» | Ми-28Н | 20 | |
Ми-24,Ми-35 | 8 | 20 | |
Ми-2 | 24 | ||
КумАПП | Ка-27, Ка-32 | 11 | 11 |
Итого | 102 | 172 |
*Данные включают как выпуск новой техники, так и модернизацию ранее выпущенной (в частности, 24 Ми-2 в 2008 году).
Источник: ОАО «Вертолеты России»
Источник: ОАО «Вертолеты России»
Таблица 2. Машины среднего класса составляют около 70% российского парка вертолетов
Тип вертолета
|
Марка вертолета
| |||
Ми | Ка | |||
В наличии | В эксплуатации | В наличии | В эксплуатации | |
Легкие | 540* | 135* | 63 | 25 |
Средние | 1116 | 755 | 53 | 29 |
Тяжелые | 75 | 34 | ||
ВСЕГО | 1731 | 924 | 116 | 54 |
*Включая Ми-2.
Источник: ГосНИИ ГА, январь 2009 года
Источник: ГосНИИ ГА, январь 2009 года