Верфи Российской империи, часть VI. Дальний Восток (Russia Pragmatica II)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой мини-цикл статей по АИ-судостроению Российской империи в мире Russia Pragmatica II, и сегодня речь пойдет о производственных мощностях на Дальнем Востоке.
Содержание:
Владивостокское адмиралтейство (Владивосток, 1860)
Совокупность двух реальных предприятий – Дальзавода, и 178-го СРЗ. Правда, все мощности, включая новые, перенесены в одно место – в самый конец бухты Золотой Рог. Сам Дальзавод в виде сухого дока со всеми необходимыми пристройками основан в 1887 году, в нынешнем виде –аж в 2002.
Владивостокское адмиралтейство основано в 1860 году, одновременно с самим городом Владивосток. Первоначально представляло из себя лишь несколько слипов для строительства или ремонта кораблей, а также небольшие мастерские. Лишь в 1885-1892 годах адмиралтейство было перестроено, и приобрело современный вид, с двумя большими 200-метровыми сухими доками и малыми эллингами для строительства судов. Тем не менее, еще долгое время адмиралтейство не привлекалось к постройке новых судов, и имело ограниченную численность рабочих. Лишь в 1911-1913 годах оно окончательно сформировалось как полноценный судостроительный завод, когда сухие доки и старые эллинги приобрели современный вид, и к ним добавились также два новых сухих дока. В 1934 год к ним добавился также новый эллинг, предназначенный для постройки крупнейших кораблей, в том числе авианосцев и линкоров.
- 1892 – 3 100-метровых эллинга, 2 200-метровых сухих дока
- 1913 – 3 160-метровых эллинга, 2 200-метровых, 2 180-метровых сухих дока, 1 240-метровый плавучий док
- 1934 – 1 260-метровый, 3 160-метровых эллинга, 2 200-метровых, 2 180-метровых сухих дока, 1 240-метровый плавучий док
Порт-Артурское адмиралтейство (Порт-Артур, 1896)
Вполне реальное казенное судоремонтное предприятие в Порт-Артуре (Люйшунь). Построено немцами для китайцев, использовалось русскими, а затем японцами, и лишь во 2-й половине XX века таки попало в руки первоначальных заказчиков. Нынче там, помимо старого дока (куда из-за узости ворот не могли пройти броненосцы), имеется также новый док и большой трансбордер со стапелями для ремонта и хранения судов, выведенных в резерв.
Создано после присоединения Квантуна к России в 1896 году. Изначально располагало двумя малыми эллингами для постройки из готовых комплектов миноносцев, а также старым китайским сухим доком, расширенным в 1900-1901 годах. В 1908-1910 годах верфь расширена – построены новые эллинги со всеми необходимыми мощностями для постройки небольших судов, а также вырыт второй сухой док. В 1937 году к ним добавился еще один сухой док, способный принимать новые крейсера и старые корабли. Существует по сей день, занимается обслуживанием кораблей Тихоокеанского флота.
- 1896 – 2 100-метровых эллинга, 1 150-метровый сухой док
- 1901 – 2 100-метровых эллинга, 1 180-метровый сухой док
- 1910 – 2 150-метровых эллинга, 2 180-метровых сухих дока
- 1937 — 2 150-метровых эллинга, 1 200-метровый, 2 180-метровых сухих дока
Квантунская верфь (Дальний, 1898)
В реальности южная часть крупнейшей китайской верфи Dalian Shipbuilding Industry Company, идущая своими корнями к русскому торговому порту Дальнему и его сухим докам. Сами доки сохранились до нашего времени и являются самыми старыми производственными площадками в городе.
Создана частным акционерным обществом на основе строящейся портовой инфраструктуры города Дальний. Первоначально включала в себя 1 180-метровый стапель и 2 сухих дока. Дальнейшее расширение оказалось связано с масштабными инженерными работами по расширению площади предприятия за счет залива Талиенван. В 1911 году здесь появились два новых стапеля – 220-метровый и 260-метровые, в 1937 – два 170-метровых стапеля и один 90-метровый сухой док. Наконец, в 1961 году был построен большой 400-метровый сухой док, пригодный для строительства самых крупных военных и гражданских судов. Предприятие составляет конкуренцию Русско-Маньчжурской верфи, расположенной рядом, и периодически привлекается к выполнению военных заказов. Также доки Квантунской верфи регулярно используются для обслуживания военных судов.
- 1898 – 1 180-метровый стапель, 1 160-метровый и 1 130-метровый сухие доки
- 1911 – 1 260-метровый, 1 220-метровый, 1 180-метровый стапель, 1 160-метровый и 1 130-метровый сухие доки
- 1937 – 1 260-метровый, 1 220-метровый, 1 180-метровый, 2 170-метровых стапеля, 1 160-метровый, 1 130-метровый и 1 90-метровый сухие доки, 2 100-метровых плавучих дока
- 1961 — 1 260-метровый, 1 220-метровый, 1 180-метровый, 2 170-метровых стапеля, 1 400-метровый, 1 160-метровый, 1 130-метровый и 1 90-метровый сухие доки, 1 150-метровый и 2 100-метровых плавучих дока
Восточная верфь (Владивосток, 1913)
Реальная одноименная Восточная верфь, но несколько более крупная. Реальная основана в 1952 году для строительства малотоннажки. Нынче может строить корабли водоизмещением до 2,5 тысяч тонн. С моей колокольни имеет достаточно неудачную конфигурацию, из-за которой он не может строить средние и крупные корабли, и не сможет в принципе без кардинальной реконструкции.
Основана в 1913 году для строительства и обслуживания трансокеанских пассажирских судов. Располагается в бухте Улисса, что в южной части Владивостока. Строительство судов велось в 250-метровом эллинге, для обслуживания судов имелись два сухих дока – 120-метровый Улисса, и 260-метровый Адмиральский. В 1937 году, после покупки 240-метрового плавучего дока и модернизации производственных мощностей, появилась возможность также строить корабли в Адмиральском доке. Несмотря на скромные размеры и относительно небольшие производственные мощности, Восточная верфь продолжает выполнять военные и гражданские заказы по сей день, оставаясь одной из важнейших верфей на Дальнем Востоке.
- 1913 – 1 250-метровый эллинг, 1 260-метровый и 1 120-метровый сухие доки
- 1937 — 1 250-метровый эллинг, 1 260-метровый и 1 120-метровый сухие доки, 1 240-метровый плавучий док
Амурская верфь (Николаевск, 1935)
В реале не существовала. Планируется как самый крупный судостроительный завод на Амуре, при этом достаточно скромный по своим размерам в сравнении с реалом – учитывая достаточно небольшие местные глубины, строить там большие верфи несколько…. Странно.
Построена в 1935 году для обслуживания Амурской флотилии. Несмотря на частного владельца, изначально имела серьезную вовлеченность в выполнение военных заказов по подлодкам и эсминцам. Существует по сей день, обеспечивает быструю постройку малых судов несмотря на специфические условия Амура, с его большими перепадами уровня воды, из-за чего осадка строящихся здесь кораблей изначально ограничена 4 метрами.
- 1935 – 3 120-метровых эллинга, 1 120-метровый сухой док
Русская верфь (Восточный, 1936)
Расположена на месте Северного судоремонтного завода, но изначально имеет куда больший размах. Сам же Северный СРЗ был основан в 1934 году, и официально упразднен в 2002 году. Наглядная иллюстрация того, как удобнейшая во всех смыслах Советская Гавань (в АИ – Имперская гавань, и город Восточный) так и не нашла заслуженного развития. Там сейчас и ВМБ зачахли окончательно, если у причалов и остались корабли – то уже приросшие к стенке из-за ржавчины. Видел фото оттуда – печальная картина…. Кстати, проект Русской верфи разрабатывается мною на основе обрывочной информации о планировавшейся большой верфи из советских времен. Т.е. потенциал СовГавани понимали, но реализовать его то руки не доходили, то денег не хватало, то еще что….
Верфь строилась частным акционерным обществом, но при поддержке государства по программе развития Дальнего Востока. Изначально располагала лишь двумя большими эллингами и одним плавучим доком, предназначалась для постройки больших транспортных и военных судов. В 1943 году был также построен малый эллинг для строительства судов небольших размеров (прежде всего подводных лодок). Из-за ограниченных возможностей расширения верфи сохранила свой первозданный вид вплоть до нашего времени, хотя в 1960 году и была проведена модернизация производственных мощностей. Тесно связана с расположенной рядом Константиновской верфью.
- 1936 – 2 250-метровых эллинга, 1 240-метровый плавучий док
- 1943 – 2 250-метровых эллинга, 1 производственная линия до 120 метров, 1 240-метровый плавучий док
- 1960 — 2 350-метровых эллинга, 1 производственная линия до 120 метров, 1 240-метровый плавучий док
Константиновская верфь (Восточный, 1939)
В реале предприятие не существовало. Место постройки выбрано к северу от реального ССРЗ. Местный аналог Никольского завода в Северодвинске.
Названа в честь основателя, Георгия Константинова. Строилась в качестве главного конкурента Русской верфи, место было выбрано прежде всего с целью ограничения возможностей расширения последней. Несмотря на это, между предприятиями фактически осуществлялось разделение труда, так как первоначально Константиновская верфь имела 3 200-метровых стапеля и 2 200-метровых сухих дока, фактически заняв нишу ниже своего конкурента. В 1960-1963 годах верфь была реконструирована под строительство атомных подводных лодок, вместо старых производственных мощностей были построены 4 240-метровых эллинга и дополнительный 200-метровый сухой док. Помимо строительства АПЛ, выполняет также другие военные и гражданские заказы, чему способствует наличие больших эллингов и значительных производственных мощностей.
- 1939 – 3 200-метровых стапеля, 2 200-метровых сухих дока
- 1963 – 4 240-метровых стапеля, 4 200-метровых сухих дока
Приморская верфь (Приморск, 1939)
Реальная верфь «Звезда» в Большом Камне (который стал у меня Приморском). Крупнейшее судостроительное предприятие России на Дальнем Востоке, основано в 1954 году. В некоторых источниках предприятие называют «суперверфью», но я отношусь к этому определению весьма специфически. Не поймите неправильно – я просто видел китайские верфи в Дальнем и корейские в Ульсане, после такого очень осторожно раздаешь подобные статусы другим предприятиям….
Основывалась как крупнейшая гражданская верфь русского Дальнего Востока. Первый 200-метровый стапель был введен в строй уже в 1939 году, но дальнейшее строительство предприятия затормозилось из-за начала войны, а в ходе конфликта с Японией верфь была разрушена после нескольких налетов бомбардировщиков. Фактически из-за этого в 1945-1950 годах пришлось восстанавливать ее с нуля. Это определило широкий размах строительства, а также четкую организацию производственного процесса. Приморская верфь одной из первых в России изначально строилась из расчета постройки кораблей в сухих доках. Несколько раз модернизировала свое оборудование, но сохранила свою планировку. В состав верфи официально также входит Каменский морской завод – предприятие по утилизации судов, расположенное в северной части бухты Большой Камень.
- 1939 – 1 200-метровый стапель
- 1950 – 3 450-метровых сухих дока
Русско-Маньчжурская верфь (Дальний, 1961)
В реальности северная часть крупнейшей китайской верфи Dalian Shipbuilding Industry Company. Построена уже после Второй мировой войны, нынче представляет собой крупный производственный комплекс, с огромными сухими доками и высокой скоростью строительства. Выполняет как гражданские, так и военные заказы – именно там достраивался «Ляонин», бывший «Варяг», и именно там строятся следующие поколения китайских авианосцев.
Строилась на средства совместного русско-маньчжурского акционерного общества, при особом контроле со стороны императоров России и Маньчжурии. Должна была обеспечить большую часть потребностей обеих стран в торговом флоте на Тихом океане, в результате стала выполнять многие военные и экспортные заказы. Ныне является одной из самых мощных верфей России и Дальнего Востока, единственная обладательница сухих доков длиной 520 метров. Сохраняет свой «двуединый» статус как совместного русско-маньчжурского предприятия, составляет достойную конкуренцию японским, корейским и китайским верфям в регионе.
- 1961 – 1 300-метровый, 4 140-метровых стапелей, 2 520-метровых, 1 360-метровый сухой док
Вилючинский судоремонтный завод (Вилючинск, 1962)
В реале – достаточно слаборазвитый СРЗ с несколькими плавдоками, причалами и небольшими мастерскими.
Первый «стандартный» судоремонтный завод для обслуживания подплава, основан в Вилючинске в 1962 году. Считается основной судоремонтной базой ТОФа к северу от Сахалина.
- 1962 – 5 200-метровых сухих доков, 2 150-метровых плавучих дока
Петропавловский судоремонтный завод (Петропавловск, 1965)
В реале не существует. Строится как дополнение к Вилючинскому СРЗ, для обслуживания АПЛ, которые по большей части базируются в Авачинской бухте.
Один из двух «стандартных» судоремонтных заводов для обслуживания тихоокеанского подплава, созданных по образцу северных предприятий. СРЗ основан в 1965 году, для его строительства пришлось проделать достаточно большой объем инженерных работ по укреплению берега и отвоеванию территорий у Авачинской бухты. Существует по сей день, обслуживает нужды АПЛ и частично иных классов кораблей.
- 1965 – 4 200-метровых сухих дока, 1 180-метровый плавучий док
Достойны упоминания
Находкинский судоремонтный завод – предприятие, интегрированное в торговый порт Находки. Так как Находка у меня планируется гораздо более развитая, с большим оборотом грузов, то и береговая инфраструктура там понадобится больше, а значит места под целых два морских завода как в реале там не будет. Да оно и без особой надобности – мощностей у меня и в других местах хватает.
Новоархангельская верфь – небольшая верфь в Новоархангельске (Анкоридже), столице Аляски. Занимается постройкой малых судов и ремонтом средних. Не представляет большой военной ценности из-за необходимости импорта многих комплектующих, но может пригодится в случае определенных неожиданностей.