1

Танк ARL-44 не задался у французов с самого начала. Но… в оправдание им следует сказать, что этот танк – дизайн 1944 года, то есть разработка, сделанная в зоне оккупации. Зато, как только Франция была полностью освобождена, к лакомому танковому пирогу сразу устремилось множество фирм, рассчитывая, что уж они-то непременно создадут шедевр и «родина-мать» их одарит своими милостями!

Так уже в декабре 1945 года за разработку нового танка принимается фирма FCM, конкурент другого столь же известного производителя – АМХ. Новый танк получил обозначение FCM 50t и был он… едва ли не более странным, чем неудавшийся ARL-44. Правда, на его башне командирская башенка все же к установке планировалась, но вот в отношении всего остального… Начнем с того, что танк в явно напоминал германский «Тигр II», однако в худшем его варианте. Имея классическую компоновку, этот танк из-за неудачного расположения двигателя и трансмиссии имел башню, сильно сдвинутую вперед, чего немцы на своей машине все же не допустили. Шасси и вовсе один в один было позаимствовано у немцев: одинарные и спаренные катки диаметром 80 см в количестве 12 штук на борт, причем каток, располагавшийся внутри спаренных катков, зачем-то был толще, чем они, то есть унификация колес ходовой части не была абсолютной, что вряд ли можно считать рациональным. Подвеска гидропневматическая, то есть сложная, а вот гусеницы все с теми же «лодкообразными» траками, что были и на В1bis. Как и немецкий танк, новая французская машина должна была оборудоваться как транспортными гусеницами (шириной 37 см), так и боевыми (шириной 65 см), что, видимо, и поставило на ней крест.

 

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

FCM 50t: боковой разрез

 

Вес танка планировался на уровне 54 т, экипаж должен было состоять из 5 человек, максимальная толщина брони – 120 мм. Пушка – та же самая калибра 90-мм, что была и на ARL-44. Запас снарядов – 91 шт. Мощность немецкого двигателя «Maybach» планировалась на уровне 1000 л.с., что позволяло надеяться на скорость в 45 км/ч по шоссе. Впрочем, все эти показатели цифрами так и остались, так как танк этот дальше чертежей никуда не пошел. Не соблазнили армейцев ни шноркель для подводного хода, ни прицеп-цистерна 2000 литров для увеличения радиуса действия. Уж очень он, скажем так – явно нелепо выглядел.

 

Естественно, что их конкуренты из АМХ не дремали и в течение 1945-1958 гг. работали над танком AMX-50 «Сен-Шамон». Проект нового танка был представлен в марте 1945 года под номером 141, после чего по нему было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним, и создавался под очевидным влиянием немецких танков «Пантера» и «Тигр II». В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять катков на борт. Поначалу максимальная толщина брони на нем составляла всего 30 мм. Но в окончательном варианте по требованию военных бронезащита была значительно усилена. Одновременно башню традиционного типа заменили на недавно спроектированную фирмой FAHM «качающуюся башню».

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

                                                       АМХ-М4. Вид сбоку

 

 

В 1949 году был изготовлен корпус первого прототипа, который теперь обозначался как AMX 50. Зимой эта машина получила новую 100-мм пушку, разработанную в Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший такое же 100-мм орудие, но в башне измененной формы. Масса этих прототипов составила уже 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как планировалось, что этот танк должен будет превосходить все существующие на тот момент средние танки по скорости. Испытывались немецкий карбюраторный «Maybach HL 295» и дизельный двигатель компании «Saurer». Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины, в общем-то, тоже хороший результат, хотя и не «супер»!).

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

                                                АМХ-М4. Боковой разрез

 

В 1951 году, после завершения предварительных испытаний обоих прототипов, было решено усилить вооружение установкой на танк уже 120-мм орудия. Вновь была увеличена толщина брони. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня сначала обычного типа, но для него была создана еще и «качающаяся башня». В результате всех внесенных изменений полная масса танка, теперь уже считающегося «тяжелым», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов был представлен в 1953 году.

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

   АМХ-М4. «Качающаяся башня»



 

Кто-то из французских военных специалистов к этому времени уже имел, видимо, возможность познакомиться с советскими танками ИС-З. От них-то и поступило очередное предложение усилить бронирование, в носовой части придать форму нашего танка. При этом масса машины увеличилась до 64 тонн. Ходовые испытания выявили многочисленные проблемы, в первую очередь связанные с подвеской, которая также требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания облегченной версии танка. Посидели, поработали головой, и в 1958 году получили танк весом «всего» 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно так и не решили, а предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была достигнута. Всего было выпущено 6 прототипов, но ни один из них до стадии серийного производства так и не дошел!

 

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

 

                            АМХ-50-100 на заводском дворе

[/center]

 

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

АМХ-50-100 во время ходовых испытаний. Как видите, танк имел скошенные скулы корпуса, придававшие ему весьма эстетичный вид. Однако уже тогда было доказано, что существенной прибавки бронестойкости это не приносит, а вот технологичность конструкции снижает. И зачем, спрашивается, тогда эти «красивости»?

 

В 1951 году появился танк SOMUA SM. Впрочем, заказан он был намного раньше, еще в 1946 году, но прототип был готов только в октябре 1951 года. Испытания проводились с января по июль 1953 году, но положительных результатов не дали. Очертаниями корпуса он был очень похож на немецкую «Пантеру» и имел качающуюся башню со 100-мм орудием.

 

То есть, как вы видите, время все шло и шло, танки строились и испытывались, но «воз по-прежнему оставался где-то там». Но должно же было хоть кому-то повезти и вот в 1952 году принимается фирма LORRAINE, которая предлагает свой танк весом 40 тонн. Машина получила «щучий нос», хотя и не совсем такой, как у ИС-3, по пять катков на борт, как у Т-34, качающуюся башню, опять-таки очень сильно сдвинутую вперед, вооруженную 100-мм орудием SA 47 и боекомплектом в 50 выстрелов и двумя пулеметами. Гусеницы широкие – 60 см. Двигатель: «Maybach» 12-цилиндровый 850 л.с. Длина: 10,80 м; ширина: 3,30 м; высота: 2,85 м. Максимальная скорость: 60 км/ч; вес – 39,7 т. Запас хода: 300 км. Танк имел противоснарядное бронирование и экипаж из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и водителя.

 

Самым мощным из всей это пятерки был, конечно, АМХ-50-120, имевший «качающуюся башню» со 120-мм орудием. Кроме этого орудия, на нем стояла еще и вспомогательная автоматическая пушка калибра 20-мм MG 151, и 1 пулемет. Боекомплект орудия составлял 46 снарядов. Однако размеры танка были велики: длина 9,50 м; ширина 3,10 м; высота 3,58 м. Причем, это данные по уже второй, несколько «уменьшенной» модели этого танка, а первая «высокая», имела высоту 3,58 м. И это при том, что максимальная толщина брони на нем не превышала 80 мм, то есть была меньше лобовой брони башни советского Т-34!

 

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

                                         АМХ-50-120. Разрез

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

«Батиньоль-Шатильон» 25-тонный



 

В 1954 году появился танк фирмы «Батиньоль-Шатильон» 25-тонный из города Нанта и тоже с «качающейся башней», ставший своего рода увеличенным АМХ-13. Было построено 2 прототипа этого танка, но серийно он не выпускался. Вооружение машины состояло из 90-мм пушки с начальной скоростью снаряда 930 м/сек (у 100-мм – 1000 м/сек) и одного пулемета.

 

Длина 5,67 м; ширина 3,16 м; высота 2,37 м. Скорость: 65 км/ч. Экипаж: 4 человека.

 

Ну и, наконец, конструкция самой «качающейся башни»… Да, потом-то она в серию все же пошла, и можно говорить о том, что на этих машинах она отрабатывалась для ее последующей установки на АМХ-13. Все это так. Но… главный ее недостаток был в том, что она на тот момент не годилась для танков-участников ракетно-ядерного конфликта. Дело в том, что верхняя часть такой башни в местах соприкосновения с нижним основанием, имеет зазор. И герметичным его никак не сделать. Прецизионную точность сопряжения верхней и нижней частей башни не обеспечить никак. На случай, если пойдет дождь, эта «щель» герметизируется прорезиненным брезентом и этого достаточно. Но… первый же взрыв на броне или рядом с танком, не говоря уже о ядерном взрыве, сразу же сорвет все эти уплотнения. Никакая ФВУ не справится с созданием в нем избыточного давления, поскольку из башни будет «сифонить» изо всех щелей по ее периметру. То есть танк с такой башней в ядерной войне участвовать не может, а вот где-нибудь в Африке или в Латинской Америке почему бы и не воевать?! Кстати, форсировать водные преграды по дну такому танку также затруднительно и получается, что недостатков у этой башни куда больше, чем достоинств!

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

АМХ- 50-120 во время испытаний



 

Ну и последний французский танк, о котором следует здесь упомянуть, и тоже существовавший только в проекте, был предложен в 1951 году гражданским инженером М.Г. Генри. Назывался он «Хантер», имел высоту всего лишь 1,5 м и являлся амфибийным парашютно-десантным танком! Вооружение: безоткатная пушка неустановленного калибра, расположенная по оси машины и справа от нее пулемет. Экипаж – 2 человека, водитель и стрелок, так что по сути это был даже не танк, а танкетка. Для облегчения движения по снегу и болотам автор предлагал использовать «лыжи» с гидравлическим приводом расположенные на днище, а для придания ей амфибийных свойств – надувные баллонеты по периметру корпуса. Всерьез этот проект никогда не рассматривался, но как пример «живого творчества масс по ту сторону» он вполне нагляден!

 

«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

                                      АМХ-50-120. Музей в Самюре

Источник: http://topwar.ru/71311-velikolepnaya-semerka-francuzskie-opytnye-tanki-1945-1958-gg.html

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account