3

 

Кристаллы, Новики и Камушки (прогрессорский вариант)

     Строящиеся для Российского Императорского флота крейсера 2-го ранга типа «Гранит» уже не устраивали генерал-адмирала по своим ТТХ. В частности их скоростные данные не обеспечивали им безопасность при действиях на коммуникациях потенциального противника. А крейсера типа «Светлана» являлись по сути недокрейсерами 1 ранга и были очень дороги в постройке. Кроме того «Светланам» была поставлена другая задача – силовое противодействие кораблям противника при крейсерских операциях рейдерскими группами. Попытка решить вопросы разведки и дальнего охранения с помощью крейсеров 3 ранга, не оказалась дешевой затеей. Крейсера типа «Партизан» были обжаты и в прямом и в переносном смысле: и по обводам, и по вооружению, и по защите. Но из-за развитой машинерии, обеспечивающей максимально возможный ход, оставались весьма дорогими «игрушками». Все это не устраивало генерал-адмирала и он пытался найти другое решение для обеспечения эскадры быстроходными разведчиками. Крейсера типа «Партизан» по сути были переразмерными для 3 ранга. Их размер сильно вырос из-за мощной СУ. Поэтому они были скорее недокрейсерами 2 ранга. А сам термин «недокрейсера» был столь ненавидим Алексей Александровичем, что он в душе начал противится программе «Партизан». Которую сам собственно и инициировал. В 1896 году, когда был заложен крейсер 3 ранга «Егерь», генерал-адмирал на амиралтействсовете, предложил построить крейсер 2 ранга, взяв за основу проект «Егеря». Для осуществления этой операции СУ «Егеря» увеличили на одно КО и запроектировали машины соответствующей мощностью. По аналогии с «Егерем» корпус обжали до минимально-возможного уровня. Однако большая и тяжелая машина нарушала баланс корабля и было принято решение о переносе одного КО в корму, за машинное отделение. Конечно, эта компоновочная схема, подсмотренная у французов, заставляла увеличивать длину линии валов, но и весовую сбалансированность корабля обеспечивала хорошо.

      Крейсер проектировался по титулу «Сварог», однако при закладке получил имя «Кристалл». Планировалось к постройке 8 крейсеров, но заложены только два – «Кристалл» и «Семаргл». Вооружение новых крейсеров оставили традиционно русским – две шестидюймовки и несколько пушек противоминного калибра. Причем по первоначальному проекту предусматривалась установка восьми пушек калибра 87-мм, то впоследствии их заменили на шесть 107-мм орудий. Дополняли артиллерию три надводных минных аппарата (один носовой и два палубных поворотных), а так же средства постановки мин заграждения. Палубные торпедные аппараты установили по причине плотной компоновки и вследствие чего в отсутствии места для них внутри корпуса. Вообще крейсера типа «Кристалл» принято считать неудачными – они имели большой перегруз – порядка 180 тонн. Но этот перегруз обуславливался усиленным корпусом и более тяжелыми, крейсерского типа, машинами. Что само по себе обеспечило этим кораблям довольно хорошие эксплуатационные и боевые качества.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.2

Крейсер II ранга «Кристалл»

Крейсер II ранга «Кристалл»: построен на Саломбальской верфи Архангельского Адмиралтейства, в большом железном эллинге. Начало работ на стапеле – 22 ноября 1896 года, спуск на воду – 4 августа 1898 года, фактическое вступление в строй – 1 мая 1900 года. Полная стоимость – 3,473120 млн. инвестиционных руб.

Крейсер II ранга «Семаргл» (СЕМАРГЛ  – мифическая крылатая священная собака древних русов. Семаргл стоит ночью на небе с огненным мечом и следит за тем, чтобы Чернобог не пробрался из Ния в этот мир. Изваяние Семаргла в Киеве было установлено по приказу князя Владимира в 980 г.): построен на Саломбальской верфи Архангельского Адмиралтейства, в большом железном эллинге. Начало работ на стапеле – 16 октября 1898 года, спуск на воду – 27 июня 1900 года, фактическое вступление в строй – 11 мая 1902 года. Полная стоимость – 3,389452 млн. инвестиционных руб.

Водоизмещение нормальное – 2912 т, полное – 3305 т («Кристалл»), 3278 т («Семаргл»), длина по ватерлинии – 111,4 м, полная – 112,5 м, ширина – 11,9 м, осадка – 4,6 м, две вертикальные паровых машины тройного расширения, 12 котлов Нормана, мощность силовой установки на естественной тяге — 15882 л.с., при форсировании котлов – 18425 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 23,68 уз., при форсировании котлов – 24,43 уз., дальность плавания 3700 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 785 т угля, бронирование (броня хромоникелевая (палуба)+Круппа)  – карапасная палуба – 25 мм, скосы 37 мм, гласис над машинами – 63,5 мм (сталь), щиты орудий – 25 мм (после 1904 года), боевая рубка – 76 мм вертикальные стенки, 25 мм крыша. Перегруз – 211 т («Кристалл»), 178 т («Семаргл»). Вооружение: 2×1×152/45, 6×1×107/50, 4×1×25-мм револьверные пушки Р25, 3×1×381-мм ТА (надводных, 6 торпед).

В 1903 году оба крейсера были переведены на Дальний Восток, с базированием на Николаевск на Амуре. С окончанием навигации 1903 года, перебазированы вместе со всей Сахалинской эскадрой, в Корсаков. В ночь на 26 января 1904 года, во время патрулирования, «Семаргл» торпедировал японский транспорт, устанавливающий минную банку в заливе Анива. С приходом эскадры контр-адмирала Н. И. Небогатова в Корсаков, оба крейсера переведены в эту эскадру. Осуществляли дальнее охранение блокирующей восточное побережье эскадры. Благодаря действиям этих крейсеров, японцам не удалось застать врасплох эскадру устаревших кораблей контр-адмирала Небогатова.

Новики

     В 1898 году было принято решение построить крейсера 2-го ранга нового типа: водоизмещение от 3000 до 4000 тонн, вооружение 8-12 122-152-мм орудий, скорость 25 узлов. Однако прогресс не стоял на месте – корвет с комбинированной силовой установкой уже прорабатывался в МТК. Но генерал-адмирал решил влить «свежую кровь» в российское кораблестроение. Для чего был объявлен конкурс на крейсер 2 ранга для Российского Императорского флота. Собственно такие крейсера уже строились в самой России – это крейсера типа «Кристалл». И строились они не дороже чем за границей. А налоговые отчисления судостроителей, в плане заботы об Империи, делали отечественное кораблестроение более выгодным делом. Но Великий Князь преследовал еще одну, нигде не офишируюмую цель – генерал-адмирал старался занять как можно больше свободных стапелей в мировой кораблестроительной индустрии, исключив возможность закладки на них кораблей для Японии. Негласная гонка морских вооружений между Россией и Японией началась еще в 1896 году. И пренебрегать этим Алексей Александрович не мог. Конечно не все получилось у ВК, но кое, что он все таки сделал. При этом как говорится «убил двух зайцев» – и для себя корабли построил и противнику не дал построить.

     Новые крейсера 2-го ранга должны были выполнять различные боевые задачи –разведка и посыльная служба, защита эскадры от минных (торпедных) атак миноносцев противника, активная поддержка своих миноносцев, участие в рейдерских операциях на коммуникациях неприятеля. Главной особенностью крейсера 2-го ранга должна была быть скорость в 25 узлов, позволявшая скрыться от любого корабля противника. Кроме того такой корабль мог бы «перехватить» отряд вражеских миноносцев, чем сорвать планы неприятеля.

     После рассмотрения всех заявленных проектов, Морским Техническим Комитетом 3 июля 1898 года был одобрен проект крейсера фирмы Schichau. Из-за долгого согласования чертежей между проектировщиками и МТК, и задержек со стороны сталелитейных заводов постройка началась лишь в декабре 1899 года. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, к этому времени крейсер был готов до броневой палубы. На следующий день была произведена официальная закладка второго крейсера (на закладке настоял управляющий Морским министерством П. П. Тыртов 1-й). В 13:00 2 августа 1900 года, первый крейсер «Новик» был спущен на воду. 2 мая 1901 года крейсер вышел на первую семичасовую заводскую пробу под русским национальным флагом. 23 апреля 1902 года корабль завершил официальные испытания на полный ход и 15 мая покинул Данциг, взяв курс на Кронштадт. Второй крейсер «Полкан» спущен на воду 5 мая 1901 года и совершил переход в Кронштадт в январе 1903.

     Корпус крейсеров был сделан из мягкой сименс-мартеновской стали со шпацией в 610 мм, имели полубак и второе дно толщиной до 7 мм в районе машинных и котельных отделений. Форштевень под водой круто выступал вперёд, образуя шпирон. Крейсера имел верхнюю, жилую и броневую палубы, а также трюм. Верхняя палуба крейсеров не имела деревянного настила и покрывалась линолеумом толщиной 6-7 мм, для экономии общего веса. Угольные ямы располагались над броневой палубой вдоль всей длины машинных и котельных отделений. Крейсера имел 17 водонепроницаемых переборок ниже броневой палубы и 9 выше броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления.

     Характерными чертами крейсеров стали боевая рубка из 30 мм никелевой стали и два поперечных мостика в носу и корме. Силуэты кораблей имели три прямые дымовые трубы и одну мачту которая размещалась между второй и третьей дымовыми трубами. Основную защиту крейсера составляла броневая палуба которая была расположена на 0,6 м выше ватерлинии. Её толщина составляла 30 мм, и была сформирована из двух плит толщиной 20 и 10 мм. В носовой части корпуса она, не доходя до тарана на 29,5 м, плавно начинала опускаться, упираясь в форштевень на глубине 2,1 м. В корме снижение начиналось за 25,5 м до  ахтерштевня и доходило до углубления в 0,6 м. На скосах, упиравшихся в борта корабля на 1,25 м ниже ватерлинии, верхний слой был более толстым, их общая толщина составляла 50 мм (15+35 мм). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70 мм гласисы. Щиты орудий имели защиту в 25 мм, боевая рубка – 30 мм (использовалась броня Круппа). Вооружение состояло из восьми 122-мм орудий и четырех пулеметов. Центральная группа орудий монтировалась на балконных выступах. Поэтому, теоретически имелась возможность ведение огня на борт, в нос и корму по пять орудий. Впервые крейсера не вооружались мелкокалиберными пушками, а имели единый калибр орудий. Специалисты МТК пришли к такому решению после анализа проведенных испытаний на отстреле противоминной артиллерии по реальному миноносцу в 1896 году. Дополнительно крейсера были вооружены тремя 381-мм торпедными аппаратами – один носовой и два бортовых. Все ТА были надводными. В общих чертах крейсера характеризовались как лаконичные, лишенные излишеств и имеющие полуспартанские условия обитания. Все было подчинено обеспечению скорости. В РИФ они сразу же получили эпитет: «чехлы для машин» — ярко характеризующие их компоновку.

http://sakhalinmuseum.ru/exhb_id_199.php

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.2

Крейсер II ранга «Полкан»

     Крейсер II ранга «Новик» (Новик – подросток из дворян, детей боярских и городовых казаков в России в 16-17 вв., поступивший на военную службу в 15-18 лет и впервые внесённый в Десятни; так называются и дворяне, прослужившие на государственной службе ряд лет, но ещё не вёрстанные денежным и земельным окладом, и неслужилые. Новики заносились в десятню по дворовому и городовому спискам и внутри них делились по нескольким статьям в зависимости от происхождения, имущественного положения и личных качеств): построен на верфь Шихау, Германия. Начало работ на стапеле – декабрь 1899 года, спуск на воду – 2 августа 1900 года, фактическое вступление в строй –2 августа 1902 года. Полная стоимость – 3,391314 млн. руб..

     Крейсер II ранга «Полкан» (ПОЛКАН – полуконь, славянское мифическое существо – сочетание коня и человека, получеловек-полуживотное из числа берегинь мужского рода. С головы до пояса он имел вид человека, остальное – тело лошади. Он необычайно силен, обладает необычной скоростью бега. Полкан охраняет солнечных коней и стада богов солнца и грома. Имя его происходит от «Пол-конь»): построен на верфь Шихау, Германия. Начало работ на стапеле – 1 марта 1900 года, спуск на воду – 5 мая 1901 года, фактическое вступление в строй – январь 1903 года. Полная стоимость – 3,376221 млн. руб..

     Водоизмещение нормальное – 3080 т, полное – 3190 т, длина по ватерлинии – 109,9 м, полная – 110,5 м, ширина – 12,2 м, осадка – 5,04 м, три вертикальные паровых машины тройного расширения, 12 котлов Шульца-Торникрофта, мощность силовой установки на естественной тяге — 17789 л.с., при форсировании котлов – 19000 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 25,08 уз., при форсировании котлов – 25,6 уз., дальность плавания 3200 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 509 т угля, бронирование (броня хромоникелевая (палуба)+Круппа)  – карапасная палуба – 30 мм, скосы 50 мм, гласис над машинами – 70 мм (сталь), щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 30 мм вертикальные стенки, 30 мм крыша. Недогруз – 280 тонн. Вооружение: 8×1×122/45, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 3×1×381-мм ТА (надводных, 6 торпед).

     18 мая 1902, года после завершения приёмо-сдаточных испытаний, «Новик» прибыл в Кронштадт. 14 сентября 1902 года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова вышел из Кронштадта курсом на Дальний Восток. В декабре 1902 года командиром новейшего лёгкого миноносного крейсера «Новик» был назначен капитан 2-го ранга Н. О. Эссен, который до этого вместе с Макаровым формировал эскадру в Кронштадте, а затем в Ревеле и Либаве. 6 декабря 1902 года, во время стоянки в Пирее (Греция), в командование «Новиком» вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен, который затем перевёл его в Порт-Артур. 2 апреля 1903 года крейсер «Новик» прибыл в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана, которой командовал вице-адмирал О. В. Старк.

     27 января 1903, крейсер «Полкан» прибыл в Кронштадт. 11 августа 1903 года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова, прибыл на базу острова Порос. 24 сентября крейсер «Полкан», в составе эскадры (броненосец «Цесаревич», броненосного крейсера «Ослябя» (с поврежденной обшивкой), крейсера I ранга «Баян» и крейсера II ранга «Боярин»), вышел по направлению на Дальний Восток. 19 ноября 1903 года крейсер «Полкан» прибыл в Порт-Артур.

БояринЪ

     Контракт на постройку третьего крейсера 2 ранга по судостроительной программе «Для нужд Дальнего Востока» был заключен 15 апреля 1899 года. Крейсер, получивший имя «Боярин», был спроектирован по образцу крейсера «Новик» и имел схожие с ним задачи — разведка, посыльная служба и поддержка атак миноносцев. Датский проект значительно уступал проекту фирмы Шихау, строившей «Новик» и «Полкан», и небыл принят СТК в постройку. Однако в эту историю вмешалась вдовствующая Императрица Мария Федоровна, датская принцесса, убедившая Николая II заказать у неё на Родине крейсер для РИФ. Генерал-адмирал, пошел на встречу пожеланиям  завода Бурмейстер ог Вайн. Но ему не хотелось давить на МТК и управляющего Морским министерством адмирала П. П. Тыртова (который был против датского крейсера), и ВК Алексей Александрович вложил в этот проект собственные средства. Не поскупилась сама Мария Федоровна и её многочисленные родственники. По сути, крейсер «Боярин» строился на пожертвования. Экс-министр финансов Витте не преминул воспользоваться ситуацией – он обвинил ВК в казнокрадстве и потворстве вдовствующей Императрице. То есть разорению казны в угоду матери императора. Была назначена следственная комиссия, которая установила «… казенные средства на постройку крейсера «Боярин» не использованы. Генерал-адмирал и Императрица Мария Федоровна выплатили собственные денежные средства…» Комиссия обнародовала доход Алексей Александровича за пять предыдущих лет, с указанием объекта дохода и уплаченных налогов в казну – естественно с согласия самого Великого князя. После чего, итак померкшая звезда Витте, закатилась окончательно. Этот процесс еще сильнее подхлестнул деловые усилия Романовых – финансовая независимость от двора прельщала многих. Вложение денег в промышленность стала модным и в среде обывателей.

     Главными недостатками датского проекта были недостаточный боезапас орудий главного и противоминного калибра, а также отсутствие: помещений для динамо-машин, центрального поста над боевой рубкой, носового погреба для боезапаса противоминной артиллерии. Кроме того, отрицательной стороной проекта была необеспеченность продольной прочности корабля. Устранение всех этих недостатков на стадии проектирования повлекло за собой рост водоизмещения — до 3585 тонн вместо 2600 проектных и к уменьшению скорости до 22 узлов. Тем не менее, генерал-адмирал внес дополнительные изменения, в результате корабль стал совершенно другим. Снижение проектной скорости ВК не смущали – он задумал к установке на крейсер «Боярин» комбинированной СУ, которая должна компенсировать недостающую мощность. Единственное, что его смущало – отсутствие возможности сохранить в тайне достижения России в этой области, при условии монтажа установки в Дании. И он придумал оригинальный ход – на крейсере должна быть установлена машина экономического хода, с приводом на оба гребных вала посредством редукторов. Редукторы и машина экономического хода должны быть российского производства. Паровая машина экономического хода, согласно контракту, должна быть смонтирована уже в России. Датчане не поняли зачем все это, но перечить не стали – «легенда» всех удовлетворяла. Тем более, что оплата за проект не заставила долго ждать. Вооружение крейсера менялось радикально – требовалось разместить десять 122-мм пушек. Кроме того требовалось установить четыре надводных торпедных аппарата. Установка противоминной артиллерии не планировалось.

     Официальная закладка состоялась 24 сентября 1900 года. 26 мая  1901 года состоялся спуск «Боярина» на воду. После спуска крейсера, его командиром был назначен капитан 2 ранга В. Ф. Сарычев, вернувшийся недавно из Китая после участия в подавлении Боксерского восстания. 6 октября 1902 года «Боярин» прибыл в Кронштадт, где был поставлен на ремонт. 21 марта ремонт (установка турбин) был окончен и начались новые ходовые испытания. Завершенные успешно в августе. После чего совершил переход на остров Порос и в составе эскадры 19 ноября 1903 года прибыл в Порт-Артур.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.2

Крейсер II ранга «Боярин»

     Крейсер II ранга «Боярин»: построен на верфи Бурмейстер ог Вайн, Дания. Начало работ на стапеле – 1 декабря 1899 года, спуск на воду – 26 мая 1901 года, фактическое вступление в строй – май 1903 года. Полная стоимость – 3,476956 млн. руб..

     Водоизмещение нормальное – 3515 т, полное – 3865 т, длина по ватерлинии – 111,2 м, полная – 112,5 м, ширина – 13,14 м, осадка – 5,3 м, два турбопоршневых агрегата системы Иванова (две четырехцилиндровые вертикальные паровых машины тройного расширения + две турбины Парсонса-Иванова, сопряженные через редуктор на два вала), 16 котлов Бельвиля, мощность силовой установки на естественной тяге – 13535 л.с (мощность паровых машин – 11186 л.с.), при форсировании котлов – 15951 л.с. (мощность паровых машин – 12864 л.с.), максимальная скорость (без турбин) – 22,2 уз., при использовании турбин – 24,99 уз., скорость на турбинах (без использования паровых машин) – 14,46 узла, дальность плавания 3600 миль на 10 уз (3900 миль на 14 узлах – турбинный ход), при полном запасе топлива – 700 т угля, бронирование (броня хромоникелевая+Круппа)  – карапасная палуба – 38 мм, скосы 51 мм, гласис над машинами – 51 мм (сталь), палубный настил, соответственно оконечности и средняя часть – 6,2/9,3 мм, элеваторы боезапаса – 25 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 76 мм вертикальные стенки, 25 мм крыша. Перегруз – 103 тонны. Вооружение: 10×1×122/45, 2×1×7,62-мм пулемета М95, 4×1×381-мм ТА (надводных, 8 торпед).

Жемчуг и компания

     В ноябре 1899 года МТК приступил к рассмотрению перспективного проекта крейсера 2 ранга, для постройки на отечественных верфях. Конечно, все видели эти корабли как клоны «Новика». Однако скрупулезное рассмотрение выявило один большой недостаток немецкого проекта. Адмиралтейский коэффициент «Новика» равнялся 191,3. В то время как «Боярин» имел его 241,2. Получалось, что проектировщики фирмы Шихау просто впихнули большие и мощные машины в более-менее подходящий корпус и не заморачивались приличными обводами. Датчане же наоборот, спроектировали добротный корабль. Простые прикидки показали – при машинах равной мощностью с «Новиком», «Боярин» можно разогнать до 27 узлов. Было принято решение о проектировании крейсера, для постройки на отечественных верфях, на основе «Боярина», но с учетом всех проектов представленных к конкурсу. Генерал-адмирал настоял на использовании опыта постройки «Светлан» — в частности наличие противоосколочного пояса. Ну и конечно же силовая установка проектировалась как комбинированная – поршневая машина и утилизационная турбина системы Парсонса-Иванова, сопряженные на один вал посредством редуктора.

     Всего было построено три крейсера: «Жемчуг», «Изумруд» и «Алмаз». Конструктивно корабли представляли из себя немного увеличенный «Боярин», но архитектура была выбрана по типу старых фрегатов «Память Азова» и «Дмитрий Донской». Историки утверждают, что такая компоновка нравилась генерал-адмиралу в силу его приверженности к парусному флоту. Однако есть мнение, что это делалось для улучшения мореходности. Высокий борт, при свежей погоде, повышает мореходность значительно. Расположение вооружения соответствовало крейсеру «Боярин». Правда пушки в оконечностях установили шестидюймовые.  Бортовую артиллерию установили в казематах с легкой 25 мм бронировкой. 122-мм пушки устанавливались на специальных казематных станках. Паровые машины и котлы приняли по типу крейсера «Новик». Бронирование было выполнено по типу крейсера «Светлана» — карапасная палуба со скосами и легкий противоосколочный пояс. В следствии всех нововведений водоизмещение выросло и перевалило через отметку в 4000 тонн. Однако скорость не снизилась – сказалась установка более мощных машин.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.2

Крейсер II ранга «Жемчуг»

      Крейсер II ранга «Жемчуг»: построен на верфи Невского завода, в большом железном эллинге, стапель № 1. Начало работ на стапеле – 19 февраля 1900 года, спуск на воду – 14 августа 1902 года, фактическое вступление в строй – 14 сентября 1903 года. Полная стоимость – 3,549848 млн. инвестиционных руб.

     Крейсер II ранга «Изумруд»: построен на верфи Невского завода, в большом железном эллинге, стапель № 2. Начало работ на стапеле – 2 апреля 1900 года, спуск на воду – 9 октября 1902 года, фактическое вступление в строй – 24 сентября 1903 года. Полная стоимость – 3,549848 млн. инвестиционных руб.

     Крейсер II ранга «Алмаз»: построен на верфи Балтийского завода, в открытом стапеле. Начало работ на стапеле – 4 апреля 1900 года, спуск на воду – 19 октября 1902 года, фактическое вступление в строй – 4 ноября 1903 года. Полная стоимость – 3,5278552 млн. инвестиционных руб.

     Водоизмещение нормальное – 3955 т, полное – 4355 т, длина по ватерлинии – 112,2 м, полная – 112,6 м, ширина – 13,14 м, осадка – 5,64 м, два турбопоршневых агрегата системы Иванова (две четырехцилиндровые вертикальные паровых машины тройного расширения + две турбины Парсонса-Иванова, сопряженные через редуктор на два вала), 12 котлов Нормана, мощность силовой установки на естественной тяге – 16750 л.с, при форсировании котлов – 18290 л.с., максимальная скорость (без турбин) – 22,29 уз., при использовании турбин – 25,62 уз., скорость на турбинах (без использования паровых машин) – 14,92 узла, дальность плавания 3800 миль на 10 уз (4100 миль на 14 узлах – турбинный ход), при полном запасе топлива – 800 т угля, бронирование: (броня хромоникелевая+Круппа) – легкий, противоосколочный  пояс по ВЛ 2,4 м ширины с 1,24 м утончается к нижней кромке – в центре (протяженность 76,3 м (68%)) 102/76 мм, траверзы – 102 мм, карапасная палуба – 38 мм, скосы 51 мм, гласис над машинами – 63,5 мм (сталь), палубный настил, соответственно оконечности и средняя часть – 6,2/9,3 мм, элеваторы боезапаса – 25 мм, казематы на батарейной палубе 25 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 76 мм вертикальные стенки, 25 мм крыша. Перегруз – 67-83 тонны. Вооружение: 2×1×152/45, 8×1×122/45, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 4×1×381-мм ТА (надводных, 8 торпед).

     В январе 1904 года все три крейсера совершили переход в Персидский залив и присоединились к эскадре контр-адмирала Вирениуса. В составе эскадры прибыли на Дальний Восток.

Бриллиант

     Появление турбинного крейсера 3 ранга, определило путь дальнейшего развития кораблестроения. Турбинная силовая установка позволяла строить более компактные и маневренные корабли. В котельном оборудовании появились котлы смешанного типа, работающие как на угле, так и на нефти. Не преминули появиться и котлы с чисто нефтяным отоплением. Что-ж, прогресс не стоит на месте: новая энергетика – новые корабли. «Бриллиант» начали проектировать в 1903 году, но заложили к постройке только в 1905 – с учетом опыта Русско-Японской войны. Вступил в строй он уже как легкий крейсер-скаут.

     Конструктивно корабли серии «Бриллиант» были дальнейшим развитием «Боярина» и «Жемчуга». Правда внешний вид их изменился радикально. Вооружение крейсеров состояло из двенадцати стотридцатимиллиметровых пушек и двух двухтрубных палубных поворотных торпедных аппаратов. В оконечностях артиллерию разместили по типу крейсера «Забияка II» – линейно-возвышенно, из-за чего в бортовом залпе участвовало 6 орудий. Крейсера типа «Бриллиант» строились на семи верфях: Невским заводом, Балтийским заводом, Обществом Путиловских заводов, Николаевский завод НАОС, Архангельское Адмиралтейство, верфь в Николаевске на Амуре и Владивостокский завод в Большом Камне. Корабли были в постройке до 1922 года. Для Российского флота построено 12 единиц. Еще 28 построено на экспорт: 6 для Китая, 2 для Бразилии, 4 для Аргентины, 4 для Чили, 2 для Таиланда, 2 для Греции, 2 для Болгарии, 4 для Ирана и 2 для Египта. Корабли варьировались по типу котлов, мощности СУ и вооружению. Все они постоянно модернизировались. Удачные корабли долго оставались в строю. Российские «Бриллианты» пошли на слом только в 1957 году. Иностранцы прослужили еще дольше.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.2

Крейсер II ранга «Бриллиант»

     Водоизмещение нормальное – 3955 т, полное – 4305 т, длина по ватерлинии – 125,0 м, полная – 125,8 м, ширина – 14,6 м, осадка – 5,64 м, два ГТЗА системы Иванова, 16 котлов Ярроу, мощность силовой установки на естественной тяге – 38122 л.с, при форсировании котлов – 42182 л.с., максимальная скорость без форсировки котлов – 32,17 уз., при фосировании котлов – 34,12 уз., экономическая скорость – 14 узлов, дальность плавания 4500 миль на 14 уз, при полном запасе топлива – 500 т угля и 200 т нефти, бронирование: (броня хромоникелевая+Круппа) – легкий, противоосколочный  пояс по ВЛ 2,4 м ширины с 1,24 м утончается к нижней кромке – в центре (протяженность 82,2 м (65,8%)) 76/51 мм, в оконечностях (34,2 %) – 51/37 мм, карапасная палуба – 51 мм, скосы 63,5 мм, палубный настил – 12,7 мм, элеваторы боезапаса – 37 мм, щиты орудий – 37 мм, боевая рубка – 102 мм вертикальные стенки, 37 мм крыша. Перегруз – 26 тонн. Вооружение: 8×1×130/55, 4×1×25-мм автоматических пушки АК25, 2×2×457-мм палубных, поворотных ТА (8 торпед), 100 мин заграждения.

     Для Российского Императорского флота построено 12 единиц: «Янтарь», «Яхонт» (Балтийский флот), «Топаз», «Турмалин» (Черноморский флот), «Бриллиант», «Сапфир», «Александрит», «Рубин» (Северный флот), «Аметист», «Берилл», «Опал» и «Малахит» (Тихоокеанский флот).

Оптимистичный вариант

     Думаю, что «Кристалл» и «Семаргл» особых вопросов не поднимут. СУ обычная паровая машина с обычными паровыми котлами. Ну да опять впихнул не впихуемое, но не особо трудно было. С «Новиком» и «Полканом» тоже заморочек много не будет. Собственно изменений там мизер – вооружение да сам «Полкан». Возможности «Вулкан» я не знаю – не получилось выяснить. Поэтому заложил там же и с небольшим разрывом по времени. Был вариант этот корабль заложить на «Ансальдо», но поостерегся – итальяноперо могли превратить достойного «бюргера» в «синьора» и совсем не в такого какой нам надо. Да и сами немцы могли воспротивиться такому повороту событий – конкуренция вещь жестокая.

     Ну вот, поэтому начнем с многострадального «Боярина». Убираем комбинированную СУ. Для более-менее нормальной скорости, нам нужно впихнуть мощную СУ – расчеты показывают, что для 25 узлов потребуется примерно 16 килопони. 12 котлов Нормана такую мощность обеспечить способны. Будем считать, что датчане котлы заказывали у «Вулкан», а машины в Англии. Но вот в родной «Бояринский» корпус такая СУ не ставится. Поэтому пробуем её в наш, увеличенный для комбинированной СУ – собственно входит впритирку. Рисовать не буду. Там три КО по 10,4 м + МО 15,8 м. С шириной корпуса в 13 м и длиной в более чем 112 м – опять получился «чехол для машин». Что-ж – такова планида у таких кораблей. Скорее всего, одно КО придется перенести в корму – за МО. Так как сильно сместившиеся машины к винтам прилепить красиво не получится. По сути, получается увеличенный «Кристалл», но посимпатичнее. По вооружению «Боярина» можно спорить долго и плодотворно. Но на сайте об него уже столько копий сломано, что наверное никому уже и не интересно. Ну вот, теперь «Жемчуги». Я выбрал прототипом для них «Боярин», а не «Новик» по простой причине – «Боярин» имеет более лучшие обводы и позволяет с меньшими затратами достичь той же скорости. А так как по конкурсу скорость была главным козырем, то её и будем достигать. По расчетам нужно минимум 18,5 тыс л.с. на форсировке. Если ставить котлы Нормана по типу минного крейсера «Украина» – вполне хватит. Но вот можно ли «впихнуть» паровую машину такой мощности в этот корпус – затрудняюсь ответить. Второй вопрос – а где мы такую машину сделаем? Вернее кто её сможет сделать? Ведь машина нужна не особо тяжелая (не как на броненосцах) и не особо легкая как на «Новике». Машина нужна примерно как на РеИ «Богатыре». Тоесть изготовитель должен имеет наработки и опыт проектирования-производства таких машин. Получается, что для этого нам нужно обратиться либо к англам, либо к немцам, что в принципе до начала войны не проблема. С англами начнутся проблемы, когда война начнется, поэтому «падаем на колени» перед немецким машиностроением. По прикидкам (которые могут быть ошибочными) – такие корабли возможны. Почему ошибочными могут быть прикидки – вес и габариты машин можно только предположить – прикинуть в расчетах. А предположение и есть ошибка. Кроме того «поплывут» и все остальные параметры: дальность хода, запас снарядов, автономность корабля, броневая защита – ведь на чем то нужно будет экономить. Вес СУ и её габариты много чего изменят.

     И все же, закончу на оптимистичной нотке: «Корабли таких размеров и с такими ТТХ – возможны. Как говорил коллега arturproetor – «у нас тут не кораблестроительный кружок», поэтому кому не нравится комбинированная СУ, считайте, что её там нет. Вместо комбинированной СУ простая паровая машина, ну правда весьма мощная». От приведенных скоростных данных отнимаем 0,5 узла и все. Визуализация вещь индивидуальная и можно перерисовать как душе угодно. Как по мне – я зациклился на комбинированной СУ. Нравится она мне сама и корабли тоже.

Подписаться
Уведомить о
guest

104 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account