Великая победа флота II Рейха в сражении при Скагерраке. Альтернативные линкоры «Байерн» и «Баден»
История эта началась в конце сентября 1912 года в охотничьем имении кайзера Вильгельма II, замке Роминтен. В перерывах между охотами решалось, какими быть будущим линкорам Гохзеефлотте. Кайзеру и руководителям германского флота было уже ясно, что даже догнать по числу дредноутов англичан не удастся, у Германии просто нет финансовых и времЕнных возможностей, чтобы сравняться с основным противником на море в ближайшее время, а вероятность войны в недалёком будущем становилась всё очевидней.
Гросс-адмирал Тирпиц приехал к кайзеру с предложением установить на вновь проектируемые линкоры пушки по возможности самого крупного калибра – 406 мм. Но при двухорудийных установках таких орудий, водоизмещение и, следовательно, стоимость новых линкоров выходили за рамки закона о флоте, с таким трудом проведённого в свое время через Риксдаг (парламент). Оставалось по сути два варианта: уменьшить калибр орудий (с чем был категорически не согласен Тирпиц), или ввести в германском флоте трёхорудийные башни (с чем был не согласен Г. Гердес – начальник управления вооружений флота). Тирпиц, вместе с управлением кораблестроения, настаивал на проекте с тремя трёхорудийными башнями максимально возможного калибра (40,6 см). Проект был составлен группой инженеров-проектировщиков во главе с советником военно-морского кораблестроения Германом Пэхом. Именно этот проект горячо обсуждался Тирпицем и Вильгельмом II-ым. Получалось, что только используя проект линкора с трёхорудийными башнями ГК, можно было получить наиболее мощный по бронированию и вооружению корабль, который укладывался в заветные 28 000 тонн водоизмещения, а значит, и в отведенные законом о флоте расходы.
Кайзеру проект понравился – это было то, что нужно для того, чтобы, отставая от Англии в количестве дредноутов, резко превзойти Гранд Флит в качестве основных боевых единиц, сделав все английские линкоры глубоко устаревшими одним махом.
Вильгельм II настаивал только на одном: орудие ГК и трёхорудийная башня должны пройти испытания до закладки линкоров, Тирпиц в ответ предложил вести подготовку строительства кораблей в той части, которая не потребует изменений и во многом перейдет на новые линкоры с предыдущих линейных кораблей (это в основном касалось турбин, котлов и другого оборудования, а также металлического проката). Кроме того, можно было заранее вести подготовку стапелей и оборудования верфей для строительства новых кораблей.
Кратко, проект обладал следующими особенностями (не считая артиллерии ГК в 3 башни по 3×40,6-см орудий):
– Принятие способа постановки в док на поперечные оси судна блоки позволяло отказаться от тяжёлой и сложной килевой балки (за исключением оконечностей) в конструкции корпуса, последняя заменялась лёгкой и прочной ячеистой плитой с высотой междудонного пространства в 1,2 метра;
– Из шести вариантов 40,6 см орудий, предложенных Круппом, было выбрано орудие с длиной ствола в 45 калибров с «лёгким» стволом, позволявшим выстреливать 919-кг снаряд с н/с 780 м/с и расчётно пробивавшем 350 мм КЦ брони с дистанции 18 000 м;
– Для ликвидации дифферента на нос пришлось удлинить корпус в носовой части на два шпангоута, при этом незначительно уменьшилась осадка (на 30 мм);
– Произошёл частичный пересмотр схемы бронирования. Теперь ГП набирался из плит одной толщины – 350 мм по всей высоте. Вводилась главная броневая палуба в уровне верхней палубы, толщиной 80 мм вне каземата и 60 мм внутри каземата 150-мм пушек, из-за опасности пролома тяжёлыми снарядами тонких палубных листов (30–40 мм) даже с относительно небольших дистанций боя (50–60 кбт). Последнее мероприятие также позволяло сэкономить вес барбетов ниже верхней палубы;
– Сокращение расстояния между крайними точками барбетов концевых башен на 1,2 м позволило разделить отсеки бортовых подводных торпедных аппаратов поперечной переборкой и уменьшить вдвое затопляемые от одной пробоины объёмы этих отсеков;
– Было усилено подкрепление за ГП, т.к. стойки из 25-ого швеллера не могли адекватно держать удар тяжёлых 13,5″ британских снарядов, даже не пробивших бронеплиту пояса. Также было введено подкрепление скоса палубы в виде 20-ого швеллера на каждом шпангоуте (не имевшееся ранее вообще).Эти мероприятия вызвали увеличение веса корпуса на 46 тонн.
Последние три пункта рассматриваются относительно ЛК с четырьмя двухорудийными башнями, при калибре орудий в 38 см.
Несмотря на решение кайзера, ещё несколько месяцев шли инстанционные дебаты по поводу ГК будущих линкоров, закончившиеся, когда фирма Круппа твёрдо заявила, что проекты орудия ГК и трёхорудийных установок готовы и в успешной их реализации нет никаких сомнений.
В начале 1913 года также сложная ситуация сложилась с заказом линкоров верфям-строителям. Верфи, из-за низкой прибыли от заказов военно-морского флота, желали увеличить цену и вступили в сговор. Тирпиц же хотел, путём административного нажима, принудить верфи к снижению цен и принятию условий морского ведомства. Но одна из фирм-строителей кораблей для германского флота, «Ховальдсверке», испытывавшая наибольшие финансовые трудности, фактически вышла из стачки подрядчиков, частично согласившись с ценой на новые линкоры в варианте морского министерства; кроме того, она обещала сдать для испытаний один ЛК через 36 месяцев, а второй через 38 месяцев после закладки. В результате длительных переговоров цены на линкоры были даже повышены относительно первоначальных, причем на довольно значительную сумму.
В начале декабря 1913 г. оба линкора были заложены на стапелях «Ховальдсверке» в Киле. В январе-феврале 1916 г. корабли были переданы флоту для испытаний и вступили в строй в мае того же года. Причём, экипажи для новых линкоров были набраны из лучших специалистов старых линкоров-броненосцев II-ой эскадры (выведенной по этому случаю в резерв), а также небольшого числа опытных моряков с других действующих кораблей, в т.ч. и первой линии.
Бой при Скагерраке
К 31 мая 1916 г. наконец удалось заменить холодильники на ЛК «Кёниг Альберт», и ФОМ был готов начать поход к Скагерраку.
Первая фаза боя ничем не отличалась от РИ, в результате этой части боя германскими линейными крейсерами были потоплены два английских ЛКР «Куин Мэри» и «Индефатигебл».
Ещё в конце первой фазы боя, в-адм. Шеер приказал «Байерну» и «Бадену» (БиБ) обогнать впереди идущие ЛК 5-ой дивизии (4 ЛК типа «Кёниг»). БиБ, развив максимальный ход, оказались во главе строя линкоров к моменту встречи с английским Флотом линейных крейсеров.
После поворота на юг всех трёх эскадр английского Флота линейных крейсеров, в бой с ними вступили, не считая германских ЛКР, БиБ и головные ЛК 5-ой дивизии германских ЛК. БиБ открыли огонь по концевым кораблям британской 5-ой эскадры – «Уорспайту» и «Малайе». Как обычно, пристрелявшись быстрее противника, БиБ начали раз за разом накрывать концевые британские ЛК. В первые двадцать минут боя противники по несколько раз попали друг в друга, на «Малайе» от попадания двух снарядов в батарею 6″ пушек возник большой пожар. Британские корабли, пользуясь превосходством в скорости, постепенно резали курс германским кораблям, стараясь выйти из под обстрела кормовых орудий последних, но одновременно с этим сокращалась и дистанция. Первые серьёзные два попадания ЛК «Малайя» получил вскоре после 17 ч 20 мин: и если первый снаряд, пробив пояс и скос, разорвался сразу за ним, то второй достиг второго КО, где успешно и разорвался, выведя из строя первые два КО. «Малайя», снижая ход, ещё какое-то время шла в строю, но в результате обстрела нагонявшими ЛК-ами 5-ой германской дивизии отклонилась влево, пытаясь увеличить дистанцию.
Примерно в это же время «Уорспайт» получил 40,6-см снаряд с «Байерна» в пояс, напротив переборки между МО и КО отделениями. Снаряд, под углом с кормы, прошёл через турбинное отделение правого борта и разорвался в кормовом КО, почти полностью лишив британский ЛК хода.
Немного позднее на ЛК «Вэлиант», пытавшемся отвернуть вправо , чтобы избежать очередного накрытия снарядами противника, заклинило руль. И ЛК, описывая циркуляцию в сторону противника, подвергся сосредоточенному обстрелу с относительно небольшой дистанции восемью кораблями 5-ой и 1-ой дивизий ЛК немцев. Роковую роль для «Вэлианта» сыграло попадание германского снаряда на стыке кормовых КО-ий. Позднее все три концевых английских ЛК были потоплены германскими ЭМ-цами.
В конце этой фазы боя от огня БиБ пострадали ЛК «Бархэм» и ЛКР «Нью Зилэнд», причём у последнего было выведено из стоя рулевое управление 40,6 см снарядом, пробившим 2″-ю палубу над рулевым отделением.
В начале третьей фазы боя германские ЛКР на короткой дистанции встретились с английскими БРК 1-ой эскадры крейсеров к.-адм. Арбэтнота. В результате короткого боя два БРК были потоплены.
Через несколько минут после этого, головные германские корабли Шеера и Хиппера оказались в центре дуги развертывавшегося ГФ. Хиппер тут же резко повернул вправо, а затем на обратный курс, – последовательно.
Шеер же, шедший немного сзади своих ЛКР, сначала уклонился влево, но затем, оценив обстановку, приказал выполнить поворот «двойным веером» почти на обратный курс, в результате чего ЛК обеих сторон легли на почти параллельные курсы, идя на юго-запад.
Теперь БиБ оказались концевыми, напротив них находилась 6-я дивизия английских ЛК. Это были очень слабые корабли для того, чтобы выдержать попадания 40,6-см снарядов. Примерно около 19 ч противники в разрыве тумана увидели друг друга, и завязался бой. Ещё через десять минут на головном британском ЛК «Колоссус» произошёл взрыв носовых погребов б/з, в результате ЛК ушёл носом в воду за считанные минуты. Несколькими минутами позднее снаряд, влетевший во второе КО ЛК «Сент-Винсент», вывел из строя две трети котлов и ЛК был вынужден выйти из боя и скрыться в тумане.
Далее, обе враждующие стороны накрыло туманной дымкой и противники потеряли друг друга из вида. В это же время, временами шёл бой между головными кораблями обоих эскадр, в голову германских сил подтянулась отставшая ранее 2-ая дивизия германских ЛК в составе самых первых кайзеровских дредноутов и вступила в перестрелку с головными британскими ЛК-ами. ЛКР Хиппера, наоборот, вышли из боя в связи с тяжёлыми повреждениями, но всё же находились в голове флота, потопив ранее британский ЛКР «Инвинсибл».
После потери контакта с английскими ЛК-ами, Шеер приказал 7-ой (БиБ) и 5-ой дивизии (ЛК типа «Кёниг») повернуть все вдруг на четыре румба влево и сократить дистанцию с линией противника. Примерно через 15 минут после этого из дымки, слева, показались остатки британской 5-ой дивизии. ЛК-ы Шеера легли на параллельный курс и открыли огонь, противник отвечал. Вскоре к перестрелке присоединились ЛК-ы 6-ой дивизии англичан. «Коллингвуд» и «Нептун» не смогли долго продержатся под огнём всесокрушающих германских орудий ГК: первый получил снаряд в турбинные отделения правого борта и, отставая, вышел из боя, второго разорвало почти пополам, от взрыва погребов башни ГК правого борта.
На авансцену боя вступила 6-ая британская дивизия, во главе с ЛК «Мальборо» (в конце этой части боя к ним присоединился и ЛК «Бархэм»). Против них было четыре «Кёнига» и два «Байерна». Силы были явно не равны, и британские корабли жестоко пострадали. У «Геркулеса» взрывом б/з оторвало корму и он через несколько минут после этого затонул, остальные получили серьёзные повреждения: «Мальборо» получил снаряд в носовую кочегарку, на «Ривендже» были затоплены ряд отсеков правого борта и имелся крен. «Эджинкорт» разорвало пополам от взрыва погребов средних башен, оставшиеся на плаву половины были позднее потоплены германскими ЭМ-цами. «Мальборо» и «Ривендж» от потопления артиллерийским огнём спасла наступившая темнота. Но в первой же ночной атаке германских ЭМ-цев, первый получил две торпеды в центр корпуса, а второй одну и очень удачно для британцев, в борт противоположный тому, на который имелся крен от последствий попаданий 40,6-см германских снарядов. С большим трудом, полузатопленные, оба ЛК благополучно пришли в порт.
Тем временем, ушедшие немного вперёд 13 германских ЛК-ов сражались до самой темноты с четырьмя дивизиями британских ЛК-ов. Здесь преимущество было за более тяжёлыми английскими снарядами. Но в целом бой закончился примерно равными повреждениями с обоих сторон из-за низкого качества британских снарядов.
Уже в темноте Шеер приказал всем линкорам и ЛКР лечь на западный курс, чтобы выйти из под атак английских ЭМ. В середине ночи германские корабли взяли курс на север, к проходам в минных полях, ведущим в базы флота. Ночью происходили столкновения лёгких сил, не приведшие к потерям среди крупных кораблей.
Т.о. «Гохзеефлотте» удалось одержать безоговорочную победу в сражении при Скагерраке. А на очереди было присоединение к силам ФОМ спешно достраивавшегося ЛКР «Гинденбург» с 40,6-см орудиями ГК в трёхорудийных башнях. Ожидалось также, что осенью войдет в строй третий линкор типа «Байерн».
При написании сего, исключительно правдивого опуса использовались :
- схемы повреждений британских ЛК с сайта Цусима (Джакар),
- книги следующих авторов: Титушкина С. И. «Линейные корабли типа «Байерн» и Виноградова С. Е. «Супердредноуты Второго Рейха «Байерн» и «Баден».