2

«— Господа, предлагаю пари! — заявил Атос. …трое моих товарищей — господа Портос, Арамис и д’Артаньян — и я позавтракаем в бастионе Сен-Жерве и продержимся там ровно час, минута в минуту, как бы ни старался неприятель выбить нас от туда.

— Помилосердствуй, — шепнул д’Артаньян на ухо Атосу, — ведь нас убьют!

— Нас еще вернее убьют, если мы не пойдем туда, — ответил Атос». (с)

                                                                                               А. Дюма. «Три мушкетера».

 

Честно говоря, с одной стороны мне не доставляет особого удовольствия писать подобные статьи. С  другой, как уже давно заметили, plus stricto mendax offendit lingua mucrone. А по сему, и выбора то особого нет.

Кроме того настораживает тенденция.  Мы пытаемся писать серьёзные альтернативы по истории флота, но когда  нас банально разводят в этой теме, уподобляемся Элочке-людоедочке. Максимум: «Мрак! Жуть! Кррррасота! Железно!». И со вздохом: «Не копенгагены мы! Но колоссально!».

Писать альтернативы мы, стало быть, компетентны. А разобраться в случае необходимости, увы… А народ читает и делает выводы.

Ну ладно, принципиально разные уровни знаний и видимая сложность в проверке утверждений. Но когда нас кидают на значительно низком уровне, там где проверка не составляет никакого труда, это уже ни в какие ворота не лезет. Полчаса для «Варяга».

В Васюках Остапа били, не смотря на развернутые им перспективы, мы же продолжаем внимать. Не ужели нам предлагаются более грандиозные прожэкты? Хотя да – пнуть мертвого льва, это того … «Мрак! Жуть! Кррррасота!»

Однако к барьеру господа.

  1. Начнем собственно с гениального плана побега прорыва. План прост и совершенен. Бежим, бежим и бежим очень быстро. Всё. Японцы начинают хоть как-то реагировать минут через двадцать. Когда «Варяг» пробегает уже мимо Йодолми. В общем, ловите конский топот. Однако… В реале японцы сразу засекли выход крейсера и уже через семь минут «Асама» расклепал якорную цепь и начал движение. У автора на то же самое время «Асама» как стояла, так и стоит на якорях. Да и остальные японские крейсера – ноль реакции. Дальше можно и не разбирать. Начни «Асама» движение как в реальности, и в 12.25 она окажется поперек курса «Варяга» и перед ним на дистанции пистолетного выстрела, на этом аттракцион можно считать завершенным. А там ведь ещё несколько японских крейсеров, и тот же  «Чиода» способен разогнаться до 21 узла, против 19 у «Асамы».
  2. «Швидкость! Я – швидкость!». Скорость крейсера «Варяг» принимается автором за 21.5 узла. Именно принимается, а не рассчитывается. К этому прибавляются 2-2.5 узла «попутного» течения. В результате скорость при прорыве принимается (опять принимается) за 24 узла. То, что течение за все время является попутным только порядка семи минут, автором просто игнорируется. То ли по его собственной наивности. То ли потому, что такими он считает (и не без оснований) читателей. В общем, еще откровенно не соврал, но близок к этому. А вот дальше просто и незатейливо врет. В подтверждение возможности движения по фарватеру с такими скоростями, автор ссылается на то, что в реальности русские и японские корабли и так маневрировали на этом фарватере со скоростями 18-20 узлов. В подтверждение ссылается на рапорт командира «Асамы». Но это легко проверяемо и там не более 15 узлов за весь бой вообще, а про скорость на фарватере – совсем ничего. Так что – врет, причем нагло. Рассчитывая скорость «Варяга» на ретираде в 20 узлов, принимает расстояние от поворота на рейд до места якорной стоянки в 78 кабельтовых. Можно было бы принять за случайную ошибку, но схеме самого автора это расстояние едва превышает три им же собственноручно отмеренных отрезка по пять минут и 20 кабельтовых. То есть врет и ни разу не краснеет. Потом, оправдываясь, начинает к 60 кабельтовым приплюсовывать «встречное» течение, опять забывая, что большую часть маршрута оно «дует» поперек фарватера. Хорошо ещё про встречный ветер не написал. В реальности же самые оптимистичные прогнозы – это 16 узлов для «Варяга» длительно, и 20 узлов на пару часов без гарантии целостности котлов и механизмов.Вечность для крейсера.
  3. Автором полностью игнорируется то, что было до начала прорыва и то, что будет после. Что с «Корейцем» и «Сунгари»? Просто брошены на произвол судьбы? Вместе с экипажами и персоналом посольства? Уничтожены? Если да, то этот процесс будет запросто замечен японцами, и крейсер они будут просто ждать на фарватере, не утруждая себя расклёпыванием якорных цепей в спешке. Короче, этот сложный этический и тактический момент в глубоком игноре. Ну ладно. Убежал «Варяг» от Йодолми. И еще полтора часа продержит свои 21.5 узла. И не будут его японские миноносцы атаковать. И другие японские крейсера груши не знамо чем околачивають. Но вот держать с ним визуальный контакт они будут. И за эти полтора часа имея преимущество в скорости в 2.5 узла «Варяг» оторвется от «Асамы» где-то на 4 мили, продолжая находиться в зоне досягаемости её главного калибра. А потом его машинам настанет закономерный кирдык. И «Варяг» оказывается в ситуации, охарактеризовав которую «как у афроамериканца в дупле», мы будем излишне оптимистичны. Это не считая возможности, что при прохождении строя японских кораблей русский крейсер и так может получить фатальные повреждения и его скорость упадет уже тогда, у острова Йодломи.
  4. Теперь собственно стоит поговорить о реальных результатах реального боя у Чемульпо. Даже если не считать, что «Асама» весьма странно пропадает на пару месяцев. В боях у Артура визуального контакта с ней русские корабли не имеют. Под Владивосток приходят ПЯТЬ японских броненосных крейсеров, вместо шести. Японцы настаивают на том, что «Асама» там была, а вот однотипная ей «Токива» нет. А на перехват отряда Вирениуса даже по японским данным «Асама» не выходила. Вопрос спорный и уже не один год. Что же бесспорно? Японцы посрамлены. Международные нормы нарушили, эскадрой с одним крейсером справиться не смогли. Русские благородно вышли на бой, хотя могли этого не делать. Как мушкетеры Дюма продержались под сильным огнем неприятеля длительное время, продемонстрировали флаг и тезис «русские своих не бросают», флага перед превосходящим противником не спустили и своими кораблями распорядились самостоятельно. При этом ухитрились дважды опустить адмирала Уриу ниже плинтуса. Первый раз самим фактом выхода на бой. Второй раз – сумев вернуться после боя в нейтральный порт. По международным нормам «Варяг» мог теперь находиться там до полного устранения повреждений. Но Руднев всему миру продемонстрировал, что веры японцам после их ультиматумов никакой, и «Варяг» ушел на дно. Причем достаточно капитально. Исключив возможность его поднятия и введения в строй в ходе войны. Не рассматривая даже возможности интернирования корабля, Руднев оказался кругом прав – статус интернированного корабля ни разу не спас от захвата в Чифу миноносец «Решительный»  30 июля 1904 года.Вечность для крейсера.
  5. Теперь  про байку о том, что «многие» русские морские офицеры считали действия Руднева недостойными. По странному стечению обстоятельств имен даже некоторых из этих «многих» история не сохранила. Да и кто будет предъявлять претензии? Те, кто остались на Балтике и в Черном море, и не воевали? Те, кто так же затопил свои корабли в Порт-Артуре? Или те, кто спустил флаги и сдался в Цусиме? Или офицеры блокированныго в Шанхае «Аскольда», который даже не пытался выйти на бой, и просто интернировался. Не смотря на судьбу «Решительного». Или «Новика», блокированного в Корсакове и затопленного там своим экипажем?

            Вечность для крейсера.

Навигационную составляющую разбирать даже нет возможности — она просто отсутствует. То ли у автора на крейсере стоит система автоматической прокладки курса, то ли на водной поверхности установлены знаки: «Поворачивать тут!»                                                                                             

Подписаться
Уведомить о
guest

58 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account