Притычник к morskoi-lev-ii-v-1941 , morskoi-lev-v-1941-dopolneniya , а также novye-vvodnye-dlya-morskogo-lva-chast-i
Развилка чуть отодвигается – в март 1940 . Немецкое командование решает обойтись без Датско-Норвежской операции . Цитата из «Немецкая оккупация Северной Европы. 1940- 1945.» : «в узком кругу офицеров, имевших отношение к операции «Везерюбунг», возникли сомнения. Заместитель Йодля высказал мнение, что, поскольку операция «Гельб» надолго свяжет британские и французские сухопутные войска и военно-воздушные силы, от операции «Везерюбунг» можно отказаться. Видимо, те же мысли начали бродить в голове штабистов Фалькенхорста ( разработчики «Везерюбунга»). Йодль жаловался, что штаб Фалькенхорста начал заниматься вопросами, которые не имеют к ним никакого отношения, и что Кранке видит в плане операции «Везерюбунг» больше минусов, чем плюсов.» То есть , отказ ( вариант : перенос на позже ) от Норвежской операции вполне мог произойти и сам собой .
Как вариант : отсутствует инцидент с «Альтмарком» , перевозбудившим нацистское руководство в отношении Норвегии .
Как вариант : отсутствует или короче советско-финская война , перевозбудившая англо-франков в отношении Скандинавии – отчего насторожились и немцы . ( Подвариант : ещё в Тартуском мире граница с Финляндией была отнесена подальше от Питера . )
Как вариант : немецкая разведка таки чё-то прознала про английский план R4 . Зная , что английский флот проводит у берегов Норвегии крупную операцию , немцы не рискнули направлять туда свои корабли .
Выигрыш от решения : в мае 1940 от операции на Западе не отвлекаются 7 немецких дивизий и V-й воздушный флот , которые во время РИ операции торчали в Норвегии и Дании . Ну и немецкий флот лучше сохраняется . В РИ к лету 1941 в нём имелось : 2 ЛК , 4 КТ , 4 КЛ , 14 ЭМ , 29 миноносцев ( 10 трофейных – 6 датских , 4 норвежских ) . В АИ : 4 ЛК ( к РИ + Бисмарк — не тонет , Тирпиц вводится в строй несколько ранее ), 6 КТ ( к РИ + Зейдлиц и Блюхер ) , 6 КЛ , 24 ЭМ , 19 миноносцев ( РИ минус трофейные , но это не точно ).
Возможное осложнение : у англичан была хотелка самим высадиться в Норвегии . Их план : 5 апреля (но случилась задержка до 8 апреля) минировать норвежские территориальные воды близ Нарвика . Это заставит суда, перевозящие руду в Германию, выходить за пределы территориальных вод Норвегии и, таким образом, стать доступными британскому флоту.
Британцы надеялись, что это спровоцирует немецкую военную реакцию. Как только немцы отреагируют, либо продемонстрируют намерение сделать это, британцы должны были приступить ко второй части плана : высадить войска в Норвегии — в Нарвике , а также Тронхейме и Бергене .
Ну а если немецкая реакция на минирование не последует ( то есть , не последует немедленно )? Норвежцы согласия на английскую высадку не давали . Они не хотят под кого-то ложиться . Даже под англичан . Норвежцы за сохранение нейтралитета . Тогда каким образом английская высадка ? Англичанам остаётся ставить норвежцев перед фактом : мы припёрлись ! — а норвежцы по припёршимся огонь не откроют ? В общем , английская высадка всё же достаточно сомнительна .
Ну , допустим , англичане всё же высаживаются , норвежцы протестуют , но если и стреляют – то холостыми , не на поражение . Всё равно с сотрудничеством между ними будет плохо . И не успеют англичане что-то развернуть в Норвегии , как немцы делают свой ход конём — наступление против Бельгии-Нидерландов- Франции . Успех там практически детерминирован . Смяв Бениранцию , немцы обратятся против Норвегии ( И Дании в придачу ). Пролив Скагеррак — не Ла-Манш , немецкая авиация его проконтролирует . Прокрадываться в Нарвик и Тронхейм немцы не будут ; просто десант в южную Норвегию и оттуда продвижение на север . Не успеют англичане какие-то путные силы в Норвегии развернуть , тем более в момент немецкого триумфа на западе и угрозе самой Англии . И как бы сами норвежцы в этот момент не разделились – кто за англичан , а кто за Квислингом .
Я точно не знаю — почему немцы приурочили своё наступление на западе именно к 10 мая 1940 . А потому сохраняю лёгкость в изменении этого срока . И в этой АИ без «Везерюбунга» и немецкое наступление на западе может начаться раньше : уже в апреле , скажем , 25-го 1940.
+ к немецкому выигрышу такой момент : в ходе западного наступления немцы выбросили в Нидерландах воздушный десант – и понесли немалые потери . Две дивизии — парашютисты и посадочная потеряли примерно 2 000 человек безвозвратно и 2 000 по госпиталям . В общем , не так много для двух дивизий – но пришлось всё это на боевые подразделения . По транспортным самолётам не понял точно , кажись так — 60-70 штук уничтожено совсем , 200 повреждены . Воевать ещё есть чем , была бы задача , но ограниченная . Так вот : основные потери немецкий десант понёс , пытаясь захватить аэродромы . А аэродромы нидерландцы постарались прикрыть — вот немцы и напоролись . Но , возможно , мысля прикрывать аэродромы пришла нидерландцам в голову по опыту только что прошедшей норвежской кампании . В Норвегии немцы захватывали аэродромы , захват Форнебю близ Осло вообще можно считать роковым .
И — если в АИ норвежская операция отсутствует — то нет ещё и знания о десантах на аэродромы , нет ещё внимания к ним => меньше нидерландское прикрытие , а значит меньше немецкие потери , быстрее их ВДВ готовы к следующей высадке .
Следующая высадка немецких ВДВ – Брест и Сен-Назер . Там стояли линкоры «Ришелье» и «Жан Бар» соответственно . В мае 1940 линкоры находились в высокой степени готовности , но всё-таки ещё недостроенными .
Жан Бар
Что было в РИ : 10 июня 1940 немцы окончательно прорвали французский фронт , после чего устремились вглубь страны . 15 июня французское Адмиралтейство приказало линкорам "Ришелье" и "Жану Бару" погрузить все необходимое для их ввода в строй оборудование и быть в готовности уйти . В приказе особо подчеркивалось, что ни при каких обстоятельствах французские корабли не должны попасть в руки немцев.
18 июня «Ришелье» в Бресте получил приказ выйти в море. Следовать надлежало в колониальную французскую базу Дакар в Сенегале на западе Африки. Той же ночью "Ришелье" покинул Брест. Всего из 83 находившихся в Бресте кораблей 74 смогли выйти в море и только 9 пришлось уничтожить во избежание попадания в руки немцев*. Брест пал спустя сутки. Когда в базу прибыли немцы их взору предстал совершенно пустой рейд, если не считать старого 6-трубного крейсера-мишени и нескольких деревянных лихтеров .
"Жан Бар" в Сен-Назере был в меньшей степени готовности ( 77 % против 95 % Ришелье ). 17 мая 1940 принято решение о его выводе из дока . Вывести громадный линкор можно было не раньше 20 июня, когда наступала высшая точка прилива. К тому же требовалось углубить 200-метровый канал, ведущий в Луару. Началась гонка со временем. Исход борьбы за предотвращение уничтожения корабля (никто не допускал даже мысли о его захвате немцами) зависел от углубления канала, ведущего в реку. Инженеры обещали к 20 июня углубить канал . 18 июня немцы вступили в Нант, лежащий всего в 65 километрах от Сен-Назера.
19 июня операция по выводу началась . Буксиры вытащили корабль из дока, но через 30-40 метров его нос зарылся в ил. Понадобились усилия шести буксиров, чтобы вытащить корабль . В 4.40, когда он уже входил в Луару в небе появились немецкие самолеты. Три бомбардировщика атаковали лишенный возможности маневрировать "Жан Бар". Из 12 сброшенных бомб четыре взорвались рядом, не причинив повреждений, но одна пробила верхнюю палубу между барбетами башен ГК. Возникший пожар потушили . В это время корабль вышел на чистую воду
Ришельё
АИ : немцы таки захватывают линкоры . Сбрасывают воздушный десант — этот вариант хорош внезапностью . Французы собирались подзорвать линкоры , если что ; внезапно свалившийся немецкий десант может не дать им сделать это. После Нидерландской высадки ( РИ — 10-11 мая ) немецкие ВДВ затем ничего не делали . У них есть больше месяца , чтобы восстановиться и подготовить новую операцию .
В общем ,оптимальный вариант примерно такой : немцы начинают наступление на западе 25 апреля , 25 мая – окончательный прорыв . 30 мая – воздушный десант в Брест . Возможные трофеи немцев в Бресте — 83 корабля французских ВМС , включая 2 линкора ( а также 5 вспомогательных крейсеров, 2 лидера, 6 миноносцев, 11 авизо, 12 мобилизованных сторожевых кораблей, 19 подводных лодок, 9 тральщиков, 7 буксиров и 10 других судов ) , а также 47 кораблей гражданского флота . Комбинированная операция : десант с воздуха ( парашютисты и планерщики ) + с гидросамолётов. Дня через 3 подходят и сухопутные части.
Затем десант в Сен-Назер . Впрочем , если немцы начинают на западе раньше – то линкор в Сен-Назере точно достаётся им . Ведь французы могут вывести корабль из дока только 20 июня ( наивысшая точка прилива ).
Вообще шикарная АИ получается с точки зрения мово любимова Зеелёва . Немецкий флот не несёт опустошительные норвежские потери , да ещё затрофеивает себе два новейших линкора в высокой степени готовности . Их можно достроить в течение лета-осени 1940 и летом 1941 уже ввести в строй . А в 1942 достроить и третий линкор этого типа – Клемансо .
*В Бресте находились в тот момент два линкора (новый "Ришелье" и старый "Париж"), 5 вспомогательных крейсеров, 2 лидера, 6 миноносцев, 11 авизо, 12 мобилизованных сторожевых кораблей, 19 подводных лодок, 9 тральщиков, 7 буксиров и 10 других судов. Имелось еще 47 торговых судов.
Выход начался после полудня и завершился к ночи. Было приказано идти в Марокко, а тем, у кого не хватало топлива — в Англию .
Группы германской моторизованной пехоты с танками атаковали прикрывающие Брест позиции . В ночь с 18 на 19 июня эти очаги сопротивления сдались.
Большое число судов покидало рейд на глазах глядевших на них с ужасом жителей Бреста. Курсанты морской школы погрузились на борт "Ришелье", взявшего курс на Касабланку. Старый линкор "Париж" не мог уйти дальше Плимута. Его сопровождали эсминцы "Фуге" и "Фрондёр". Подводные лодки "Касабьянка", "Сфакс", "Персе", "Понселе", "Ажакс", "Сирсе", "Тетис", "Калипсо", "Сибилль", "Амазон", "Антиоп", "Орфе", "Медюс", "Амфитрит" достигли Касабланки, а "Сюркуф" — Плимута. Авизо "Коммандан Ривьер" и "Элан" эскортировали транспорты, идущие в Марокко. На танкер "Рон" погрузилось 500 человек 2-го флотского экипажа и группа рабочих. К нему присоединились четыре транспорта с войсками. Названия остальных судов: "Гильвенек", "Сен-Базиль", "Лоррэн", "Рубесьян", "Дофине", "Артемиз", "Сагель", "Кап-Пинед", "Гран-Кевийи", "Сен-Амбруаз", "Астре", "Пор-де-Бук" и "Бугарони". Они имели на борту 3 тысячи военнослужащих. Авизо "Эмпетюоз" присоединился к конвою вечером 20 июня, и все направились в Марокко и Оран. Госпитальное судно "Канада" прибыло в Мазаган 22 июня, "Амираль Муше" и рефрижератор "Остраль" — в Касабланку .
Вспомогательные крейсера "Эль-Джезаир", "Эль-Мансур", "Эль-Кантара", "Виль д'Альжер" и "Билль д'Оран" грузили золото, что заняло два дня. К ним присоединился вспомогательный крейсер "Виктор Шельшер" с золотом из Лорьяна. В сопровождении лидеров "Милан" и "Эпервье" они пришли в Касабланку.
Новейший эскадренный миноносец "Арди", только 2 июня вступивший в строй , отчалил в 21:25 с адмиралом де Лабордом и его штабом на борту. Он присоединился к вышедшему из Сен-Назера "Жан Бару" с танкером "Тарн", снабжавшим его топливом. Все вместе они пришли в Касабланку.
Старый линкор "Париж" не мог развить скорость более 7 узлов. На его борту находилось 2800 человек. Он шел в Англию в сопровождении 4-х сторожевиков .
Авизо "Вокуа" подорвался на мине и затонул , "Сомм" отправился в Марокко, "Сюипп" ушел в Англию. Авизо "Бельфор" пришел в Плимут. Туда же пришли буксиры "Мастодонт", "Панфельд", "Плугастель Портзик", последний буксируя авизо "Курси". Суда береговой обороны — буксир "Энфатигабль", тральщики "Антиок" и "Больн Верней" — взяли на борт курсантов школы дальномерщиков.
Эсминец "Ураган" шел на буксире у "Абей 22". Ушли суда, приписанные к центру инструктажа торговых судов — "Помероль" и "Гумье". Персонал морской школы, эвакуированный на "Нотр-дам-де-Франс", "Жан Фредерик", "Теодор Тиссье", "Конкерант", шхунах "Бель-Пуль" и "Этуаль", прибыл в Плимут и Фалмут в сопровождении транспорта "Пульмик". Авизо "Коммандан Дюбок" и эсминец "Мистраль" вместе с учебным парусником "Мютэн" ушли в Англию. Сторожевик "Медок" прибыл в Плимут, "Пан-Ир" — в Аркашон, а буксир "Провансаль" погиб на мине.
Затоплены были: эскадренный миноносец "Циклон", торпедированный в Северном море 31 мая; корабль, приписанный к морской школе — авизо "Этурди", сторожевик "Муэтт" , 4 подводные лодки , минный заградитель .
Париж