Цикл публикаций в пяти частях. Каждая часть открывает читателю одну конкретную тему. В этой статье, предлагаю определение общих терминов, для понимания последующих частей.
Все статьи серии «В гостях у сказки:
«Часть 1. Вступление» — Эта статья
«Часть 2. Деторождение» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-detorozhdenie/
«Часть 3. Воспитание» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-vospitanie/
«Часть 4. Быт» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-byt/
«Часть 5. Обряды и погребение» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-obryady-i-pogrebenie/
Помню когда-то все русские народные сказки были собраны в общую книгу, нечто вроде современной Библии, и давали ответы на все вопросы. Почему они в форме сказаний для детей? Детская память своеобразна, и она как губка, цепляется, запоминает, всё в себя впитывает. Но всё равно подача должна быть своеобразной. Можем даже вспомнить учебники для детей: у девочки Маши было три яблока, а у мальчика Коли было четыре яблока. Сколько яблок было у Маши и Коли? Так и наша сказка — она адаптирована под восприятие детьми.
Казалось бы, что нам даёт такое открытие? В частности оно разоблачает ложь официальной истории. Историки доказывают нам, что славяне, а тем более русский народ, был очень молодой, а раньше на этих землях жили другие народы: чаще всего финны, угры, а так же кочевники, скифы, сарматы, гунны и прочие. В могилу таким кочевникам, так как они ценили лошадей, клали конскую упряжь, уздечку, а знатным людям в захоронение могли добавить коня.
У нас же есть такая сказка о Коньке-Горбунке. Самая архаичная сказка о Коньке-Горбунке рассказывает, что отец завещал своим детям три ночи дежурить на его могиле. Но сейчас современные адаптации для детей и в рассказе речь идёт об охране поля, в частности в мультфильме. Такое можно понять: в более архаичных сказках, более жесткий подход.
Для примера можно вспомнить сказку о пряничном домике. Как однажды детишки в лесу нашли пряничный домик, а в архаичном варианте они находят домик из хлеба. Просто современным детишкам трудно объяснить, что такое голод. Почему хлеб так привлекает детей? Между тем домик продолжает мутировать и в наши дни — становится конфетным, так как пряники уже не такое желаемое детское лакомство. В современном варианте этой сказки, в мультипликационном варианте там уже вафельная дверь, шоколадная крыша, взбитые сливки, клубника, карамель и тому подобное.
Но вернёмся к нашему Коньку-Горбунку. Как мы видим, сказки меняются, можно сказать, мутируют. А в архаичном варианте, Иван-дурак охраняет могилу своего отца. И данный конёк приходит, откуда бы вы думали? Из иного мира. Доказательства? Пожалуйста. Например, когда конёк взаимодействует с главным героем, он соответственно приходит из ниоткуда и уходит в никуда.
Казалось бы, что там за какие-то параллельные миры, порталы и т.д.? Похоже как-то на бред. Наши предки о чём рассказывали? Ничего подобного, это архаика. И эта архаика осталась в том числе и в нашей жизни и в нашей речи. Ещё раз: по легенде Иван охраняет могилу своего отца. Куда уходят мёртвые по нашей версии? Понятно, что если вы атеист в 7 колене, то мы уходим в «никуда», просто умираем. Но выражение «Уходят на тот свет» слышал даже атеист.
Получается, этот фактически волшебный Конёк-Горбунок, которого кстати художники не изображают с горбом, они его изображают каким-то странным уродливым конём. При этом художники они очень чувствуют душой, это такая профессия, где нужно чувствовать и работать душой, сердцем, а не мозгами. И вот они Конька-Горбунка не изображают с горбом. Чаще всего они его рисуют с длинными ушами, каким-то маленьким в размерах, несуразным, словом «не из этого мира» или «с того света». Если бы я умел хорошо рисовать и рисовал иллюстрации на данную сказку, ну конечно не адаптированную для детишек, то Конёк бы выглядел у меня примерно так:
Одного вида такого Конька будет достаточно, чтобы понять откуда он, почему у него такой вид, почему он может летать, почему он может помочь герою. Однако, такие косвенные данные нам дают конкретные ответы. И рассказывают они следующее, что по далёкой вере наших предков, на третий день за умершим прилетает такой Конёк. Возможно он должен отвезти душу умершего человека не в самый лучший мир и потому сыновья берегут его покой, должны дежурить на его могиле. А на третий день дежурство заканчивается. Уздечка в могиле, возможно, может быть средством защиты души. Душа седлает такого коня, а осёдланный конь везёт душу не куда конь пожелает, а куда приказывает наездник.
Касательно Вани. Он вообще кардинально решает проблему — заставил себе служить коня с того света. Как бы сейчас сказали: стал бы всадником апокалипсиса. Всадник из ада Ваня. Такой можно фильмец снять. Точнее, коня из ада заставил служить себе. Отсюда вопрос, а кто такой вообще Ваня из сказок от Ивана-дурака до Ивана-царевича? Зачастую он не личность, а человек-функция. Вот тут вот подходим к крайне интересной теме русских народных сказок. Именно религиозных трактатов для детей. Там вообще нет личностей, там исключительно персонажи-функции, как бывает именно в архаичных легендах.
К примеру, рассмотрим классическую сказку от Ивана-дурака до Ивана-царевича. Часто в такой сказке Иван находит нечто из иного мира или того света. Он завладевает конём из ада, получает в собственность ковёр-самолёт или другой предмет не этой цивилизации. Возможно тут намёк на какой-нибудь потоп или катаклизм, который стёр предыдущую цивилизацию, но некоторые сверхтехнологичные и мощные устройства пережили конец света и помогают персонажу.
Обретя некое могущество, он женится. Почему? Он персонаж-функция. Мальчикам примитивным и доступным языком объясняют, когда ты станешь мужчиной, обретёшь свой источник ресурсов, который сможет кормить тебя, жену и твоё потомство, нужно жениться. И тут появляется Она — Василиса Премудрая. Снова персонаж-функция. Если данный текст читают представительницы слабого пола, обязательное пояснение — уже в современной адаптации Василиса из Премудрой меняется на Прекрасную.
Почему же она не прекрасная, а премудрая? Понять наших предков можно: они не только мальчиков растили и учили на сказках, но и девочек. Сразу проясню: я нормальный мужчина, люблю красивых женщин, вот только красота в семейной жизни не главное. Или как говорили наши мудрые предки: жизнь прожить, не поле перейти. А какими растят наших девочек различные СМИ в современном обществе потребления? И тут вспоминаем фразу: «я же девочка!» как будто эти слова дают право быть дурой и не отвечать за свои поступки. Потому хорошая жена должна быть в первую очередь Премудрой и помощницей для своего мужа.
Женская красота — хороший бонус, который пропадает с годами. В итоге данная премудрая всячески помогает своему мужу решать его проблемы. Вот только если обратить внимание, какие проблемы, то они абсолютно всегда связаны с женскими делами, или тем, что наши предки считали женскими обязанностями: ковёр сделать, выпечку, красиво станцует на бале… Никто Василису не заставляет лес рубить, в каменоломне кайлом махать или вырыть пруд на 100 аршин за ночь…
Затем появляется некий персонаж-функция и он похищает красавицу. Кстати не всегда это Кощей, иногда это и колдун, но не суть. Мы живём в суровом мире. А наши предки жили в мире не менее суровом, например на кол сажали — такая вот милая казнь. Это я к тому, что изнасилование женщин придумали далеко не в XXI веке. Так вот злодей похищает красавицу, но не насилует её, а начинает ей предлагать злато-серебро, чтобы она стала его.
Потому он и персонаж-функция — слишком картонный, если ты злодей и похитил её, то делай свои дела, что ты? А он похитил и до дела, так сказать, не довёл. А всё потому, что ему нужно иное, конкретно в этой сказке: добиться согласия на измену красавицы. Василиса же в свою очередь показывает пример будущим жёнам, что никакие сокровища не имеют значения. Важнее всего сохранять супружескую верность.
В итоге Иван начинает свой поход. И попадает к крайне могущественной волшебнице или богине — Бабе-Яге. Мы привыкли к облику Бабы-яги — это такая старуха, страшная, некрасивая. Но старухой я бы её и не назвал, но так же я не говорю, что ей 18 лет. Может ей вся тысяча лет будет. Но кто помнит фэнтези, тот помнит и эльфиек, которым лет под 300 с лишним и они молодые красавицы. Давайте разберём Бабу-Ягу.
Слово состоит из двух слов: первое — баба, это несколько грубоватое обозначение женщины, можно сказать в каком-то смысле женского начала; второе — яга. А тут я встретился с трудностями, но мне помогла найти ответы шапка-мономаха, где есть надписи в том числе и на арабской вязи. Яга, возможно, видоизменилась из ага, что означает турок уважаемый. Т. е. Баба-Яга буквально означает уважаемое женское начало. А отсюда — в какой же мир забрёл Иван, спасая свою любимую?
Лес на границе миров, что также довольно часто встречается во многих религиях и легендах. Ведь люди, а вернее их души, через женщину приходят из лесоподобного пограничья. Во всяком случае так считается. А Баба-Яга — богиня этой лесопереправы, где по одну сторону — мир мёртвых, по другую — мир живых. Отсюда у меня есть предположение, что она не только души младенцев оттуда отправляет, но и через неё переправляются в совсем другой мир души умерших.
Богиня очень могущественна, но нейтральна для сильнейшего властителя Кощея, хотя он тоже могущественный бог. Они оба могущественны, но нейтралитет соблюдать вынуждены. Возможно, взаимная война взаимно уничтожит эти два божества. И что мы видим? Если в архаичной сказке, без адаптаций, то забор, на нём множество черепов людей, наверно вторгшихся в земли великой богини. Она говорит:
-Что ты здесь делаешь, Иван?
А тот отвечает, как какой-то гопник:
-Ты коробочку-то прикрой. Ты сначала накорми, напои, а потом спать уложи. И потом уже спрашивай.
Грубо как-то получается. Забор вокруг богини намекает, что дерзить ей нельзя — смерти подобно, а Ваня типа такой безсметрный. Для понимания. Вот вернулись вы домой, а у вас дома сидит какой-то бомжара. Лазил где то по лесам-болотам, от него воняет, грязный. Вы спрашиваете:
-Что ты здесь делаешь?
А он Вам:
-Ты это, водочки мне налей, пожрать на стол неси. Посплю, тогда побазарим…
Ну и куда пойдет такой бомжик? Представим аналогичную ситуацию, но изменим действующие лица. Приезжаете домой, дома сидит ваш любимый племянник. Рожа разбита в кровь, сам он оборванный, где-то по лесам шатался, в грязи, воняет.
-Племяш, родной, что случилось?
-Да там вообще беда. Дай пожалуйста помыться, пожрать. Что-то я так устал смертельно, с ног валюсь, посплю и завтра с утра всё расскажу.
И всё. Внешне та же самая история играет новыми красками. Требования уже выглядят вполне адекватными.
-Конечно, мой любимый племянник. Иди пока в ванную, я что-нибудь накрою. Хоть яичницу пожарю. Ешь и пей, поспи.
Кстати, в сказке на эту тему есть намёк, что родственные отношения:
-Фу!Фу! Русским духом пахнет, сказала баба-яга.
Касательно Фу-фу, думаю, либо новодел или вставка. Ваня с дороги-то реально воняет, а русский дух она узнала. Он для неё отличается. И признала по этому духу, что родня. Причём очень многие народы через свои мифы и легенды пытаются намекать на родственную связь с богами. А почему родня? Вот вам второе доказательство. После того, как Иван отдохнул (про его отдых можно поговорить отдельно), он сразу запрашивает магическую помощь. Фактически поддержку тяжёлой артиллерии против могущественного бога, с которым Баба-Яга в нейтралке. И она ни на секунду не задумываясь, идёт на прямую конфронтацию. И оказывает данную запрошенную поддержку.
Вспоминаем встречу с бомжом. Если он скажет, пошли соседу морду бить! Ну и как далеко вы его пошлёте? Вот именно, отсюда даже не видно. А вот если родной племяша вам с утра заявляет, что рожу ему сосед разбил? Да ещё вообще по полному безпределу, то он вполне может вас послать на разборки с соседом. Почему по безпределу? Ну ничего себе! Кощей жену похитил — Ваня везде прав. Теперь к финалу. А вернее к словам: сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. Сколько же нам поучительных фактов даёт данная история?
-
- Мужчина становится мужчиной не когда вступит в половую связь, как утверждают СМИ, а когда твёрдо стоит на земле.
- Женщина должна быть в браке мудрой и помощницей для своего мужа, тогда и брак будет счастливым.
- Муж-защитник семьи обязан идти спасать жену даже на краю света.
- Жена никогда не должна изменять мужу, даже если предлагают каменья, злато-серебро и прочую дрянь.
- Боги наши родственники, нам они всегда помогут, встанут на нашу защиту по первому нашему требованию.
Вот такая вроде бы короткая сказочка, а выводов минимум пять. Да и они вроде как на поверхности, но прямым текстом их детишкам не говорят. Как же так? А это просто элементарная задачка про Машу и Колю с яблоками, помните? Поэтому в конце и говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Вот урок и должны детишки увидеть. Сами вынести и возможно даже ответить учителю чему их научила эта сказка.
Это же сейчас просто сказка, да? Хотя я вас, наверное, уже утомил подобным рассказом, поэтому закончу на сегодня, но будет продолжение, посему не прощаюсь.
Фильм по статье: