В два раза сильнее. Спортивный и гоночный самолет Daimler-Klemm L 21. Германия

14
В два раза сильнее. Спортивный и гоночный самолет Daimler-Klemm L21. Германия

В два раза сильнее. Спортивный и гоночный самолет Daimler-Klemm L21. Германия

Статья Вольфганга Мюльбауэра (Wolfgang Mühlbauer) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в декабре 2020 года.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие редакции: И на сегодняшний день этот двухмоторный одноместный спортивный самолет выглядит необычно. 80 лет назад во время соревнований – полет по заданному маршруту через территорию всей Германии (Deutschland-Rundflug) – этот спортивный самолет также произвел фурор. О спортивном и гоночном самолете Daimler-Klemm L 21 рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.

С 31 мая до 8 июня 1925 года состоялись самые крупные со времен Первой Мировой войны авиационное соревнование: полет по маршруту через территорию всей Германии (Deutsche Rundflug). Данные авиационные соревнования были известные под еще одним названием: «Авиагонки на приз газеты B.Z.» (B.Z. Preis der Lüfte; Berliner Zeitung am Mittag – Берлинская полуденная газета). Участникам соревнования было необходимо преодолеть пять этапов гонок, исходным и конечным пунктом которых был Берлин. Каждый из этапов, имевших протяженность от 1000 до 1100 километров, должен был быть преодолен за не более чем за двое суток. Соревнования проводились в трех классах. Самый низкий класс – класс «А» включал в себя все самолеты с мощностью двигателей до 40 л.с..

Ганнс Клемм (Hanns Klemm) с апреля 1918 года работал главным конструктором компании Daimler в городе Зиндельфинген (Sindelfingen) и уже в течение нескольких лет посвящал себя разработке легких надежных самолетов. Разработав двухместный низкоплан L20 с 20-сильным (14,7 кВт) двигателем с оппозитным расположением цилиндров Mercedes F 7502 Ганнс Клемм приблизился к своей цели. Однако L 20 был лишь учебным самолетом и не был рассчитан на достижение высоких скоростей полета. Не смотря на это обе машины, принимавшие участие в соревнованиях Deutschland-Rundflug, благодаря специальным «спортивным крыльям» заняли в классе «А» второе и третье места.

Первое место в этом классе занял конкурент – чистый спортивный самолет Daimler-Klemm L 21. Идея, которая лежала в основе создания L 21, была достаточно простой и заключалась в комбинировании двух двигателей F 7502, что позволяло в полной мере использовать ограничения мощности двигателей в классе «A». Не хватало подходящего самолета, и лучше всего подходил самолет с относительно высоко расположенным крылом. Ганнс Клемм сконцентрировал свои усилия на дальнейшем развитии высокоплана L 17 с подкосным крылом и хорошими характеристиками планирующего полета.

Поэтому L 21 так же был подкосным высокопланом с расположенной в передней кромке крыла силовой установкой, состоявшей из двух радиальных двигателей и вращавших деревянные двухлопастные винты. В окончательном варианте размах крыла составлял 10,8 метров. Крыло самолета состояло из трех частей: центроплана, у которого по всему размаху длина хорды аэродинамического профиля была одинаковой, и двух трапециевидных консолей. Длина самолета была равна всего примерно 5,8 метров. Пилот обладал отличным обзором особенно во время посадки, что для малых и легких самолетов того времени часто было роскошью. До весны 1925 года были построены два самолета L 21. Вследствие забастовки на заводе компании Daimler изготовление одного из самолетов было завершено в столярной мастерской. Результаты испытаний показали, что необходимо разработать новую конструкцию крыла и шасси при этом колеса, первоначально изготовленные из фанеры, на колеса с резиновыми шинами, поскольку фанерные колеса стали причиной резких ударов. Оба самолета были своевременно подготовлены к соревнованиям, и были поданы соответствующие заявки.

Первый L 21 с первоначальным вариантом шасси с колесами из фанеры и крылом меньшего размаха (8,8 метров)

Первый L 21 с первоначальным вариантом шасси с колесами из фанеры и крылом меньшего размаха (8,8 метров)

Победа без штрафных очков

Первый L 21 (номер гражданской регистрации D 622) летал под управлением Фридриха Вильгельма Зибеля (Friedrich Wilhelm Siebel), который позднее основал собственную авиастроительную компанию. Вторым самолетом L 21 (номер гражданской регистрации D 623) управлял Бруно Лёрцер (Bruno Loerzer) – летчик-ас Первой Мировой войны, сбивший 44 самолета противника. Позднее Бруно Лёрцер стал руководителем имперского спортивного союза пилотов (Reichsluftsportführer), а в 1943 году он получил звание генерал-полковника. Во время соревнования D 622 Зибеля время от времени обгонял Лёрцера, однако его D 623 твердо удерживал первенство на протяжении всей трассы.

спортивный самолет L 21 (D 622) в полете. Машина получила новое крыло, которое большее по размерам и которое состояло из трех секций, и новые основные стойки шасси с большим расстоянием до фюзеляжа

спортивный и гоночный самолет L 21 (D 622) в полете. Машина получила новое крыло, которое большее по размерам и которое состояло из трех секций, и новые основные стойки шасси с большим расстоянием до фюзеляжа

Ганнс Клемм, стоящий слева и опирающийся на подкос крыла, контролирует техническое обслуживание во время соревнования. Можно отметить звезду компании Mercedes на носу машины

Ганнс Клемм, стоящий слева и опирающийся на подкос крыла, контролирует техническое обслуживание во время соревнования. Можно отметить звезду компании Mercedes на носу машины

Не смотря на плохие погодные условия первый отрезок маршрута протяженностью 970 километров был преодолен Бруно Лёрцером без штрафных очков. L 21 (D 623) Лёрцера был единственным самолетом-участником гонок класса «A», который смог пройти первый этап без штрафных очков. Это была сенсация, однако Бруно Лёрцер смог превзойти самого себя и завершить полет по второму этапу трассы (1130 километров) также без штрафных очков. Хотя на следующих этапах удача была не столь благосклонна к Бруно Лёрцеру, его D 623 смог преодолеть 3219 километров трассы и одержать победу в гонках Deutsche Rundflug в классе «A». В дополнение к победе в классе «А» Бруно Лёрцер получил приз Рихтгофена за лучший авиационный двигатель. Другими трофеями, завоеванными Бруно Лёрцером в авиагонках на приз газеты B.Z., стали серебряный портсигар с дарственной надписью правительства земли Мекленбург и часы пилота, подаренный берлинской компанией Loebener.

Бруно Лёрцер, победивший в соревнованиях Deutschland-Rundflug на втором изготовленном спортивном и гоночном самолете L 21 (D 623)

Бруно Лёрцер, победивший в соревнованиях Deutschland-Rundflug на втором изготовленном спортивном и гоночном самолете L 21 (D 623)

Несмотря на некоторые технические недостатки Бруно Лэрнер был доволен своим самолетом. Неудачное крепление двигателей самолета во время соревнований требовало ремонта и отнимало много времени. Также некоторые проблемы создавало охлаждение двигателей, но в целом эти недостатки не были особенно серьезными. L 21 показал себя надежным самолетом и согласно утверждениям прессы мог обеспечить устойчивый полет с хорошей управляемостью даже с одним работающим двигателем. L 21 очень хорошо показал себя на соревнованиях, но эта машина не подходила для повседневного использования. В обычной эксплуатации L 21 был слишком дорогим и потому остался в двух экземплярах.

так Эрнст Удет в дружеском шарже изобразил победителя в классе «А» в соревнованиях Deutschland-Rundflug 1925 года

так Эрнст Удет в дружеском шарже изобразил победителя в классе «А» в соревнованиях Deutschland-Rundflug 1925 года

Автор сердечно благодарит DEHLA за любезно предоставленные фотографии.

Список литературы

  1. Aero-Club von Deutschland (Hrsg.): Der Deutsche Rundflug 1925. Ullsteinhaus Berlin, 1925.
  2. Illustrierte Flugwoche Heft 16/1925, S. 250 ff., sowie Heft 17/1925, S. 327 f.
  3. Kens, Karlheinz: Historische Deutsche Flugzeuge bis 1945, S. 36 ff. Modellsport Verlag GmbH, 76532 Baden-Baden, 2004.

источник: Wolfgang Mühlbauer «Doppelt stark. Sportflugzeug Daimler-Klemm L 21» FLUGZEUG CLASSIC 7/2005, стр.68-69

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account