В два раза сильнее. Спортивный и гоночный самолет Daimler-Klemm L 21. Германия
Статья Вольфганга Мюльбауэра (Wolfgang Mühlbauer) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в декабре 2020 года.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие редакции: И на сегодняшний день этот двухмоторный одноместный спортивный самолет выглядит необычно. 80 лет назад во время соревнований – полет по заданному маршруту через территорию всей Германии (Deutschland-Rundflug) – этот спортивный самолет также произвел фурор. О спортивном и гоночном самолете Daimler-Klemm L 21 рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
С 31 мая до 8 июня 1925 года состоялись самые крупные со времен Первой Мировой войны авиационное соревнование: полет по маршруту через территорию всей Германии (Deutsche Rundflug). Данные авиационные соревнования были известные под еще одним названием: «Авиагонки на приз газеты B.Z.» (B.Z. Preis der Lüfte; Berliner Zeitung am Mittag – Берлинская полуденная газета). Участникам соревнования было необходимо преодолеть пять этапов гонок, исходным и конечным пунктом которых был Берлин. Каждый из этапов, имевших протяженность от 1000 до 1100 километров, должен был быть преодолен за не более чем за двое суток. Соревнования проводились в трех классах. Самый низкий класс – класс «А» включал в себя все самолеты с мощностью двигателей до 40 л.с..
Ганнс Клемм (Hanns Klemm) с апреля 1918 года работал главным конструктором компании Daimler в городе Зиндельфинген (Sindelfingen) и уже в течение нескольких лет посвящал себя разработке легких надежных самолетов. Разработав двухместный низкоплан L20 с 20-сильным (14,7 кВт) двигателем с оппозитным расположением цилиндров Mercedes F 7502 Ганнс Клемм приблизился к своей цели. Однако L 20 был лишь учебным самолетом и не был рассчитан на достижение высоких скоростей полета. Не смотря на это обе машины, принимавшие участие в соревнованиях Deutschland-Rundflug, благодаря специальным «спортивным крыльям» заняли в классе «А» второе и третье места.
Первое место в этом классе занял конкурент – чистый спортивный самолет Daimler-Klemm L 21. Идея, которая лежала в основе создания L 21, была достаточно простой и заключалась в комбинировании двух двигателей F 7502, что позволяло в полной мере использовать ограничения мощности двигателей в классе «A». Не хватало подходящего самолета, и лучше всего подходил самолет с относительно высоко расположенным крылом. Ганнс Клемм сконцентрировал свои усилия на дальнейшем развитии высокоплана L 17 с подкосным крылом и хорошими характеристиками планирующего полета.
Поэтому L 21 так же был подкосным высокопланом с расположенной в передней кромке крыла силовой установкой, состоявшей из двух радиальных двигателей и вращавших деревянные двухлопастные винты. В окончательном варианте размах крыла составлял 10,8 метров. Крыло самолета состояло из трех частей: центроплана, у которого по всему размаху длина хорды аэродинамического профиля была одинаковой, и двух трапециевидных консолей. Длина самолета была равна всего примерно 5,8 метров. Пилот обладал отличным обзором особенно во время посадки, что для малых и легких самолетов того времени часто было роскошью. До весны 1925 года были построены два самолета L 21. Вследствие забастовки на заводе компании Daimler изготовление одного из самолетов было завершено в столярной мастерской. Результаты испытаний показали, что необходимо разработать новую конструкцию крыла и шасси при этом колеса, первоначально изготовленные из фанеры, на колеса с резиновыми шинами, поскольку фанерные колеса стали причиной резких ударов. Оба самолета были своевременно подготовлены к соревнованиям, и были поданы соответствующие заявки.
Победа без штрафных очков
Первый L 21 (номер гражданской регистрации D 622) летал под управлением Фридриха Вильгельма Зибеля (Friedrich Wilhelm Siebel), который позднее основал собственную авиастроительную компанию. Вторым самолетом L 21 (номер гражданской регистрации D 623) управлял Бруно Лёрцер (Bruno Loerzer) – летчик-ас Первой Мировой войны, сбивший 44 самолета противника. Позднее Бруно Лёрцер стал руководителем имперского спортивного союза пилотов (Reichsluftsportführer), а в 1943 году он получил звание генерал-полковника. Во время соревнования D 622 Зибеля время от времени обгонял Лёрцера, однако его D 623 твердо удерживал первенство на протяжении всей трассы.
Не смотря на плохие погодные условия первый отрезок маршрута протяженностью 970 километров был преодолен Бруно Лёрцером без штрафных очков. L 21 (D 623) Лёрцера был единственным самолетом-участником гонок класса «A», который смог пройти первый этап без штрафных очков. Это была сенсация, однако Бруно Лёрцер смог превзойти самого себя и завершить полет по второму этапу трассы (1130 километров) также без штрафных очков. Хотя на следующих этапах удача была не столь благосклонна к Бруно Лёрцеру, его D 623 смог преодолеть 3219 километров трассы и одержать победу в гонках Deutsche Rundflug в классе «A». В дополнение к победе в классе «А» Бруно Лёрцер получил приз Рихтгофена за лучший авиационный двигатель. Другими трофеями, завоеванными Бруно Лёрцером в авиагонках на приз газеты B.Z., стали серебряный портсигар с дарственной надписью правительства земли Мекленбург и часы пилота, подаренный берлинской компанией Loebener.
Несмотря на некоторые технические недостатки Бруно Лэрнер был доволен своим самолетом. Неудачное крепление двигателей самолета во время соревнований требовало ремонта и отнимало много времени. Также некоторые проблемы создавало охлаждение двигателей, но в целом эти недостатки не были особенно серьезными. L 21 показал себя надежным самолетом и согласно утверждениям прессы мог обеспечить устойчивый полет с хорошей управляемостью даже с одним работающим двигателем. L 21 очень хорошо показал себя на соревнованиях, но эта машина не подходила для повседневного использования. В обычной эксплуатации L 21 был слишком дорогим и потому остался в двух экземплярах.
Автор сердечно благодарит DEHLA за любезно предоставленные фотографии.
Список литературы
- Aero-Club von Deutschland (Hrsg.): Der Deutsche Rundflug 1925. Ullsteinhaus Berlin, 1925.
- Illustrierte Flugwoche Heft 16/1925, S. 250 ff., sowie Heft 17/1925, S. 327 f.
- Kens, Karlheinz: Historische Deutsche Flugzeuge bis 1945, S. 36 ff. Modellsport Verlag GmbH, 76532 Baden-Baden, 2004.
источник: Wolfgang Mühlbauer «Doppelt stark. Sportflugzeug Daimler-Klemm L 21» FLUGZEUG CLASSIC 7/2005, стр.68-69