Весь день кружилась голова, как будто в пьяном сне,
Но вдруг повеяло весной, и легче стало мне.
Поднялся на гору и там, в бамбуковом саду,
Монаха встретил: по душам беседу с ним веду…
И в жизни, что казалась мне бесцельной и пустой,
Я миг прозрения обрел и на полдня — покой!
Ли Шэ (эпоха Тан)
Начатая в 60-х годах в империи Цин модернизация («политика самоусиления») начала приносить свои плоды уже через несколько лет. Росли и набирались опыта построенные с помощью европейцев Арсеналы в Фучжоу, Цзяннани, Аньцине, Сучжоу, Нанкине, Тяньцзине, Сиане, Гуанчжоу, Чэнду и т.д. Появились опытные инженеры и рабочие, были освоены основные технологии металлургии и машиностроения.
Основным центром судостроения стал Арсенал в Фучжоу. В 1867-74 годах здесь спустили на воду 14 кораблей. Но все они имели корпус из дерева. А в мире уже вовсю развернулось строительство кораблей из железа. Для постройки железных и броненосных кораблей был назначен Цзяннаньский арсенал в Шанхае, где началось строительство соответствующих цехов.
Но руководство Арсенала решило начать немедленно, благо имелся задел: на складе имелись запасы металла, а также 170 мм крупповская пушка. Проект поручили английским специалистам, принятым на Арсенал по рекомендации фирмы «Дж.Бёрн и К°» (основного поставщика оборудования для арсенала), корабельному инженеру Дж.Ренни и механику Дж.Аллену. Им же был поручен контроль за строительством.
Специалисты взяли за основу канонерские лодки береговой обороны, которые по проекту Дж. Рендела активно строили в Европе.
По мотивам ренделовской HMS Staunch Королевского флота был создан свой проект броненосной канонерской лодки для обороны портов и побережья. В принципе такая концепция китайцам была совсем не чужда. У них в строю Цинского флота числились еще сотни таких боевых единиц.
Вскоре канонерская лодка была заложена на Цзяннаньском арсенале. Это был первый построенный в Китае броненосец. Первоначально канонерка предназначалась для службы в устье рек Хуанпу и Янцзы (т.е. возле Шанхая). Однако по настоянию Ли Хунчжана во время строительства проект был доработан, чтобы лодка могла по морю перейти к реке Хай (Пейхо или Белая река), соединяющей Пекин с Тяньцзинем и Бохайским морем. Это потребовало изменений по повышению мореходности корабля (увеличена высота борта). Однако канонерка так ни разу и не покидала район Шанхая.
Канонерку строили из запасов листового железа на имеющемся стапеле, так как цех для постройки железных кораблей еще не был достроен. Корабль пытались спустить на воду в сентябре 1875 года, но лодка застряла на стапеле и спустили на воду ее несколько позже. Постройка казне обошлась в сумму от 62586 до 63000 серебряных лян.
Канонерку назвали «Цзиньоу» (Чин-оу,Chin-ou, Jinou,金 甌), в переводе с китайского «золотая чаша», устойчивое выражение, обозначающее защищенную территорию, в широком смысле-сам Китай. Кораблю предписывалось беречь побережье империи.
Но затем, примерно в 1887 году, канонерка была переименована в «Тяньсин» («Тьен-син»,«Тянь-синь«, «Тионг-Синг«, «Дяньсин»,Tien-sing), по версии европейцев в честь города Тяньцзина, порта недалеко от столицы, но это не точно.
В кругах, близким к морским, ее называли «Ужас западного мира» («Гроза западных наций») и сравнивали с классической конструкцией Рендела. Китайский корабль выгодно отличался наличием бронирования.
Броненосная канонерская лодка с плоским днищем предназначалась для защиты устьев рек и была вооружена единственным орудием-170 мм пушкой Круппа на выдвижном лафете, который убирался в корпус лодки. Другим оружием «ужаса» был мощный носовой таран. Помимо боевой функции таран выполнял также роль противовеса для компенсации веса машин и механизмов.
Бронирование было произведено листами железа на тиковой подкладке. Борта бронировались листами в 6,03 см в центральной части и 4,76 см в оконечностях. Настил палубы защищали листы толщиной от 6,67 до 6,03 см. Под железом был слой основы из тика толщиной 12,1 см и вдоль бортов и на палубе.
Цинская империя стала в итоге третьим после Британской империи и Голландии оператором, использующем наибольшее количество канонерок ренделовского типа. 13 канонерок для Китая было в 1875-1880 годах построено в Великобритании (11 на Митчелл-Армстронг и 2 на Лэрде), еще три штуки китайцы построили в подражании Ренделам, а «Цзиньоу» выделяется наличием брони.
«Цзиньоу» (金瓯, Jīn’ōu, Chin-ou, Чин-оу, Цзиноу), затем «Тиенг Синг»(Тянь-син, Тионг Синг, Дяньсин, Tien-sing). Цзяннаньский арсенал, Шанхай. Спущен на воду 17 сентября 1875. Построен 1875. Введён в эксплуатацию 1876. Выведен из состава флота 1914
Водоизмещение 195 длинных тонн (198 т). Длина 31,7 м. Ширина 6,18 м. Осадка 2,1 (1,83)м
Двигатели- две паровые машины с двумя валами, 1 котел, 340 л.с. Скорость 9,5-10 узлов. Экипаж 40 человек(39, в т.ч. 4 офицера)
Броня-палуба : железо 2,625–2,375 дюйма (6,67–6,03 см), тик 4,75 дюйма (12,1 см); Борта: железо 2,375–1,875 дюймов (6,03–4,76 см), тик 4,75 дюйма (12,1 см); Каземат 76 (60)мм
Вооружение- 1x 17см 18 тонная пушка Круппа
Канонерка имела железный корпус с мощным тараном длиной 140 см в носовой части (заодно компенсация веса силовой установки). Рангоута канонерка не имела. Корабль имел низкий борт, ближе к носу каземат, защищенный плитами из листов железа толщиной около 60 мм. Каземат имел овальную форму и боковыми сторонами сливался с бортами. Бронирование крепилось на тиковую подложку толщиной 12.1 см, по бортам-листы 50,3-47,6 мм толщиной, на палубе- 60,3- 66,7 мм.
Крупповское казнозарядное 170 мм орудие было установлено на выдвижной установке, убирающейся в корпус. Оно стреляло через порт в передней стенке каземата. Вниз орудие убиралось в походном положении и для перезарядки. Наведение производилосьпо горизонтали поворотом всего корпуса, а по вертикали -с помощью механизмов пушки. В стенах каземата были оборудованы бойницы для стрельбы из винтовок членами экипажа.
В корме размещались цистерны для воды, кладовые и спуск в трюм, затем шли каюты офицеров. В средней части находились котельное и машинное отделения, ближе к носу-крюйт-камера, затем колодец с гидравликой управления орудием и подачи боеприпасов. Потом рулевое отделение и кубрики матросов. Подобие командирского мостика находилось на крыше каземата, а между трубой и казематом находился камбуз. Экипаж состоял из 4 офицеров и 35 матросов.
Силовая установка включала две горизонтальные паровые машины с одним цилиндрическим котлом с двумя топками. Котел спереди и боков защищали угольные ямы.
Китайская вариация на тему «ренделов» развития не получила, корабль остался единственным всвоем роде. Ли Хунчжан предпочел закупить оригиналы. В 1875-81 годах Китай получил две лэрдовские и 11 «алфавитных» армстронговских канонерок. Они были вдвое больше по водоизмещению, но практически небронированные.
Кроме того, в 1883 году для обороны устья Янцзы на шанхайских верфях было построено шесть несамоходных плавучих батарей, спроектированных британской фирмой «Фарнхэм и Ко» (Шанхай).
Броненосная канонерка была, пожалуй, единственным китайским кораблем, столкновения с которым опасался адмирал Курбэ во время китайско-французской войны. Еще свежи были впечатления от боя двух британских крейсеров с перуанским монитором. Но они так и не встретились. Канонерку китайцы уже считали устаревшей и использовали для патрулирования.
Канонерка благополучно перенесла французско-китайскую 1884-1885 и японо-китайскую 1894-1895 года войны, в отличие от большинства остальных кораблей Бэйянского и южных флотов уцелела. В 1902 году она в составе эскадры Кантона и Фучжоу.
В 1903 году наместник провинций Хубэй и Хунань Чжан Чжидун отчитался о полной небоеспособности Наньянского флота, указав, что для капремонта и модернизации пригодны лишь «Хуаньтай» (寰泰), «Цзинцин» ( 镜清), «Вэйцзин»(威靖) и «Дэнъин» (登瀛). «Тиенг Синг», таким образом, считался уже безнадежно устаревшим.
После Синьхайской революции 1911 года канонерка вошла в состав вооруженных сил провинции Аньхой, где находилась в списках флота до 1914 года.
Первый китайский броненосец оброс множеством мифов, осевших в различных справочниках.
Например, утверждалось, что китайцы построили две однотипные лодки, ошибка связана с переименованием и многообразием написания вариантов названия корабля. Встречалось упоминание, что лодку построили в 1876 на верфи AG Weser в Бремене.
У Конвея указана неверная информация о якобы захвате ее в Вэйхайвэе японцами и переименовании в «Хэйен». Однако под этим именем использовалась, как известно, другая канонерка, бывший китайский броненосный крейсер Pingyuan.
Один из китайских историков на полном серьезе утверждает, что «Цзиньоу» послужил прототипом для серии германских броненосных канонерок типа «Веспе». Более того, большую часть прогресса германского судостроения конца 19-го века он выводит как следствие постройки кораблей, заказанных империей Цин. Свежо, патриотично, но как-то ….лихо.