15

Изначально это материал был выложен у нас на сайте 10 лет назад. В мае 2011 года.

Немецкий танк первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов — легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой «Крупп» был представлен проект «малого штурмового танка», вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.

Упущенный шанс кайзера. Легкий танк LK-III

Осенью 1918 года, буквально за несколько месяцев до конца 1-й Мировой войны, коллектив инженеров под руководством конструктора Йозефа Фолльмера представил проект новой боевой машины, конструкция которой основывалась шасси на недавно построенного LK-II. Причем проектирование машины, получившей обозначение LK-III, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II. Главным образом, значительно переработке подвергся корпус танка. На LK-II боевое отделение располагалось сзади, за моторно-трансмиссионным отсеком, что положительно сказывалось на защищенности экипажа, но отрицательно – на обзор вперёд. Устранить этот недостаток можно было только полностью переделав компоновку танка.

На новой машине, двигатель был перенёсен в кормовую часть корпуса. Боевой отсек и отделение управления, соответственно, расположили спереди. Место водителя находилось перед местом командира танка и имело небольшую надстройку с тремя смотровыми щелями. Командир и заряжающий располагались в бронированной рубке сзади и чуть выше. Для посадки и высадки из танка служили двери в бортах рубки.

Упущенный шанс кайзера. Легкий танк LK-III

Ходовая часть LK-III полностью заимствовалась от LK-II. Она крепилась между двумя параллельными стенками, а к раме с каждого борта монтировались пять тележек по четыре опорных катка и ещё одна тележка крепилась спереди и выполняла функцию упорной. Направляющее колесо располагалось в носовой части и было снабжено винтовым механизмом натяжения гусениц. Ведущее колесо, соответственно, устанавливалось сзади и имело зубовый тип зацепления. Поддерживающие ролики отсутствовали, а подвеска опорных тележек была блокированная, на винтовых пружинах, так что на особую плавность хода рассчитывать не приходилось. Траки также планировали испольвать стандартные, крупнозвенчатые, шагом 140 мм и шириной 250 мм. Количество траков в одной цепи — 74 штуки.

Ходовая часть полность прикрывалась бортовыми экранами с толщиной брони 8 мм. По обеим бортам имелись овальные вырезы для сброса с верхней ветви гусениных цепей грязи.

По всей видимости, при производстве LK-III также планировали использовать автомобильные агрегаты, так что марка двигателя могла быть любой. Точно можно сказать, что тип двигателя относился к бензиновому, а его мощность могла варьироваться в пределах 50-60 л.с. Двигатель должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое отделение, пусковой рукояткой. В состав трансмиссии танка входили: главный фрикцион, 4-скоростная КПП автомобильного типа, продольный вал с коническими шестернями, дисковые сцепления и ленточные тормоза.

Упущенный шанс кайзера. Легкий танк LK-III

Схема моторно-трансмиссионной группы танка LK-III

Вооружение LK-III могло состоять из 57-мм пушки или 20-мм автоматического орудия Беккера (Becker Flieger Kanone) и располагаться во вращающейся башне. Впрочем, нельзя отвергать и возможное наличие пулеметного варианта.

Заказ на постройку серии сразу из 1000 танков варианта LK-III был получен в октябре 1918 года, но выполнить его хотя бы в частичном объёме, разумеется, не удалось. Не был даже построен прототип танка. После завершения войны проект дальнейшего развития не получил, поскольку более надежным путем посчитали модернизацию танка LK-II, который в 1919-1921 гг. выпускался серийно и поставлялся на экспорт.

В заключение можно сказать, что французский легкий танк «Рено» FT-17 появился на один год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же компоновочной схеме, которая позже стала называться «классической». В первой мировой войне германские войска встретились с танками «Рено» FT в мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: «В Германии неприятельские формы .. малых танков были совершенно неизвестны».

Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее «вписать» уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.

Тактико-технические характеристики легкого танка LK-III

Боевая масса, т

8,5

Экипаж, чел.

3

Габаритные размеры, мм

Длина

5100

Ширина

1950

Высота

2840

Клиренс

400

Бронирование, мм

Лоб, борт, корма

14

Крыша и днище

8

Вооружение

Пушки

1*57-мм Максима-Норденфельдта или 1*20-мм автоматическая

Пулеметы

1*7,92 (если нет пушки)

Двигатель

различные марки, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 50-60 л. с. при 1400-1500 об/мин.

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,6

Скорость по шоссе, км/ч

14-16

Запас хода, км

100

Список источников:

  1. http://pro-tank.ru/germany-tanks-first-world-war/624-tanki-lk-3-oberschlesien,
  2. http://pro-tank.ru/germany-tanks-first-world-war/622-leichte-kampfwagen-lk-2,
  3. http://world-war.moy.su/news/legkij_tank_leichte_kampfwagen_lk_iii/2009-12-28-106,
  4. Бронеколлекция 6’1996: Танки Кайзера www.mk-armour.narod.ru/1996/No6.htm.
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account