Универсальный солдат Potez 63. Часть 2. На службе Франции
Наконец дошли руки до второй части материала о Potez 63. В ней пойдёт речь о службе и боевой карьере самолётов этого большого семейства в ВВС их родной страны. Прошу коллег простить меня за задержку.
Первая часть здесь
Но, несмотря на технологическую простоту, производство «63-их» так же, как и других типов, страдало от плохой координации работ со смежниками и в первую очередь – от нехватки моторов, винтов, оружия и прочего необходимого оборудования. Например, построенные самолёты приходилось сдавать военным с деревянными двухлопастными винтами вместо штатных трёхлопастных металлических ВИШ. Естественно, это привело к значительному снижению лётных данных – например, максимальная скорость упала на 40 км/ч. Но и в такой ситуации Анри Потэ проявил себя способным организатором и импровизатором. Благодаря его усилиям сборочные линии SNCAN не останавливались ни разу (хотя задержки всё же случались), и темп производства был довольно высок – начиная с января 1940 г. ежемесячно выпускалось около 100 самолётов. Это было меньше, чем предусмотренные «Планом V» 150 самолётов в месяц, но по тогдашним французским меркам и в сравнении с другими типами было выдающимся достижением. Производство остановилось лишь тогда, когда завод в Меольте был захвачен немцами. До этого момента и до подписания перемирия Armée de l’Air официально приняла 1115 Potez 63 различных модификаций.
Основной самостоятельно действующей тактической единицей французских ВВС была группа (Groupe). Две группы составляли эскадру (Escadre), но это понятие было скорее «административным» – на практике группы обычно действовали по отдельности. Основными типами групп были истребительные (Groupe de Chasse, сокращённо GC), бомбардировочные (Groupe de Bombardement – GB), штурмовые (Groupe de Bombardement Assault – GBA), разведывательные (Groupe de Reconnaissance – GR) и наблюдательные (Groupe Aérienne d‘Observation– GAO). Количество самолетов в группе было различным в зависимости от её назначения: так, истребительная обычно насчитывала около 30 машин, бомбардировочная и разведывательная – по 12, а наблюдательная всего 6. Более многочисленные группы, как правило, делились на две эскадрильи (Escadrille).
В состав истребительных групп (GC) входили и «Потэ» 630 С3 и 631 С3. Согласно планам, к 1 января 1939 года Armée de l‘Air должна была располагать в общей сложности 201 самолётом этих типов; в реальности же имелось лишь 45 «630-х» и 27 «631-х». К 1 апреля их количество выросло до 77 и 88 соответственно. В начале сентября 1939 г., когда Франция вступила во Вторую мировую войну, в составе её ВВС было 85 самолётов Potez 630 C3 и 206 – Potez 631 C3.
Каждая истребительная эскадра, вооружённая одномоторными самолётами, по штату должна была иметь и шесть двухмоторных «Потэ» для использования в качестве воздушных командных пунктов. В этой роли они в пяти эскадрах пришли на смену древним Bloch MB.200, но прослужили недолго. Уже в январе 1940 г. от такого способа управления истребителями в бою отказались, и «Потэ» начали выводить из эскадр GC. В 1939-м была создана единственная в своём роде дневная группа многоместных истребителей, вооружённая только «631-ми» – GC II/8. Однако уже в январе 1940-го она начала перевооружение на одномоторные истребители, так и не вступив в бой на своих «Потэ».
В начале войны самолётами Potez 631 C3 была вооружена 5-я эскадрилья группы GC II/2, в январе 1940 г. переформированная в самостоятельную дневную эскадрилью многоместных истребителей ECMJ 1/16 (Escadrille de Chasse Multiplace de Jour). Она стала единственной регулярной дневной боевой частью Armée de l’Air, летавшей на «631-ых», и оставалась таковой до конца боёв.
Большее значение Potez 631 C3 имели (во всяком случае, в соответствии с планами) в ночной авиации. Ими была вооружена отдельная ночная истребительная эскадрилья ECN 2/562 (Escadrille de Chasse de Nuit), в январе 1940-го в результате постоянных реорганизаций сменившая номер на ECN 5/13. «Потэ» появились также на вооружении ночных истребительных групп GCN I/13 и GCN II/13, в том же январе разделенных на 4 самостоятельных эскадрильи ECN 1/13, 2/13, 3/13 и 4/13. Их основной задачей была ПВО Парижа, кроме одной эскадрильи, защищавшей Лион.
На склоне 30-х тактика применения ночных истребителей предполагала тесное взаимодействие с наземными службами оповещения и батареями прожекторов. Однако учения показали, что низкая эффективность обнаружения целей вкупе с отсутствием системы быстрой передачи информации препятствуют успеху. В ходе так называемой «странной войны» (от объявления Францией войны Германии 3 сентября 1939 г. до начала немецкого наступления 10 мая 1940 г.) экипажи ночных «Потэ» каждую ночь были в боевой готовности, но ни один взлёт по тревоге не привёл к контакту с противником. Виной тому было несовершенство системы оповещения и особенно связи (как правило, посредством общей телефонной сети!)
Поэтому уже с осени 1939 г. ночные истребители стали привлекаться и к дневным действиям. В решающие же дни после 10 мая 1940-го они уже воевали исключительно днём, причём во многих случаях – даже не как истребители. С 17 мая их привлекали к штурмовке быстро наступающих моторизованных колонн Вермахта, нередки были и разведывательные полёты над фронтами. Последней боевой миссией истребителей Potez 631 C3 стала 23 июня атака немецких войск, продвигавшихся вдоль реки Изернавстречу своим итальянским союзникам. Этот удар наносила неслётанная сборная группа «Потэ» из различных эскадрилий, так что и результат был соответствующим.
Всего на счёт истребителей Potez было записано 17 побед, включая предположительные. Самым удачливым пилотом оказался Sergent Chef (звание, примерно соответствующее ротмистру) Жорж Пост (Georges Post) из ECN 1/13, одержавший три групповые победы. Среди пилотов, записавших на свой счёт сбитый самолёт противника, был и Sous Lieutenant (младший лейтенант) Роже Саваж (Roger Sauvage) – будущий ас эскадрильи «Нормандия-Неман». Он же стал одной из жертв частой ошибки, когда «Потэ» принимали за немецкие «Мессершмитты» Bf 110: 14 мая 1940 г. его сбили «Харрикейны» британского экспедиционного корпуса, действовавшего во Франции. Саважу удалось спастись на парашюте, но его стрелок погиб.
В бой вступили не только истребительные модификации «Потэ». К началу войны Armée de l’Air имела в своём составе 22 экземпляра бомбардировочной версии, причём все они были получены путём реквизиции экспортных машин у фирмы-производителя. Использовались они в основном для тренировки экипажей штурмовых авиагрупп, ожидавших получения специализированных Breguet Br.691. Ситуация изменилась в марте 1940 г., когда формировался экспедиционный корпус для помощи финнам, воевавшим против СССР. 12 «Потэ» 633 В2 перелетели в Англию, где их спешно начали готовить к отправке в Скандинавию; но тем временем Финляндия и СССР заключили мир, и французы вернулись домой.
Боевая деятельность бомбардировщиков Potez 633 B2 началась в мае 1940 г. Они всё ещё составляли часть вооружения штурмовых групп GBAII/35, I/51, II/51, I/54 и II/54, так и не перевооружившихся полностью на положенные по штату «Бреге». Экипажи «Потэ» постоянно атаковали хорошо защищённые немецкие моторизованные колонны, несли тяжёлые потери (так, группа GBAII/51 за 11 дней боёв лишилась шести «633-их» из девяти) – но на наступление Вермахта это почти не повлияло. С конца мая Potez 633 из-за плохого технического состояния и возросшей численности «Бреге» в боях уже не участвовали.
Довольно интенсивно использовались разведчики Potez 637 A3. В мае 1939-го они поступили на вооружение разведывательных групп GR I/33 и II/33, в июне – GR I/52 и II/52; при этом в начале сентября, когда Франция объявила войну Германии, это были единственные современные разведчики французских ВВС. Их количество составляло 61 самолёт модификации 637 А3 и 5 машин 63.11.
Все четыре GR-группы на своих «637-ых» с самого начала войны отслеживали не только приграничную область, но и проникали на немецкую территорию, прежде всего над областью Саар, которая должна была остаться независимой, но по результатам референдума присоединилась к Рейху. Помимо обычных дневных, не были редкостью и ночные миссии. Когда выявилась почти полная непригодность многоцелевых Bloch MB.131, в круг задач которых входила и тактическая и стратегическая разведка, «Потэ» стали единственными самолётами, способными пересекать немецкую границу даже днём. Ещё зимой 1939-40 гг. эти миссии, как правило, выполнялись без истребительного прикрытия; при этом потери благодаря скорости и высоте полёта отнюдь не были катастрофическими, хотя защищаться от истребителей «637-му» было практически нечем. Но постепенно возникла другая проблема: процент боеспособных самолётов резко упал из-за катастрофической нехватки всех видов запчастей, не хватало и боекомплекта, топлива и фотоматериалов. Именно эта зима была самым критическим периодом в поставках моторов и особенно винтов, так что и в боевых частях большинство «Потэ» летало с деревянными эрзац-пропеллерами. А поскольку работа «637-х» была главным источником сведений о действиях противника, с уменьшением их активности командование французской армии как бы «ослепло». Новые разведчики Bloch MB.174, несмотря на свои выдающиеся качества, не могли восполнить пробел – их в Armée de l’Air было всего несколько штук.
С ноября 1939 г. «Потэ» новой модификации 63.11 начали дополнять, а с января 1940-го и заменять «637-е» в боевых частях. Тем не менее, к 10 мая в первой линии оставалось ещё 40 самолётов Potez 637 A3 в шести разведывательных группах; однако их количество стремительно сокращалось. Уже к 5 июня их осталось всего 12 в составе трёх групп. Остаётся только добавить, что знаменитый писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери начал свой боевой путь именно на «637-м» в группе GR II/33.
Количество 63.11 А3 возрастало сравнительно быстро – к 14 марта 1940 г. французские ВВС приняли 459 машин этого типа. Из них 217 самолётов имели моторы Gnome-Rhone 14M 06/07 и винты той же фирмы, 95 машин – двигатели GR.14M 04/05 с винтами Levasseur; наконец, 147 самолётов также имели двигатели «Гном-Рон», но с деревянными эрзац-винтами Ratier. 49 самолётов к этому дню получили усиленное вооружение. Potez 63.11 A3 служили в девяти разведывательных группах GR, приданных сухопутным армиям, и в 40 наблюдательных группах GAO, приданных армейским корпусам и крупным моторизованным соединениям. К 10 мая в составе ВВС метрополии их насчитывалось 691, из них в боевых частях – 396 (ими, по крайней мере частично, были вооружены двенадцать GRи тридцать семь GAO); но лишь 238 из этого количества были боеспособны. План перевооружения Armée de l’Air предполагал к маю 1940 г. иметь на вооружении не менее 860 самолётов данного типа; выполнение этого плана лишь на 80 процентов выглядит не слишком хорошо, но по тогдашним французским меркам это был успех, подтверждающий, что объединению SNCAN удалось довести самолёт и освоить его производство лучше, чем многим другим фирмам.
В последующих боях наибольшего успеха добился один из экипажей Potez 63.11 A3 группы GR II/22, утром 12 мая обнаруживший прорыв немцев к Седану. К сожалению, французское верховное командование не сумело как следует использовать эту информацию.
«Битва за Францию» принесла большие потери. Часто разведчикам приходилось действовать без истребительного прикрытия в условиях полного господства Люфтваффе в воздухе; им угрожала и мощная наземная ПВО, да и родные базы часто становились объектами немецких налётов. Усугубляла ситуацию стремительность наступления немцев, вынуждавшая французов постоянно перебазироваться на всё новые полевые аэродромы; это влекло за собой потери в самолётах хотя бы из-за того, что часть из них – «нелётную», но вполне поддающуюся ремонту – приходилось бросать… Ещё усложняли задачу проблемы со связью с высшим командованием и противоречивые приказы, вызванные нечёткостью командной структуры. Нехватка запчастей и мощностей ПАРМов стала постоянной, не было «резервных» самолётов, а если даже их удавалось найти, то не было пилотов, которые могли бы перегнать их в боевые части… К тому же почти каждый день «Потэ» подвергались атакам своих, принимавших их за неприятельские самолёты, в первую очередь Bf 110. Считается, что в мае-июне 1940 г. Armée de l’Air лишилась по различным причинам порядка 400 разведчиков Potez и что 70 % разведывательных групп полностью утратило боеспособность. Например, GAO 510 за 6 недель выполнила 25 боевых вылетов, потеряв 5 самолётов в воздухе и 6 на земле. За этот короткий период группа действовала с 14 различных аэродромов!
«Потэ» 63-й серии служили не только в частях Armée de l’Air, но и в морской авиации Франции — Aéronautique Navale (сокращённо Aéronavale). В морскую истребительную Flotille F1C с базой в Кале самолёты Potez 631 C3 начали поступать в январе 1940 г. По численному составу и матчасти «флотилия» примерно соответствовала группе Armée de l’Air, но её эскадрильи были организованы так, чтобы иметь возможность действовать полностью самостоятельно. Главной задачей F1C была защита морских путей вдоль французского, голландского побережья и до Северного моря. При этом считалось, что многоместные самолёты более пригодны для действий над морем уже по причине наличия штурмана, а их более низкие ЛТХ считались всё же достаточными для противодействия предполагаемому противнику.
В роковой день 10 мая Aéronavale располагала полностью укомплектованной «флотилией» F1C, состоявшей из двух эскадрилий – АС1 и АС2. В условиях стремительного наступления немцев на суше морским лётчикам пришлось вместо охраны морских рубежей вступить в бой над Голландией. Причём получалось неплохо – пилоты F1C записали на свой счёт 12 побед (включая предположительные) при 8 своих потерях; таким образом, «флотилия» стала самой результативной частью из всех, летавших на Potez 631! Однако вскоре «Потэ» были выведены из состава Aéronavale, а морским лётчикам пришлось пересесть на одномоторные Dewoitine D.520 и Bloch MB.151.
Численность самолётов Potez 63 различных модификаций в частях Armée de l’Air и Aéronavale на 10.5.1940 г. указана в таблице:
Тип
|
Количество
|
|
всего
|
боеспособных
|
|
Armée de l’Air
|
||
631 С3
|
78
|
53
|
637 А3
|
40
|
24
|
63.11 А3
|
> 297
|
> 192
|
Aéronavale
|
||
631 С3
|
25
|
?
|
Менее чем через месяц ситуация существенно изменилась, как видно из таблицы на 5.6.1940:
Тип
|
Количество
|
|
всего
|
боеспособных
|
|
Armée de l’Air
|
||
631 С3
|
> 77
|
> 31
|
637 А3
|
12
|
10
|
63.11 А3
|
> 230
|
> 130
|
В середине июня 1940 г. было уже ясно, что война с Германией близится к неутешительному для Франции концу. Перемирие вступило в силу 25 июня. Но, вопреки первоначальным немецким планам, ограниченная деятельность французской сухопутной и морской авиации продолжилась. После острого англо-французского дипломатического и военного конфликта в июле 1940 г. Германия и Италия ожидали от французов активной защиты колоний и заморских территорий от англичан. Поэтому обе оккупационные администрации – немецкая и итальянская – дали добро на ограниченные действия французских вооружённых сил, естественно, под бдительным контролем вновь созданных комиссий по перемирию.
В начале июля на территории Франции, ещё не оккупированной немцами и подконтрольной правительству Виши, находилось 32 самолёта Potez 630 C3, 112 экземпляров версии 631 С3, 18 – 633 В2, 12 – 637 А3 и 221 – 63.11 А3. Во французской Северной Африке тогда же имелся 251 разведчик Potez 63.11 A3 и 53 самолёта других модификаций. Ещё 17 «Потэ» 63.11 А3 было в Сирии – тогдашней французской колонии.
Potez 63 остался стандартным типом и в авиации Виши (Armée de l’Air de l’Armistice, т.е. «Armée de l’Air после перемирия»). Истребительные модификации служили в эскадрильях ECN 1/13 и ECN 3/13 в метрополии (ECN 3/13 с июня 1941 г. базировалась в тунисском Габесе). Из разведывательных групп (GR) три остались в метрополии, а четыре других вместе с одной GAO– в заморских владениях. Из-за невозможности восполнять потери количество самолётов постоянно сокращалось. К ноябрю 1941 года в боевом составе насчитывалось 22 «Потэ» 630 C3, 82 – 631 С3, 6 разведчиков 637 А3 и 236 – 63.11 А3. В октябре 1942-го «630-ых» осталось всего 6, «631-ых» – 64, а разведчиков 63.11 – 114 штук.
«Потэ» приняли участие во всех значительных акциях французских ВВС после перемирия. Так, уже осенью 1940 г. они поучаствовали в боях во Французском Индокитае против Сиама (Таиланда), который, почувствовав французскую слабость и пользуясь поддержкой Японии, предпринял попытку пересмотра границ. Этот конфликт достиг наибольшей интенсивности между ноябрём 1940 и январём 1941 года и закончился победой Сиама; Французское государство (такое название получил «осколок» бывшей Французской республики, контролировавшийся правительством Виши) потеряло значительную часть территории современных Лаоса и Камбоджи.
Вскоре оправдалась надежда немцев и итальянцев – вишистская авиация вступила в бой с союзниками. В июне 1941 г. GR II/39 и GAO 1/583 встретились с британцами и «свободными французами» в Сирии. Из 20 их самолётов три были сбиты, а 7 уничтожены на земле; вообще в Сирии британцы одержали достаточно лёгкую победу, а обе поредевшие группы после поражения вишистов были официально расформированы. Не обошлись без «Потэ» и затяжные бои за Мадагаскар в мае-ноябре 1942 г. Там на 63.11 А3 летала 555-я эскадрилья, входившая в состав смешанной авиагруппы (Groupe Aérienne Mixte), которая, как и наземные войска, осталась верной правительству Виши и вступила в бой, когда союзники в лице англичан и южноафриканцев попытались занять стратегически важный остров. Впрочем, после упорных боёв эта цель всё же была достигнута.
Группы GR I/52 в Марокко и GR I/36 в Алжире – обе на Potez 63.11 A3 – пытались противодействовать высадке американо-британских сил в Северо-Западной Африке 8 ноября 1942 г. (операция Torch). При этом первая за три дня боёв потеряла 3 самолёта в воздухе и 8 на земле; вторая, насколько известно, в бой так и не вступила. В декабре 1942 г. обе группы расформировали. Эскадрилья ECN 3/13 на Potez 631 C3 участвовала в обороне Габеса до конца ноября 1942-го, уже на стороне союзников. В составе группы GR II/63 во Французской Западной Африке (ныне это несколько государств, крупнейшим из которых является Мавритания) Potez 63.11 летали до сентября 1943 г., тоже в конечном счёте на стороне антигитлеровской коалиции. Кроме наземной авиации, правительство Виши располагало и морской (Aéronavale de l’Armistice). Она вновь получила «Потэ» в ноябре 1941-го, когда бомбардировочная часть в алжирской Блиде была преобразована в бомбардировочно-разведывательную эскадрилью 4BR и вместо американских Martin 167F получила Potez 63.11 A3.
Значительную роль во французском сопротивлении оккупантам сыграли Forces Aériennes Françaises Libres (ВВС Свободных Французов), создававшиеся под началом генерала де Голля и со значительной помощью союзников. Их поначалу весьма скромные силы пополнили и несколько «Потэ» из числа тех десяти, что по окончании боёв в июне 1940 г. оказались без экипажей на британской территории. Два самолёта версии 63.11 А3 наряду с истребителями MS.406 составляли матчасть 2-й французской эскадрильи, приданной 274-му сквадрону RAF и базировавшейся поначалу в палестинской Хайфе, но ещё в 1940 г. переведенной в Абу-Сур для защиты дельты Нила. Постепенно эскадрилья пополнялась ещё самолётами этого типа. Один Potez 63.11 A3 был в 3-й эскадрилье. По некоторым сведениям, ещё несколько таких машин «свободные французы» использовали в качестве разведчиков и тренировочных в 1942-43 гг. в Сирии и Ливане. Последними «Потэ» 63-го семейства, использовавшимися в боевых действиях, стали три самолёта модификации 631 С3, всё ещё бывшие в хорошем состоянии к моменту ухода немцев из Франции в 1944 году. С апреля 1945-го они служили в GR III/33 и использовались как разведчики в ходе боёв за всё ещё оккупированные острова и изолированные города на побережье Атлантики. После войны их передали в испытательный центр в Бретиньи (Bretigny), где использовали для тренировочных полётов до 1947 года.
Источник: Z. Pátek. Potez 63 (630-639, 63.11-16). – L+K 2011 № 5, с.92-94; № 6, с.88-91.