23

Приветствую, уважаемые коллеги. На волне тихой самоизоляционной грусти что-то вдруг потянуло в очередной раз поиздеваться над Российским императорским флотом и процессом его развития перед войной с Японией (а также и слегка во время оной). Причем с упором на сильно выраженную межтеатровую дифференциацию типов боевых кораблей с одновременной их унификацией в рамках существующих классов. И, как водится порой, не без некоторых элементов откровенной фантастичности – хотя количество башен и пушек (с поправкой на изменение в ряде случаев их калибра) основано на числе реально произведенных соответствующих изделий. Картинка здесь пока будет лишь одна – может, позже появятся и другие. Ну а дело в предложенном мини-мире было так…

… После согласования с Министерством финансов требуемого на реализацию двадцатилетней кораблестроительной программы объема средств российские проектировщики в начале 80-х годов XIX века были озадачены выработкой наиболее подходящих для двух отечественных флотов типов боевых кораблей. И в итоге на Балтике решено было продолжать строить главным образом крупные и быстроходные поясные броненосные крейсера как основное средство нарушения вражеской торговли. А на Черном море, где стояла перспектива взятия проливов – преимущественно эскадренные броненосцы «наибольшей силы» с некоторым аккомпанементом из существенно более мелких кораблей крейсерского класса, нежели балтийские.

Сказано – сделано, и в 1883 году в больших деревянных эллингах на Галерном острове, Балтийском заводе и в Новом Адмиралтействе заложили три броненосных крейсера, фактически задавших тип подобных кораблей, воспроизводившийся затем до самой русско-японской войны. «Витязь», «Рында» и «Рюрик» при водоизмещении с учетом перегрузки примерно 8000 тонн получили каждый по две новых 35-калиберных 229-мм пушки – по одной в носовой и кормовой в «барбетных башнях» с легким верхним прикрытием, которые для всей троицы делал Обуховский сталелитейный завод. Их дополняли 10 орудий 152х35 на батарейной палубе, прикрытые со стороны борта утолщенной до полутора дюймов обшивкой.

Справочно:

«Витязь», «Рында» и «Рюрик» заменяют реальные «Витязь», «Рында», «Император Александр II» и «Адмирал Нахимов», фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 8000 т, 7500 л.с., 16,25 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 «барбетные башни» 1-229х35 (ОСЗ), полный пояс по ВЛ (152-114 мм), плоская броневая палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 2-229х35, 10-152х35.

Эти корабли с незначительными изменениями были воспроизведены и в следующей «тройной» серии, которую полностью построил Балтийский завод. «Адмирал Нахимов» был заложен в большом деревянном эллинге в 1886 году, а «Адмирал Корнилов» и «Память Азова» соответственно в 1885 и 1887 годах в малом деревянном эллинге, который для их постройки был несколько переделан и расширен. Основным отличием их от прототипов стала возросшая скорость, достигшая 17,5-18,0 узла, и изготовитель орудийных установок ГК – сам Балтийский завод.

Справочно:

«Адмирал Корнилов», «Адмирал Нахимов» и «Память Азова» заменяют реальные «Адмирал Корнилов», «Память Азова», «Рюрик», фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 8000 т, 8750 л.с., 17,75 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 «барбетные башни» 1-229х35 (БЗ), полный пояс по ВЛ (152-114 мм), плоская броневая палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 2-229х35, 10-152х35, 4-75х50 на станке Меллера после модернизации во время РЯВ.

На Черном море в 1883 году в 7-м эллинге Николаевского Адмиралтейства и на вновь оборудованном большом открытом стапеле в Севастополе были заложены броненосцы «Екатерина II» и «Синоп». Они при фактическом водоизмещении около 11500 тонн получили небывалое число крупных орудий – по восемь 305-мм 30-калиберных, расположенных по французской моде ромбом в четырех двухорудийных установках. Для первого корабля все установки ГК были выполнены в Англии, для второго – Санкт-Петербургским Металлическим заводом по своему собственному проекту. Вспомогательное их вооружение было представлено восьмеркой 152-мм пушек на каждом, которые прикрывала утолщенная до двух дюймов сталь борта.

Справочно:

«Екатерина II» и «Синоп» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 11500 т, 9250 л.с., 15,0 уз., 2 винта, 2 трубы, 4 закрытых барбета 2-305х30 («Екатерина II» – англ., «Синоп» – МЗ), полный пояс по ВЛ (до 406 мм), неполный верхний пояс, плоская палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 8-305х30, 8-152х35.

После спуска на воду этих кораблей пришло время и для их второй серии – в 1889 году на тех же судостроительных площадках заложили «Чесму» и «Георгий Победоносец». От первых двух кораблей их отличала прежде всего существенно возросшая благодаря машинам с тройным, а не с двойным расширением пара скорость, а также новые 35-калиберные 305-мм пушки. Новой конструкции были и орудийные установки для них, которые для первого корабля делал Металлический завод, а для второго – Путиловский.

 

Справочно:

«Чесма» и «Георгий Победоносец» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 11500 т, 10750 л.с., 16,25 уз., 2 винта, 2 трубы, 4 закрытых барбета 2-305х35 («Чесма» – МЗ, «Георгий Победоносец» – ПЗ), полный пояс по ВЛ (до 406 мм), неполный верхний пояс, плоская палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 8-305х30, 8-152х35.

В промежутке между двумя названными сериями кораблей 7-й эллинг в Николаеве и открытый стапель в Севастополе также одарили Черноморский флот заложенными в конце 1886 года так называемыми минными крейсерами «Лейтенант Ильин» и «Капитан Сакен» – небольшими корабликами с броневой палубой в 25,4 мм над котлами и машинами и вдвое тоньше в оконечностях, весьма пригодившимися в качестве разведчиков и посыльных судов при эскадре.

Справочно:

«Лейтенант Ильин» и «Капитан Сакен» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 625 т, 3000 л.с., 19,0 уз., 2 винта, 2 трубы, плоская 12,7-25,4 мм броневая палуба, 6-47, 6-37 (пятиств.), 4-381 мм т.а. (надводные).

 

На Балтике руководство флота все же посчитало необходимым также иметь корабли посильнее, чем просто крейсера – и в 1886-1889 годах в больших деревянных эллингах Галерного острова, Нового Адмиралтейства и Балтийского завода состоялась закладка броненосцев «Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин» и «Гангут». Причем первое из названных предприятий осилило последовательную постройку сразу двух таких кораблей. Впрочем, в балтийских броненосцах по-прежнему было много от крейсеров – в том числе близкие к последним размеры, а также умеренный состав тяжелого вооружения, главными в котором стала пара орудий 305х30, размещенных в носовой части в полноценной башне с 254-мм стенами и 63,5-мм крышей. С кормы они могли вести огонь из пары 229-мм пушек в защищенном 127-мм броней каземате на верхней палубе, а полдюжины 6-дюймовок стояли на батарейной палубе за доведенным до 50,8-мм толщины бортом. Правда, их существование в российском флоте было омрачено аварией и гибелью «Гангута» в 1897 году.

Справочно:

«Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин» и «Гангут» заменяют реальные «Император Николай», «Наварин», «Гангут» и «Двенадцать Апостолов», их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 9000 т, 8000 л.с., 15,5 уз., 2 винта, 2 трубы, 1 башня 2-305х30 («Император Николай I», «Император Александр II» – МЗ, «Наварин», «Гангут» – ОСЗ), полный пояс по ВЛ (до 381 мм), плоская палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 2-305х30, 2-229х35, 6-152х35, 4-75х50 на станке Меллера (после модернизации во время РЯВ – только «Император Николай I», «Император Александр II» и «Наварин»).

 

Для царской семьи в 1887 году начали строить яхту «Полярная звезда» – это делалось в Дании, на заводе «Бурмейстер ог вайн». А в малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства и малом деревянном эллинге Балтийского завода в 1889-1890 годах были поочередно заложены две пары броненосных канонерских лодок – «Грозящий», «Гремящий», «Отважный» и «Храбрый». Как и предыдущий десяток российских небронированных балтийских и черноморских канонерок, они имели вооружение из одной 229-мм пушки в носу и одной 152-мм в корме, но теперь получили и пояс по ватерлинии – из сталежелезной брони у «Грозящего» и «Отважного», начатых постройкой в 1889 году, и из сталеникелевой у второй пары.

Справочно:

«Грозящий», «Гремящий», «Отважный» и «Храбрый» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 1625 т, 2250 л.с., 14,25 уз., 2 винта, 1 труба, неполный пояс по ВЛ, плоская палуба поверх пояса, карапасы в оконечностях, основное вооружение – 1-229х35, 1-152х35, 4-75х50 на станке Меллера после модернизации перед РЯВ.

 

В 1891-1892 годах в Петербурге в только что завершенных постройкой новых каменных эллингах Нового адмиралтейства и Галерного острова, как и двух больших деревянных эллингах этих предприятий заложили еще четыре броненосца. В отличие от первой серии подобных кораблей для Балтийского флота они стали существенно крупнее (около 11500 тонн фактического водоизмещения) и получили артиллерию нового поколения на бездымном порохе – 305-мм 40-калиберные орудия в уравновешенных башнях Металлического завода и 152-мм пушки Канэ в казематах со 127-мм бортовой и траверзной броней. Правда, реальная скорострельность последних была существенно снижена из-за размещения их на первоначально принятых станках с бортовым штыром с его весьма низкими скоростями горизонтального наведения.

Справочно:

«Сисой Великий», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 11500 т, 10750 л.с., 16,5 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 башни 2-305х40 (МЗ), броня сталеникелевая и Гарвея, полный пояс по ВЛ (330-127 мм), неполный верхний пояс, плоская палуба поверх пояса по ВЛ, основное вооружение – 4-305х40, 14-152х45 (на бортовом штыре), 4-75х50 на станке Меллера после модернизации перед РЯВ.

 

1892 год также стал годом закладки в малых эллингах Балтийского завода и Нового Адмиралтейства двух броненосцев береговой обороны – «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Сенявина». Их главный калибр составляли четыре новые 229-мм 45-калиберные пушки в двух двухорудийных башнях Путиловского завода. Помимо неполного пояса по ватерлинии, у них был также короткий 76,2-мм верхний броневой пояс, прикрывающий дымоходы и на уровне верхней палубы переходящий в аналогичной толщины броню каземата для шести 120-мм пушек. А в 1894 году в большом деревянном и малом каменном эллингах Нового Адмиралтейства начали постройкой еще два корабля данного типа – «Генерал-адмирал Апраксин» и «Князь Потемкин-Таврический». От родоначальников серии их отличали башни Обуховского завода (уже с электрическими, а не с гидравлическими приводами наведения) и гарвеевская броня вместо сталеникелевой.

Справочно:

«Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Князь Потемкин-Таврический» заменяют реальные «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Ростислав», их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 5000 т, 5750 л.с., 16,0 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 башни 2-229х45 («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» – ПЗ, гидравлические, «Генерал-адмирал Апраксин», «Князь Потемкин-Таврический» – ОСЗ, электрические), неполный пояс по ВЛ (до 229 мм), неполный верхний пояс, плоская палуба поверх пояса по ВЛ, карапасы в оконечностях, основное вооружение – 4-229х45, 6-120х45.

 

После дюжины броненосцев на Балтике вновь вернулись к броненосным крейсерам заданного еще «Витязем» типа. И их очередная серия, чья закладка пришлась на 1893-1897 годы, стала одной из самых многочисленных для кораблей данного класса в русском флоте – 9 единиц. Причем три из них строились во Франции, включая и родоначальника серии «Громобоя». Французы же делали для этой троицы и башни ГК. Еще три крейсера построил Балтийский завод, задействовав введенный на нем в строй в конце 1893 года новый каменный эллинг. Башни для балтийских кораблей поставлял Металлический завод. Галерный остров и Новое Адмиралтейство, кооперировавшиеся в части башен уже с Обуховским заводом, сдали флоту соответственно два и один крейсер. Именно эти последние корабли в силу несколько затянувшейся их постройки на казенных верфях получили уже новомодную крупповскую, а не гарвеевскую броню. Зато все они имели легкое двухдюймовое (со стороны борта) бронирование батареи шестидюймовок, уже в виде отдельных плит, а не интегрированное в структуру корпуса. А вот скосы броневой палубы на современный лад достались только крейсерам российской постройки в процессе адаптации французского проекта под отечественные производственные реалии.

Унификация и дифференциация

Унификация и дифференциация

Унификация и дифференциация

Справочно:

«Громобой», «Россия», «Баян», «Пересвет», «Ослябя», «Абрек», «Аврора», «Диана», «Паллада» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 8000 т, 14625 л.с., 20,0 уз., 3 винта, 4 трубы, 2 башни 1-229х45 («Громобой», «Баян», «Паллада» – фр., «Россия», «Пересвет», «Аврора» – МЗ, «Ослябя», «Абрек», «Диана» – ОСЗ), полный пояс по ВЛ (152-114 мм), плоская броневая палуба поверх пояса по ВЛ («Громобой», «Баян», «Паллада») или карапасная со скосами броневая палуба («Россия», «Пересвет», «Аврора», «Ослябя», «Абрек», «Диана»), основное вооружение – 2-229х45, 8-152х45 (на центральном штыре), 16-75х50 на станке Меллера.

 

В это же время российский флот прирос еще тремя кораблями крейсерского класса, но куда меньших размеров. Два из них («Алмаз» и «Боярин») были построены для черноморского флота в Николаеве и Севастополе, а еще один, дополнительно оборудованный как личная яхта генерал-адмирала «Светлана», в том же 1894 году, что и «черноморцев», заложили на датской верфи «Бурмейстер ог вайн». Данные небольшие (около 3500 тонн в нормальном грузу) корабли с их «клиперскими» корпусами оказались отличными ходоками, а на основе «датчанина» в какой-то мере строилась и конструкция заказанной его изготовителю после спуска крейсера на воду в 1896 году очередной яхты для царской семьи – будущего «Штандарта».

Справочно:

«Алмаз», «Светлана» и «Боярин» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 3500 т, 9750 л.с., 20,75 уз., 2 винта, 3 трубы, карапасная со скосами броневая палуба (не доводится до форштевня на некоторую длину из-за острых образований носовой оконечности) толщиной 50,8 мм на скосах и карапасах, 25,4 мм в плоской части и 76,2 мм на гласисе машинного отделения, 2-152х45 (на центральном штыре), 6-75х50 на станке Канэ, 6-47, 2-37, 2 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные).

 

7-й эллинг Николаевского Адмиралтейства и большой открытый стапель в Севастополе в том же 1896 году дал жизнь двух очередным броненосцам Черноморского флота. Здесь русские остались верны себе – и «Три Святителя» и «Двенадцать Апостолов», как назвали новые корабли, были крупнее балтийских коллег и куда основательнее вооружены. Их главный калибр был образован уже всего шестью 305-мм орудиями – но теперь в башнях с электрическим приводами и 35-градусным углом возвышения, которые при содействии Металлического завода спроектировал и самолично выполнил завод общества Николаевских заводов и верфей. Правда, именно задержка с производством башен, которые указанное предприятие раньше не делало, стало причиной окончательного ввода обоих броненосцев в строй лишь к 1903-1904 годам.

Справочно:

«Три Святителя» и «Двенадцать Апостолов» заменяют реальные «Три Святителя» и «Князь Потемкин-Таврический», их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 13375 т, 11000 л.с., 17,25 уз., 2 винта, 2 трубы, 3 башни 2-305х40 (ОНЗиВ-МЗ), броня Круппа, полный пояс по ВЛ (254-102 мм), неполный верхний пояс, карапасная со скосами броневая палуба, основное вооружение – 6-305х40, 8-152х45 (на центральном штыре), 8-75х50 на станке Меллера.

 

Очередные балтийские броненосцы – «Ретвизан» и «Цесаревич» – строились уже в Америке на верфи Крампа с конца 1898 года, после того, как были выделены 90 миллионов рублей для создания мощной тихоокеанской группировки кораблей. Главными их отличиями от предшественников типа «Сисой Великий» стали два полных пояса бортовой брони, шестидюймовки Канэ на станках с центральным штыром и мощная противоминная батарея из двух десятков 75-мм пушек, ради которой число 152-мм орудий урезали на пару стволов. Также ощутимо выросли мощность машин и скорость, достигшая 18 узлов.

Справочно:

«Ретвизан» и «Цесаревич» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 13000 т, 17000 л.с., 18,0 уз., 2 винта, 3 трубы, 2 башни 2-305х40 (ПЗ), броня Круппа, полный пояс по ВЛ (229-76 мм), неполный верхний пояс (152-76 мм), карапасная со скосами броневая палуба, основное вооружение – 4-305х40, 12-152х45 (на центральном штыре), 20-75х50 на станке Меллера.

Еще два броненосца были заложены в 1899 году в новых каменных эллингах Галерного острова и Нового Адмиралтейства. «Бородино» и «Орел», в отличие от кораблей заокеанской постройки, стали более чем на тысячу тонн крупнее и на полузла медленнее – но зато получили слитый в один главный и верхний пояса, две броневые палубы и полуторадюймовую противоминную переборку примерно на две трети длины корпуса,  образованную загибом вниз нижней палубы. Такое решение подсмотрели в проекте французского инженера Лаганя, представленном на конкурс. Однако помимо него с идеями француза их роднило только башенное размещение средней артиллерии – а в основе это был все тот же «Сисой Великий». Башенные установки для них, как и для «Ретвизана» с «Цесаревичем», делал Путиловский завод.

Справочно:

«Бородино» и «Орел» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 14125 т, 15500 л.с., 17,5 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 башни 2-305х40 (ПЗ), 6 башен 2-152х45 (ПЗ), броня Круппа, полный единый пояс (229-114 мм), две броневых палубы (нижняя переходит в противоминную переборку), основное вооружение – 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50 на станке Меллера.

Проектанты Балтийского завода решили ту же задачу чуть иначе – и их версия «Бородино» и «Орла» обрела артиллерию в башнях Металлического завода, полноценный скос нижней палубы, а также доходящий до верхней палубы дополнительный 3-дюймовый пояс бортовой брони, выполняющий еще и роль бронированного каземата для размещенной на батарейной палубе 75-мм противоминной артиллерии. Платой за это стало сокращение толщины центральной части главного пояса до 190,5 мм, а также некоторое перераспределение по уровням и толщине палубного бронирования. Но такой вариант понравился руководству Морского министерства куда больше «адмиралтейского» – и «балтийцы» обеспечили закладку в 1898-1902 годах в большом деревянном и новом каменном эллингах четырех кораблей по своему проекту (причем в каменном – трех из них, с минимальными интервалами спуска на воду).

Справочно:

«Победа», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 14125 т, 15500 л.с., 17,5 уз., 2 винта, 2 трубы, 2 башни 2-305х40 (МЗ), 6 башен 2-152х45 (МЗ), броня Круппа, полный единый пояс (190,5-114 мм), броневые казематы ПМК, две броневых палубы (нижняя – карапасная со скосами), противоминная переборка, основное вооружение – 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50 на станке Меллера.

 

Но если отечественные броненосцы ощутимо менялись от серии к серии, то с крейсерами все обстояло куда более последовательно. Новые броненосные корабли данного класса, как и предшествующие им «громобои», сохранили фактическое водоизмещение около 8000 тонн, полный пояс бортовой брони по ватерлинии и состав вооружения из пары 229-мм пушек в одноорудийных башнях и восьми 152-мм в казематах. Правда, казематы для последних теперь стали индивидуальными и с толщиной бортовой брони уже в 3 дюйма. А скорость достигла значения 22 узла по проекту – и даже чуть больше на практике. Причем четыре корабля по данным требованиям для русских строили с конца 1898 – начала 1899 года французы («Варяг» и «Очаков») и немцы («Аскольд» и «Богатырь»). Еще один крейсер, «Кагул», в 1899 году взялся сооружать на своем открытом стапеле, оборудованном на месте снесенного в конце 1894 года малого деревянного эллинга, Балтийский завод. А «Олег», завершающий серию, из-за пожара на Галерном острове, уничтожившего большой деревянный эллинг с корпусом будущего крейсера, пришлось в 1901 году перезаложить в новом каменном эллинге Нового Адмиралтейства. Французы башни для своей пары крейсеров делали сами, для «русских» кораблей их выполнил Металлический завод, а для «немцев» – Обуховский по чертежам Металлического.

Унификация и дифференциация

Справочно:

«Варяг», «Очаков», «Аскольд», «Богатырь», «Кагул» и «Олег» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 8000 т, 18000 л.с., 22,25 уз., 2 винта, 3 трубы, 2 башни 1-229х45 («Варяг», «Очаков» – фр., «Аскольд», «Богатырь» – ОСЗ-МЗ, «Кагул», «Олег» – МЗ), броня Круппа, полный пояс по ВЛ (152-76 мм), карапасная палуба со скосами, основное вооружение – 2-229х45, 8-152х45 (на центральном штыре), 12-75х50 на станке Меллера.

Германская конструкторская мысль дала начало и очередной небольшой серии русских бронепалубных крейсеров II ранга. Заложенный на верфи «Шихау» в 1899 году «Новик» и воспроизведенные уже в 1901 году на Невском заводе его отечественные копии, «Жемчуг» и «Изумруд», обладали отличной скоростью, превысившей на испытаниях 24 узла. Правда, корабли русской постройки, на которых котлы Шихау заменили на Ярроу, добились такого результата отнюдь не с первой попытки.

Справочно:

«Новик», «Жемчуг» и «Изумруд» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 3375 т, 16875 л.с., 24,25 уз., 3 винта, 3 трубы, карапасная со скосами броневая палуба толщиной 45 мм на скосах и карапасах, 30 мм в плоской части и 75 мм на гласисе машинного отделения, 8-120х45, 6-47, 2-37, 2 пулемета, 4-381-мм т.а. (надводные, в двух палубных двухтрубных установках).

К «Трем Святителям» и «Двенадцати Апостолам» на Черном Море русское Морское министерство в 1902 году решило добавить еще пару броненосцев для формирования полноценного отряда четырехкорабельного состава. И в 1903-1904 годах в Севастополе и Николаеве были заложены «Иоанн Златоуст» и «Евстафий» – последние русские преддредноуты. Впрочем, именно они ближе всего стояли к зарождающемуся стараниями англичан новому классу кораблей, так как по опыту минувшей русско-японской войны получили исключительно 305-мм орудия ГК – хоть и прежней 40-калиберной модели, но уже 8 штук в четырех новых двухорудийных башнях конструкции Металлического завода с существенно улучшенной электрической и механической частью и увеличенными до 35 градусов углами возвышения. Прочая их артиллерия была представлена лишь дюжиной 120-мм 45-калиберных противоминных пушек, а также несколькими салютными (позже – еще и зенитными) орудиями. Не давала их причислить к рангу дредноутов лишь скорость, всего на полузла превосходившая таковую у предыдущей серии черноморских линкоров.

Унификация и дифференциация

Унификация и дифференциация

Справочно:

«Иоанн Златоуст» и «Евстафий» заменяют реальные корабли с такими же названиями, их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 17625 т, 16750 л.с., 17,75 уз., 2 винта, 2 трубы, 4 башни 2-305х40 (МЗ), броня Круппа, полный единый пояс (254-102 мм), броневые казематы ПМК, две броневых палубы (нижняя – карапасная со скосами), противоминная переборка, основное вооружение – 8-305х40, 12-120х45.

На Балтике же финальной серией кораблей, начатой постройкой в 1904-1906 годах, еще до старта всемирной дредноутной гонки, стала шестерка броненосных крейсеров, получивших имена одноклассников, погибших во время русско-японской войны – «Рюрик», «Адмирал Нахимов», «Громобой», «Баян», «Паллада», «Светлана». С учетом уроков минувшего конфликта упор в этой серии был сделан уже не на крейсерские, а на боевые качества. В сравнении с крейсерами типа «Варяг» у данных кораблей чуть поступились скоростью в пользу защиты и артиллерии – причем последняя была представлена уже новыми 50-калиберными 229-мм и 120-мм орудиями (числом 6 и 12 соответственно на каждом), созданными при техническом содействии английской фирмы «Виккерс». Эта же фирма строила для русского флота и головной корабль серии. Но если сами пушки у англичан вышли просто отличные, то башни для них на «Варяге» страдали от слабости подкреплений, что пришлось устранять уже в России. У кораблей отечественной постройки, оснащенных башнями конструкции Металлического завода (он делал их на пару с Путиловским заводом) такой проблемы не было. По сути, единственной значимой претензией к этим кораблям со стороны служивших на них была всего лишь 21-узловая скорость. Но в 1917 году на четверке еще сохранившихся к тому времени крейсеров данного типа устранили и этот недостаток, заменив в ходе зимнего ремонта паровые машины на турбины, что дало им без малого 4-узловую прибавку в ходе.

Справочно:

«Рюрик», «Адмирал Нахимов», «Громобой», «Баян», «Паллада» и «Светлана» заменяют реальные «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Император Павел I», «Паллада», «Баян», их фактические главные ТТХ (средние для кораблей серии) – нормальное водоизмещение около 11375 т, 16750 л.с., 21,0 уз., 2 винта, 3 трубы, 3 башни 2-229х50 («Рюрик» – англ., «Громобой», «Баян», «Паллада» – МЗ, «Адмирал Нахимов», «Светлана» – ПЗ-МЗ), броня Круппа, полный единый пояс (190,5-76 мм), броневые казематы ПМК, две броневых палубы (нижняя – карапасная со скосами), противоминная переборка, основное вооружение – 6-229х50, 12-120х50.

Если кратко подытожить все эти умопостроения, то, исходя из предложенного расклада:

  1. В составе Балтийского флота и его тихоокеанской части к началу русско-японской войны будут числиться:

6 броненосных крейсеров-«восьмитысячников» с устаревшей 229-мм и 152-мм артиллерией;

3 эскадренных броненосца с устаревшей 305-мм, 229-мм и 152-мм артиллерией;

4 неброненосных и 4 броненосных канонерских лодки с устаревшей 229-мм и 152-мм артиллерией;

4 броненосца береговой обороны с современной 229-мм и 152-мм артиллерией;

4 эскадренных броненосца с современной 305-мм и 152-мм «полускорострельной» (из-за не вполне удачных станков) артиллерией;

1 бронепалубный крейсер-яхта с современной 152-мм и 75-мм артиллерией;

14 броненосных крейсеров-«восьмитысячников» с современной 229-мм и 152-мм артиллерией;

1 бронепалубный крейсер II ранга с современной 120-мм артиллерией;

4 (вероятнее всего, считая «Победу» и «Император Александр III») эскадренных броненосца с современной 305-мм и 152-мм артиллерией.

Во время войны при условии ее начала аналогично реальному сроку, соответственно, будут достроены еще 4 броненосца с современной 305-мм и 152-мм артиллерией, 1 броненосный крейсер-«восьмитысячник» с современной 229-мм и 152-мм артиллерией и 2 бронепалубных крейсера II ранга с современной 120-мм артиллерией.

Причем наиболее вероятно, что к началу войны на Дальнем Востоке останутся все 4 броненосца типа «Сисой Великий» и успеют сосредоточить «Ретвизан» с «Цесаревичем», «Победу» (возможно, еще и с «Императором Александром III»), минимум 7 из 9 крейсеров типа «Громобой», минимум 4 из 5 крейсеров типа «Варяг», а также «Новик» и часть старых броненосных крейсеров и канонерок (допустим, такую же, как в реальности). Кроме того, здесь предполагается, что минные заградители «Амур» и «Енисей» при постройке получат по паре 120-мм пушек и четыре 75-мм – и даже после гибели «Енисея» и исчерпания минных арсеналов «Амура» у «Новика» будет сходный по боевым возможностям напарник для того, чтобы бегать по мелким эскадренным делам, не требующим участия броненосных крейсеров. А вот последним, имея в виду тип «Громобой», как раз самая дорога в крейсерство – и состояние с этой целью во Владивостокском отряде.

И как бы я на месте Того, имея перед собой противников пусть и с не такой развитой защитой, как у его броненосных крейсеров, но с главным калибром, превышающим 8 дюймов у последних, делил силы для противодействия им – не знаю…

  1. В составе Черноморского флота из числа «валидных» к началу Первой мировой войны боевых единиц будут значиться:

2 эскадренных броненосца (линейных корабля) с современной 305-мм (с большими углами возвышения) и 152-мм артиллерией (12 стволов ГК на двоих);

2 эскадренных броненосца (линейных корабля) с современной 305-мм (с большими углами возвышения) и 120-мм артиллерией (16 стволов ГК на двоих);

2 бронепалубных крейсера II ранга с современной 152-мм артиллерией и 75-мм артиллерией (которую в военное время можно будет заменить на шесть 130-мм 55-калиберных пушек на каждом).

Так что здесь, как мне кажется, наклевываются две полноценные боевые группы, сопоставимые по своим огневым возможностям с «Гебеном», буде он, как и в реальности, протопчет себе дорожку в акваторию Черного моря. И ловить его станет несколько проще.

С уважением. Стволяр.

P.S. Картинки чуть поболее размером — как обычно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/33723.html

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account