Попалась мне вот такая вот статья http://flot2017.com/show/opinions/40582, посвященная проблемам с реализацией программы строительства корветов пр. 58250 (пост про него на ресурсе был, https://alternathistory.ru/korvety-proekta-58250-gaiduk-ukraina), решил её выложить.
Борис Такаев «Украинский военно-морской феномен».
Согласно «Концепции Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250», введенного в действие Распоряжением КМУ от 9.03.2011 г. № 176-р, Кабмин на постройку 4 корветов выделил сумму в 16, 22 млрд грн. Таким образом, один новый украинский корвет обойдется державе в 4,055 млрд грн, или приблизительно 507 млн долл (ну и плюс инициаторы проекта просят общественность сброситься пожертвованиями «на корвет», из чего можно сделать вывод, что выделенных средств не хватает).
Заметим, что Концепция декларирует в качестве «путей и способов решения проблемы» (имеется в виду проблема нынешней неспособности ВМС ВС Украины в полной мере выполнять возложенные на них задачи) вместе со строительством корветов также и «создание современной системы базирования кораблей». Но в открытых источниках мы не нашли ни единого упоминания, что под этим подразумевается, и какие средства на это направляются. Известно одно: Украина строит 4 корвета, выделяя на это 16 с хвостиком млрд грн, потому мы и пляшем от этой информации, озвученной на самых разных уровнях, начиная с Президента Украины.
Между тем, в декабре прошлого года директор Департамента разработки и закупки вооружений МО Украины Владимир Грек утверждал, что головной корабль проекта «корвет» обойдется в 250 мл евро (понятно, что серийный будет стоить дешевле). Если принять установленную Кабмином стоимость корабля в 4,055 млрд грн (т.е. 357 млн евро), то это очень существенно превышает расчеты, на которые указывал Владимир Грек как официальный представитель МО. В то же время, Владимир Грек указал, что строительство корвета в Украине обойдется намного дешевле, чем в Европе, где он бы стоил 300 млн евро.
Мы решили изучить цены на боевые корабли класса «корвет», которыми оперируют судостроители на мировом рынке. Результаты, которыми мы хотим поделиться с читателями, нас весьма впечатлили. Все цены для удобства указываем в долларах и гривнах (оперируя тем фактом, что украинский корвет, как мы указали выше, будет стоить приблизительно 507 млн долл).
…Итак, месяц назад, в июне 2011 года состоялась церемония спуска на воду последнего из трех заказанных ВМС Омана корветов проекта «Khareef» согласно контракту с британской Vosper Thornycroft (ВТ Group PLC). Британская компания в рамках проекта «Khareef» подписала с правительством султаната контракт на поставку трех корветов и оказание услуг по их начальной материально-технической поддержке и обучению персонала 15 января 2007 года. Строительство головного корвета «Аль Шамих» началось в октябре 2007 года. В июле 2009 года корвет был спущен на воду. Планируется, что корабль будет передан ВМС Омана в следующем году. В настоящее время его команда проходит подготовку перед испытаниями корабля в условиях жаркого климата. Второй корвет «Аль Рахмани» спущен на воду в июле 2010 года. Его испытания планируется начать в текущем году.
Корвет проекта «Кариф» является многоцелевым кораблем длиной 99 м, шириной 14,6 м, осадкой 4,1 м и водоизмещением 2500 т (точно такое же водоизмещение и у украинского корвета). Силовая установка позволит развивать максимальную скорость 25 узлов. Дальность морского перехода – 3500 морских миль на скорости 16 узлов, автономность – 21 сутки. Экипаж – около 100 человек. Основным ударным вооружением корабля является противокорабельный ракетный комплекс с восемью ПКР MM-40 «блок-3» «Экзосет».
Стоимость одного британского корвета проекта «Khareef» — 252 млн долл (2 млрд 016 млн грн), что почти в два раза меньше стоимости украинского корвета, при их равном водоизмещении.
корвет проекта «Khareef» (Великобритания по заказу Омана)
Идем дальше. 2 ноября 2010 года завершил полный курс ходовых испытаний и в начале 2011 года был принят на вооружение ВМС Турции военный корабль класса корвет «MILGEM». Военные корабли класса «MILGEM» стали частью национальной программы военного строительства, утвержденной в 1996 году. ВМС Турции запланировало строительство двенадцати таких корветов. Водоизмещение турецкого корвета — 2000 тонн; длина — 99,0 м; скорость хода — 29 узлов; дальность плавания — 3500 миль; автономность — 21 сутки; экипаж — 93 человека. Предполагается что серия корветов «MILGEM» поступит на вооружение ВМС Канады, Пакистана и ряда южноамериканских стран, которые уже заинтересовались приобретением нескольких единиц.
Стоимость турецкого корвета «MILGEM» составляет 260 миллионов долларов (2 млрд 080 млн грн).
корвет «MILGEM» (Турция)
…Закупающий у Германии 1650-тонные корветы «MEKO A-100» Израиль на переговорах в конце 2009 года указал на слишком высокую цену на эти корабли. Немцы, в свою очередь, указали, что речь идет не о «MEKO» из линейки 80-х гг, а суперсовременном корабле, — мол, после проведенной модернизации от известной серии осталось только название. В частности, программа модернизации включила в себя увеличение доли полезной нагрузки корабля, при его постройке широко применяются стелс-технологии, на корабли установлены новые двигатели, боевые системы спроектированы по принципу открытой модульной архитектуры. Израильтяне не сочли это оправданием, указав, что все равно цена неоправданно завышена, и ее надо снизить на 30% (в итоге снизив это требование до 20%).
Стоимость немецкого корвета «MEKO A-100» (без скидок) составляет 300 млн долл (2,4 млрд грн), что делает его одним из самых дорогих европейских корветов.
корвет «MEKO A-100» (Германия)
…Российский многоцелевой сторожевой корабль пр.20380 ближней морской зоны, т.е. корвет (экспортное название «Тигр» — проект 20382), активно продвигаемый сейчас Россией на международном рынке, имеет водоизмещение около 2 000 тонн. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4 тыс. морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 100 человек. Модульный принцип строительства корвета «Стерегущий» снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет его жизненного цикла. В кормовой части корвета, впервые для кораблей такого водоизмещения, размещен противолодочный вертолет типа Ка-27 с ангаром, взлетно-посадочной площадкой и значительный (до 20 т) запас топлива для него. Этот российский корвет имеет комплект вооружения, сопоставимый со строящимся французским фрегатом проекта Delta для ВМС Сингапура водоизмещением 3200 т.
Интересно, что в создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, ЦНИИ имени Крылова и др.). При этом был внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.
корвет «Стерегущий» (РФ)
Постройка корвета «Стерегущий» проекта 20380 для российского флота, принятого по акту госприемки ВМФ РФ в 2007 году, обошлась МО России в 180 млн долл (1 млрд 440 млн грн). То есть – более чем в 2,8 раза (!) меньше, чем украинский корвет обойдется МО Украины. Мировые цены, понятно, за этот период подскочили – но уж явно не в столько раз.
Но есть в арсенале того же российского судостроения и боевые корабли, практически полностью по цене соответствующие украинскому кораблю. Так, в данный момент российские судостроители реализовывают контракт по постройке фрегатов проекта 1135.6 для Индии. Эти корабли способны развивать максимальную скорость до 30 узлов, а дальность их плавания составляет 4,5 тысячи миль (8,3 тысячи километров). Первый фрегат — «Тег» — «Янтарь» спустил на воду в ноябре 2009 года, а второй — «Таркаш» — в июне 2010-го. Как ожидается, эти корабли будут переданы военным в 2011-м и 2012 году. В настоящее время ведется строительство третьего корабля «Триканд».
Так вот, стоимость одного фрегата проекта 1135.6, строящегося Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» для Индии (водоизмещение — 4 тысячи тонн, тогда как у украинского корвета – 2,5 тыс тонн, длина корпуса — 124,8 метра, тогда как у украинского корвета – 112 м), составляет 500 млн долл, т.е. немногим более 355 млн евро, или порядка 4 млрд грн.
Таким образом, украинский корвет будет стоить фактически столько же, как и российский боевой корабль большего класса – фрегат – водоизмещением в более чем полтора раза большим украинского! И есть разница – российский фрегат предназначен для продажи за рубеж, т.е. с целью прежде всего получения прибыли. А Украина корвет строит сама для себя, приплетая сюда национальную гордость, высокий статус морской державы и прочие патриотические, т.е. далекие от бизнеса вещи.
фрегат проекта 1135.6 (РФ)
…Справедливости ради заметим, что на сегодня в мировом судостроении есть один корвет, стоящий так же баснословно, как и украинский корабль. Это «боевой корабль будущего» — американский перспективный корвет класса LCS (Littoral Combat Ship), стоимость которого достигла 500 миллионов долларов (4 млрд грн). Эти корветы строят концерны Lockheed Martin и General Dynamics. Корабли строятся по технологии «стелс» — они малозаметны на радарах, и вообще в них реализованы наиболее современные сверхсекретные разработки американцев в области военно-морской техники и вооружений.
корвет LCS II (США)
Анекдот в том, что ВМС США сочли корвет LCS неоправданно дорогим для корабля такого класса. Ведь изначально планировалось, что подобная серия будет вполне доступной для ВМС — их цена не должна была превышать 220 миллионов долларов. Учитывая такую цену, планировалось построить целый флот таких кораблей — 55 единиц. Но теперь на этих планах поставлен крест. ВМС США уже отказались от двух из четырех корветов так называемой демонстрационной партии, и вся программа строительства этих кораблей может быть свернута в ближайшее время.
Получается, Украина намного богаче США. Ведь для «нищих» американцев корвет стоимостью 500 млн долл, пусть и по технологии «стелс», пусть и суперсовременный и самый-самый в мире (а затраты США на НИОКР в сфере разработки новых вооружений невозможно сравнить с такими же затратами в Украине), оказался сверхдорогим. А для «богатенькой» Украины такая сумма – как раз то, что нужно. А ведь это странно.
Примечание doktorkurgan: конечно в статье имеет место быть некоторое сгущение красок, по крайней мере некоторые элементы проекта украинского перспективного корабля являются весьма дорогостоящими по определению: РЛС с ФАР, АСБУ (в настоящий момент эти навороты являются прерогативой кораблей класса фрегат УРО), ЗРК средней дальности. Довольно много импортных компонентов вооружения западного производства, что тоже не способствует удешевлению строительства. Но и тема «попила», к сожалению, не исключена.