18
Ударные самолеты Curtiss A-18 (A-14) Shrike II. США

Ударные самолеты Curtiss A-18 (A-14) Shrike II. США

Американская авиастроительная компания Curtiss Aeroplane & Motor Company (Curtiss) была одним из пионеров цельнометаллического самолетостроения в стране и одной из первых стала разрабатывать свободнонесущие низкопланы с убирающимся шасси, закрытыми кабинами и механизацией крыла. В 1930-х годах после целого ряда успешных машин авиационный корпус армии США (United States Army Air Corps – USAAC) значительно повысил свой боевой потенциал, приняв на вооружение одномоторный истребитель P-36 Hawk (внутрифирменное обозначение Model 75). Эта машина, также известная под обозначением Hawk 75, выпускалась во множестве модификаций и поставлялась в большое количество стран (так, например, поставлявшимся в Великобританию машинам были присвоены обозначения Mohawk I – Mohawk IV). В начале Второй Мировой войны истребители P-36 в больших количествах состояли на вооружении французских ВВС и были самыми современными истребителями финских военно-воздушных сил. Многим хорошо известно, что Model 75 послужил основой очень успешного истребителя P-40, модификации которого под обозначениями Warhawk, Kittyhawk и Tomahawk выпускались на протяжении ряда лет и сражались с авиацией стран Оси как в составе авиации Соединенных Штатов, так и в военно-воздушных силах стран антигитлеровской коалиции.

Однако компания Curtiss не ограничивалась одними одноместными истребителями и разрабатывала самолеты различных категорий как для армейской авиации, так и для авиации флота. Одной из таких категорий были ударные самолеты/штурмовики для армейской авиации. Практически параллельно с истребителем Model 75 в Буффало, штат Нью-Йорк, начались работы над двухместным двухмоторным штурмовиком (категория A – Attack), получившим внутрифирменное обозначение Model 76 и наименование Shrike II. Первым «шрайком» был созданный в 1931 году моноплан Model 59 с низкорасположенным подкосным крылом и неубирающимися основными стойками шасси. Эти машины, оснащавшиеся радиальными и рядными двигателями, под обозначениями A-8 и A-10 находились на вооружении USAAC.

Работы по программе Model 76 начались в 1934 году и привели к созданию элегантного двухмоторного низкоплана с убирающимися основными стойками шасси и закрытыми кабинами для двух членов экипажа: передней для пилота и задней для радиста-штурмана-стрелка. Вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов Browning в носовой части и одного подвижного в задней кабине для защиты от атак сзади. В бомбовом отсеке фюзеляжа самолет мог нести до 272 кг бомб. Конструкция самолета была цельнометаллической за исключением покрытых полотном элеронов и закрылков, а также внешних консолей крыла, которые от главного лонжерона коробчатой конструкции до задней кромки также имели полотняную обшивку. Прототип ударного самолета Model 76 оснащался экспериментальными двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Wright XR-1510. Данные двигатели, покрытые капотами круглого поперечного сечения, развивали мощность по 780 л.с. (573 кВт) каждый и вращали двухпозиционные двухлопастные металлические винты.

Прототип, получивший номер гражданской регистрации X15314, впервые поднялся в воздух в сентябре 1935 года. Вскоре после этого самолет, предлагавшийся армии США в качестве потенциальной замены устаревающим «шрайкам», был тщательно испытан на авиабазе Райт-Филд. После доработок (были изменены капоты и установлены 14-цилиндровые двигатели Wright R-1670-5 Cyclone, развивавшие мощность по 775 л.с. [570 кВт] и вращавшие трехлопастные винты постоянной скорости) машина была приобретена командованием армейской авиации, получив обозначение XA-14 и серийный номер 36-146. В дальнейшем этот прототип был использован USAAC для испытаний (в том числе и для точной стрельбы) 37-мм пушки. В общей сложности прототип XA-14 налетал 158 часов и в августе 1938 года был списан как ненужный.

после того как A-14 был приобретен армейской авиацией, он летал с фюзеляжем, выкрашенным в синий цвет, и выкрашенным в желтый цвет крылом

После того как A-14 был приобретен армейской авиацией, он летал с фюзеляжем, выкрашенным в синий цвет, и выкрашенным в желтый цвет крылом

после того как A-14 был приобретен армейской авиацией, он летал с фюзеляжем, выкрашенным в синий цвет, и выкрашенным в желтый цвет крылом

После того как A-14 был приобретен армейской авиацией, он летал с фюзеляжем, выкрашенным в синий цвет, и выкрашенным в желтый цвет крылом

37-мм пушка, установленная в носу штурмовика A-14

37-мм пушка, установленная в носу штурмовика A-14

Причиной прекращения дальнейших работ над А-14 послужил тот факт, что в июле 1936 года армейская авиация заказала у компании в общей сложности 13 единиц улучшенной и более мощной версии Model 76A, которой было присвоено обозначение Y1A-18. Изменения в основном заключались в установке девятицилиндровых радиальных двигателей Wright R-1820-47, развивавших мощность 850 л.с. (625 кВт) и вращавших металлические трехлопастные винты. Изменилось и поперечное сечение их капотов, которое теперь стало слегка овальным. Новинкой в версии Model 76A стало объединение выхлопных патрубков в коллектор с двумя выводными трубами. Отверстия труб были выведены в заднюю часть моторной гондолы, и отработанные газы выбрасывались над верхней поверхностью крыла непосредственно за его передним лонжероном. Вооружение осталось прежним, только фюзеляжный бомбовый отсек был удален, и вместо него машина получила два меньших по размерам бомбоотсека, размещавшихся в корневых частях крыла между фюзеляжем и моторными гондолами. В остальном конструкция крыла не изменилась; полотняная обшивка консолей крыла также была сохранена. Шасси также не претерпели изменений: основные стойки убирались в моторные гондолы с частично выступающими колесами, а хвостовая стойка была также убирающейся.

схема ударного самолета A-18 Shrike II

Схема ударного самолета A-18 Shrike II (Petr Kolmann, L+K)

Летом 1937 года завод компании Curtiss начал поставки серии из тринадцати самолетов Y1A-18, которые под обозначением Shrike II поступали в 8-ю штурмовую эскадрилью 3-й штурмовой авиагруппы. На начало Второй мировой войны в Европе эти самолеты в основном использовались для обычной боевой подготовки, но уже в 1940 году машины были переданы 3-й бомбардировочной группе для обучения экипажей бомбардировщиков. К тому времени типовое обозначение «вторых шрайков» избавилось от экспериментального префикса Y1, и самолеты были известны как A-18. Самолеты А-18 регулярно участвовали в военных учениях, а один экземпляр был использован в экспериментах с новыми «маневренными» камуфляжами. В начале 1943 года ВВС армии США завершили эксплуатацию последних самолетов типа Curtiss A-18 Shrike II. В армейской авиации машинам были присвоены военные номера с 37-52 по 37-364 (заводские номера с 12187 по 12199).

на снимке А-18, сделанном января 1940 года в Боллинг-филд (Bolling Field), показана машина с экспериментальным камуфляжем, который закрывал все обозначения и который в основном использовался в авиационных маневрах. Под крылом машина несет баллоны с газогенераторами

На снимке А-18, сделанном января 1940 года в Боллинг-Филд (Bolling Field), показана машина с экспериментальным камуфляжем, который закрывал все обозначения и в основном использовался в авиационных маневрах. Под крылом машина несет баллоны с газогенераторами

серийный штурмовик A-18 в составе 3-й бомбардировочной авиагруппы

Серийный штурмовик A-18 в составе 3-й бомбардировочной авиагруппы

один из первых штурмовиков Y1A-18 во время испытаний на авиабазе Райт-филд

Один из первых штурмовиков Y1A-18 во время испытаний на авиабазе Райт-филд

в составе 8-й штурмовой авиаэскадрильи A-18 летали без камуфляжа в цвете металла и алюминиевой краски. Представленная на рисунке машина имела на киле обозначение AC10, которое повторялось сверху на левой консоли крыла (в носовой части фюзеляжа на уровне капотов была нанесена небольшая цифра 10). На нижнюю часть крыла была нанесена надпись U.S. ARMY. Капоты двигателей и колпаки колес были желтыми, антибликовая поверхность в носовой части фюзеляжа и моторных гондол – черные

В составе 8-й штурмовой авиаэскадрильи A-18 летали без камуфляжа в цвете металла и алюминиевой краски. Представленная на рисунке машина имела на киле обозначение AC10, которое повторялось сверху на левой консоли крыла (в носовой части фюзеляжа на уровне капотов была нанесена небольшая цифра 10). На нижнюю часть крыла была нанесена надпись U.S. ARMY. Капоты двигателей и колпаки колес были желтыми, антибликовая поверхность в носовой части фюзеляжа и моторных гондол – черные

В компании Curtiss в надежде увеличить боевую ценность ударных «вторых шрайков» был разработан проект Model 76B, отличавшийся 1200-сильными (882 кВт) двухрядными 14-цилиндровыми радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp, цельнометаллическим крылом и бронированием, которое отсутствовало на A-18. Однако проект не заинтересовал командование армейской авиации, равно как не вызвал никакого интереса и со стороны представителей военно-воздушных сил других государств. Дело в том, что к этому времени компания-конкурент Douglas создала значительно более эффективный и мощный ударный самолет A-20 Havoc, который прославился в годы Второй Мировой войны и поставлялся по ленд-лизу в больших количествах странам антигитлеровской коалиции (в Королевских ВВС эти машины обозначались как Boston [модификации с Mk.I по Mk.V], в ВВС РККА – как «Бостоны»). Таким образом A-18 стал последним двухмоторным боевым самолетом, созданным компанией Curtiss.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss A-18 Shrike

Назначение: ударный самолет

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Curtiss Aeroplane & Motor Co., Inc., Буффало, штат Нью-Йорк

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: два девятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-47, развивавших мощность по 850 л.с. (625 кВт) каждый и вращавших металлические трехлопастные винты изменяемого шага Curtiss

Размеры:

размах крыла 18,14 м
длина 12,50 м
высота 4,51 м
площадь крыла 49,24 м²

Масса:

пустого самолёта 4350 кг
взлетная 5835 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 398 км/ч
крейсерская скорость 350 км/ч
практический потолок 7620 м
практическая дальность 1050 км

Количество изготовленных: 13 экземпляров


источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account