Ударные палубные самолеты Douglas BTD-1 Destroyer. США
Во многих морских сражениях, в которых на Тихоокеанском ТВД сошлись американский и японский флоты, значительную роль сыграли пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless. На момент принятия на вооружение эти машины были лучшими в классе самолетов-разведчиков – бомбардировщиков (Scout-Bomber). Первоначально их производство должно было закончиться в январе 1942 года, но вступление Японии в войну вынудило продолжить производство до июля 1944 года, когда была поставлена последняя 5936-я машина.
Согласно предвоенным планам управления аэронавтики ВМС США в мирном январе 1942 года станет ясно, какой самолет заменит «донтлессы». В июне 1941 года управление аэронавтики выдало компании Douglas Aircraft Co. (Douglas) заказ на изготовление двух прототипов гораздо более мощного ударного палубного самолета XSB2D-1. По инициативе инженеров расположенной в Эль-Сегундо компании будущая машина помимо задач по ведению разведки и бомбометанию в пикировании могла нести торпеду. Самолет должен был получить большой бомбоотсек, в который можно было разместить либо две 227-кг бомбы, либо две 454-кг бомбы, либо одну 726-кг бомбу, либо две 147-кг глубинные бомбы, либо две 295-кг глубинные бомбы, либо две торпеды Mk.XXIII-1 или улучшенные Mk.XXIII-2. Помимо этого на внешней подвеске две 45-кг бомбы, либо две 147-кг глубинные бомбы. Цель также могла быть обстреляна из размещенных в консолях крыла двух 20-мм пушек, имевших боезапас 400 снарядов на ствол.
Выведенный из сборочного цеха первый прототип XSB2D-1 представлял собой массивный среднеплан с W-образным крылом типа «обратная чайка» и шасси с носовой стойкой. Шасси такой конструкции был для самолетов американского флота большой новинкой, хотя испытания носовой стойки проводились еще в 1938 году на экспериментальном самолете Northrop BT-1S. До войны в командовании флота были против такой новинки, поскольку опасались, что пилоты носовыми стойками шасси нечаянно заденут установленные поперек палубы тормозные тросы. Шасси с носовой стойкой было не единственной новинкой. Второй член экипажа должен был управлять 12,7-мм пулеметами с боезапасом по 800 патронов на ствол. Пулеметы размещались по одному в дистанционно-управляемых турелях, установленных за крылом в верхней и нижней частях фюзеляжа. Верхняя турель потребовала срезания удлиненного форкиля. Силовая установка состояла из одного 18-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Wright Cyclone R-3350-14 с номинальной мощностью 1800 л.с. (1323 кВт) и со взлетной мощностью 2250 л.с. (1654 кВт). Капот двигателя имел очень оригинальную форму.
Из-за задержек в реализации инновационных технические решений первый полет состоялся 8 апреля 1943 года. В апреле 1942 года управление аэронавтики ВМС США заказало третий прототип и нулевую (установочную) серию из тринадцати машин. Типовое обозначение SB2D-1 уже не соответствовало и поэтому управлением аэронавтики будущим серийным машинам было присвоено обозначение BTD-1 и по новой традиции было определено официальное наименование – Destroyer (разрушитель). Третий прототип получил обозначение XBTD-1.
На момент изготовления третьего прототипа и подготовки опытной серии произошли изменения во взглядах на боевое применение двухместных самолетов. Практика показала, что в бою у стрелка не так много возможностей защитить самолет от врага. По мере одновременного роста численности и боевой активности палубных истребителей стала продвигаться концепция одноместного многоцелевого боевого самолета. Однако требования к пилоту были существенно выше, поскольку он должен был сам выполнять торпедометание и бомбометание в пикировании без помощи штурмана и бомбардира.
Кабина стрелка была закрыта, дистанционно-управляемые турели были удалены, а сэкономленная масса была использована для увеличения боевой нагрузки или дальности полета. И прототип XBTD-1, и предсерийные BTD-1 получили новые аэродинамические тормоза в виде многочисленных решетчатых створок. Эти тормоза заменили более эффективные, но непригодные для посадки на палубу авианосца тормоза в виде шести тонких пластин, которые применялись на прототипах XSB2D-1. Эти тормоза прижимались к фюзеляжу за бомбоотсеком и веерообразно открытых почти перпендикулярно фюзеляжу.
В августе 1943 года компания Douglas получила заказ на серийное производство ударных самолетов BTD-1, число которых должно было достичь 358 экземпляров. Машины начали сходить с конвейера в июне 1944 года, в то время как нулевая серия компанией Douglas была передана американскому флоту уже в декабре 1943 года. Ход войны с Японией указывал, что победа будет достигнута с теми типами самолетов, которые уже находятся на вооружении, и поэтому контракт был расторгнут. ВМС США закупили только 28 машин серийной и установочной партий для проведения различных экспериментов.
Первая предсерийная машина была модифицирована для использования в качестве вспомогательной силовой установки малых реактивных двигателей Westinghouse 19A с тягой 545 кгс (5,34 кН). Двигатель был установлен в фюзеляже за бомбоотсеком; двигатель был установлен под углом с воздухозаборником за кабиной пилота и выходным соплом под фюзеляжем.
Эта модификация, получившая обозначение XBTD-2, прошла наземные испытания в марте 1944 года, а летные – с мая того же года. Ожидалось, что реактивный двигатель увеличит максимальную скорость на 80 км/ч, но испытания разочаровали, поскольку на скорости 320 км/ч реактивный двигатель заглох. Двигатель Westinghouse 19A был снят, машина возвращена к стандарту BTD-1, и работы над вторым экземпляром были прекращены.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Douglas XSB2D-1 | Douglas BTD-1 Destroyer |
Назначение: | палубный ударный самолет | палубный ударный самолет |
Статус: | прототип | серийное производство |
Компания-производитель: | Douglas Aircraft Co., Эль-Сегундо, штат Калифорния | Douglas Aircraft Co., Эль-Сегундо, штат Калифорния |
Экипаж: | 2 человека | 1 человек |
Размеры: | ||
размах крыла | 13,73 м | 13,73 м |
длина | 11,76 м | 11,76 м |
высота | 5,16 м | 5,16 м |
площадь крыла | 34,84 м² | 34,84 м² |
Масса: | ||
пустого | 5650 кг | 5850 кг |
максимальная взлетная | 8995 кг | 8228 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | ||
• у земли | 516 км/ч | 513 км/ч |
• на высоте 4900 метров | 557 км/ч | 547 км/ч |
скороподъемность у земли | 9,85 м/с | н/д |
практический потолок | 6185 м | 7200 м |
дальность полета | ||
• с торпедой | 1380 км | 2500 км |
• максимальная | 2600 км | 3445 км |
Количество изготовленных: | 3 экземпляра | 28 экземпляров |
источники:
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «LETADLA 39-45. DOUGLAS BTD-1 DESTROYER» «L+K» 24/97, стр.64/1628; «L+K» 25-26/97, стр.64/1628
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/aww2/btd.html
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-udarnye-palubnye-samolety-douglas-btd-1-destroyer-ssha