Удар по «Шлезиену»

2

 

Данная статья выкладывается на сайт в честь Дня защитника Отечества и к столетию создания Рабоче-крестьянской Красной армии.

Шли последние дни и часы войны. Везде, и особенно на побережье Балтики, фашисты сопротивлялись с яростью обреченных. Перед ними – неудержимо наступающие войска Советской Армии, а позади – свинцово-холодные морские волны…

В Померанской бухте находились несколько десятков немецких военных кораблей и крупнотоннажных транспортов. Среди них особо выделялся своими размерами и угрюмым силуэтом линкор «Шлезиен». Его водоизмещение было 13 200 тонн, длина – 126 м, ширина – 22 м, две двухорудийные башни главного калибра, десять орудий калибра 150 мм в бортовых казематах, четыре 88-мм зенитных пушки и масса скорострельных «эрликонов», которыми были утыканы все надстройки корабля. Бездонные артиллерийские погреба, прикрытые двадцатисантиметровой броней, хранили огромное количество боеприпасов. Хотя «Шлезиен» считался устаревшим и относился к классу учебных линкоров, но для немцев он был очень серьезным подспорьем в обороне южного побережья Балтийского моря. Именно с этого корабля четыре дальнобойных 280-мм морских орудия с большой точностью обрушивали трехсоткилограммовые «чемоданы» на позиции наших частей, продвигавшихся по суше к порту Свенемюнде, главному узлу обороны гитлеровцев на побережье.

Советское командование ясно понимало, что если не обезвредить эти корабли, враг уйдет на них на остров Борнхольм, и тогда нужно будет готовить новый штурм. Поэтому для ВВС Балтфлота была поставлена задача – уничтожить немецкие корабли в заливе, и в первую очередь линкор «Шлезиен». Слишком дорого обходился нам его ожесточенный огонь.

Первого мая были получены свежие данные воздушной разведки о местонахождении кораблей противника, но погода не благоприятствовала нанесению массированного торпедно-бомбового удара. Только четвертого мая авиация ВМФ смогла совершить три последовательных налета на рейд Свенемюнде, Там сосредоточилась основная немецкая группа, в состав которой кроме самого «Шлезиена» входили три эскадренных миноносца, двенадцать сторожевых кораблей, два тральщика и восемь транспортов, готовых к погрузке.

Первый удар нанесла группа самолетов, состоящая из двух торпедоносцев A-20G и восьми топмачтовиков А-20ДО. Атаку этих десяти «Бостонов» обеспечивали 24 штурмовика Ил-2 и 13 истребителей Як-9. Наведение ударной группы на цель и управление всех групп осуществлял командир эскадрильи капитан Ф.Н. Макарихин на специально оборудованном «Бостоне» без бомбовой нагрузки. Видимость в районе цели была ограниченной из-за плотной дымки, что крайне затрудняло действия авиации.

В 11:30 штурмовики вышли на цель и тремя группами атаковали сторожевики и эсминцы, встретив сильное зенитное противодействие. Несколько самолетов было подбито. В 11:38 в атаку пошли торпедоносцы и топмачтовики. Оба торпедоносца и один топмачтовик прорвались сквозь мощный заградительный огонь с кораблей и берега и нанесли удар по «Шлезиену». Однако торпеды, сброшенные с дистанции 500–700 м, в корабль не попали. Лишь бомба ФАБ-500, сброшенная в «упор» топмачтовиком с высоты 15 метров и дистанции 250 метров, поразила цель, правда, не причинив ей существенного вреда. В результате этого бомбо-штурмового удара были потоплены два транспорта, повреждения получили транспорт, эсминец, тральщик и, конечно, линкор.

Удар по «Шлезиену»

Второй удар в 16:40 нанесла группа в составе одного торпедоносца, пяти топмачтовиков, шестнадцати Ил-2 и шестнадцати Як-9. Штурмовики опять действовали по кораблям охранения и транспортам. Один торпедоносец и два топмачтовика атаковали главную цель, остальные «бостоны» «работали» вместе со штурмовиками. Сброшенная торпеда в цель не попала, одна бомба взорвалась у самого борта линейного корабля. Снова неудача.

Третий удар был нанесен в 20:03 одним торпедоносцем и четырьмя топмачтовиками. Шестнадцать Ил-2 и восемнадцать Як-9 участвовали в обеспечении удара. Вслед за штурмовиками, которым удалось потопить эсминец и транспорт, в атаку на «Шлезиен» вышли торпедоносец и три топмачтовика. И вот наконец-то, после попадания бомбы ФАБ-1000 в его кормовую часть, «Шлезиен» начал погружаться. В полузатопленном состоянии он сел на грунт, перестав быть боевой единицей «кригсмарине».

Удар по «Шлезиену»

В результате нанесенных в этот день ударов были потоплены линейный корабль «Шлезиен», а также эскадренный миноносец, 2 тральщика и четыре транспорта (общим водоизмещением 20 000 тонн), повреждены 2 эсминца, сторожевик и два транспорта. Всего было произведено 135 самолетовылетов. Наши потери составили один самолет А-20ДО и четыре Ил-2. Надо заметить, что ранее в таких операциях успех доставался ценою больших потерь: на каждый потопленный корабль противника приходилось два, а то и три сбитых наших самолета. То, что ни одна из четырех сброшенных торпед не попала в цель, объяснялось весьма прозаически. «Шлезиен» имел осадку всего 8 метров и его командир, зная особенности нашего минно-торпедного оружия, намеренно ввел линкор на мелководье с глубинами не более 15 метров. Поэтому все торпеды, сброшенные с «бостонов» и делавшие первоначальный «нырок» на глубину 25 метров, попросту зарывались в грунт.

Кто же был тем снайпером, бесстрашно прорвавшимся через смертоносный заградительный огонь и пригвоздившим бронированного монстра ко дну Померанской бухты одной-единственной бомбой?

Удар по «Шлезиену»

По всем флотским меркам это был «салага» – совсем молодой по возрасту морской летчик, лейтенант Михаил Борисов, которому за три недели до этого исполнилось 22 года. Но, «из молодых – да ранних». 6 апреля 1945 года, как раз за 10 дней до дня рождения, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. На войне взрослели и мужали очень рано.

Удар по «Шлезиену»

Вся жизненная и боевая биография Михаила Борисова укладывается в несколько строк. Родился в Белоруссии, в деревне Нееровщина, что неподалеку от Мозыря. Там же учился, в апреле 1941 года окончил Гомельский аэроклуб. В том же году поступил в Военно-морское авиационное училище им. Сталина, в 1943 году окончил его и был направлен в перегоночную авиачасть. Через Дальний Восток, Сибирь и Урал перегонял на фронт американские самолеты. В августе 1944 года переведен в 51-й минно-торпедный авиаполк 8-ой авиадивизии ВВС Балтфлота. За всю войну произвел 47 боевых вылетов, налетав на фронте 108 часов. Потопил лично и в группе 9 транспортов общим водоизмещением 63 тысячи тонн, один линкор и еще два транспорта повредил.

Удар по «Шлезиену»

Интересно, что представление на Героя ушло из полка еще 31 декабря 1944 года, когда на счету Борисова было пять потопленных вражеских транспортов общим водоизмещением 44 000 тонн. К этому моменту он успел сделать всего 17 боевых вылетов, открыв свой счет 22 сентября 1944 года. В тот день он совершил два вылета и в группе с другими экипажами пустил на дно двух «немцев». Во время первого вылета удачно сброшенная торпеда разломила пополам транспорт в 7000 тонн. А через несколько часов он торпедировал гигантскую «посудину» в 18 000 тонн, набитую «под завязку» немецкой пехотой и техникой. 25 000 тонн в один день! Этот результат сравним с достижением экипажа подводной лодки С-13 под командованием легендарного капитана 3-го ранга А.И. Маринеско, потопившего, также на Балтике, 30 января 1945 года фашистский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны с семью тысячами гитлеровцев на борту. Правда, звание Героя этот выдающийся моряк получил посмертно… через 45 лет.

Жаль, что Борисова тоже недооценили: за «пятерку» кораблей, потопленных в последний год войны, он вполне был достоин второй звезды Героя.

На представленных в статье фотографиях хорошо виден борт торпедоносца «бостон», на котором воевал М. Борисов, с девятью силуэтами потопленных немецких кораблей. Очевидно, что снимок сделан за несколько дней до «заключительного аккорда» с линкором «Шлезиен» – иначе его хищный профиль также красовался бы на этом самолете.

Статья подготовлена с использованием материалов Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны.


источник: Р. Исмагилов «Удар по “Шлезиену”» // «Аэроплан» №12

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account