Учебный корабль «Полтава»
Потрясшая английское общественное мнение четырехдневная демонстрация, проведенная в начале мая американским флотом возле Гибралтара, заставила англичан срочно перебросить туда с Мальты линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалз».
А ночью 20 мая итальянское командование сообщило англичанам, что линейный крейсер «Измаил» был торпедирован итальянской подводной лодкой почти в самом центре Ионического моря.
Получивший это известие командующий английским соединением «М», адмирал Сногден, верно рассчитал, что поврежденный линейный крейсер постарается пройти в Эгейское море держась ближе к греческому побережью, и утром 21-го вывел свои линкоры «Ривендж», «Ройял Оук», «Малайя» и «Уорспайт» в море.
Суточные переход к греческому побережью прошел успешно, хотя англичанам и пришлось сделать большой крюк, чтобы обогнуть на большом расстоянии Крит, держась вне зоны действия дислоцированных там русских аэропланов. На рассвете 22 мая крейсера «Норфолк» и «Камберленд» обнаружили двигавшийся по направлению к Лаконийскому заливу пятиузловым ходом «Измаил», к сожалению для англичан, сопровождаемый чуть ли не всеми наличными силами русского Средиземноморского флота.
В хвосте колонны русских кэпиталшипов находился корабль принятый поначалу англичанами за воскресшего «Императора Николая I». Но это был учебный корабль «Полтава», включенный русским командованием в состав второй бригады линейных кораблей, руководствуясь принципом: «лучше чем ничего». Расчет оказался верным – девять двенадцатидюймовых орудий разжалованного линкора добавили свою лепту к огневой мощи эскадры, слабое же его бронирование и отсутствие боевой рубки не сыграло серьезной роли, поскольку англичане попросту не обращали на него внимания, сосредоточив огонь «Ривенджа» и «Ройял Оука» на «Победе», а «Малайи» и «Уорспайта» на «Боспоре». «Император Александр III» и «Полтава» вели огонь в основном по «Малайе», лишь иногда, во время поворотов, перенося его на «Уорспайт», «Победа» и «Боспор» сосредоточили огонь на «Ривендже», за полчаса заставив его выйти из бой, после чего взялись за «Ройял Оук». При каждой благоприятной возможности к их огню добавлял залпы из своих трех действующих башен и покалеченный «Измаил».
После полуторачасового боя, несколько раз выходившие из боя и вновь пытающиеся прорваться к «Измаилу» англичане поняли наконец, что итог боя может оказаться совсем не в их пользу. Ровно в полдень Сногден приказал возвращаться в Александрию.
«Измаил» был благополучно приведен в Пирей, откуда, после установки временных заплат, ушел для окончательного ремонта в Севастополь.
Один из пунктов Лондонского договора 1930 года гласил, что на одном из выводимых из строя линкоров каждой из стран, предназначенном для учебных целей необходимо осуществить:
(1) Демонтаж орудий главного калибра, вращающихся частей их барбетов и башен; механизмов поворота башен, за исключением трех башен с вооружением которые могут быть сохранены на каждом корабле;
(2) Удаление всех боеприпасов и пороха сверх количества, необходимого для учебной подготовки у пушек, оставшихся на борту;
(3) Удаление боевой рубки и бортового броневого пояса между носовой и кормовой башнями;
(4) Демонтаж или вывод из строя всех торпедных аппаратов;
(5) Демонтаж или вывод из строя паровых котлов свыше числа, необходимого для максимальной скорости восемнадцати узлов".
Летом 1930 года на оставшемся в составе Российского императорского флота линкоре «Полтава», переведенном на Черное море, в соответствии с заключенным в Лондоне договором демонтировали носовую башню главного калибра, обе боевые рубки и главный броневой пояс. В 1932 году, в Севастополе, началась модернизация числившейся теперь учебным кораблем «Полтавы».
К сожалению разработанный инженерами Наваля проект оказался слишком амбициозным, а, следовательно, дорогостоящим. В итоге вместо установки противоторпедных булей, двух двухорудийных башен 203-мм орудий и четырех двухорудийных же 152-мм, которые должны были заменить казематные 120-мм пушки, ограничились установкой нового полубака, сменившего вызывающий постоянные нарекания «черпак» фальшборта и новых надстроек, с расположенными на них современными системами управления огнем. Под полубак перенесли каюты офицеров и кают-компанию, кормовую же часть отдали под учебные помещения.
На третьей башне установили катапульту с гидропланом-корректировщиком, во время стрельб размещавшимся на крыше кормовой надстройки, между катерами.
Зенитное вооружение обновленной «Полтавы» составили 4х2 102-мм универсальных артустановки, 4х2 37-мм автомата и два спаренных пулемета «Гочкис». Торпедное вооружение было демонтировано.
Были ликвидированы носовые котельные отделения, так что на «Полтаве» осталась только одна дымовая труба. По проекту учебный корабль должен был развивать скорость в 18 узлов, но после перевода оставшихся котлов на жидкое топливо образовался резерв мощности, позволявший увеличивать скорость до 22 узлов.
Модернизация была закончена весной 1933 года, после чего «Полтава» начала артиллерийские стрельбы, ведя подготовку артиллеристов для флота, причем настолько активную, что уже зимой1933-1934 годов на корабле пришлось менять лейнеры орудий главного калибра. В январе 1934 года началась возвращение на место плит главного броневого пояса, которые к счастью не успели утилизировать. Сразу после окончания этих работ «Полтава» и была включена в состав 2-й бригады линейных кораблей Средиземноморского флота.