Учебные самолеты Miles M.18 Trainer. Великобритания
К 1938 году в эксплуатации находились несколько сотен учебных самолетов Miles M.14 Magister. В компании Miles Aircraft считали, что на основе накопленного опыта эксплуатации машин M.14 Magister [1] может быть разработан более совершенный учебный самолет. К этому времени на работу в компанию устроился молодой швейцарский инженер-прочнист Уолтер Дж. Каплей (Walter G. Capley), который получил задание спроектировать замену M.14 для последующей передачи проекта в Министерство авиации.
В новой разработке упор был сделан на удобство обслуживания и высокую ремонтопригодность. Управление самолетом должно было быть легким, отлично сбалансированным и эффективным вплоть до сваливания, которое само по себе было безобидным. Этого удалось добиться, ценой некоторого снижения летных характеристик, благодаря новому крылу с почти постоянными длиной хорды и толщиной профиля крыла. В корневых частях крыла был применен модифицированный профиль Clark YH с длиной хорды 75 дюймов (1905 мм) и относительной толщиной 18%; у законцовок крыла был профиль NACA 4415 с длиной хорды 66,3 дюймов (1684 мм) и относительной толщиной 15%.
Схема учебного самолета Miles M.18 Trainer
После тщательных испытаний прототип был представлен Министерству авиации для официальных испытаний и вызвал шквал благоприятных комментариев от всех, кто летал на нем. В результате самолет получил заказ на серийное производство, но едва это решение было принято, как почти сразу же оно было отменено в пользу сохранения на вооружении биплана de Havilland D.H.82 Tiger Moth, бывшего стандартным учебным самолетом Королевских ВВС уже много лет. Между тем был построен и представлен для проведения официальных испытаний второй – усовершенствованный – экземпляр M.18. В 1942 году компания Miles вновь получила заказ на серийное производство M.18 Trainer, и вновь Министерство авиации отменило свое решение. С 1938 по 1942 год в общей сложности были построены четыре M.18, каждый из которых будет описан ниже.
Первый M.18
Прототип M.18 (заводской номер 1075) был двухместным учебным самолетом с тандемным расположением кабин и 130-сильным двигателем de Havilland Gipsy Major. Первый полет состоялся 4 декабря 1938 года под управлением Фредерика Джорджа Майлза. Во время выполнения штопора у стабилизатора и рулей высоты была обнаружена тенденция затенять киль и руль направления и хотя серьезных проблем испытано не было, вертикальное оперение было перенесено вперед на 22 дюйма (559 мм). В 1941 году на самолет в качестве эксперимента было установлено трехопорное шасси; при этом переднюю кабину пришлось зашить, поскольку оснащенная масляным амортизатором носовая стойка оказывалась в опасной близости от неё, так что самолет стал одноместным.
Miles M.18 Trainer (заводской номер 1075) под управлением Уолтера Дж. Каплея (Miles Aircraft)
Miles M.18 Trainer выполняет разворот; обратите внимание на положение руля направления и элеронов (Miles Aircraft)
В 1942 году была инициирована серия испытаний, направленных на определение возможности посадки легкого самолета на небольшую площадку, расположенную на корме торгового судна. Данные испытания потребовали использования сети в качестве гарантии на случай неудачи с зацеплением простейшего аэрофинишера. Испытания проводились с учебным самолетом M.38 Messenger, но первоначально M.18 применялся для высокоскоростных испытательных рулежек в сетку. В 1946 году самолет использовался для ряда кратких полномасштабных испытаний эффекта крайне низкого относительного удлинения крыла. Для этих целей размах крыла был уменьшен с 31 фута (9,45 м) до 22 футов (6,71 м), при этом относительное удлинение сократилось с 5,2 до 3,7. Наконец, в 1946 году на самолет был установлен экспериментальный 110-сильный двигатель Jameson FF, который был настолько легким, что пришлось сильно удлинить нос, чтобы сохранить центровку самолёта неизменной.
Первый Miles M.18 Trainer, оснащенный шасси с носовой стойкой (Miles Aircraft)
Первоначально самолет был зарегистрирован как U-2. Затем, после установки носовой стойки и превращения из двухместной в одноместную машина была перерегистрирована и получила новый номер U-0222. Самолету был выделен номер гражданской регистрации G-AFRO, но он никогда не применялся. В декабре 1947 года самолет был отправлен на слом.
Первый Miles M.18 Trainer под управлением Джорджа Майлза во время высокоскоростных испытательных рулежек в сетку
Второй M.18 (M.18 Mk.2)
В ноябре 1939 года в небо поднялся второй M.18. Этот самолет, получивший регистрационный номер U-8, был оснащен 150-сильным двигателем Blackburn Cirrus Major III, разгонявшим машину до 135 миль/ч (217 км/ч) по сравнению со 130 миль/ч (209 км/ч) прототипа. Министерство авиации подвергло самолет приемочным испытаниям (при этом регистрационный номер был изменен на U-0224), после чего машина была возвращена компании Miles и использовалась ею в качестве курьерской.
M.18 Mk.2 (заводской номер 4426); горизонтальное оперение самолета было смещено назад
Позднее самолету был присвоен военный номер HM545, а в 1946 году машина получила сертификат летной годности и номер гражданской регистрации G-AHKY. В марте 1948 года самолет был приобретен флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Х. Б. Айлзом (Flight Lieut H. B. Iles). Пилотируz M.18. Айлз в 1956 году победил в гонках на приз компании Goodyear (Goodyear Trophy) со скоростью 130 миль/ч (209 км/ч), в 1957 году – в гонках на кубок Osram (Osram Cup) со скоростью 136 миль/ч (219 км/ч) и в 1961 году в гонках на кубок короля (King’s Cup) со скоростью 142 миль/ч (228 км/ч).
M.18 Mk.2 с гражданскими опознавательными знаками
Третий M.18 (М.18 Mk.3)
Третий M.18 (заводской номер 4432, регистрационный номер U-0238) впервые поднялся в небо в октябре 1942 года. Кабины данного самолета были закрыты фонарем с двумя сдвижными секциями; в остальном он был идентичен Mk.2. Во время войны самолет использовался компанией в качестве курьерского.
M.18 Mk.3 (заводской номер 4426) с закрытыми кабинами (Miles Aircraft)
В 1945 году машина была перерегистрирована как U-3, а в 1946 году получила номер гражданской регистрации G-AHOA. В 1948 году самолет получил сертификат летной годности и был продан г-же Э. М. Портеус (Mrs E. M. Porteous) из Бернастона (Burnaston), графство Дербишир. Позднее машина была перепродана Т. У. Хейхау (to T. W. Hayhow). 25 мая 1950 года самолет разбился в Литтондейле (Littondale), графство Йоркшир.
M.18 Mk.3 с гражданскими опознавательными знаками
Четвертый M.18
Вскоре после окончания войны Ф. Дж. и Джордж Майлзы решили расширить сферу деятельности компании. До сих пор они за исключением разработки автопилотов были производителями планеров самолетов. Теперь братья Майлзы решили производить свои собственные двигатели, пропеллеры и электрические приводы. Двигатель был должным образом спроектирован, построен и опробован на испытательном стенде. Это был восьмицилиндровый 200-сильный двигатель с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами. Были построены и испытаны несколько винтов фиксированного шага, но конечной целью был флюгерный воздушный винт изменяемого шага, установленный на M.18. Управление флюгерным винтом было ручным. Благодаря возможности флюгирования посадки с неработающим двигателем перестали быть редкостью (испытания редко проводились на высоте, позволявшей выполнить довольно длительный процесс ручного вывода винта из флюгерного положения). К сожалению, в связи с произошедшим в конце 1947 года финансовым крахом компании – несмотря на всю свою успешность – ни двигатель, ни винт, ни автопилот не были запущены в серийное производство.
Четвертый и последний самолет в серии M.18 был известен как M.18.HL. Первоначально машина была зарегистрирована как U-0236 и позднее получила военный номер JN703. Это был не учебный, а экспериментальный самолет, построенный по заказу Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), пожелавшего получить полномасштабные данные об эффективности и характеристиках сложной компоновки системы механизации крыла, для спроектированного по спецификации S.12/40 компанией Supermarine самолета-амфибии корабельного базирования (предшественника Supermarine Type 381 Seagull). В состав механизации крыла входили установленные по всему размаху крыла отклоняемые предкрылки, с также расположенными по всему размаху щелевыми закрылками (на 40% их размаха размещены вложенные элероны). Для противодействия ожидаемому моменту тангажа площадь стабилизатора и рулей высоты была увеличена на 20% по сравнению с горизонтальным оперением обычного M.18, который был оснащен разрезными закрылками.
Первый полет M.18.HL состоялся в декабре 1942 года. В ходе проведенных в RAE испытаний с полностью отклоненными предкрылками и закрылками (угол 30º) был достигнут максимальный коэффициент подъемной силы 3,2. Однако в данной конфигурации самолет не обладал поперечной устойчивостью и на малых скоростях управление элеронами было недостаточным. Для исправления этих недостатков самолет был оснащен отогнутыми вверх законцовками крыла и килем увеличенной площади, но характеристики управляемости оставались неудовлетворительными и, как следствие, спроектированный палубный самолет не был заказан. Это был хороший пример возможности избежать заказа дорогого, но неудачного самолета с помощью простых натурных испытаний на легком самолете, построенном по умеренной цене.
M.18.HL с щелевыми закрылками, установленными по всему размаху задней кромки крыла, и вкладными элеронами (Miles Aircraft)
На данном снимке хорошо показаны отклоненные предкрылки и закрылки M.18.HL (Miles Aircraft)
M.18.HL после установки отогнутых вверх законцовок крыла (Miles Aircraft)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: |
M.18 |
M.18.HL |
Назначение: |
учебный самолет |
экспериментальный самолет |
Экипаж, чел.: |
2 |
2 |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя |
de Havilland Gipsy Major Blackburn Cirrus Major |
Blackburn Cirrus Major |
мощность двигателя, л.с. |
1×130 (1×150) |
1×150 |
общая мощность двигателя, л.с. |
130 (150) |
150 |
Размеры: |
|
|
размах крыла, фт дйм (м) |
31 0 (9,45) |
30 0 (9,14) |
длина, фт дйм (м) |
24 10 (7,57) |
24 10 (7,57) |
высота, фт дйм (м) |
9 4 (2,85) |
9 4 (2,85) |
площадь крыла, фт² (м²) |
183 (17,00) |
147 (13,66) |
относительное удлинение крыла |
5,2 |
6,12 |
профиль крыла у корневых частей |
Clark YH (мод.) |
NACA 23018 |
профиль крыла у законцовок |
NACA 4415 |
NACA 23010 |
Вес: |
|
|
пустого, фнт (кг) |
1300 (590) |
1420 (644) |
топливо (24 галлона [109 л]), фнт (кг) |
180 (82) |
|
масло (2,5 галлона [11 л]), фнт (кг) |
23 (10) |
|
пилот, фнт (кг) |
200 (91) |
|
пассажир, фнт (кг) |
200 (91) |
|
общий, фнт (кг) |
1903 (863) |
2000 (907) |
удельная нагрузка на крыло, фнт/фт² (кг/м²) |
10,6 (51,76) |
13,6 (66,40) |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) |
135 (217) |
|
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) |
117 (188) |
|
скорость сваливания с убранными закрылками (по приборам), миль/ч (км/ч) |
56 (90) |
|
скорость сваливания с выпущенными закрылками (по приборам), миль/ч (км/ч) |
50 (80) |
|
скороподъемность, фт/мин (м/мин) |
780 (3,.96) |
|
длина разбега, фт (м) |
720 (219) |
|
взлетная дистанция с набором высоты 50 футов (15 м), фт (м) |
1260 (384) |
|
длина пробега, фт (м) |
531 (162) |
|
посадочная дистанция после захода на посадку с высоты 50 футов (15 м), фт (м) |
840 (256) |
|
время набора высоты 5000 футов (1524 м), мин |
8 |
|
время набора высоты 10 000 футов (3048 м), мин |
22 |
|
практический потолок, фт (м) |
12 400 (3780) |
|
абсолютный потолок, фт (м) |
14 100 (4298) |
|
продолжительность полета, ч |
3,2 |
|
- [1] M.14 Magister был военным вариантом M.2 Hawk, разработанного за шесть лет до описываемых событий и являвшегося первым свободнонесущим низкопланом братьев Майлз
источник: DON L. BROWN «Miles Aircraft since 1925», с. 156–162