Учебно-тренировочный самолет флота I-go Ko-gata
Появление в 1918 году нового морского разведчика Ro-go ko-gata, разработанного на арсенале флота "Йокошо" в содружестве двух флотских офицеров, тайи (старших лейтенантов) Чикухеи Накадзима и Кишичи Умакоши, неожиданно явило на свет весьма удачную конструкцию гидроплана-разведчика, ставшую, по сути, первой серийной самостоятельной разработкой в Японии.
Гидроплан Ro-go ko-gata строился большой для 20-х годов серией и использовался японским флотом до конца 20-х годов. Удачная конструкция боевой машины послужила поводом для разработки на ее базе учебно-тренировочного самолета, способного заменить во флотской авиации использующиеся древние гидропланы на базе конструкции братьев Фарман с толкающим винтом.
К 1920 году Чикухеи Накадзима уже вышел в отставку и организовал собственную авиастроительную фирму с одноименным названием, поэтому работу над учебным самолетом взял на себя его бывший коллега Кишичи Умакоши. Опыт разработки боевого Ro-go ko-gata был использован в полной мере. Концептуально разработанный Умакоши самолет очень напоминал предшественника. За исключением несколько меньших размеров, учебная машина имела иную конструкцию крыла, заимствованного у популярного английского Avro 504K, строившегося в Японии по лицензии. Поплавковое шасси из двух основных и одного хвостового, поддерживающего поплавка было заимствованно из проекта Ro-go ko-gata. В учебном самолете была предусмотрена установка целого ряда различных двигателей — Рено мощностью 70 или 100 л.с.; 200-сильный Испано Сюиза или Бенц мощностью 100, 110 или 130 л.с.
Новая машина получила обозначение "Kaigun Yokosho-shiki I-go ko-gata minakami renshu-ki", что дословно можно перевести, как "Учебный гидросамолет флота тип Йокошо, Модель А, модификация 1" .
Учебный гидроплан I-go ko-gata, увы, не разделил успеха своего разведывательного предшественника, явившись лишь переходной моделью в процессе разработки более совершенных машин. I-go ko-gata был запущен в серию в 1920 году, а к 1922 году основным учебно-тренировочным самолетом в японском флоте стала лицензионная версия английского Авро 504, надолго ставшая классикой в Стране Восходящего Солнца.
I-go ko-gata был построен в количестве около 70 экземпляров: 24 – в 1920 году, из которых десять штук с двигателем Бенц мощностью 130 л.с., десять с двигателем Рено по 70 л.с и по два со 100-сильными Рено и Бенц. В 1921 году было выпущено еще 42 машины, из которых 36 были оснащены двигателями Бенц по 110 л.с. и шесть штук – 200-сильными Испано-Сюиза. Последние шесть машин были выпущены в начале 1922 года с 130-сильными Бенцами.
Гидропланы I-go ko-gata оставались на вооружении до 1924 года, после чего передавались в гражданское пользование. Гражданские машины получили собственное имя "Chidori-Go" (Ржанка) и использовались в компании Nippon Koku Yuso Kenkyusho (Японская транспортная компания воздушных исследований). На некоторых "списанных" гражданских самолетах I-go ko-gata двигатели заменялись на 160-сильные Даймлер.
Но, как и у большинства цельнодеревянных машин того времени, их век был недолог. К 1926 году, видимо, ни одного I-go ko-gata на ходу уже не осталось.